Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основной вопрос философии и его значение.




План

1. Постановка основного вопроса философии: материя или идея?

2. Первая сторона вопроса: что первично: дух или материя?

f. 2.1. материалисты

g. 2.2. идеализм (объективный, субъективный)

3. Вторая сторона вопроса: познаваем ли мир?

4. Иная классификация основных вопросов философии

 

 

В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для философии в самом высоком "всемирно-гражданском" ее смысле: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

1) Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны.

2) Первая: что первично, изначально — природа или дух, матери­альное или идеальное? Иногда он формулируется несколько иначе: дух, сознание порождает материю, бытие или наоборот природа, материя, бытие порождает дух, сознание? Философы по-разному отвечают на этот вопрос.

Материалисты считают, что материя первична, она лежит в основе всего существующего. Материализм считает, что вне нас существует мир, который мы можем познавать и познаем, даже преобразуем, но именно он — объективная реальность. Идеалисты считают, что сознание, дух первичны, а материя и природа вторичны, производны от сознания, мысль в основе всего. Различают объективный ( начало положил Платон, представитель нового времени - Гегель) и субъективный идеализм (основатель священник Дж. Берклини).

Объективный идеа­лизм утверждает, что до нас и независимо от нас существует идея (мировой дух, разум как таковой), а мир представляет собой порождение этой идеи. Объект вообще — это то, что существует вне челове­ка, независимо от его сознания, то, на что направлена его деятельность.

Субъективный идеализм. Сами ощущения и есть свойства вещей. Субъективное — это то, что свойственно человеку (субъекту). Беркли считал, что реален только субъект, его сознание. Мир вне человека существует лишь постольку, поскольку конкретный человек непосред­ственно ощущает, воспринимает — видит, слышит, осязает. Субъект, человек, порождает мир. Но такая точка зрения настолько противоречит здравому смыслу, что Берклини делал оговорку ,что всемогущий Господь Бог не позволил бы ему так заблуждаться.

3) Вторая: как относятся наши знания об окружающем мире к са­мому этому миру или проще: познаваем ли мир? В зависимости от ответа философы тоже разделились.

 Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом. Но есть философы, стоящие на позициях агностицизма , они не знают существует ли реально объективный мир, но если он существует, то он не познаваем.

 

4)Существует иная классификация основных вопросов философии,в которой все они разделены на три большие группы: что есть мир? (онтологический вопрос); что есть «Я» (антропологический вопрос); каковы отношения между «Я» и «не-Я»? (гносеологический, аксиологический, праксеологический и т.п. вопросы). Именно на них или часть из них и отвечает каждая философская система. Онтологический вопрос в наше время сразу же распадается на два вопроса: «Что есть физический мир (природа)?» и «Что есть социальный мир (общество)?». Антропологический вопрос включает в себя проблемы, связанные с пониманием человеческой личности, творчества, свободы, прекрасного, нравственных ценностей и т.п. Важнейшей проблемой, относящейся к взаимоотношениям «Я» и «не-Я», является гносеологическая: что и как я могу знать? Она расщепляется на вопросы о познавательных способностях человека, их взаимоотношении в процессах познания, о природе знания и истины, о взаимоотношении знания и веры, о предпосылках и методах познания и т.п.

Зав. кафедрой                                                                                       Чумаков А.Н.

Г





Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)

Билет № 5

Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к

 реальному бытию вещей:


a. Платон

b. Аристотель

c. Сократ

d. Демокрит

e. Гераклит


2. Число в качестве первоосновы мира выступает в учении:


a. Пифагора

b. Фалеса

c. Сократа

d. Аристотеля

e. Анаксимандра


3. Платоновское "кажущееся бытие" означает:


a. Идеи

b. Атомы

c. Космос

d. Мировую душу

e. Чувственно воспринимаемые вещи


4. «Майевтика» является методом познания:


a. Сократа

b. Пифагора

c. Платона

d. Аристотель

e. Эпикура


5. Вера противопоставлялась в средневековье …


a. Желанию

b. Разуму

c. Чувству

d. Эмоциям

e. Умению


6. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве …


a. Человека

b. Природы

c. Космоса

d. Науки

e. Бога


7. Основой агностицизма Юма является: … скептицизм

8. Самый совершенный путь познания, по мнению Ф. Бэкона:


a. «Путь паука»

b. «Путь пчелы»

c. «Путь муравья»

d. Божественный путь

e. Путь самопознания


9. Создатель и систематизатор диалектики как философского метода:


a. Гегель

b. Декарт

c. Локк

d. Спиноза

e. Кант


10. Априорными формами Кант называл:


a. Врожденные идеи,

b. продукты разума,

c. доопытные знания,

d. чувственные восприятия.

 


11. Способ существования материи:


a. Движение.

b. Пространство.

c. Время.

d. Взаимообусловленность.

e. Причинность.


 

12. Классификацию основных форм движения произвел:


a. Бэкон.

b. Декарт.

c. Лейбниц.

d. Фейербах.

e. Энгельс.


 

 

13. К рациональному познанию относятся:


a. Понятие;

b. восприятие;

c. суждение;

d. умозаключение;

e. Представление.


14. Недостаток сенсуализма и рационализма состоит в:


a. метафизичности.

b. диалектичности.

c. односторонности;

d.  неадекватности отражения;


15. Язык является:

a. Самостоятельным по отношению к мысли;

b. Определяющим мысль и ее содержание;

c. формой выражения идеального.

16. Гилозоизм – это…

a. Признание человеческого сознания,

b. наделение всей природы сознанием,

c. признание одухотворенности живой природы.


17. Автор книги «Третья волна», посвященной типологии истории и сущности информационно-компьютерной революции:


a. Белл;

b. Арон;

c. Дж. Гэбрейт;

d. Масуда;

e. Тоффлер.


18. Целостное представление о предметах и явлениях в процессе познания формирует:


a. мироощущение

b. мировосприятие

c. миропонимание

d. моральные установки

e. религиозные позиции


19. Идеалистическое направление, признающее бога в качестве создателя природы, но не вмешивающегося в дальнейшем в бытие созданного:


a. пантеизм

b. деизм

c. дуализм

d. атеизм

e. монотеизм


20. Атрибутами материи считаются:


a. вкус

b. пространство

c. цвет

d. форма

e. время



































Проблемные вопросы










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...