Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА: ПСИХОЛОГИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА




Период геронтогенеза (период старения) согласно междуна­родной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожи­тели. Напомним, что существуют различные классификации он­тогенеза, в том числе и классификации инволюционных перио­дов (см. §1 данной главы).

Выделение периода онтогенеза и изучение проблем старения связаны с комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин. Один из демографических признаков на планете Земля - это постарение ее населения (особенно в вы­сокоразвитых странах мира). Оно определяется многими фактора­ми, основным из которых является отчетливая тенденция к со­кращению рождаемости в развитых странах. Канули в Лету пред­ставления о возрасте 50—60 лет как о возрасте старости. Смерт­ность в этом возрасте сегодня, в XX в.,  упала по сравнению с

Заказ№577.


258                                  Глава V I . Особенностипсихическогоразвитиячеловека

концом XVIII в. в четыре раза; смертность среди 70-летних в по­следнее время уменьшилась вдвое. Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15—20 лет вполне очевидна. Что же может представлять собой жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потеря трудоспособности и т.д.? Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)?

Процесс старения представляет собой генетически запрограм­мированный процесс, сопровождающийся определенными возра­стными изменениями в организме. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности орга­низма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в моло­дые годы, выдерживать длительную физическую или нервную на­грузку; общий запас энергии у них становится все меньше и мень­ше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обез­воживания суставы пожилых людей затвердевают. Если это проис­ходит в костных сочленениях грудной клетки, то затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнеч­ным ожогам, местами появляется зуд, кожа теряет мягкость и приобретает матовый оттенок. Иссушение кожи, в свою очередь, препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внеш­ней температуры, поэтому больше подвержены неблагоприятно­му воздействию жары и холода. Происходят изменения чувстви­тельности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещен­ности пространства и т.п. Вот некоторые примеры: людям за 50 требуется вдвое больше света, а за 80 — в три раза; у 20-летнего человека рана заживает в среднем за 31 день, в 40 лет — за 55 дней, в 60 лет — за 100 дней и далее — по нарастающей.

Многие исследования свидетельствуют о старении сердечно­сосудистой, эндокринной, имунной, нервной и других систем, т.е. об отрицательных сдвигах, происходящих в организме в про-


§ 5. Периодгеронтогенеза: психологиялюдейстарческоговозраста              259

цессе его инволюции. Вместе с тем накапливаются материалы, которые приводят ученых к более глубокому пониманию старения как чрезвычайно сложного, внутренне противоречивого процес­са, для которого характерно не только снижение, но и усиление активности организма. Заметно усиление и специализация дей­ствия закона гетерохронии (неравномерности); в результате этого более продолжительно сохраняется и даже улучшается работа од­них систем организма и параллельно с этим происходит ускорен­ная, с различными темпами инволюция других систем, что объяс­няется той ролью, значимостью, которую они играют в основ­ных, жизненно значимых процессах. Например, изменения в стволе мозга более значительны и существенны, чем в мозжечке в обоих полушариях. Чем сложнее нервная структура у человека, тем у нее больше возможностей для своей сохранности. В период геронтоге-неза происходит ослабление процессов возбуждения и торможе­ния, особенно внутреннего торможения. Однако эксперименталь­ным путем показано, что у молодых и старых людей - от 20 до 104 лет — условные двигательные рефлексы изменяются по-разному, в зависимости от подкрепления. Наиболее сохранным оказывается оборонительный условный рефлекс по сравнению с пищевым. Ориентировочно-исследовательский рефлекс на появление кар­тинок с различным содержанием вырабатывается быстро в 20—65 лет и сохраняется долго; после 68 лет вырабатывается, но непроч­ный и т.д. С возрастом стареют прежде всего тормозной процесс и подвижность нервных процессов, а замыкательная функция стра­дает меньше. Кроме того, все изменения в период старения носят индивидуальный характер. Есть люди, которые до глубокой старо­сти сохраняют очень высокий показатель латентного (скрытого) времени речевой реакции; разница в сторону лучше-хуже может составлять 20 раз [17, с. 232—236].

Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качествен­ной перестройкой биологических структур, включая и новообра­зования. Организм адаптируется к новым условиям; в противовес старению развиваются приспособительные функциональные сис­темы; активизируются разные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные (разрушительные, отрицательные) явления старения. Все это по­зволяет считать, что период позднего онтогенеза - новый этап развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования. Учеными доказано, что су-

9*


260                                  Глава V I . Особенностипсихическогоразвитиячеловека

шествуют различные пути повышения биологической активности разных структур организма (поляризация, резервирование, ком­пенсация, конструирование), которые обеспечивают его работо­способность в целом после завершения репродуктивного периода [17, с. 237, 238].

Наряду с этим возрастает необходимость усиления сознатель­ного контроля и регуляции биологических процессов. Это осуще­ствляется с помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека. Ведь общеизвестно, что определенной системой трени­ровок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста. Централь­ным механизмом сознательной регуляции является речь, значе­ние которой существенно возрастает в период геронтогенеза.

Различного рода изменения человека как индивида, происхо­дящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, что­бы актуализировать потенциальные, резервные возможности, на­копленные в организме в период роста, зрелости и формирующи­еся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейше­го развития в период геронтогенеза (включая возможности ново­образований) должно усиливаться.

По данным исследований отечественных и зарубежных уче­ных, разнородный характер процесса старения присущ и таким психофизиологическим функциям человека, как ощущение, вос­приятие, мышление, память и др. При обследовании памяти у л и ц в возрасте 70—90 лет обнаружилось следующее: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом сохраняется лучше, чем механическое запечатление; основой прочности в старом возрасте являются внутренние смыс­ловые связи; ведущим видом памяти становится логическая [2, с. 146, 147, 151, 153].

Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отроче­стве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие из­менения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости кон­кретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеют­ся многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособ­ности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте [2, 17, 18, 22, 23, 24, 25, 27]. Большую поло­жительную роль в этом играет множество факторов: уровень обра-


§ 5. Периодгеронтогенеза: психологиялюдейстарческоговозраста             261

зования, род занятий, зрелость личности и пр. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противосто­ящий инволюции человека в целом (подробнее на этом остано­вимся при характеристике возможностей активного долголетия). Вот некоторые данные о сохранности у людей пенсионного воз­раста тех функций, которые были ведущими в профессиональной деятельности. У ученых с возрастом не изменяются запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров - многие невербальные функции; немолодые бухгалтеры выполняли тест на скорость столь же успешно, как и молодые; у водителей, моряков, летчиков до глубокой старости сохраняется на высоком уровне острота зрения и поле зрения и т.п. [17, с. 242].

Однако и в пожилом, а тем более в старческом возрасте чело­веку бывает довольно трудно справляться с общими производ­ственными нормами рабочего дня, инволюционные процессы так или иначе отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом общая его трудоспособность, которая формируется еще до начала профессионально-трудовой деятельности, развивается вместе с нею, может еще довольно долго сохраняться. Длительное сохранение общей трудоспособности — главный показатель жизнеспособности долгожителей. Ведь именно в деятельности человека основные ресурсы и резервы не только реализуются, но и воспроизводятся [2, с. 323, 324; 21, с. 323—327].

В связи с вышеизложенным в ряде случаев вполне возможно продление производственной деятельности пожилых людей даже до 65—70 лет. Пожилые люди с огромным жизненным опытом и практическими навыками работы в отдельных сферах производ­ства просто незаменимы и сегодня. Возможно, что именно трех-поколенная структура в трудовом коллективе — «деды», «отцы» и «дети-внуки» — наиболее оптимальна с точки зрения обеспечения преемственности в развитии производственной сферы общества, передачи социального и профессионального опыта. Контакты ста­риков и молодых взаимно полезны: молодежь обретает их жизнен­ный опыт и мудрость, а старики через энергию молодежи способ­ны деятельно, конструктивно влиять на развитие традиционной для них области хозяйства и общественной практики. Что можно сказать об изменениях в личности пожилого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Так уж повелось, что чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический портрет пожилого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе,


262                                  Глава V I. Особенностипсихическогоразвитиячеловека

недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, об-н и щ а н и я , смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому, отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе — эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтраш­нем дне делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожны­ми, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.д. [22, с. 215].

Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют (при всей сложности этого периода) о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к ж и з н и , людям, себе [2, 18, 20, 25, 27 и др.].

К.И. Чуковский писал в своем дневнике: «...Никогда я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день — мои мысли добрей и светлей» [27, с. 63]. Исследователь личностных изменений в ста­рости Н.Ф. Шахматов, характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, считает, что «представле­ние о психическом старении не может оказаться полным и цель­ным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем ка­кие-либо другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удач­ные, успешные, благоприятные и, наконец, счастливые, отра­жают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения» [27, с. 617].

Психическое старение многообразно, диапазон его проявле­ний весьма широк. Познакомимся с основными его типами. В ти­пологии Ф.Гизе выделяются три типа стариков и старости: 1) ста-рик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старо­сти; 2) старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за измене­ниями (выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменения своего положения в семье, изменения-нов­шества в области техники, социальной жизни и т.п.); 3) интро-вертный тип, для которого характерно острое переживание про­цесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погру­жается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и пр.

И.С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы старости. Первый тип - активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной ж и з н и , в воспитании молодежи и т.д., живут


§ 5. Периодгеронтогенеза: психологиялюдейстарческоговозраста              263

полнокровной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности. Второй тип старости — пенсионеры занимаются тем, на что рань­ше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т.п. То есть для этого типа стариков также харак­терна хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия главным образом направлена на себя. Третий тип (а это преимущественно женщины) находит глав­ное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако, отмечают психологи, удовлетворен­ность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух. Чет­вертый тип — это люди, смыслом жизни которых становится за­бота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревож­ность. Наряду с выделенными благополучными типами старости И.С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития: а) агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окру­жающего мира, критикующие все, кроме самих себя, всех поуча­ющие и терроризирующие окружающих бесконечными претензи­ями; б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действи­тельные и мнимые упущенные возможности, делая тем самым себя глубоко несчастными [22, с. 216, 217].

Довольно широко в мировой психологической литературе под­держивается классификация, которую предложил Д.Б. Бромлей. Он выделяет пять типов приспособления личности к старости.

• Конструктивное отношение человека к старости, при ко­тором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контакта­ми с окружающими. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной де­ятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печа­ли и страха. Но, пережив в прошлом слишком много травм и по­трясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благода­ря своему положительному жизненному балансу, они с уверенно-


264                                  Глава VI. Особенностипсихическогоразвитиячеловека

стью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой груп­пы пожилых и старых людей довольно высокая.

• Отношениезависимости.Зависимаяличность—эточело­век, подчиненный кому-либо, зависимый от супруга или от сво­его ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претен­зий и благодаря этому охотно уходящий с профессиональной ра­боты. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.

• Оборонительноеотношение,длякоторогохарактерны:пре­увеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямоли­нейность в своих поступках и привычках, стремление к «само­обеспеченности» и неохотное принятие помощи от других. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, про­блемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отноше­нию ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жа­лобы в ее адрес, они их не выражают. Защитным механизмом, который они используют против ощущения страха смерти и обез­доленности, является их активность «через силу», постоянная «под­питка» внешними действиями. Люди с оборонительным отноше­нием к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

• Отношениевраждебностикокружающим.Людистаким отношением агрессивны и подозрительны, стремятся «переложить» на других вину и ответственность за собственные неудачи, не со­всем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подо­зрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через актив­ность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался много­численными стрессами и неудачами, многие из которых превра­тились в нервные заболевания. Люди, принадлежащие к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о про­грессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждеб­ным отношением к молодежи, иногда с переносом этого отноше­ния на весь «новый, чуждый мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.


