Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава VI. Особенностипсихическогоразвитиячеловека





сец, архитектор, поэт (1475-1564); Пикассо Пабло — француз­ский живописец (1881-1973); Ци Б а й - Ш и — китайский живопи­сец (1860—1957); Куба Людвик — чешский живописец (1863-1956); Тициан (Тициано Вечелино) - итальянский живописец (ок. 1476/ 77 или 1489/90-1576); Верди Джузеппе — итальянский компози­тор (1813—1901); Касальс Пабло — испанский виолончелист, ди­рижер (1876—1973); Стравинский Игорь Федорович - русский ком­позитор, дирижер (1882-1971); Чаплин Чарлз Спенсер — амери­канский актер, кинорежиссер, сценарист (1889—1977) и др.

Высокий творческий потенциал в период геронтогенеза обус­ловлен рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути человека. К чис­лу наиболее типичных особенностей творческих людей относится широта их интересов. У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация разных функций, включение их в об­щую структуру интеллекта как целостного образования, устойчи­во противостоящего процессу старения. Творчество предполагает выраженное в максимальной степени единство личности, и субъекта деятельности. Творческая личность ориентирована на вклад, по­лезный не отдельным группам, а обществу в целом, и чем масш­табнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. Далее: повторяемость твор­ческого цикла в поисках решения все новых задач, установка на новизну приводят к использованию разнообразных форм деятель­ности, что отличает в высокой степени одаренных людей.

Творческая деятельность в известной степени выступает в ка­честве фактора не только психологического и социального, но и биологического долголетия. История науки сохранила имена таких долгожителей-гигантов, как Софокл — древнегреческий поэт, драматург (ок. 496—406 до н.э.); Гиппократ — древнегреческий врач, реформатор медицины, известный в психологии в связи с учени­ем о темпераменте (ок. 460— ок. 370 до н.э.); Платон - древнегре­ческий философ, ученик Сократа (428/427 до н.э. - 348/347 до н.э.); Джахиз Абу Усман Амн ибн Бахр — арабский писатель (ок. 767-868).

А вот примеры из века минувшего и нынешнего. Крылов Алек­сей Николаевич (1863-1945) — выдающийся русский математик и механик, инженер и изобретатель, труды которого были посвя­щены в основном кораблестроению и теории корабля, замеча­тельный педагог и популяризатор научных знаний, выполнявший многогранную деятельность в области точных наук, проявлял го-


§ 5. Периодгеронтогенеза: психологиялюдейстарческоговозраста             271

рячий интерес к гуманитарной сфере, выразившийся в его учас­тии в развитии русской речи и охране ее правильности. Обручев Владимир Афанасьевич (1863—1956) — известный геолог и гео­граф, неутомимый путешественник, исследователь Сибири, Цен­тральной и Средней Азии, автор фундаментальных трудов, по­священных этим регионам, а также научно-фантастических, при­ключенческих и научно-популярных книг (всего около 24 тыс. стра­ниц); Герой Социалистического Труда, академик.

Приведенные примеры свидетельствуют о разнообразии и широте интересов творческих личностей. Их интересы носят ак­тивный характер, реализуясь не только в разных формах профес­сиональной деятельности, но и в других социально значимых сфе­рах, что увеличивает шансы в реализации разнообразных потен­циальных возможностей личности в период геронтогенеза. Иссле­дование личности ученых, сохранивших творческое долголетие, обнаруживает не только всем известные качества — трудолюбие, упорство, организованность и т.п., но и специфику их рефлексии (рефлексия интуитивности, фантазии, стремления к новизне, гибкости, оригинальности, критичности, инверсионности, т.е. склонности к переходам от одного состояния к другому, к ребяч­ливости). Специфика заключается в том, что уровень рефлексиру-емой креативности не зависит от пола научных работников, что говорит о ведущей роли деятельностного фактора в раскрытии потенциальных возможностей человека, резервов его организма и личности [17, с. 246, 247].

Очень многие люди относятся с большим интересом к вопро­сам продолжительности жизни и особенно активного долголетия, характеризующегося высокой работоспособностью без болезней. Один из современных исследователей здоровья и долголетия Гущо Юрий Петрович - мастер спорта, спортивный тренер, профес­сор, доктор технических наук, изобретатель России, президент международной ассоциации «Личность, экология, мир», руково­дитель кругосветного ралли по всем континентам планеты - счи­тает, что при определении «рейтинга долголетия» необходимо учитывать, как развиваются процессы старения и антибиостаре-ния, и выделяет двенадцать контролируемых показателей, кото­рые влияют на эти процессы (т.е. процессы старения и антибио-старения организма). Перечислим эти показатели: наследственность; время и место рождения; условия и культура дыхания; водно-пи­тьевой режим; физическая культура; питание; нравственное и пси­хическое состояние; очищение организма и сон; социальное по-


272






Глава VI. Особенностипсихическогоразвитиячеловека


ложение; условия труда; медицинское и лекарственное обслужи­вание; вредные привычки.

Таким образом, период геронтогенеза — итог всего жизнен­ного пути человека — младенчества, раннего возраста, дошколь­ного, младшего школьного, подростничества и отрочества, ран­ней юности, молодости, взрослости, зрелости. В этот период уси­ливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стадиальности, что, в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека. Наряду с инволюционными процессами на всех уровнях организации человека происходят изменения и но­вообразования прогрессивного характера, которые позволяют пре­дупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрасте. Активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, ведущим пси­хологическим среди которых можно считать развитие его как со­циально активной личности, как субъекта творческой деятельно­сти и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет вы­сокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.


Литература

1. АбрамоваГ.С.Психологияжизни:Исследованиягеронтопсихоло-гии: Учеб. пособие. М, 2000.

2. АнаньевБ.Г.Человеккакпредметпознания.Л.,1968.

3. ВершловскийС.Г.Общееобразованиевзрослых:Стимулыимотивы. М., 1987.

4. ВиткинД.Мужчинаистресс/Пер.сангл.СПб.,1995(Сер.«Сам себе психолог»).

5. Возрастныеаспектыонтопсихологии/Подобщ.ред.А.А.Крылова, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 1993.

6. ГамезоМ.В.,ГерасимоваB.C.,ГореловаГ.Г.,ОрловаЛ.М.Возрастная психология: Учеб. пособие. М., 2001.

7. ГримакЛ.П.Резервычеловеческойпсихики:Введениевпсихоло­гию активности. М., 1987.

8. КлимовЕ.А.Психологияпрофессиональногосамоопределения.Ро­стов н-Д, 1996;

9. КрымскаяМ.Л.Климактерическийпериод.М.,1988.

 

10. МенегеттиА.Женщинатретьеготысячелетия/Пер.сисп.М.,2001.

11. МонаховН.А.Плодыподсознания:Очеркиобинстинктах,фор­мирующих человеческие конфликты. М., 1995.

12. ОбозовН.Н.Психологиявзрослогочеловека.СПб.,1995.
• 13. Общая и прикладная акмеология: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под ред.

А.А.Деркача. М., 2001.




План-заданиедлясамостоятельнойработы


273


14. ПоливановаК.Н.Психологиявозрастныхкризисов:Учеб.пособие. М., 2000.

15. Психологиявозрастныхкризисов:Хрестоматия/Сост.К.В.Сель-ченок. Минск; М., 2001.

16. Российскоесознание:психология,феноменология,культура.Меж-вуз. сб. науч. работ. Самара, 1994.

17. РыбалкоЕ.Ф.Возрастнаяидифференциальнаяпсихология.Л.,1990.

18. СмитЭ.Д.Старетьможнокрасиво.Руководстводляпожилых,пре­старелых и тех, кто заботится о стариках / Пер. с англ. М., 1995.

19. СтаровойтенкоЕ.Б.Жизненныеотношенияличности:моделипси­хологического развития. Киев, 1992.

20. Старость:Популярныйсправочник/Пер.спол.М.,1996.

21. СтоляренкоЛ.Д.Основыпсихологии.Ростовн-Д,1995.

22. ТолстыхА.В.Возрастыжизни.М.,1988.

23. ФранклВ.Человеквпоискахсмысла:Сб./Пер.сангл.инем.М., 1990 (Б-ка зарубежной психологии).

24. ФроммЭ.Иметьилибыть/Пер.сангл.М.,1990(Б-казарубежной психологии).

25. ХаннаТ.Искусствонестареть(Каквернутьгибкостьиздоровье) / Пер. с англ. СПб., 1996 (Сер. «Исцели себя сам»).

26. ЧудновскийВ.Э.Смыслжизниисудьба.М.,1997.

27. ШахматовН.Ф.Психическоестарение:счастливоеиболезненное. М., 1996.

28. ЯцемирскаяР.С,БеленькаяИ.Г.Социальнаягеронтология.М.,1999.



ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Используяметодическуюпроцедуру(гл.1,план-задание,
п. 1), осуществите самозачет по системе психологических терми­
нов и понятий, относящихся к характеристике периода молодос­
ти, взрослости, зрелости, старости.

Адаптивность человека, акмеология, альтруизм, аномия, взрос­лость, генеративность, геронтопсихология, гетерохрония, жизнен­ный кризис, зрелость, идеал, инволюция, интимность, инфантилизм, климактерий, локус контроля, молодость, нормативное сознание, образ жизни, одиночество, оптимизм, опыт, ответственность, пред-старческий психоз, самоактуализация, самоопределение, семья, сен­сорно-моторная амнезия, смысл жизни человека, социальная зрелость, старение, суицид, труд.

2. Подготовьтелекциюнатему«Жизненныекризисыиихроль
в психическом развитии человека на разных возрастных ступенях».
Раскройте их сущность, причины, возможности предупреждения
или преодоления. В качестве исходного материала используйте ре­
комендованную литературу [7, 8, 11, 21, 22].


274                                  Глава V I. Особенностипсихическогоразвитиячеловека

3. Подготовьтеварианты«круглогостола»длястуденческой научно-практической конференции на тему «Проблемы профес­сионального и личностного роста человека в современных усло­виях» [2, 3, 7, 8, 13, 19, 23, 24]. Используйте результаты прове­денных вами исследований по психологическим характеристикам деятельности, поведения, общения людей в периоды молодости, взрослости, зрелости, старости.

4. Проведитевклассеиобобщитеэкспериментальныеиссле­дования по выявлению особенностей психического развития че­ловека по нижеследующим методикам.









МЕТОДИКА«ЖИЗНЕННЫЕЦЕЛИ»

1. Втечение3мин.ответьтенавопрос:«Каковымоижизненные цели?» (на все вопросы даются письменные ответы).

2. Втечение3мин.ответьтенавопрос:«Чтояхочудостигнутьв ближайшие 3 года?»

3. Втечение5мин.ответьтенавопрос:«Какичтоясталбы делать, если бы узнал, что мне осталось жить только шесть меся­цев по причине неизлечимой болезни?»

Внимательно прочтите все написанное и выберите три самые главные для вас цели.

4. Оцените,пытаетесьливыреальнодостичьэтицелиина­сколько успешно (неуспешно) это удается.

5. Оцените,частоливысерьезнозадумываетесьосвоихжиз­ненных целях самостоятельно.

6. Вспомнитеинарисуйте,какимвыбыливдетстве(4—6лет); наиболее запомнившийся эпизод детства.

 

7. Опишитеваштипичныйжизненныйэпизодвнастоящее время.

8. Постарайтесьпредставить,чтождетвасвбудущем,каким вы будете.

9. Вспомнитеиопишитетежизненныесобытия,которыесиль­но повлияли или даже изменили вашу жизнь,  судьбу.

Обобщенные материалы обсудите с учащимися.

АНКЕТА1

Если вам предложили в нескольких словах изложить свое по­нимание личного счастья, то какие из приведенных ниже ответов

' Анкета проводится для изучения изменения ценностных ориента­ции людей.


План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                         275

вы используете? Укажите цифрой 1 самое важное для вас, циф­рой 2 — чуть менее важное и т.д. до 5. А как бы на этот вопрос вы ответили 5 и 10 лет назад (укажите 3—5 значимых для вас факторов счастья 10 лет назад), соотнесите полученные результаты. Итак:

активная деятельная жизнь;

интересная работа;

материально обеспеченная жизнь;

наличие верных друзей;

счастливая семейная жизнь;

жизнь, полная удовольствий, развлечений;

свобода, независимость;

расширение своего образования, кругозора;

мирная обстановка в стране;

чистая совесть, честная жизнь;

общественная активность;

комфорт, покой;

здоровье;

любовь;

наличие детей;

достижение власти;

уважение окружающих;

творчество;

равенство для всех;

искусство;

деньги любыми способами;

успех в карьере;

общение с людьми;

вера;

что-то другое...










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...