Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каким образом выражается институциональная зависимость между способом голосования и конфигурацией партийной системы?




Дюверже был первым, кто установил институциональную зависимость между способом голосования и конфигурацией партийной системы, т.е. числом партий и отношениями между ними, сформулировав в книге «Влияние избирательных систем на политическую жизнь» (1950) три закона:

1)       выборы по мажоритарной системе в один тур способствуют установлению в стране двупартийности с крупными и влиятельными партиями, которые конкурируют только друг с другом

2)       мажоритарные выборы в 2 тура приводят к системе нескольких партий, стремящихся к объединению в 2 коалиции

3)       пропорциональное представительство благоприятствует многопартийности, составленной из множества небольших организаций, которые вынуждены проводить коалиционную политику.

Дюверже: 2 причины определяют соотношение между мажоритарной системой и тактикой предвыборной борьбы 2 сильных партий:

1) от каждого округа депутатское место получает лишь наиболее крупная партия, а малые партии не имеют никаких шансов. 2) избиратели, настроенные повлиять на исход выборов, поддержат партию, способную к победе в округе (принцип полезного голосования)

*Мажоритарная система: от каждого электорального круга – 1 кандидат. Победитель – получивший наибольшее число голосов. При выборах в 2 тура в первом же туре побеждает тот, кто получает 50% голосов + 1 голос (абсолютное большинство). В ином случае во 2 тур выходят два кандидата с наибольшей поддержкой избирателей, где побеждает кандидат, получивший относительное большинство.

*Пропорциональная система: распределение мест в парламенте в соответствии с кол-вом полученных по партийным спискам голосов + фиксация минимального процентного порога.

 

Каким образом можно истолковать выражение «политика как наука и искусство»?

Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика вправе рассматриваться как наука в том смысле, что она может служить источником знаний об одной из жизненно важных сфер бытия людей, классов, партий и государств. Но политика и сама должна строиться на основе соответствующих научных знаний и считаться с результатами действия объективных закономерностей общественного развития, с наличием определенных социальных механизмов, принципов и норм, регулирующих развитие общественного организма. Принятие политических решений в современных демократических системах предполагает всестороннюю научную экспертизу, систему консультаций, профессионализм отношений. Политика всегда есть итог кропотливой трудоемкой работы политических деятелей, исследовательских центров и научных институтов, следствие коллективного ума многих людей и организаций. Однако полного тождества науки и политики быть не может, как не могут быть тождественными теория и практика. Это определяется вероятностным характером политического процесса, присутствием в политике как рациональных, так и иррациональных начал.

Политика требует не только знаний, но и мастерства политического лавирования и компромиссов, умения увлечь и повести за собой массы, способность адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, предвидеть ход политических событий. Не все в политике поддается голому расчету; в ней присутствуют и эмоции, интуиция, мастерство. Поэтому политика представляет собой не только науку, но и искусство – искусство управления государством, искусство завоевания и удержания власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов. Существует мнение, что политика – искусство возможного(Бисмарк). Политический руководитель ограничен в своей деятельности наличными ресурсами; он должен учитывать соотношение сил, общественное мнение, состояние политической культуры и ряд других факторов. Искусство политики заключается в том, чтобы достичь поставленной цели с минимальными затратами и потерями

Древнегреческий философ Аристотель (4 век до н.э.) выделил в рамках философии политическую науку в качестве знания о гос-ве (он писал о полисе). Аристотель положил начало представлению о политике как науке (в то время политика ограничивалась сферой гос-ва).

Другой древнегреческий философ Сократ считал, что государственная (т.е. политическая) деятельность – это искусство. У него это было тесно связано с моралью и этикой, которые считались в древней Греции искусством. Он сравнивал государственную деятельность с лечением душ, т.е. с искусством.

 

Какими средствами можно ограничить политическую власть?

Важнейшая тема, связанная с порядком властвования – принципы ограничения политической власти. В современной практике используется целый ряд таких подходов:

1)Принцип разделения властей (по Монтескье)

2)Правовое государство (по Шабо)

3)Прочие ограничители

 

1)Самый значимый и известный принцип взаимоограничения полномочий управителей – разделение властей. Это означает, что институты и политические силы (включая отдельного гражданина) обращаются не к обобщенной власти как к таковой, но к такой власти-посреднику, которая занимается специфическими обязанностями, - творит законы, исполняет уже принятые решения и законы, следит за их соблюдением. Честь формулирования принципа «власть останавливает власть» для политики принадлежит Шарлю Луи Монтескье.

 

 

2)Правовое государство- государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство — неотъемлемый элемент демократии. Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями. Например, еще Аристотель говорил, что «там, где отсутствует власть закона, нет и государственного устройства». Французский политолог Жан-Люк Шабополагает, что каковы бы ни были претензии политической власти, она не может всецело господствовать над управляемым ею обществом, а значит, ей обязательно нужны «физические» противовесы в виде этого самого правового государства, с конституциональными гарантиями гражданских свобод.

 

3) К прочим ограничителям власти вслед за Алексисом де Токвилемотносят религию и нормы нравственности; промежуточные территориальные органы и «образования патриотического сплочения» (т.е. входящие в государство провинции и регионы, местные общины); группы интересов и социальной солидарности (различные элиты, ассоциации, партии, лоббистские организации); общественное мнение; независимая судебная власть. Позже к этому перечню добавилась и информационная власть.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...