§ 5. Периодгеронтогенеза: психологиялюдейстарческоговозраста             265

• Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против соб­ственной старости, лишь безропотно принимают то, что посыла­ет им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви -причина депрессий, печали и претензий к себе. С этими состояни­ями соединяется чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жиз­ни — смерть трактуется этими людьми как избавление от страда­ний [20, с. 35, 36].

Заметим, что представленные основные типы старости, от­ношения к ней не исчерпывают всего многообразия проявлений поведения, общения, деятельности стареющего человека, много­образия индивидуальностей. Классификации носят ориентировоч­ный характер с тем, чтобы составить некоторую базу для конк­ретной (исследовательской или практической) работы с людьми пожилого и старческого возраста.

Основными стрессорами пожилых и старых людей можно счи­тать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы обще­ния; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опусто­шения гнезда»; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации. Наиболее сильным стрессором в старости является оди­ночество. Понятие это далеко не однозначное. Если вдуматься, то термин «одиночество» имеет социальный смысл. У человека нет родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости мо­жет быть связано и с отдельным проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в старости оказываются пси­хологические аспекты (изоляция, самоизоляция), отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со сторо­ны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, живущего долго. В центре внимания его дум, размышле­ний может быть исключительно ситуация, породившая ограниче­ние круга общения. Неоднородность и сложность чувства одиноче­ства выражаются в том, что старый человек, с одной стороны, ощущает увеличивающийся разрыв с окружающими, боится оди­нокого образа жизни, с другой - он стремится отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность в нем от вторже­ния посторонних. Практикующие геронтологи постоянно сталки­ваются с фактами, когда жалобы на одиночество исходят от ста­рых людей, живущих вместе с родственниками  или детьми, го-


266                                  Глава V I. Особенностипсихическогоразвитиячеловека

раздо чаще, чем от стариков, живущих отдельно. Одна из очень серьезных причин нарушения связей с окружающими кроется в нарушении их связей с молодыми людьми. Закрепляется не самая гуманистическая позиция: отсутствие реальной жизненной про­екции на будущее ясно как для самого старого человека, так и для его молодого окружения. Более того, нередким сегодня можно назвать столь реликтовое явление, как геронтофобия, или враж­дебные чувства по отношению к старым людям [20, с. 18].

Многие из стрессоров людей пожилого и старого возраста можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения отношения к старикам и к процессу старения в целом. Известный американский врач и основатель Института соматических исследований Томас Ханна пишет: «Про­славление молодости — это оборотная сторона ненависти к старе­нию... Презирать факт старения — это то же самое, что презирать жизнь. Это то же самое, что обнаружить полное непонимание са­мой сути жизни. Молодость - это не то состояние, которое надо сохранить. Это — состояние, которое надо развить и продолжить. У молодости есть сила, но у нее нет умения. А ведь умение и опыт -это самая большая сила. У молодости есть быстрота, но у нее нет эффективности. А ведь в конечном итоге лишь эффективность по­могает достичь цели. Молодости не хватает настойчивости. А ведь только настойчивость помогает решать сложные задачи и прини­мать верные решения. У молодежи есть энергия и ум, но она не обладает способностью принимать верные решения, правильно судить о том, как использовать эти качества. Молодость заполнена генетически запрограммированными желаниями, но она не умеет добиваться их выполнения и ощущать красоту достигнутого. Мо­лодость полна надежд и обещаний, но у нее нет способности оце­нить их свершение и выполнение. Молодость — это время сеять и обрабатывать посевы, но это не время сбора урожая. Молодость -это время невинности и незнания, но это - не время мудрости и знания. Молодость — это время пустоты, которая ждет, чтобы ее заполнили, это время возможностей, которые ждут реализации, это начало, которое ждет своего развития... Если мы не поймем, что жизнь и старение представляют собой процесс роста и про­гресса, то мы не поймем основные п р и н ц и п ы жизни...» [25, с. 116, 117].

Автор этого высказывания считает, что возраст сам по себе не может быть причиной здоровья или заболевания; возраст может не иметь никакого отношения к тысячам проблем,   которые на


§ 5. Периодгеронтогенеза: психологиялюдейстарческоговозраста             267

него «списывают». Вот довольно типичный вопрос: «Доктор, по­чему вы не можете мне помочь?» И столь же типичный ответ: «Ведь вы не молодеете. Вы должны чувствовать себя именно так». А далее не менее типичный совет: «Теперь, когда вы стареете, вы должны немного сбавить ход». Т. Ханна считает такой совет «смер­тоносным», который открывает путь, ведущий прямо к пораже­нию. Как исследователь и практикующий врач, избавивший сотни людей от физических страданий, причиняемых невралгией, ско­лиозом, кифозом, остеопорозом, сжатием дисков и т.д., он об­наружил, что многие неприятности связаны с сенсорно-мотор­ной амнезией, с неполадками в чувствительно-двигательной сис­теме, являющейся основой человеческого опыта и поведения. Бес­спорным является тот факт, что, как только человек перестает выполнять определенные физические действия, он постепенно утрачивает саму способность действовать. (Здесь уместно сравне­ние с обилием и разнообразием движений и действий в детстве и минимумом таковых у взрослого.) Человек утрачивает ту или иную функцию, потому что головной мозг, являясь очень чувствитель­ным органом, как бы приспосабливается к потере этой активнос­ти. Если какие-то движения, действия перестают быть частью его поведения, то мозг просто «вычеркивает» их. Иными словами, ежедневное осознание того, как происходят эти движения и дей­ствия, утрачивается, исчезает, «забывается». Это и есть с е н с о р н о -моторная амнезия, которая может наступить не обязательно в преклонном возрасте, но может быть и в 40 лет, и в 30, и даже в 20 лет. Такого заболевания, как старение, по мнению автора, нет. Огромные возможности человеческого мозга позволяют овладеть искусством управлять внутренними процессами, происходящими в организме. Этому нужно только научиться. Основываясь на рабо­тах Г. Селье (теория стресса) и М. Фельденкрайса (метод «телесно­го переобучения»), Т. Ханна разработал и доказал на практике высокую эффективность и доступность каждому программы сома­тических упражнений, позволяющей справиться с последствиями сенсорно-моторной амнезии, т.е. потерей памяти на ощущения и движения, вернуть гибкость и здоровье, овладеть искусством не стареть [21, с. 225-227; 25, с. 121-217].

Гармонирует с таким пониманием процесса старения и пози­ция академика Н.М. Амосова, доказавшего своей собственной жизнью и деятельностью ее бесспорную ценность. В свои 83 года он и сегодня поражает и удивляет тем, с какой легкостью справ­ляется с огромными физическими нагрузками.


268                                  Глава VI. Особенностипсихическогоразвитиячеловека

В книге «Преодоление старости» автор пишет, что он захотел усиленными физическими нагрузками повысить тренированность, а падение мотивов от исчерпания потребностей компенсировать мотивами от убеждений, от идеи. Использовать уникальное каче­ство человеческого разума: создать идею и так ее натренировать, чтобы она смогла частично заменить биологические потребности, угасающие при старении. Ученый излагает содержание экспери­мента по преодолению старости, его итоги и резюмирует свою книгу так: «Природа человеческая прочна — нужно ей доверять, не суетиться по поводу легких болезней и не пить зря лекарства. Признаки тяжелой болезни требуют проверки у врача, но и в этом случае не следует попадать в полную зависимость от медицины».

Российские ученые установили, что человек сохраняет спо­собность к активной деятельности и адаптации до тех пор, пока он получает соответствующие нагрузки, на которые необходимо реагировать. В современной науке о старости центральное место занимает конкретно-практическая задача поддержания жизни че­ловека на определенном стабильном уровне, расширения сроков индивидуальной жизни, изменения сроков наступления нетрудо­способной старости и изменения характера старения. В современ­ном мире человек, достигнув возраста 70—80 лет, стоит в пред­дверии биологического лимита времени, определяемого видовы­ми, наследственными и индивидуальными свойствами, которые не поддаются пока точному раскрытию. Тем важнее становится исследование фактов и факторов человеческого долголетия и дол­гожительства, т.е. возраста свыше 90 лет. Выдвигалось много гипо­тез, теорий, которые в конечном итоге объясняли причины дол­голетия особенностями личности, климатических условий про­живания, спецификой труда, быта и взаимоотношений (обще­ния) с окружающими людьми, наследственностью и т.д. По мне­нию выдающихся русских ученых И.И. Мечникова, А.А. Богомоль­ца, И.П. Павлова, естественная продолжительность жизни чело­века составляет свыше ста лет, а долголетие и долгожительство — это не исключение, а естественное физиологическое явление. При исследовании феномена долгожительства и анализе природно-эко-логических, климатических факторов ученые указывают на осо­бое значение высокогорья, так как именно в горных районах наи­более часто встречаются долгожители. На земном шаре известны три горных места, знаменитых своими долгожителями: Кавказ, Вилькамбамба в Южной Америке, Хунза в Гималаях (Пакистан). Антропологи и геронтологи, побывавшие в этих районах, приво-


§ 5. Периодгеронтогенеза: психологиялюдейстарческоговозраста             269

дят много данных о конкретных людях, их образе жизни, а также максимальном возрасте долгожителей этих мест. На Кавказе на каждые 20 тыс. населения 14 человек достигают возраста старше 100 лет, в Хунзе на 20 тыс. человек приходится 3 жителя старше 100 лет. Жителям названных трех мест свойственно активное дол­голетие; продолжительность жизни там намного превышает сред­ние цифры на планете Земля.

Отмечается значение физиоморфологических особенностей. Долгожители — это, как правило, худые, активные люди, люби­тели свежего воздуха, у них нет старческих недугов, органических заболеваний. Жизнь завершается естественным образом. Констати­руется также, что долгожители бывают довольно скромными в отношении своего материального обеспечения, они малограмот­ны или совсем безграмотны, не избалованы хорошими гигиени­ческими условиями и легкой физической работой. Особое значе­ние в качестве фактора, противостоящего инволюции в целом и способствующего активному долголетию человека, придается его творческой деятельности.

Выдающиеся ученые и деятели искусства сохраняли высокую работоспособность не только в пожилом, но и в старческом воз­расте. Вот некоторые факты о творческом долголетии. После 70 лет успешно работали многие известные ученые - П.Ламарк, М.Эй­лер, К.Лаплас, Г.Галилей, Им. Кант и др. А.Гумбольдт писал «Кос­мос» с 76 до 89 лет, И.П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» — в 77 лет (а всего Иван Петрович прожил 87 лет). Среди писателей и поэтов высоким творческим потенциалом в поздние годы жиз­ни отличались: Гюго Виктор Мари — французский писатель (1802— 1885); Вольтер (настоящее имя Мари Франсуа Ариэ) - француз­ский писатель и философ-просветитель (1694—1778); Бунин Иван Алексеевич — русский писатель (1870—1953, лауреат Нобелевской премии, 1933); Шоу Джордж Бернард - английский писатель (1856-1950); Гете Иоганн Вольфганг — немецкий писатель, мыс­литель и естествоиспытатель (1749—1832); Толстой Лев Николае­вич — русский писатель, граф, член-корреспондент Петербургс­кой АН (1828—1910) — написал в 71 год «Воскресение», в 72 — «Живой труп», а в 76 лет - «Хаджи Мурат».

Многие выдающиеся музыканты, художники на протяжении всей жизни сохраняли способность к творчеству, создавая выдаю­щиеся произведения в глубокой старости. Назовем несколько имен: Микеланджело Буонарроти — итальянский скульптор, живопи-


270










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...