Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Идея количественной определенности космоса в философии Пифагора.
С точки зрения пифагорейцев, космос и вещи — это не просто материя и вещество, но вещество с определенной структурой, подчиненное соразмерности и числовым отношениям. Пифагор утверждал, что «все есть число», т. е. разумное сочетание величин, составляющих пары противоположностей: предел и беспредельное; нечет и чет; единство и множество; правое и левое; мужское и женское; свет и тьма; добро и зло и т. д. Геометрическим выражением идеи предела был шар, арифметическим — единица, — поэтому космос, согласно учению пифагорейцев, один и сферичен и при этом находится в безграничном пустом пространстве. Возникновение мироздания мыслилось ими как наполнение точки («божественной единицы») пространством (материей, двойкой и пустотой), в результате которого точка получила объем и протяженность. Числовая структура космоса определила характер взаимосвязи вещей и природу каждой единичной вещи. Все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы эти отношения вскрыть.
Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние. Закон единства и борьбы противоположностей, его значение для анализа экономических процессов. План: Закон единства и борьбы противоположностей. Его смысл. Значение для анализа экономических процессов. 1.Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. 2.Одной из кардинальных проблем философии являются вопрос о единстве и борьбе противоположностей, противоречивый характер исторического, в том числе и экономического, развития. Ни одна из формаций никогда не развивалась по прямой. Любой из них был присущ криволинейный, зигзагообразный, поступательновозвратный характер развития. Особенно нагляден сейчас пример с экономикой России и экономикой бывших стран социалистического лагеря. Единство и борьба противоположностей, наличие антагонистических и неантагонистических противоречий всегда считались одним из мощнейших средств поступательного движения. Этот закон, имеющий глобальный характер, особо отчетливо проявляющий себя на макроуровне, сказывается на взаимодействии различных экономических составляющих, проявляется и на микроуровневых структурах. Влияние этого закона на хозяйственнофинансовую деятельность предприятий и их ассоциаций и должен улавливать экономический анализ, нейтрализуя возможные негативные последствия доступными ему способами и приемами. Этими же способами и приемами содействовать тому, что в результате противоречивого развития обозначало и качество позитивного порядка.. Зав. кафедрой Чумаков А.Н. Г. Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен) Билет № 11 1. Первая попытка объяснить мир в не-мифологических образах предпринята в эпоху: a. средневековья b. ренессанса c. античности d. марксизма e. Нового времени 2. Аристотель первичным называл: a. Первоматерию b. Атомы c. Человека d. Идеи e. Бога 3. Древнегреческий философ, утверждавший, что основой всего сущего является беспредельный «апейрон»: a. Анаксимандр b. Анаксимен c. Гераклит d. Фалес e. Демокрит 4. Средневековый философ, создавший учение о гармонии веры и разума, гармонии истин откровения и истин науки: a. Абеляр b. Роджер Бэкон c. Фома Аквинский d. Дунс Скотт e. Августин 5. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности … гуманизм 6. Термин “Возрождение” означает восстановление интереса к … a. Язычеству b. Первобытности c. Античности d. Средневековью e. Христианству 7. Родоначальником европейского рационализма является: a. Локк b. Бэкон c. Гоббс d. Декарт e. Спиноза 8. Спиноза, в качестве субстанции, основы мироздания признавал: a. Атом b. Природу c. Материю d. Апейрон e. Электрон 9. Категории, относящиеся к философской системе Канта: a. Вещь в себе b. Априорные формы c. Категорический императив d. Субстанция и модусы. 10. Автор учения об антиномиях разума: a. Кант b. Фихте c. Шеллинг d. Гегель 11. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека: _мировоззрение 12. Крайняя форма субъективного идеализма, признающая тезис: «Существую только Я и мои ощущения»: a. солипсизм b. рационализм c. эмпиризм d. скептицизм 13. Формы рационального познания: a. суждение b. представление c. понятие d. умозаключение e. восприятие 14. Идеалистическое направление, по которому все бытие определяется законами логики – это: панлогизм |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 196. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |