Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В чем сложность определения понятия государства? Дайте характеристику основных подходов к осмыслению сущности государства.
Комментарий: стр. 239 в Мельвиле, Жан Боден (6 книг о государстве), Н. Макиавелли (Государь), Т. Гоббс (Левиафан).
Государство – это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там социальный порядок, поддержание соответствующий норм и правил человеческого общежития.
Значение государства для человеческого общества столь велико, что этой категорией занимаются одновременно философы, правоведы, историки, социологи и политологи. Были выработаны десятки подходов к описанию и осмыслению государства. Лишь классических трактовок настолько много, что их вряд ли возможно свести в единственное определение. В 16 веке Макиавелли впервые использовал термин stato, обозначающий особую, отличительную от общества структуру власти. Появился термин «государство». В Древней Греции преобладали теории естественного происхождения гос-ва. Аристотель: люди социальны по своей природе и неизбежно образуют общество и его формальную организацию – гос-во. Гос-во – естественное стремление людей к взаимному общению, а также средство достижения ими морального совершенства. Превосходство гос-ва над человеком. (Муссолини – теория «органистского гос-ва»). Средние века - распространение теории божественного происхождения гос-ва: именно Бог выбирает короля и дарует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, которым надлежало подчиняться. Теория «двух мечей»: существуют центры светской (компетенция в мирской области) и церковной власти (компетенция в духовной области), каждая из которых дарована богом. Приверженцы божественной теории утверждали наличие народов-избранников.
Договорная теория основывалась на идее народной власти (народ-главные источник государственного суверенитета). 17-18 век- теория общественного договора: властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, которые возникают в тот момент, когда народ создает гос-во и передает правителям некоторые полномочия. Т.е. люди могу аннулировать гос-во, если оно их не устраивает, не служит их целям. Однако существовали различные истолкования относительно некоторых сторон общественного договора. Гоббс: государственная власть призвана сохранить порядок и предотвратить войну «всех против всех». Во главе гос-ва должен стоять благожелательный диктатор. Властям призвано иметь существенное преимущество перед народом. Локк: гос-ва должно полностью контролироваться народом и быть использовано для защиты прав и свобод граждан. Ограниченное правительство как оптимальный вариант. Задача правительства – способствовать экономическому росту. Руссо: властвование народа только в непосредственной форме. Правительство – источник пороков, неравенства.
Теоретики, настаивающие на насильственном характере возникновения гос-ва: гос-ва создано путем захвата и насилия сильных над слабыми. Таким образом, формировалась установка на отрицательное отношение к гос-ву, даже оправдание его уничтожения. Такие подходы характерны для: ранних христиан, сопротивлявшихся римской имп.; для теологов, которые стремились подчинить светскую власть церкви; для революционных группировок. Анархисты Штирнер, Прудон, Бакунин рассматривали гос-ва как воплощение социального зла и стремились освободить человека от него.
19 век - Гегель и Ницше: гос-во, имеющее силовой происхождение, есть положительное для общ-ва явление. Гос-во организует власть сильных над слабыми и несет благо нуждающимся в защите людям. Гос-во стоит выше морали и прав отдельной личности. Марксистская теория: отношение к гос-ву не как кинститут, которые выполняет общественные функции, а как к инструменту группового господства, аппарату власти и управления общественными процессами в интересах определенного класса. Причина создания гос-ва – непримиримость классовых взаимоотношений, из-за чего экономически господствующий класс создает гос-ва как инструмент принуждения.
В качестве ориентира можно воспользоваться классификацией подходов к осмыслению сущности государства, предложенной в британской «Энциклопедии управления и политики» (1992): 1)правовой 2)исторической 3)социально-антропологический 4)философский 5)политологический
Правовой (юридический) подход сводит государство к системе права, основывающейся на суверенитете публичной власти. Ганс Кельзенименно в этом духе определяет государство как иерархию законов, скрепленных властным суверенитетом. Историческое направление исследует государство как эволюцию его органов и форм от эпохи к эпохе. Социально-антропологический подход предлагает осмыслять государство как тип социальной организации в контексте всего общества. Представителями этого подхода являются Маркс, Дюркгейм,Вебер и другие. Философский метод познания государства столь же древен, как и юридический, - он отражает представления об этом институте как о некоем справедливом порядке объединения граждан. Политологический подход, в свою очередь, распадается на более дробные концепции плюрализма, корпоратизма, марксизма и целый ряд других. Плюралисты (Р.Даль, Д.Трумэн) главным для государства считают поиск равновесия между конкурирующими социальными группами, организацию их взаимодействия, для чего нужны полноценное разделение властей, строгий учет роли различных общественных движений, в т.ч. меньшинств. Корпоратисты (Ф.Шмиттер) рассматривают государство как единое целое, где, несмотря на наличие разграниченных интересов между крупными общественными группами и объединениями (корпорациями), сильное и централизованное государство удерживает решающие рычаги власти. Сторонники этого течения видят в коллективных соглашениях между корпорациями, их персоналом и правительством важнейший для государства процесс. У неомарксистов точки зрения на государство рознятся. Для Р. Милибендаоно продолжает выражать интересы экономически господствующего класса и лишь в чрезвычайных обстоятельствах (война и пр.) может действовать независимо от классовых интересов. На взгляд французского политолога Н. Пуланзаса, государство более не является инструментом господства над обществом – гораздо значительнее то, что оно защищает долговечность капиталистического производства даже тогда, когда входят в конфликт с некоторыми сегментами класса капиталистов.
Отдельно стоит отметить точку зрения Жана Бодена. Для него государство - осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении. Фундамент – суверенитет – право суверена управлять делами государства независимо от каких-либо прочих субъектов. Суверенитет обладает 5 свойствами:
1. Един и неделим. 2. Постоянен. 3. Неограничен и надзаконен. 4. Подчиняется только божественным и естественным законам, но не религиозным догмам. 5. Принадлежит либо одному, либо меньшинству, либо всем дееспособным.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 225. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |