Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава VI. Особенностипсихическогоразвитиячеловека
сец, архитектор, поэт (1475-1564); Пикассо Пабло — французский живописец (1881-1973); Ци Б а й - Ш и — китайский живописец (1860—1957); Куба Людвик — чешский живописец (1863-1956); Тициан (Тициано Вечелино) - итальянский живописец (ок. 1476/ 77 или 1489/90-1576); Верди Джузеппе — итальянский композитор (1813—1901); Касальс Пабло — испанский виолончелист, дирижер (1876—1973); Стравинский Игорь Федорович - русский композитор, дирижер (1882-1971); Чаплин Чарлз Спенсер — американский актер, кинорежиссер, сценарист (1889—1977) и др. Высокий творческий потенциал в период геронтогенеза обусловлен рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути человека. К числу наиболее типичных особенностей творческих людей относится широта их интересов. У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация разных функций, включение их в общую структуру интеллекта как целостного образования, устойчиво противостоящего процессу старения. Творчество предполагает выраженное в максимальной степени единство личности, и субъекта деятельности. Творческая личность ориентирована на вклад, полезный не отдельным группам, а обществу в целом, и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. Далее: повторяемость творческого цикла в поисках решения все новых задач, установка на новизну приводят к использованию разнообразных форм деятельности, что отличает в высокой степени одаренных людей. Творческая деятельность в известной степени выступает в качестве фактора не только психологического и социального, но и биологического долголетия. История науки сохранила имена таких долгожителей-гигантов, как Софокл — древнегреческий поэт, драматург (ок. 496—406 до н.э.); Гиппократ — древнегреческий врач, реформатор медицины, известный в психологии в связи с учением о темпераменте (ок. 460— ок. 370 до н.э.); Платон - древнегреческий философ, ученик Сократа (428/427 до н.э. - 348/347 до н.э.); Джахиз Абу Усман Амн ибн Бахр — арабский писатель (ок. 767-868). А вот примеры из века минувшего и нынешнего. Крылов Алексей Николаевич (1863-1945) — выдающийся русский математик и механик, инженер и изобретатель, труды которого были посвящены в основном кораблестроению и теории корабля, замечательный педагог и популяризатор научных знаний, выполнявший многогранную деятельность в области точных наук, проявлял го- § 5. Периодгеронтогенеза: психологиялюдейстарческоговозраста 271 рячий интерес к гуманитарной сфере, выразившийся в его участии в развитии русской речи и охране ее правильности. Обручев Владимир Афанасьевич (1863—1956) — известный геолог и географ, неутомимый путешественник, исследователь Сибири, Центральной и Средней Азии, автор фундаментальных трудов, посвященных этим регионам, а также научно-фантастических, приключенческих и научно-популярных книг (всего около 24 тыс. страниц); Герой Социалистического Труда, академик. Приведенные примеры свидетельствуют о разнообразии и широте интересов творческих личностей. Их интересы носят активный характер, реализуясь не только в разных формах профессиональной деятельности, но и в других социально значимых сферах, что увеличивает шансы в реализации разнообразных потенциальных возможностей личности в период геронтогенеза. Исследование личности ученых, сохранивших творческое долголетие, обнаруживает не только всем известные качества — трудолюбие, упорство, организованность и т.п., но и специфику их рефлексии (рефлексия интуитивности, фантазии, стремления к новизне, гибкости, оригинальности, критичности, инверсионности, т.