Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы функции гос-ва? Являются ли функции гос-ва неизменными? Постоянно ли их соотношение?




Функции гос-ва делятся на внутренние и внешние, при этом эти функции не обособлены, а находятся в тесной взаимосвязи.

 

Внутренние функции (в разные периоды существования государств значения каждого из этих видов деятельности может возрастать или падать):

1)Охрана правопорядка. (+подавление антисистемных выстпулений противников существующего строя). Данная функция проявляется и в профилактических мероприятиях, направленных на недопущение покушений на общественных порядок, гос-венные устои и институты.

2)Хозяйственные функции. Меняется с течением времени. Во время становления государственности в восточных деспотиях (например, Древний Египет) эти обязанности были одними из важнейших: возведение храмов и других общественных зданий, строительство ирригационных сооружений. Хозяйственная функция не всегда имела первостепенное значение. На начальном этапе развития капитализма гос-ва минимально вторгалось в эк-ку (гос-во – ночной сторож), хотя и тогда хозяйственная функция гос-ва не полностью исчезла.

3)Идеологическая функция. Сохраняет свое большое значение для любого гос-ва. Официальная идеология в одних случаях вырабатывалась гос-вом (концепция Третьего Рима в России в 15-17 вв., официальная идеология в социалистических странах), в других – гос-во воспринимает и поддерживает концепции, разработанные вне пределов их компетенции (например, конфуцианство). Гос-во может терпимо относиться к несанкционированным идеологиям либо подавлять их (так, СССР в период сталинизма, нацистская Германия и фашистская Италия уничтожала всякую негосударственную идеологию). К идеологическим функциям относится распространение официальных взглядов, создание пропагандистской машины, надзор за образованием и т.д.

4)Социальная функция. Эта функция отвечает интересам различных групп и классов. Эта деятельность продолжает быть присуща любому гос-ву. В Древнем Риме это выражалось в бесплатном раздаче хлеба неимущим, в содержании заведений, способствовавших просвещению и физ.воспитанию граждан. В современном мире социальная ф-ция особенно сильно развита. Она охватывает здравоохранение, социальное обеспечение, образование, заботу о детях, молодежи, престарелых и т.д.

 

Внешние функции государства:

1)Поддержание отношений с другими гос-вами и деятельность в международных организациях. Эта деятельность имеет как политический, так и культурный характер.

2)Внешнеэкономическая функция. Стремление гос-ва обеспечить максимально благоприятные условия для деятельности национальных хозяйствующих субъектов за рубежом + учесть все внешние факторы для создания условий развития собственной экономики. Это достигается с помощью односторонних мер (таможенное тарифное регулирование, привлечение иностранных товаропроизводителей и инвесторов, либо политика протекционизма) + в результате согласования позиций с другмим гос-вами на двусторонней и многосторонней основе.

3)Военная функция. Две стороны: надежная оборона собственной страны; захватнические и наступательные действия, обеспечивающие интересы гос-ва. +разведка и контрразведка. В последние годы гос-ва на мировой сцене совершают антитеррористические операции, участвуют в борьбе против распространения наркотиков, а также в международных вооруженных контингентах по поддержанию мира.

 

Каковы элементы общего и особенного в демократических переходах третьей «волны» демократизации?

Хантингтон выделяет пять условий, определявших демократический процесс в 70-80-е гг.:

 

1. Делегитимация авторитарных режимов, зависимость этих режимов от успешной политики и их неспособность достигнуть “легитимности действия” из-за экономических (и иногда военных) неудач.

2. Беспрецедентный глобальный экономический рост в 60-е гг., когда выросли жизненный стандарт, образование и значительно вырос городской средний класс во многих странах.

3. Глубокий перелом в доктрине и деятельности католической церкви, проявленный на втором Ватиканском Соборе 1963-1965 гг., и переход национальных католических церквей от защиты статус-кво к противодействию авторитаризму.

4. Перемены в политике действующих на международной арене сил, особенно Европейского Сообщества, США и Советского Союза.

5. Демонстрационное воздействие перехода первых в третьей волне стран на стимулирование и обеспечение моделей для соответствующих усилий демократизации.

 

Общее для всей 3-ей волны демократизации:

1)       Падению авторитарных режимов предшествовал рост среднего класса, интеллигенции, а также потеря легитимности старых режимов, пытавшихся управлять своими модернизирующимися странами устаревшими и архаичными методами, опиравшимися на угрозу насилия и страх. (Внутренний фактор)

2)       К началу 3-ей волны демократизации демократия превратилась в универсальную норму на международной арене. Принципы демократии провозглашались универсальными во многих документах ООН, ОБСЕ, а также наиболее развитыми странами мира – США и Зап. Европой. Таким образом, внешний фактор (глобализация) способствовал 3-ей волне демократизации. (Смотри вопрос 10)

 

Особенное.

1)В рамках 3-ей волны демократизации свергались разные по своему типу авторитарные режимы. В Южной Европе, Лат. Америке и на Дальнем Востоке свергались военно-бюрократические диктатуры. В странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и бывшем СССР свергались посттоталитарные режимы.

2)В рамках 3-ей волны демократизации в разных странах было разное сочетание революционных действий снизу и реформ сверху. Например, в Чехословакии, Румынии, Венгрии важнейшим двигателем изменений были массовые протесты граждан. В Южной Корее и на Тайване большую роль сыграл раскол элит и реформы сверху.

3)Разные результаты. В одних случаях были сформированы устойчивые и эффективные демократические институты (Южная Корея, Тайвань), в других случаях процесс демократизации оказался длительным и сложным, новые правительства, хотя и ввели формальные институты демократии, широко использовали авторитарные методы правления (многие страны бывшего СССР).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...