Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование массового среднего класса в качестве базы социальной поддержки демократии.




Культурные условия.Распространенность ценностей и установок, ориентированных на индивидуализм, рационализм, деморфологизированное мировосприятие.

Хайек: если в общ-ве возобладают коллективистские настроения, демократии приходит конец либо она не возникает.

Все эти условия демократизации способствуют возникновению демократического режима. Каждое из этих условий нужно изучать применительно к конкретной ситуации в какой-нибудь стране; набор предпосылок может изменяться в зависимости от различных факторов. В политологии нет абсолютного согласия в отношении причинно-следственных связей, существующих между данными предпосылками и демократическим режимом. Считается, что демократия сама создает условия для самосохранения, т.е. можно говорить о взаимовлиянии различных условий демократии и самой демократии.

 

Охарактеризуйте различные типы партийных систем (М. Дюверже).

 

Большое распространение в политологии получила классификация французского ученого М. Дюверже, который выделил в зависимости от количества партий в системе двухпартийные, многопартийные и однопартийные:

1. Двухпартийность– система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями.

 

2. Многопартийность - предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономичес­кие, национальные, религиозные, идеологические различия порож­дают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии – более 5 и т.д.

3. Однопартийность – новое явление в XX века. Появление новой диктаторской системы, опирающейся на единственную партию (Германия, Италия, СССР).

Однопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем.

В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность поли­тической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.

 

34. Почему в теории политической системы Истона система представлена в виде «черного ящика»?

Истон предложил модель политической системы, построенную путем выделения ее наиболее общих и универсальных зависимостей. Подход Истона позволил выявить ряд универсальных отличий жизнедеятельности политической системы. Он использовал понятие «черного ящика» для описания политической системы.

Истон рассматривал политическую систему как совокупность разнообразных, взаимосвязанных видов деятельности, которые влияют на принятие и исполнение решений. Сущность политической системы - в распределении ценностей. Задача политической системы состояла в самосохранении, поддержании собственной жизнедеятельности, стабилизации своего положения.

Процесс функционирования системы Истон описывает как процесс взаимодействия 3 элементов: входа, конверсии и выхода.

На входе подаются различные (экономические, культурные и т.д.) требования общ-ва. Посредством переработки (конверсии) элитарными кругами этих требований в соответствии с определенными ценностями вырабатываются решения, которые передаются на выходе системы, где они преобразуются в различные акты государственной политики (законы, указания и пр.).

Механизм обратной связи обеспечивает взаимодействие выхода и входа на основе учета властью влияния внешних обстоятельств (т.е. той или иной реакции общественности). Механизм обратной связи обеспечивает самоконтроль и саморазвитие политической системы.

Политическая система погружена во внешнюю среду и реагирует на ее изменения.

Однако происходящее в черном ящике осталось не прояснённым. Благодаря новому подходу Истона, политическую власть перестали отождествлять с властью гос-ва или его отдельных институтов, воспринимать как целостную, непознаваемую сущность.

 

 

Почему уровень политического участия  в тоталитарных режимах

Выше, чем в демократиях? Какова специфика политического участия в

Тоталитарных режимах?

Политическое участие - вовлеченность граждан в политические отношения. Это любые действия граждан и их объединений, которые позволяют им участвовать в принятии решений властью или влиять на власть.

Тип политического участия определяется характером политического режима. Об этом в частности писали Хантингтони Липсет.

Можно выделить по крайней мере 2 вида политического участия:

1) Автономно-добровольное. К нему относится голосование, работа добровольцем в избирательных кампаниях, взаимодействие с политиками. Главное, что решение о политическом участии принимается каждым гражданином сознательно, без принуждения. Такой вид политического участия характерен для демократических стран.

2) Мобилизованное. Достигается путем принуждения или путем манипулирования (с помощью государственной пропаганды). Такой вид политического участия характерен для тоталитарных режимов.

 

Нас интересует мобилизационное участие. Как же происходит «мобилизация»?

 

1)В тоталитарных режимах обязательно была официальная тотальная идеология. Как правило, она оправдывала борьбу как основу политики. По замечанию американского философа Эрика Хоффера, «массовые движения могут возникать и распространяться без веры в бога, но никогда без веры в дьявола». Именно на борьбу с «дьяволом» (империалистом, коммунистом, демократом, кулаком, евреем, землевладельцев и т.д.) призывала массы тоталитарная идеология, способствовала их мобилизации на классовую, революционную борьбу, тем самым активно вовлекая их в политику.

 

2)Помимо мобилизации на борьбу с «дьяволом», при тоталитарных режимах идеология использовалась для вдалбливания в головы людей их «высшего предназначения», что также способствовало их активности как в плане достижения «высших целей», так и в политической сфере в целом.

 

3)Партия в тоталитарном государстве играют очень важную роль, сама по себе являясь средством их мобилизации в политическом плане. Кроме того, иногда разрешалось проведение формальных выборов, с практически 100-процентной явкой, что показательно. Например, в США в среднем голосует только 53% граждан, имеющих право голоса. А в Северной Корее, единственной стране, режим в которой сегодня можно назвать тоталитарным, почти 100%. Кроме того, можно посмотреть на кол-во членов в политических партиях. В демократических странах кол-во зарегистрированных членов партий очень не велико.

 

4)В тоталитарных режимах более развито политпросвещение, проводились мероприятия с мобилизующим массы характером: факельные шествия в Германии, спортивные парады на Красной площади, праздничные выступления в Северной Корее, идеологически спланированные карнавалы на Кубе.

 

В демократических странах решение о политическом участии всегда принимается на индивидуальном уровне. Значительная часть граждан сознательно принимает решение не участвовать в политике. Это их право. В демократиях нет механизмов, которые бы принудили граждан к политическому участию. Тем не менее, более половины граждан сознательно и добровольно принимают участие в политической жизни. В тоталитарных режимах уровень политического участия выше, однако это иной тип участия. Это не выбор каждого отдельно взятого гражданина. Поэтому сопоставление формальных чисел электоральной активности мало о чем говорит.

 

Высокий уровень участия, политизации и активной мобилизации граждан нужен тоталитарным режимам для достижения политических и коллективных социальных задач. Членство в партии и руководимых ею организациях придает смысл жизни и чувство участия многим людям.

 

Писала на эту тему Ханна Арендти Карл Поппер, можно упомянуть.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...