е. склонности к переходам от одного состояния к другому, к ребячливости). Специфика заключается в том, что уровень рефлексиру-емой креативности не зависит от пола научных работников, что говорит о ведущей роли деятельностного фактора в раскрытии потенциальных возможностей человека, резервов его организма и личности [17, с. 246, 247]. Очень многие люди относятся с большим интересом к вопросам продолжительности жизни и особенно активного долголетия, характеризующегося высокой работоспособностью без болезней. Один из современных исследователей здоровья и долголетия Гущо Юрий Петрович - мастер спорта, спортивный тренер, профессор, доктор технических наук, изобретатель России, президент международной ассоциации «Личность, экология, мир», руководитель кругосветного ралли по всем континентам планеты - считает, что при определении «рейтинга долголетия» необходимо учитывать, как развиваются процессы старения и антибиостаре-ния, и выделяет двенадцать контролируемых показателей, которые влияют на эти процессы (т.е. процессы старения и антибио-старения организма). Перечислим эти показатели: наследственность; время и место рождения; условия и культура дыхания; водно-питьевой режим; физическая культура; питание; нравственное и психическое состояние; очищение организма и сон; социальное по- 272 Глава VI. Особенностипсихическогоразвитиячеловека ложение; условия труда; медицинское и лекарственное обслуживание; вредные привычки. Таким образом, период геронтогенеза — итог всего жизненного пути человека — младенчества, раннего возраста, дошкольного, младшего школьного, подростничества и отрочества, ранней юности, молодости, взрослости, зрелости. В этот период усиливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стадиальности, что, в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека. Наряду с инволюционными процессами на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрасте. Активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, ведущим психологическим среди которых можно считать развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности. Литература 1. АбрамоваГ.С.Психологияжизни:Исследованиягеронтопсихоло-гии: Учеб. пособие. М, 2000. 2. АнаньевБ.Г.Человеккакпредметпознания.Л.,1968. 3. ВершловскийС.Г.Общееобразованиевзрослых:Стимулыимотивы. М., 1987. 4. ВиткинД.Мужчинаистресс/Пер.сангл.СПб.,1995(Сер.«Сам себе психолог»). 5. Возрастныеаспектыонтопсихологии/Подобщ.ред.А.А.Крылова, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 1993. 6. ГамезоМ.В.,ГерасимоваB.C.,ГореловаГ.Г.,ОрловаЛ.М.Возрастная психология: Учеб. пособие. М., 2001. 7. ГримакЛ.П.Резервычеловеческойпсихики:Введениевпсихологию активности. М., 1987. 8. КлимовЕ.А.Психологияпрофессиональногосамоопределения.Ростов н-Д, 1996; 9. КрымскаяМ.Л.Климактерическийпериод.М.,1988.
10. МенегеттиА.Женщинатретьеготысячелетия/Пер.сисп.М.,2001. 11. МонаховН.А.Плодыподсознания:Очеркиобинстинктах,формирующих человеческие конфликты. М., 1995. 12. ОбозовН.Н.Психологиявзрослогочеловека.СПб.,1995. А.А.Деркача. М., 2001. План-заданиедлясамостоятельнойработы 273 14. ПоливановаК.Н.Психологиявозрастныхкризисов:Учеб.пособие. М., 2000. 15. Психологиявозрастныхкризисов:Хрестоматия/Сост.К.В.Сель-ченок. Минск; М., 2001. 16. Российскоесознание:психология,феноменология,культура.Меж-вуз. сб. науч. работ. Самара, 1994. 17. РыбалкоЕ.Ф.Возрастнаяидифференциальнаяпсихология.Л.,1990. 18. СмитЭ.Д.Старетьможнокрасиво.Руководстводляпожилых,престарелых и тех, кто заботится о стариках / Пер. с англ. М., 1995. 19. СтаровойтенкоЕ.Б.Жизненныеотношенияличности:моделипсихологического развития. Киев, 1992. 20. Старость:Популярныйсправочник/Пер.спол.М.,1996. 21. СтоляренкоЛ.Д.Основыпсихологии.Ростовн-Д,1995. 22. ТолстыхА.В.Возрастыжизни.М.,1988. 23. ФранклВ.Человеквпоискахсмысла:Сб./Пер.сангл.инем.М., 1990 (Б-ка зарубежной психологии). 24. ФроммЭ.Иметьилибыть/Пер.сангл.М.,1990(Б-казарубежной психологии). 25. ХаннаТ.Искусствонестареть(Каквернутьгибкостьиздоровье) / Пер. с англ. СПб., 1996 (Сер. «Исцели себя сам»). 26. ЧудновскийВ.Э.Смыслжизниисудьба.М.,1997. 27. ШахматовН.Ф.Психическоестарение:счастливоеиболезненное. М., 1996. 28. ЯцемирскаяР.С,БеленькаяИ.Г.Социальнаягеронтология.М.,1999. ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Используяметодическуюпроцедуру(гл.1,план-задание, Адаптивность человека, акмеология, альтруизм, аномия, взрослость, генеративность, геронтопсихология, гетерохрония, жизненный кризис, зрелость, идеал, инволюция, интимность, инфантилизм, климактерий, локус контроля, молодость, нормативное сознание, образ жизни, одиночество, оптимизм, опыт, ответственность, пред-старческий психоз, самоактуализация, самоопределение, семья, сенсорно-моторная амнезия, смысл жизни человека, социальная зрелость, старение, суицид, труд. 2. Подготовьтелекциюнатему«Жизненныекризисыиихроль 274 Глава V I. Особенностипсихическогоразвитиячеловека 3. Подготовьтеварианты«круглогостола»длястуденческой научно-практической конференции на тему «Проблемы профессионального и личностного роста человека в современных условиях» [2, 3, 7, 8, 13, 19, 23, 24]. Используйте результаты проведенных вами исследований по психологическим характеристикам деятельности, поведения, общения людей в периоды молодости, взрослости, зрелости, старости. 4. Проведитевклассеиобобщитеэкспериментальныеисследования по выявлению особенностей психического развития человека по нижеследующим методикам. МЕТОДИКА«ЖИЗНЕННЫЕЦЕЛИ» 1. Втечение3мин.ответьтенавопрос:«Каковымоижизненные цели?» (на все вопросы даются письменные ответы). 2. Втечение3мин.ответьтенавопрос:«Чтояхочудостигнутьв ближайшие 3 года?» 3. Втечение5мин.ответьтенавопрос:«Какичтоясталбы делать, если бы узнал, что мне осталось жить только шесть месяцев по причине неизлечимой болезни?» Внимательно прочтите все написанное и выберите три самые главные для вас цели. 4. Оцените,пытаетесьливыреальнодостичьэтицелиинасколько успешно (неуспешно) это удается. 5. Оцените,частоливысерьезнозадумываетесьосвоихжизненных целях самостоятельно. 6. Вспомнитеинарисуйте,какимвыбыливдетстве(4—6лет); наиболее запомнившийся эпизод детства.
7. Опишитеваштипичныйжизненныйэпизодвнастоящее время. 8. Постарайтесьпредставить,чтождетвасвбудущем,каким вы будете. 9. Вспомнитеиопишитетежизненныесобытия,которыесильно повлияли или даже изменили вашу жизнь, судьбу. Обобщенные материалы обсудите с учащимися. АНКЕТА1 Если вам предложили в нескольких словах изложить свое понимание личного счастья, то какие из приведенных ниже ответов ' Анкета проводится для изучения изменения ценностных ориентации людей. План-заданиедлясамостоятельнойработы 275 вы используете? Укажите цифрой 1 самое важное для вас, цифрой 2 — чуть менее важное и т.д. до 5. А как бы на этот вопрос вы ответили 5 и 10 лет назад (укажите 3—5 значимых для вас факторов счастья 10 лет назад), соотнесите полученные результаты. Итак: активная деятельная жизнь; интересная работа; материально обеспеченная жизнь; наличие верных друзей; счастливая семейная жизнь; жизнь, полная удовольствий, развлечений; свобода, независимость; расширение своего образования, кругозора; мирная обстановка в стране; чистая совесть, честная жизнь; общественная активность; комфорт, покой; здоровье; любовь; наличие детей; достижение власти; уважение окружающих; творчество; равенство для всех; искусство; деньги любыми способами; успех в карьере; общение с людьми; вера; что-то другое... |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |