Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В чем заключается специфика формирования негосударственныхполитических институтов?




В чем заключается специфика демократического транзита?

Комментарий: с. 223-227 по Мельвилю. Упомянуть можно и нужно Хантингтона с его волнами демократизации, Шумпетера с его критикой рационализма масс в «Капитализм, социализм и демократия», Фукуяму («Строительство национального государства:Афганский и Иракский прецедент») с критикой американцев за безуспешное копирование демократического порядка, соответствующего идеалам США, на почву Афганистана и Ирака.

 

Демократический транзит – понятие, объединяющее многообразные по форме процессы перехода от одного общественного и политического состояния (та или иная разновидность недемократии) к другому, причем в качестве конечного пункта перехода вовсе не обязательно (и даже редко) выступает именно консолидированная демократия.

 

Предпосылки для демократического транзита были созданы еще в эпоху Просвещения, когда терпел крах традиционный тип легитимности и возник вопрос, на чем строить общество теперь. Появилась концепция рационального государства, где каждый гражданин обладает разумом. Опыт показал, что демократия позволяет наилучшим образом учитывать рационализм граждан.

 

Демократический транзит базируется на предпосылке, что демократия является естественной и неизбежной фазой развития любого политического режима. Из чего выводится утверждение, что демократические страны более развитые, чем недемократические. В настоящее время эта концепция признана несостоятельной и транзитология, фактически, перестала существовать. Главная причина – выяснилось, что авторитаризм может успешно копировать свойства, присущие демократиям. Финальный удар нанес Дж. Буш младший, который вульгаризовал понятие демократии, превратил его в «демократия – это то, что мы говорим». В результате демократия не состоялась как международно-правовой концепт и доказать, что она – заключительный этап эволюции политических режимов, не получилось.

 

В процессе перехода (транзита) к демократии различают три стадии: либерализацию, демократизацию и консолидацию.

 

Либерализация– это процесс закрепления некоторых гражданских свобод без преобразования аппарата власти. Несмотря на определенные свободы (собраний и пр.), сама система еще не меняется и сохраняет недемократические характеристики. Либерализация может происходить как по воле сверху, так и вследствие давления масс снизу. Пример предоставления определенных свобод без трансформации аппарата власти – Советский Союз в первые годы перестройки (была расширена свобода слова, т.н. «гласность», однако сама система еще сохраняла недемократические характеристики).

 

Демократизация –для этой стадии главным является институционализация, т.е. внедрение новых политических институтов. Все стороны политического диалога должны заключить между собой пакт (возможно, негласный), в котором определить правила политического поведения. Однако его главный смысл в «согласии быть несогласным», которое и есть его демократический потенциал.

 

Легитимизация –присоединения к пакту все новых групп, а также молчаливая, косвенная поддержка со стороны широких слоев общества, заинтересованных как в продвижении реформ, так и в сохранении порядка. Часто возникает такое явление, как центризм. Основой для центристов служит средний класс, и смысл их деятельности в сближении умеренных позиций реформаторов и консерваторов. На завершающем этапе легитимизации проходят основополагающие выборы – честные, соревновательные, по правилам, установленным пактом.

 

В рамках демократических транзитов выделяют 3 «волны демократизации» (по СэмюэлуХантингтону и его книге «Третья волна.Демократизация в конце ХХ века.):

 

Первая волна – после Первой Мировой войны. Традиционные общества становятся индустриальными, массовыми (поМосковичи – «век толп»). Экономически выгодным становится производство товаров массового потребления и массовой культуры, которая вытесняет элитную аристократическую культуру. Из-за этого невозможно массам объяснить элитарность политики, идет допуск в нее масс. Более корректная датировка – конец 19 века – 20-25 годы XX века. Совпадает с введением всеобщего избирательного права.

 

Вторая волна – после Второй Мировой войны. Была стимулирована победой союзников в войне и процессами деколонизации, длившимися до 1960-х годов.

 

Третья волна – началась в середине 1970-х с падения авторитарных режимов в Португалии, Испании и Греции, в дальнейшем охватив Бразилию, Аргентина, Восточную Европу, СССР и ряд других стран.

 

 

В чем заключается специфика формирования негосударственныхполитических институтов?

 

Комментарий: с. 263 по Мельвилю, М. Дюверже («Политические партии»), Норту.

 

Негосударственные политические институты – все организации, задействованные в политической сфере и не принадлежащие к государственным институтам. К ним относится партии, группы интересов, профсоюзы, социальные движения (например, феминистское, зеленое, гражданских инициатив и пр.).

Американский политолог Валдимер О. Ки классифицировал их по двум разрядам: 1)политические партии

2)группы давления, которые подразделяются на групповые объединения аграриев, рабочих, бизнесменов и пр.

Критерий деления – публичная борьба за контроль над государственной властью, у партий она есть, у групп давления – только косвенно.

 

Необходимо отметить, что какие-то 100-200 лет назад в большинстве стран негосударственные политические организации были запрещены или находились на нелегальном положении. В этом отношении власть следовала взглядам Гоббса, который просто включил все легальные объединения людей в структуру государственной организации. И только в конце 18 века в ряде стран партии, профсоюзы и другие объединения высвобождаются из-под государственных запретов и контроля.

 

По мнению Мориса Дюверже, возникновение партий связано с возникновением парламентских объединений и избирательных комитетов. Электоральное и парламентское происхождение партий происходит по определенной схеме: создание парламентских объединений - возникновение избирательных комитетов – установление связи между ними. Появление избирательных комитетов в стране прямо связано с расширением народного волеизъявления, поскольку последнее ставит перед необходимостью привлечения новых избирателей.

Хотя в то же время существуют партии, генезис которых совершается вне электорального и парламентского цикла, а под воздействием предшествующих ей институтов: философских обществ, профсоюзов, церкви, тайных обществ и промышленных и коммерческих организаций. В данном случае речь идет о внешнем происхождении партии.

Сравнивая партии внешнего происхождения и партии парламентского и избирательного происхождения, нужно отметить, что первым свойственна большая централизация, дисциплинированность и менее значительная роль депутатов в партии.

 

Некоторые исследователи считают, что прообразы партий сложились еще во времена возникновения политики, с течением времени менялись их обязанности и отношение к ним общ-ва. Многие западноевропейские ученые считают, что партии зародились во времена зарождения всеобщего избирательного права; клубы, ассамблеи и политические группы периоды Французской революции (1789) – их предшественники. Англо-американский подход: партии образовались в 17-18 веке (с начала деятельности партии тори в вигов в Британии). Позднее в политической науке сложилось целое направление – партология (основатели – Михельсон и Острогорский).

 

Группы интересов. Это понятие харак­теризует совокупность негосударственных политических институтов,опосредующих отношения граждан с государством. Теоре­тически место и роль групп интересов были обоснованы в XIX – начале XX вв. в трудах английских философов и экономистов, которые рас­сматривали группу как специфическую единицу общества. Американс­кий ученый А. Бентли в книге «Процесс управления» (1908) уточнил эти представления, трактуя группы интересов уже как определенные объединения, «количество которых ограничено только одним показа­телем – интересами, ради которых они созданы и действуют». Тем самым группы интересов стали рассматриваться в контексте системы принятия решений, процесса формирования государственной политики.

Особое место среди различных групп интересов принадлежит группам дав­ления. Термин «группы давления» (pressgroups) впервые появился в США приблизительно в середине 20-х гг. XX столетия, а первые ис­следования деятельности этих объединений относятся к 1928-1929 гг. (Э. Сайт, П. Херринг, X.Чаялд). Первоначально характеристика групп давления была связана со специфическими способами выполнения ими своих функций. Как указывает Р.-Ж. Шварценберг, они рассмат­ривались как организации, созданные для защиты интересов и оказа­ния давления на общественные власти с целью добиться принятия таких решений, которые соответствовали их интересам. В немалой сте­пени такое понимание сохраняется в определенных кругах западной науки и поныне. Как указывается в американской энциклопедии, груп­пы давления – это «некоторое число индивидов, пытающихся ока­зать давление на правительство для достижения своих целей».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...