Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Противоположность диалектического и метафизического методов мышления.




МЕТАФИЗИКА - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

Употребляется и как вполне современный синоним "философии". Термин ввел

Андроник РОДОССКИЙ - систематизатор сочинений Аристотеля. В Античности и

Средние века метафизика прежде всего рассматривала вопросы бытия. Как

самостоятельный метод метафизика появляется у Платона. Это тип знания,

восходящий от эмпирической реальности к бестелесным сущностям (идеям).

Аристотель в своей классификации наук первое место отводит науке о бытии и

причинах всего сущего. Метафизика - самая ценная из наук. По Аристотелю

метафизика не средство, а цель жизни, источник наслаждения.

 

Метафизика, как метод мышления обнаружила себя в основном в философии европейского средневековья, ассоциируясь в трудах Августина Блаженного, Фомы Аквинского и других мыслителей с идеями неизменности, статичности сотворенного Богом мира. Источником несущественных изменений провозглашался Творец.

 В Средние века метафизика рассматривалась как высшая форма рационального познания бытия, подчиненная сверхразумному знанию, данному в откровении.

Средневековая метафизика дала детальную трактовку таких проблем, как

отношение свободы и необходимости, природы общих понятий. В эпоху

Возрождения господствует пантеистическая натурфилософия, а метафизика

практически не развивается. В Новое время метафизика выходит из границ,

очерченных теологией и делает объектом своего исследования природу,

испытывая большое влияние естествознания.

Метафизические вопросы Что есть причина причин? Каковы истоки истоков? Каковы начала начал? Что есть «непосредственное», «наличное»? Где — буквально или понятийно-топологически — эти начала располагаются? …

Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) - наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и Даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия о большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы), к подобным исследованиям еще не применялся термин «Д.». Первоначально этим термином обозначались:

Классический диалектический метод мышления, предполагает такие важные принципы, как объективность, всесторонность рассмотрения явлений в их постоянном развитии, учет универсальных взаимосвязей, взаимообусловленностей. В ее арсенале немало методологически важных законов и категорий, в которых отражаются существенные свойства явлений мира и бытия человека.

1) способность-вести спор посредством вопреевв и ответов;

2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики. Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: охватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания;

 

 



Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)

Билет № 7

         1. Представители Элейской школы философии Древней Греции:



A. Ксенофан

b. Парменид

c. Зенон

d. Сократ

e. Гераклит

f. Пифагор


2. Философ, в основе теории познания которого лежит утверждение: "знание — это припоминание того, что душа когда-то узнала, а потом забыла": Платон


Основатель диалоговой формы изложения философии: Сократ

4. Представители средневековой философии:


a. Уильям Оккам

b. Дунс Скотт

c. Парменид Элейский

d. Макиавелли




Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их словесными обозначениями - номенализм

6. Основные направления в философии Ренессанса:


a. гуманизм;

b. неотомизм;

c. натурфилософия;

d. экзистенциализм;

e. социальная философия.


7. Положение: "природа есть причина самой себя " сформулировал:


a. Декарт

b. Гоббс

c. Спиноза

d. Юм

e. Беркли


8. «Без субъекта нет объекта» утверждал:


a. Беркли

b. Демокрит

c. Платон

d. Локк

e. Юм


9. Материализм Фейербаха является:

a. Диалектическим

b. Антропологическим

c. Наивным

d. Механистическим

10. Кант отрицает возможность познания…


a. Человека,

b. мира явлений,

c. природы,

d. бога,

e. «вещей в себе».


11. Всеобщее свойство материи:


a. Статичность.

b. Отражение.

c. Существование.

d. Притяжение.

e. Мышление.

 

 


12. Источник диалектического развития:


a. первотолчок;

b. перводвигатель;

c. конкретность;

d. разрешение противоречий;

e. разрешение противоречия с повышением уровня развития.


 

 

13. Понятия «объект познания» и «объективная реальность»:


a. Равно объемны;

b. «объективная реальность» шире.

c. «объект познания» шире

d. Противоречащие друг другу


14. Истинность теории проверяется:


a. на практике;

b. разумом;

c. чувствами;

d. математическими доказательствами;

e. мнением субъекта.


       15. Тезис «Сознание является результатом эволюции и развития абсолютной идеи»

         выражает позицию:


a. Фейербаха,

b. Лейбница,

c. Гегеля,

d. Канта,

e. Фихте.




















Наиболее ярко выраженная характеристика человечества современной эпохи,

играющая важную роль в становлении постиндустриального мирового пространства:


a. Умеренность;

b. Экофильность;

c. Толерантность;

d. Благоразумие;

e. Агрессивность.


        17. Критерием общественного прогресса является:


a. Уровень развития науки и техники;

b. Темпы развития общественного производства;

c. Степень предоставляемой обществом свободы для творческой самореализации;

d. Уровень культуры общества;

e. Объективного критерия прогресса общества не существует.






Функция философии, вырабатывающая общее абстрактно – теоретическое видение

 мира:


a. аксиологическая

b. критическая

c. мировоззренческая

d. прогностическая

e. методологическая


      19. Форма бытия материи, выражающая длительность, смену состояний:


a. качество

b. время

c. количество

d. пространство

e. движение


20. Движение, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее

      совершенного к более совершенному: _прогресс___________________.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...