Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какую роль играет идеология в тоталитарных режимах?




Наличие тотальной идеологии – один из основных признаков тоталитаризма. Официальная тотальная идеология – утопическое видение нового политического порядка и пути его достижения, объясняет «миссию» лидера/правящей группировки, оправдывает борьбу как основу политики.

По замечанию Эрика Хоффера (1902-1983), массовые движения могут возникать и распространяться только при вере в дьявола. Именно на борьбу с дьяволом (евреем, капиталистом и т.д.) призывала тоталитарная идеология. Сражение с каким-то врагом объясняло массам, кто виноват в их проблемах, а также способствовало мобилизацию людей на классовую, революционную войну.

***Ленин «Наша программа»: «…настоящая задача революционной социалистической партии.. –организация классовой борьбы пролетариата и руководство этой борьбой, конечная цель которой – завоевание политической власти и организация социалистического общ-ва».

Утопическая идея нового справедливого общ-ва принимала разную форму (арийская раса сверхлюдей в Германии, бесклассовое общ-во в СССР). Согласно тотальной идеологии, борьба должна продолжаться в мировом масштабе.

***Ленин «Великий почин»: «Завоевав политическую власть, пролетариат не прекращает классовой борьбы, а продолжает ее - впредь до уничтожения классов».

*** Гитлер «Моя Борьба»: «Предназначение немецкого народа состоит в создании гос-ва, чьей высшей целью является сохранение и поддержка самых благородных элементов нашей нации, а в действительности и всего человечества».

 

Главная задача идеологизации – легитимизация установленного политического режима и его курса. Идеология должна была доказать, что успех в достижении цели предопределен (например, законами истории – по Марксу). Характерно, что построение нового идеального общ-ва тесно увязывалось с концепцией изменения самого естества чел-ка, т.к. только совершенные люди («чистая раса») могут стать ее полноправными членами.

Идеология использовалась как орудия мобилизации масс, в их головы вдалбливалось их высшее предназначение и оправдывались преступные деяния, которые способствовали продвижению великой цели. Тотальная идеология описывает мир в черно-былых красках: мир делится на противников и сторонников данной идеи, гос-ва и т.д.

Практически любая глобальная идея способна обрести тотальный характер.

 

Особенно важный характер идеологии для тоталитарных режимов отмечает и X. Арендт в статье «Начала тоталитаризма» - «Благодаря своей необыкновенной идеологии… тоталитаризм открыл способ господства над людьми и устрашения их изнутри».

 

 

Какую роль играет процесс легитимации собственности в современных демократиях?

Чувство собственности – основание любого демократического политическое режима, а особенно – основанного на либеральных принципах. Это подчеркивалЛюдвиг фон Мизесв своей работе «Либерализм в классической традиции». Без легитимации – признания правильности, справедливости – этой собственность трудно говорить о какой-либо стабильности определенного общества, так как будет постоянно возникать вопрос о перераспределении «несправедливой» собственности, что автоматически подрывает основы правового государства.

 

Можно привести пример современной России, где собственность, приобретенная в результате приватизации 90-х годов олигархами, не воспринимается населением как легитимная. Это, в свою очередь, ставит под вопрос многие решения экономического характера, так как в глазах людей распоряжаться нелегитимной собственностью также нелегитимно.

 

Интересно отметить гипотезу экономиста Александра Привалова, высказанную им недавно в статье «О легитимации собственности» в журнале «Эксперт»: согласно ей, последние тенденции в политике Путина, направленные на возвращение в Россию выведенных руководящей элитой за рубеж активов (нажитых, в т.ч. и незаконным путем), являются ничем иным, как попыткой легитимизации собственности с целью дальнейшего формирования нормальной, адекватной современным вызовам элиты.Посмотрим, насколько эта гипотеза оправдается.

 

 

Когда и при каких обстоятельствах возникает политика?

Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис.

Для М. Вебера политика “охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству”, где главным средством выступает насилие, а целью — власть.

Современные политологи определяют политику как деятельность по изъятию и распределению ресурсов (ресурсов – в широком смысле).

 

Все исторически устойчивые формы возникают как ответы на вызовы времени, так и произошло с политикой.

Вся социальная жизнь представляет собой взаимодействие и конкуренцию людей и объединений, преследующих свои цели. На начальных этапах развития человечества эта конкуренция поддерживалась и регулировалась механизмами общественной самоорганизации (обычаи, традиции и т.д.- важнейшие элементы), однако вследствие усложнения социальных взаимосвязей эти механизмы стали несостоятельными и возникла потребность в новых способах регулирования.

Эта потребность реализовалась по мере становления гос-ва, которое создало общеобязательные нормы поведения для всех слоев. Теперь каждый участник ощущал доминирующее влияние силы гос-ва. Деятельность гос-ва имела целью примирения противоборствующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общ-ва в целом.

Политика возникла в связи с необходимостью реализовать интересы таких групп, которые затрагивали их общественное положение и не могли быть удовлетворёнными без вмешательства власти, которая предполагала использование силы принуждения.

Импульсы политической жизни исходят оттуда, где различные общности, стремясь к реализации собственных целей, влияют на положение других слоев, вовлекая гос-во как посредника в урегулировании этих споров.

Таким образом, политика - это совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания, использования гос-венной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов.

 Т.е. политика – это результат столкновения разнонаправленных действий групп, которые соперничают друг с другом, а также с правительством, которое тоже является особой группой, защищающей общесоциальные + собственные интересы.

Гос-во придает процессу конкуренции за власть мирную и цивилизационную форму. При этом система политического взаимодействия не дает одной группе, добившись совей цели, игнорировать интересы других групп.

Гос-во служит центром силы, которое способно принудительными методами организовать должное распределение ресурсов, статусов, ценностей. В международное политике не существует единого гос-ва, однако там политические отношения складываются по поводу оспаривания прав того центра и источника силы, который временно обладает реальными полномочиями (например, НАТО, ООН).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...