Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человек и общество в философии Просвещения.




С одной стороны, человек предстает, как отдельный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, философы предлагают вместо них новую - юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения от конфессиональных, национальных и сословных границ. Носителем разумного и правового начала является не отдельный индивид, а именно "человек вообще", идеальный представитель рода, впоследствии получивший у Канта имя "трансцендентального субъекта".

Т. Гоббс («Левиафан») делит философию государства на две части: этику (учение о человеке) и политику (учение о гражданине). Человека от животных отличает ум и жизнь в государстве. До возникновения государства, в «естественном состоянии» люди и жили в одиночку. Поэтому здесь не было нравственных норм, у всех были равные права на все. При равенстве прав все одинаково претендовали на источники существования, и поэтому возникает «война всех против всех». У людей возникает страх смерти, и тогда они решают отказаться от части своих естественных прав ради мира и передать их отдельному лицу или собранию лиц. Так возникает государство. Его власть является абсолютной, а повиновение граждан должно быть безусловным. Выделяются три формы правления: монархия, республика (представители всех сословий), аристократия (одного сословия). Наилучшей формой государства, по мнению философа, является монархия, ибо только она способна устранить все беспорядки в обществе. Правитель-монарх обязан постоянно заботиться о духовном и материальном возвышении поданных, о развитии экономики, поднятии уровня морали.

Спиноза считает, что для общества нужно государство. Оно ограничивает агрессию людей, еще не способных руководствоваться разумом, и создает условия для просвещения всех. Поскольку люди станут жить под руководством разума, они будут делать лишь то, что хорошо для человеческой природы в целом. Таким образом, они будут подниматься к благоденствию каждого и всех.

Локк разработал принципы естественного права. К неотчуждаемым правам человека принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Локк убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, с тем, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

Учение Д. Локка о природе общества и государства разработана в контексте теории происхождения государства и власти. Государство возникает из естественного состояния по договору людей. В естественном состоянии люди абсолютно равны и свободны. Поэтому законом природы является требование, чтобы ни один не наносил ущерба жизни другого. Отсюда для каждого равные права на два вида власти: делать все необходимое для сохранения себя и других, наказывать за преступление против этого закона. В естественном состоянии в одиночку выполнять свои обязанности и реализовывать власть трудно. И люди объединяются в общество. Это значит, что все решаются подчиняться воле большинства. Эту волю представляет законодательная власть, которая должна быть высшей в обществе. Законодательная власть назначает исполнительную власть и беспристрастных судей. Все ветви власти подчиняются законам. Цель правительства – защита естественных прав гражданина. Народ имеет право сменить правительство => конституционная парламентская монархия.

Проблема познаваемости мира. Агностицизм и его разновидности.

Агностицизм (А.) — это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 в. Т. Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет чувственного восприятия). Специфика агностицизма — в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Агностические концепции подразделяются по многим основаниям. Существуют материалистический и идеалистический агностицизм, сенсуалистический и рационалистический, Юмовский, Кантовский и т.д.

Наличие А. в философии свидетельствует о том, что познание есть сложный феномен. Протагор: разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, поэтому «человек есть мера всех вещей». Таким образом, философ делал вывод о невозможности достоверного, т. е. «однозначного» знания существа окружающих явлений. Традиция А. берет начало в философии Беркли, полагающего, что человеку невозможно выйти из своего опыта, чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам действительности.

Д. Юм показал, что в научном эксперименте следствие отличается от причины, а потому не может быть в ней выявлено. Из этого следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно. Есть, однако, субъективная причинность — наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другим. Человеческое познание, с этой точки зрения, — цепь субъективных опытов и предположений.

Внимание И. Канта привлекла активность субъекта в научно-познавательной деятельности, созидание субъектом форм, отсутствующих в природе. Он подошел к разрешению вопроса о механизме соединения «субъективного» и «объективного» в познании. И.Кант считал, что «вещи-в-себе» непознаваемыми. Воздействуя на человека, они вызывают в нем множество разнообразных ощущений. Обретая пространственную и временную форму, представления упорядочиваются далее посредством категорий рассудка. По утверждению Канта, познающий субъект не может выйти не только за границы чувственного опыта, но также и за пределы мира интеллигибельных объектов (нельзя помыслить немыслимое).

А. развивается в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме как конвенциализм - признание, что невозможно "проверить" понятие на практике, оно - функция от соглашения сообщества познающих, а не от факта действительности. Идеалом истинного знания позитивизм провозглашает опытное познание естественных наук.

Зав. кафедрой                                                                                       Чумаков А.Н.

Г.





Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)

Билет № 6

         1. Под «истинным бытием» Платон понимал:


a. Идеи

b. Чувственно воспринимаемые вещи.

c. Материю

d. Атомы

e. Космос


2. Философ, связавший добродетель со знанием, создавший концепцию этического интеллектуализма:


a. Гераклит

b. Анаксагор

c. Сократ

d. Платон

e. Аристотель


3.Основой всех состояний бытия Аристотель считал:


a. форму,

b. атомы,

c. первоматерию,

d. идеи.


4. Значение категории "апория":


a. Неразрешимое противоречие

b. Опыт

c. До опытное знание

d. Исходная посылка

e. Основа законов природы


5. Основная задача средневековой философии состояла в …


a. Разработке морально-этического кодекса

b. Обосновании идеи прекрасного

c. Выработке методологической базы частных наук

d. Построении учения о душе

e. Защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога


6. Автор утопического произведения эпохи Возрождения “Город солнца”


a. Кампанелла

b. Роттердамский

c. Кузанский

d. Макиавелли

e. Петрарка










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...