Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Идея количественной определенности космоса в философии Пифагора.




С точки зрения пифагорейцев, космос и вещи — это не просто материя и вещество, но вещество с определенной структурой, подчиненное соразмерности и числовым отношениям. Пифагор утверждал, что «все есть число», т. е. разумное сочетание величин, составляющих пары противоположностей: предел и беспредельное; нечет и чет; единство и множество; правое и левое; мужское и женское; свет и тьма; добро и зло и т. д. Геометрическим выражением идеи предела был шар, арифметическим — единица, — поэтому космос, согласно учению пифагорейцев, один и сферичен и при этом находится в безграничном пустом пространстве. Возникновение мироздания мыслилось ими как наполнение точки («божественной единицы») пространством (материей, двойкой и пустотой), в результате которого точка получила объем и протяженность. Числовая структура космоса определила характер взаимосвязи вещей и природу каждой единичной вещи. Все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы эти отношения вскрыть.

 

Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.

Закон единства и борьбы противоположностей, его значение для анализа экономических процессов.

План:

Закон единства и борьбы противоположностей. Его смысл.

Значение для анализа экономических процессов.

1.Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания.

2.Одной из кардинальных проблем философии являются вопрос о единстве и борьбе противоположностей, противоречивый характер исторического, в том числе и экономического, развития. Ни одна из формаций никогда не развивалась по прямой. Любой из них был присущ криволинейный, зигзагообразный, поступательновозвратный характер развития. Особенно нагляден сейчас пример с экономикой России и экономикой бывших стран социалистического лагеря. Единство и борьба противоположностей, наличие антагонистических и неантагонистических противоречий всегда считались одним из мощнейших средств поступательного движения. Этот закон, имеющий глобальный характер, особо отчетливо проявляющий себя на макроуровне, сказывается на взаимодействии различных экономических составляющих, проявляется и на микроуровневых структурах. Влияние этого закона на хозяйственнофинансовую деятельность предприятий и их ассоциаций и должен улавливать экономический анализ, нейтрализуя возможные негативные последствия доступными ему способами и приемами. Этими же способами и приемами содействовать тому, что в результате противоречивого развития обозначало и качество позитивного порядка..

Зав. кафедрой                                                                                                   Чумаков А.Н.

Г.





Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)

Билет № 11

1. Первая попытка объяснить мир в не-мифологических образах предпринята в эпоху:


a. средневековья

b. ренессанса

c. античности

d. марксизма

e. Нового времени


2. Аристотель первичным называл:


a. Первоматерию

b. Атомы

c. Человека

d. Идеи

e. Бога


3. Древнегреческий философ, утверждавший, что основой всего сущего является беспредельный «апейрон»:


a. Анаксимандр

b. Анаксимен

c. Гераклит

d. Фалес

e. Демокрит


4. Средневековый философ, создавший учение о гармонии веры и разума, гармонии истин откровения и истин науки:


a. Абеляр

b. Роджер Бэкон

c. Фома Аквинский

d. Дунс Скотт

e. Августин


5. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности …  гуманизм

6. Термин “Возрождение” означает восстановление интереса к …


a. Язычеству

b. Первобытности

c. Античности

d. Средневековью

e. Христианству


7. Родоначальником европейского рационализма является:


a. Локк

b. Бэкон

c. Гоббс

d. Декарт

e. Спиноза


8. Спиноза, в качестве субстанции, основы мироздания признавал:


a. Атом

b. Природу

c. Материю

d. Апейрон

e. Электрон


9. Категории, относящиеся к философской системе Канта:


a. Вещь в себе

b. Априорные формы

c. Категорический императив

d. Субстанция и модусы.


10. Автор учения об антиномиях разума:


a. Кант

b. Фихте

c. Шеллинг

d. Гегель

11. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека: _мировоззрение

12. Крайняя форма субъективного идеализма, признающая тезис: «Существую только Я и мои ощущения»:


a. солипсизм

b. рационализм

c. эмпиризм

d. скептицизм


13. Формы рационального познания:


a. суждение

b. представление

c. понятие

d. умозаключение

e. восприятие


14. Идеалистическое направление, по которому все бытие определяется законами логики – это: панлогизм










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...