Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема конкретности и объективности истины.




Объективность истины — сложное свойство ее, включающее в свой состав независимость истины от произвола субъекта, его антипатий и симпатий и отношений к предмету знания, данному познанию независимо от истины.

Независимость истины от произвола субъекта есть выражение ее адекватности в отношении к объекту, в котором она предстает как описание объекта таким, каков он есть действительно, независимо от желаний, установок и т. п. - как отклоняющих познающего субъекта от пути адекватного познания, так и направляющих субъекта на этот путь. Объективность истины потому и есть ее адекватность, а отнюдь не существование ее вне сознания субъекта. В меру своей адекватности наше познание объективно, в меру неадекватности - субъективно, т. е. ложно.

Альтернативные точки зрения:

· субъективные идеалисты, которые полностью отрицают объективную сторону истины. Субъективизм в понимании истины присущ, например, сторонникам широко распространенной в недавнем прошлом такой философской концепции, как прагматизм, поскольку ее сторонники утверждают, будто истинно все то, что выгодно, приносит пользу и успех.

· концепция "социально-организованного опыта" А.А. Богданова. Согласно его взглядам, истинно то, что общезначимо, что соответствует мнению большинства, признается большинством. Такая позиция тоже недостаточно корректна, поскольку новое в науке первое время часто расходится с мнением большинства (вспомним судьбу открытий Н. Коперника, А. Эйнштейна и др.).

Если понятие «объективность истины» подчеркивает основную ее черту как верное отражение действительности, а понятие «относительная и абсолютная истина» — сам процесс ее познания, то понятие «конкретность истины» говорит о возможном практическом применении полученных знаний.

Конкретность истины - свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени и т. д. Так, истинность или ложность тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, с учетом которых они сформулированы. Предложение «Сумма внутренних углов треугольника равна 2d» истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, напр., в геометрии Лобачевского. Поэтому нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. Особую важность конкретно-исторический подход, учет условий места и времени, приобретает при анализе общественного развития, к-рое совершается неравномерно и в процессе которого постоянно возникают новые явления.

 

 

Зав. кафедрой                                                                                       Чумаков А.Н.

Г.





Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)

Билет № 9

       1. Первая философская школа в истории европейской философии:


a. Пифагорейская

b. Элейская

c. Милетская

d. Атомистов

e. Платоновская


2. Создатель атомистической картины мира:


a. Демокрит

b. Платон

c. Гегель

d. Гераклит

e. Сократ


3. Основная гносеологическая позиция Элейской школы оценивается как:


a. Рационализм

b. Эмпиризм

c. Агностицизм

d. Субъективизм

e. Скептицизм


4. "Темным познанием" Демокрит называет:


a. Чувственное познание

b. Интуитивное постижение

c. Абстрактное мышление

d. Знание, посланное богом

e. Любой процесс познания


5. Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для …

a. Постижения сущности прекрасного

b. Обоснования догматов веры

c. Развития частных наук

d. Построения основ общества

e. Утверждения гуманистический идеалов

6. Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину:


a. Чувство справедливости

b. Вера в Бога

c. Чувство юмора

d. Чувство прекрасного

e. Возможность познания


7. Автор политического трактата «Левиафан»:… У. Гоббс

8. Механистическое объяснение явлений и мира характерно для философии:


a. Нового времени

b. Античности

c. Средних веков

d. Возрождения

e. Диалектики


9. Автор слов: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать всеобщим законом природы".


a. Юм

b. Гегель

c. Фейербах

d. Кант

e. Бэкон


10. Бог по Фейербаху:


a. антропоморфен

b. наделен человеческой родовой сущностью

c. абстрактен и существует на небесах

d. существует в душе каждого человека


 

11. Суть дуализма отражена в суждении:


a. Признание первичности материи.

b. Признание первичности идеального.

c. Тождество мышления и бытия.

d. Признание мышления и протяженности независимыми субстанциями


 


12. Полное отрицание идеального принадлежит:


a. Материализму.

b. Идеализму.

c. Дуализму.

d. Вульгарному материализму.

e. Плюрализму.


13. Парными категориями диалектики являются:


a. Движение - покой;

b. Форма - содержание;

c. Добро – зло;

d. Причина - следствие;

e. Эгоизм - альтруизм.


14. Основными законами диалектики являются:


a. Закон добавочной стоимости;

b. Закон единства и борьбы противоположностей;

c. Закон отрицания отрицания;

d. Закон Авогадро;

e. Закон перехода количества в качество.


15. Частнонаучные методы познания:

a. спектральный анализ;

b. анатомирование;

c. метод восхождения от абстрактного к конкретному.

16. Суждение о том, что эксперимент, как метод познания одновременно принадлежит и к познавательной, и к практической деятельности человека:


a. Верно;

b. преувеличено.

c. метафизично

d. субъективно


17. Виды бессознательных процессов:


a. Сновидение,

b. понятие,

c. суждение,

d. интуиция,

e. умозаключение,

f. озарение,


18. Формы чувственной ступени отражения:


a. Интуиция,

b. ощущение,

c. суждение,

d. восприятие,

e. представление,

f. понятие.


19. Из имеющихся на Земле круговоротов вещества и энергии все более мощным становится:

a. Геологический;

b. Антропогенный;

c. Биологический;

d. Атмосферный;

e. Ноосферный;

20. Категория диалектики, парная категории «необходимое»: случайное                                        
































Проблемные вопросы

Идея развития в философии Гераклита и Гегеля

План ответа:

Диалектика (идея развития) в философии Гераклита

Диалектика (идея развития) в философии Гегеля










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...