Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основной вопрос философии и его значение.
План 1. Постановка основного вопроса философии: материя или идея? 2. Первая сторона вопроса: что первично: дух или материя? f. 2.1. материалисты g. 2.2. идеализм (объективный, субъективный) 3. Вторая сторона вопроса: познаваем ли мир? 4. Иная классификация основных вопросов философии
В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для философии в самом высоком "всемирно-гражданском" ее смысле: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? 1) Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны. 2) Первая: что первично, изначально — природа или дух, материальное или идеальное? Иногда он формулируется несколько иначе: дух, сознание порождает материю, бытие или наоборот природа, материя, бытие порождает дух, сознание? Философы по-разному отвечают на этот вопрос. Материалисты считают, что материя первична, она лежит в основе всего существующего. Материализм считает, что вне нас существует мир, который мы можем познавать и познаем, даже преобразуем, но именно он — объективная реальность. Идеалисты считают, что сознание, дух первичны, а материя и природа вторичны, производны от сознания, мысль в основе всего. Различают объективный ( начало положил Платон, представитель нового времени - Гегель) и субъективный идеализм (основатель священник Дж. Берклини). Объективный идеализм утверждает, что до нас и независимо от нас существует идея (мировой дух, разум как таковой), а мир представляет собой порождение этой идеи. Объект вообще — это то, что существует вне человека, независимо от его сознания, то, на что направлена его деятельность. Субъективный идеализм. Сами ощущения и есть свойства вещей. Субъективное — это то, что свойственно человеку (субъекту). Беркли считал, что реален только субъект, его сознание. Мир вне человека существует лишь постольку, поскольку конкретный человек непосредственно ощущает, воспринимает — видит, слышит, осязает. Субъект, человек, порождает мир. Но такая точка зрения настолько противоречит здравому смыслу, что Берклини делал оговорку ,что всемогущий Господь Бог не позволил бы ему так заблуждаться. 3) Вторая: как относятся наши знания об окружающем мире к самому этому миру или проще: познаваем ли мир? В зависимости от ответа философы тоже разделились. Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом. Но есть философы, стоящие на позициях агностицизма , они не знают существует ли реально объективный мир, но если он существует, то он не познаваем.
4)Существует иная классификация основных вопросов философии,в которой все они разделены на три большие группы: что есть мир? (онтологический вопрос); что есть «Я» (антропологический вопрос); каковы отношения между «Я» и «не-Я»? (гносеологический, аксиологический, праксеологический и т.п. вопросы). Именно на них или часть из них и отвечает каждая философская система. Онтологический вопрос в наше время сразу же распадается на два вопроса: «Что есть физический мир (природа)?» и «Что есть социальный мир (общество)?». Антропологический вопрос включает в себя проблемы, связанные с пониманием человеческой личности, творчества, свободы, прекрасного, нравственных ценностей и т.п. Важнейшей проблемой, относящейся к взаимоотношениям «Я» и «не-Я», является гносеологическая: что и как я могу знать? Она расщепляется на вопросы о познавательных способностях человека, их взаимоотношении в процессах познания, о природе знания и истины, о взаимоотношении знания и веры, о предпосылках и методах познания и т.п. Зав. кафедрой Чумаков А.Н. Г Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен) Билет № 5 Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к реальному бытию вещей: a. Платон b. Аристотель c. Сократ d. Демокрит e. Гераклит 2. Число в качестве первоосновы мира выступает в учении: a. Пифагора b. Фалеса c. Сократа d. Аристотеля e. Анаксимандра 3. Платоновское "кажущееся бытие" означает: a. Идеи b. Атомы c. Космос d. Мировую душу e. Чувственно воспринимаемые вещи 4. «Майевтика» является методом познания: a. Сократа b. Пифагора c. Платона d. Аристотель e. Эпикура 5. Вера противопоставлялась в средневековье … a. Желанию b. Разуму c. Чувству d. Эмоциям e. Умению 6. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве … a. Человека b. Природы c. Космоса d. Науки e. Бога 7. Основой агностицизма Юма является: … скептицизм 8. Самый совершенный путь познания, по мнению Ф. Бэкона: a. «Путь паука» b. «Путь пчелы» c. «Путь муравья» d. Божественный путь e. Путь самопознания 9. Создатель и систематизатор диалектики как философского метода: a. Гегель b. Декарт c. Локк d. Спиноза e. Кант 10. Априорными формами Кант называл: a. Врожденные идеи, b. продукты разума, c. доопытные знания, d. чувственные восприятия.
11. Способ существования материи: a. Движение. b. Пространство. c. Время. d. Взаимообусловленность. e. Причинность.
12. Классификацию основных форм движения произвел: a. Бэкон. b. Декарт. c. Лейбниц. d. Фейербах. e. Энгельс.
13. К рациональному познанию относятся: a. Понятие; b. восприятие; c. суждение; d. умозаключение; e. Представление. 14. Недостаток сенсуализма и рационализма состоит в: a. метафизичности. b. диалектичности. c. односторонности; d. неадекватности отражения; 15. Язык является: a. Самостоятельным по отношению к мысли; b. Определяющим мысль и ее содержание; c. формой выражения идеального. 16. Гилозоизм – это… a. Признание человеческого сознания, b. наделение всей природы сознанием, c. признание одухотворенности живой природы. 17. Автор книги «Третья волна», посвященной типологии истории и сущности информационно-компьютерной революции: a. Белл; b. Арон; c. Дж. Гэбрейт; d. Масуда; e. Тоффлер. 18. Целостное представление о предметах и явлениях в процессе познания формирует: a. мироощущение b. мировосприятие c. миропонимание d. моральные установки e. религиозные позиции 19. Идеалистическое направление, признающее бога в качестве создателя природы, но не вмешивающегося в дальнейшем в бытие созданного: a. пантеизм b. деизм c. дуализм d. атеизм e. монотеизм 20. Атрибутами материи считаются: a. вкус b. пространство c. цвет d. форма e. время Проблемные вопросы |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 245. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |