Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какое влияние оказывают выборы на основные политические институты?




Выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путем голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов. Сами по себе выборы в демократическом государстве являются институтом и одновременно определяют специфику основных государственных (в частности, форму правления) и негосударственных институтов (партий и партийных систем).

 

Необходимо упомянуть такие очевидные вещи, как то, что выборы непосредственно влияют на основные политические институты:

1)       На гос-во. Голосуя за того или иного кандидата, граждане влияют на то, какие законы будут приниматься парламентом (голосуют за обаму => закон здравоохранении)

2)       На партии. Выборы определяют, становится ли та или иная партия правящей или оппозиционной (мелкие партии, собрав мало голосов, вскоре исчезают с политической арены).

 

Выборы можно рассматривать как основной механизм влияния граждан на политические институты и их изменение (об этом писал американский политолог Хришман). Также выборы также можно рассматривать как форму политического участия (наряду с другими формами участия, например, массовыми политическими процессами). Для большинства граждан в современных зрелых демократиях выборы – это основная и часто единственная форма политического участия.

 

Что касается типа избирательной системы и ее влияния на институты, считается, что мажоритарная система позволяет укрепить власть, а пропорциональная – представить полный спектр политических позиций и мнений избирателей, содействовать плюрализму и развитию многопартийности.

 

Американский специалист по электоральной проблематике Майкл Уоллерстайн продемонстрировал четыре возможных сочетания формы правления и института выборов с его двумя основными подходами – мажоритарным и пропорциональным. Политолог подчеркивает, что первые три модели дееспособны в том смысле, что надолго гарантируют стабильность представительной демократии.

 

1.Вариант, обеспечивающий сильное правительство, - это парламентская форма правления с мажоритарной системой. Последняя обычно ограничивает количество конкурирующих партий двумя и дает самой влиятельной из них несоразмерно (по сравнению с поданными за нее голосами) большое количество мест в законодательном органе.

2.Совмещение президентской республики с мажоритарным принципом голосования (как в США) показывает, что партии избранного президента не обязательно иметь большинство в парламенте; кроме того, эта схема предопределяет слабость самих партий.

3.Парламентская модель с пропорциональным представительством (большинство стран Западной Европы, исключая Англию и Францию) приводит к власти коалиционные правительства.

4.Комбинация президентства с пропорциональнойсистемой (многие страны Восточной Европы и Латинской Америки) наименее устойчивы в политическом плане. Раз парламент не избирает правительство, то нет нужды и в формировании правящей коалиции. Президент сам назначает правительство. Значит, парламент не отвечает за кабинет и не обязан его поддерживать.

 

 

Какой статус отводится группам интересов в плюралистической модели демократии?

В плюралистической модели демократии политика рассматривается как конфликт групп интересов, и решения принимаются на основе компромисса ради удовлетворения максимального объема интересов.

Плюралисты исходят из аристотелевского определения, что «люди по природе своей социальные существа», им свойственно создавать группы для выражения своих требований. Ни одна из групп интересов не может доминировать в политическом пространстве (т.к. не представляет мнение всего большинства) => концентрация власти недопустима. Интересы гражданина редко сводится к какому-нибудь одному, а это препятствует расколу общ-ва на враждующие группировки.

Главная характеристика модели плюралистической демократии – соревнование между партиями во время выборов и возможность групп интересов свободно выражать свои взгляды – устанавливает надежную связь между управляющими и управляемыми. Плюралисты считают, что гражданам не обязательно выражать сове мнение – за них это сделают группы интересов. В этой модели граждане как бы дважды представлены: выборными лицами и лидерами групп/организаций, которые отстаивают гражданские интересы.

Наличие многих групп интересов делает невозможным тиранию со стороны элиты; группы интересов доводят до элиты настроение граждан, выражая множественность взглядов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...