Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Противоположность диалектического и метафизического методов мышления.
МЕТАФИЗИКА - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Употребляется и как вполне современный синоним "философии". Термин ввел Андроник РОДОССКИЙ - систематизатор сочинений Аристотеля. В Античности и Средние века метафизика прежде всего рассматривала вопросы бытия. Как самостоятельный метод метафизика появляется у Платона. Это тип знания, восходящий от эмпирической реальности к бестелесным сущностям (идеям). Аристотель в своей классификации наук первое место отводит науке о бытии и причинах всего сущего. Метафизика - самая ценная из наук. По Аристотелю метафизика не средство, а цель жизни, источник наслаждения.
Метафизика, как метод мышления обнаружила себя в основном в философии европейского средневековья, ассоциируясь в трудах Августина Блаженного, Фомы Аквинского и других мыслителей с идеями неизменности, статичности сотворенного Богом мира. Источником несущественных изменений провозглашался Творец. В Средние века метафизика рассматривалась как высшая форма рационального познания бытия, подчиненная сверхразумному знанию, данному в откровении. Средневековая метафизика дала детальную трактовку таких проблем, как отношение свободы и необходимости, природы общих понятий. В эпоху Возрождения господствует пантеистическая натурфилософия, а метафизика практически не развивается. В Новое время метафизика выходит из границ, очерченных теологией и делает объектом своего исследования природу, испытывая большое влияние естествознания. Метафизические вопросы Что есть причина причин? Каковы истоки истоков? Каковы начала начал? Что есть «непосредственное», «наличное»? Где — буквально или понятийно-топологически — эти начала располагаются? … Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) - наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и Даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия о большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы), к подобным исследованиям еще не применялся термин «Д.». Первоначально этим термином обозначались: Классический диалектический метод мышления, предполагает такие важные принципы, как объективность, всесторонность рассмотрения явлений в их постоянном развитии, учет универсальных взаимосвязей, взаимообусловленностей. В ее арсенале немало методологически важных законов и категорий, в которых отражаются существенные свойства явлений мира и бытия человека. 1) способность-вести спор посредством вопреевв и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики. Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: охватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания;
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен) Билет № 7 1. Представители Элейской школы философии Древней Греции: A. Ксенофан b. Парменид c. Зенон d. Сократ e. Гераклит f. Пифагор 2. Философ, в основе теории познания которого лежит утверждение: "знание — это припоминание того, что душа когда-то узнала, а потом забыла": Платон Основатель диалоговой формы изложения философии: Сократ 4. Представители средневековой философии: a. Уильям Оккам b. Дунс Скотт c. Парменид Элейский d. Макиавелли Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их словесными обозначениями - номенализм 6. Основные направления в философии Ренессанса: a. гуманизм; b. неотомизм; c. натурфилософия; d. экзистенциализм; e. социальная философия. 7. Положение: "природа есть причина самой себя " сформулировал: a. Декарт b. Гоббс c. Спиноза d. Юм e. Беркли 8. «Без субъекта нет объекта» утверждал: a. Беркли b. Демокрит c. Платон d. Локк e. Юм 9. Материализм Фейербаха является: a. Диалектическим b. Антропологическим c. Наивным d. Механистическим 10. Кант отрицает возможность познания… a. Человека, b. мира явлений, c. природы, d. бога, e. «вещей в себе».
11. Всеобщее свойство материи: a. Статичность. b. Отражение. c. Существование. d. Притяжение. e. Мышление.
12. Источник диалектического развития: a. первотолчок; b. перводвигатель; c. конкретность; d. разрешение противоречий; e. разрешение противоречия с повышением уровня развития.
13. Понятия «объект познания» и «объективная реальность»: a. Равно объемны; b. «объективная реальность» шире. c. «объект познания» шире d. Противоречащие друг другу 14. Истинность теории проверяется: a. на практике; b. разумом; c. чувствами; d. математическими доказательствами; e. мнением субъекта. 15. Тезис «Сознание является результатом эволюции и развития абсолютной идеи» выражает позицию: a. Фейербаха, b. Лейбница, c. Гегеля, d. Канта, e. Фихте. Наиболее ярко выраженная характеристика человечества современной эпохи, играющая важную роль в становлении постиндустриального мирового пространства: a. Умеренность; b. Экофильность; c. Толерантность; d. Благоразумие; e. Агрессивность. 17. Критерием общественного прогресса является: a. Уровень развития науки и техники; b. Темпы развития общественного производства; c. Степень предоставляемой обществом свободы для творческой самореализации; d. Уровень культуры общества; e. Объективного критерия прогресса общества не существует. Функция философии, вырабатывающая общее абстрактно – теоретическое видение мира: a. аксиологическая b. критическая c. мировоззренческая d. прогностическая e. методологическая 19. Форма бытия материи, выражающая длительность, смену состояний: a. качество b. время c. количество d. пространство e. движение 20. Движение, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному: _прогресс___________________. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |