Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VIII. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (Ю.А. Кореляков, 1997)




Цель: оценить педагогическую направленность учителя.

Инструкция: в данном опроснике перечислены свойства, ко­торые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов:

а) верно,описываемоесвойствотипичнодлямоегоповеде­
ния или присуще мне в большей степени;

б) неверно,описываемоесвойствонетипичнодлямоегопо­
ведения или присуще мне в минимальной степени.


466 Глава IX. Психологияличностиипрофессиональнойдеятельностиучителя

Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответа и отметьте его на листе ответов, поставив рядом нужную букву — а или б.

1. Ябывполнемогжитьодин,вдалиотлюдей(а,б).

2. Ячастопобеждаюдругихсвоейсамоуверенностью.

3. Твердыезнанияпомоемупредметумогутсущественнооб­легчить жизнь человека.

4. Людидолжныбольше,чемсейчас,придерживатьсязаконов морали.

5. Явнимательночитаюкаждуюкнигу,преждечемвернутьее в библиотеку.

6. Мойидеалрабочейобстановки-тихаякомнатасрабочим столом.

7. Людиговорят,чтомненравитсяделатьвсесвоимориги­нальным способом.

8. Средимоихидеаловвидноеместозанимаютличностиуче­ных, внесших большой вклад в мой предмет.

9. Окружающиесчитают,чтонагрубостьяпростонеспособен.

 

10. Явсегдавнимательнослежузатем,какяодет.

11. Бывает,чтовсеутроянискемнехочуразговаривать.

12. Мневажно,чтобывовсем,чтоменяокружает,небыло беспорядка.

13. Большинствомоихдрузей—люди,интересыкоторыхлежат в сфере моей профессии.

14. Яподолгуанализируюсвоеповедение.

15. Домаяведусебязастоломтакже,как-вресторане.

16. Вкомпаниияпредоставляюдругимвозможностьшутитьи рассказывать всякие истории.

17. Меняраздражаютлюди,которыенемогутбыстроприни­мать решения.

18. Еслиуменяестьнемногосвободноговремени,тояпред­почитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.

 

19. Мненеудобнодурачитьсявкомпании,дажееслидругие это делают.

20. Иногдаялюблюпозлословитьоботсутствующих.

21. Мнеоченьнравитсяприглашатьгостейиразвлекатьих.

22. Яредковыступаювразрезсмнениемколлектива.

23. Мнебольшенравятсялюди,хорошознающиесвоюпро­фессию, независимо от их личностных особенностей.

24. Янемогубытьравнодушнымкпроблемамдругих.

25. Явсегдаохотнопризнаюсвоиошибки.


План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                         467

26. Худшеенаказаниедляменя—бытьводиночестве.

27. Усилия,затраченныенасоставлениепланов,нестоятэтого.

 

28. Вшкольныегодыяпополнялсвоизнания,читаяспе­циальную литературу.

29. Янеосуждаючеловеказаобмантех,ктопозволяетсебя обманывать.

30. Уменяневозникаетвнутреннегопротеста,когдаменя просят оказать услугу.

31. Вероятно,некоторыелюдисчитают,чтояслишкоммного говорю.

32. Яизбегаюобщественнойработыисвязаннойсэтимответ­ственности.

33. Наука-этото,чтобольшевсегоинтересуетменявжизни.

34. Окружающиесчитаютмоюсемьюинтеллигентной.

35. Переддлительнойпоездкойявсегдатщательнопродумываю, что с собой взять.

36. Яживусегодняшнимднемвбольшейстепени,чемдругие люди.

37. Еслиестьвыбор,тояпредпочитаюнерассказыватьучени­кам что-нибудь по предмету, а организовать внеклассное мероп­риятие.

 

38. Основнаязадачаучителя—передатьученикузнанияпо предмету.

39. Ялюблючитатькнигиистатьинатемынравственности, морали, этики.

40. Иногдаменяраздражаютлюди,которыеобращаютсяко мне с вопросами.

 

41. Большинстволюдей,скоторымиябываювкомпании, несомненно, рады меня видеть.

42. Думаю,мнепонравиласьбыработа,связаннаясот­ветственной административно-хозяйственной деятельностью.

43. Яврядлирасстроюсь,еслипридетсяпровестисвойот­пуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.

44. Моялюбезностьчастоненравитсялюдям.

45. Былислучаи,когдаязавидовалудачедругих.

46. Еслимнекто-нибудьнагрубит,тоямогубыстрозабытьоб этом.

47. Какправило,окружающиеприслушиваютсякмоемумнению.

 

48. Еслибымнеудалосьперенестисьвбудущеенакороткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету.

49. Япроявляюактивноеучастиевсудьбедругих.


468 Глава IX. Психологияличностиипрофессиональнойдеятельностиучителя

50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Обработка:Для обработки результатов опроса необходимо ис­пользовать ключ ответов, который сравнивается с ответами ис­пытуемого; каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

К а ж д ы й л и ч н о с т н ы й параметр определяется через сум­мирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фак­тору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3— 7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотива­ции одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рам­ки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился, исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.






Кодопросника

Общительность («учитель-коммуникатор») - 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а.

Организованность («учитель-организатор») — 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а.

Направленность на предмет («учитель-предметник») — За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а.

Интеллигентность («учитель-интеллегент») - 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а.

М о т и в а ц и я одобрения - 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 406, 456, 50а.

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале полу­чено менее трех баллов, и ярко выраженным — если количество баллов более семи. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность не­скольких факторов может интерпретироваться как результат по­линаправленности.

«Учитель-организатор» отличается развитием таких качеств, как требовательность, организованность, сильная воля, энергич­ность. Основное направление деятельности находится в плоскости внеклассной работы. «Учитель-организатор», нередко являющий­ся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом кол­лективе, преимущественно транслирует свои личностные особен­ности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий. По-


План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                         469

этому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфе­ре делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

«Учителя-предметника» характеризуют наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Для него, рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, характерно воспитание ученика сред­ствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.

«Учителю-коммуникатору» свойственны такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность и пластичность поведения. Он отличается экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к де­тям. Он реализует свои воспитательные воздействия на основе со­вместимости с учеником, поиска точек соприкосновения в лич­ной жизни.

«Учитель-интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. «Учитель-ин­теллигент», или «просветитель», отличающийся принципиально­стью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

Вне сомнений, возможны сочетания типов в направленности одного учителя.

9. Анкета «Учитель — ученик»'

Цель:выявить отношение учащихся к учителю.

Инструкция.Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует Ва­шим отношениям с учителем (назвать Ф.И.О.) на уроках по (ука­зать предмет), то напишите «Да», если оно неверно — «Нет».

1. Учительумеетточнопредсказатьуспехисвоихучеников.

2. Мнетрудноладитьсучителем.

3. Учитель—справедливыйчеловек.

4. Учительумелоготовитменякконтрольнымиэкзаменам.

5. Учителюявнонехватаетчуткостивотношенияхслюдьми.

6. Словоучителядляменязакон.

1См.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н-Д, 1996. С. 367-370.


470 Глава IX. Психологияличностиипрофессиональнойдеятельностиучителя

7. Учительтщательнопланируетработусомной.

8. Явполнедоволенучителем.

9. Учительнедостаточнотребователенкомне.

10. Учительвсегдаможетдатьразумныйсовет.
11.Я полностью доверяю учителю.

12. Оценкаучителяоченьважнадляменя.

13. Учительвосновномработаетпошаблону.

14. Работатьсучителем—одноудовольствие.

15. Учительуделяетмнемаловнимания.

16. Учитель,какправило,неучитываетмоихиндивидуальных особенностей.

17. Учительплохочувствуетмоенастроение.

18. Учительвсегдавыслушиваетмоемнение.

19. Уменянетсомненийвправильностиинеобходимости
методов и средств, которые применяет учитель.

20. Янестануделитьсясучителемсвоимимыслями.

21. Учительнаказываетменязамалейшийпроступок.

22. Учительхорошознаетмоислабыеисильныестороны.

23. Яхотелбыстатьпохожимнаучителя.

24. Унассучителемчистоделовыеотношения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...