Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Поясните определение институтов как «неформальных и формальных
Правил игры»
Правила игры – так как являются «моделями человеческих отношений, с которых копируются конкретные связи, приобретая, таким образом, характер стабильных, устойчивых и крепких» (М.Дюверже, «Политическая социология»). М. Левив труде «О логике институциональных изменений» написал, что «политические институты есть формальные соглашения между группами людей, поведение который регулируется четко определенными правилами». Неформальные и формальные – так как политические институты могут быть формально, юридически закреплены (например, государство, выборы и пр.), а могут быть и неформальными, например, закрепленными с помощь общественного мнения, традиций, обычаев. Примером неформальных политических институтов могут служить разнообразные неформальныеполитические клубы, существующие вне государственной системы.
Соотношение между социальным (не закрепленным законом) и юридическим (закрепленным) измерениями институтов может быть разным в разные эпохи и в разных странах и меняться с течением времени. В связи с этим возможны 3 ситуации: 1) социальный институт существует в форме обычая и не приобретает правовую форму (новогодние подарки и украшение елки в Европе и России и тд). 2)Юридический институт венчает и закрепляет предыдущую практику (усыновление детей существовало всегда в общ-ве, однако в современном общ-ве это регулируется законом). 3)Юридически институт ориентирует людей на будущее поведение, т.е. формирует обычай (в Росси только обсуждается закон о запрете курения в общественных местах, возможно затем это станет уже и обычаем).
С какими проблемами столкнулись исследователи переходов к демократии? Возможна ли универсальная модель демократического транзита? Демократический транзит (переходы к демократии) базируется на предпосылке, что демократия является естественной и неизбежной фазой развития любого политического режима. Из чего выводится утверждение, что демократические страны более развитые, чем недемократические. В настоящее время эта концепция признана несостоятельной и транзитология, фактически, перестала существовать. Главная причина – выяснилось, что авторитаризм может успешно копировать свойства, присущие демократиям. Например, при авторитаризме могут проходить альтернативные выборы, существовать частичная свобода слова, присутствовать элементы политического плюрализма, существовать оппозиция. Есть пример ряда стран, в первую очередь Китая, Сингапура и Малайзии, которые успешно проводят экономическую политику и в целом действуют в интересах народа, сохраняя авторитарные режимы.
Исследователь Ларри Даймонд на основе анализа политических процессов во многих странах пришел к выводу, что на смену длинному периоду демократизации (с сер. 70-х гг. 20 века до сер. 2000-х ) пришел период замедления этого процесса и даже его поворота вспять. Аргументы Даймонда: 1) За фасадом «формальной демократии» во многих странах Азии, Африки, Центральной Америки, Вост. Европы проявились авторитарные по сути черты. Сформировались режимы демократические по форме, но авторитарные по сути (об этом я уже сказал). 2) Во многих странах, ставших на пусть демократизации, возникла острая нехватка эффективного управления (goodgovernance). Государственный аппарат оказался неэффективным, коррумпированным и служащим интересам узких олигархических групп. Это ведет к разочарованию в демократии и к повороту к авторитаризму как к более эффективному способу решения социально- экономических проблем.
Универсальная модель демократического транзита для всех стран, на мой взгляд, невозможна. Главная причина – огромные различия между демократизируемыми странами по уровню экономического развития, национальной идентичности и государственного единства, культуры. Демократия не может установиться в стране, граждане которой даже не осознают себя принадлежащими к одной нации.
С какой целью в политологии применяется понятие полиархии? Полиархия - политическая система, основанная на открытой политической конкуренции различных групп в борьбе за поддержку избирателей. В современную политологию термин был введён в употребление в 1953 году Робертом Далем для обозначения совокупности базовых институтов, общих для либеральных демократий. Термин используется, чтобы отличать современные реализации демократии в национальных государствах как от идеала, так и от исторических разновидностей демократии в городах-государствах. Даль рассматривает полиархию как «очищенный» вариант существующих систем и приходит к выводу, что её институты необходимы (хотя, возможно, недостаточны) для достижения идеальной демократии. Модель полиархии также используется в качестве стандарта для измерения уровня демократии. В контексте современности понятие полиархия подчеркивает политический плюрализм и способность институтов нынешней демократии обеспечить взаимодействие и координацию интересов индивидов и групп без утраты их самостоятельности и принципиального равенства. Согласно современным теориям демократии, полиархия обозначает систему, которая включает следующие семь институтов: 1. Выборные государственные должности. Современные демократии являются представительными: согласно основным законам, непосредственный контроль над принятием нормативных актов и политических решений осуществляют избранные гражданами лица. 2. Свободные, честные и регулярно проводимые выборы, в которых имеет право участвовать каждый гражданин (как избиратель и как кандидат), в сочетании с непрерывным открытым политическим соперничеством между гражданами и их объединениями. 3. Отзывчивость правительства. Проводимая политика зависит от результатов выборов и от предпочтений избирателей. 4. Свобода самовыражения. Граждане обладают правом безнаказанно выражать свои мысли, в том числе, критиковать власть, политическую систему, общественно-экономический порядок и преобладающую идеологию. 5. Доступ к альтернативным и независимым источникам информации. Граждане вправе искать и получать информацию от других граждан, из книг, СМИ и т. п. Альтернативные источники информации должны существовать, быть доступны и не подконтрольны какой-либо одной политической группе. 6. Автономия общественных организаций. Граждане вправе учреждать относительно независимые сообщества или организации, в том числе, политические партии. 7. Всеобщий охват гражданства. Каждый постоянно проживающий в стране и подчиняющийся её законам взрослый житель должен обладать всеми правами гражданина.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 224. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |