Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА




В начале этой главы вы познакомились с разнообразием под­ходов к возрастной периодизации взрослого человека. Напомним, что границы эти весьма условны, относительны: наступление новой фазы в развитии человека определяется комплексом социальных и биологических причин и зависит от конкретных социально-эконо­мических условий индивидуального его развития. Есть и такие обо­значения границ: от 17—18 до 55 лет для женщин, до 60 лет для мужчин (т.е. верхняя граница в нашей стране определяется выходом на пенсию) [17, с. 219]. С учетом нашей исходной позиции и с целью более дифференцированного подхода в характеристике основных ступеней жизненного пути личности мы остановимся на рассмотре­нии периода взрослости в границах 25-30-40-45 лет.

В связи с возрастанием роли психологического фактора в со­временном производстве все более повышаются требования к осо­бенностям психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в школьный период, но и на протяжении всей дальнейшей жизни человека, контингент взрослых людей тоже вовлечен в процесс обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого челове­ка, к его мобильности и способности непрерывно обучаться про­исходит в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности.


242                                  Глава V I. Особенностипсихическогоразвитиячеловека

К а к о в ы же возможности человека в период взрослости? Многочисленными исследованиями установлено, что в разные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. Так, наиболее высокая степень восприим­чивости социального и профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях. Это свидетельствует о подвижности и гибкости взаимосвязей между памятью и вниманием. В 26-29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это связано с резкой перестройкой личности: определяются жизнен­ные позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом коллективе. В 30—33 года вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций - памяти, мышления и внимания, которое снижается к 45 годам. Затем быстрота приема информа­ции, ее переработки и реакции на нее, интенсивность внимания, а также эмоциональная уравновешенность и другие психологичес­кие показатели понижаются.

Как было отмечено Б.Г. Ананьевым, интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: внутренним фактором является одаренность человека, внешним - образова­ние. Образование противостоит старению, затормаживает его про­цессы. Следует учесть, что до 35 лет происходит становление цело­стности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека; в период между 26 и 35 годами повышается интегриро-ванность межфункциональной системы; а в период между 35 и 46 годами под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями и их показателями происходит снижение возможнос­тей новообразований. Это создает противоречие, выражающееся в том, что сохраняется высокая интеллектуальная активность и про­дуктивность в привычных условиях профессиональной работы и вместе с тем возникают серьезные затруднения в овладении но­выми видами деятельности [1]. Поэтому подготовка, переподго­товка и постоянное повышение квалификации работников, со­здание на производстве системы непрерывного образования кад­ров — важные у с л о в и я профессионального и интеллектуального развития человека. Существенное значение имеют время и форма приобретения работником среднего и высшего образования. Про­должительность обучения влияет на закрепление человека за оп­ределенной профессией, рост его квалификации, возможности перепрофилирования, способствует формированию активной жиз­ненной позиции и т.д. Для взрослого основным видом деятельно-


§ 3. Психологиявзрослогочеловека                                                                      243

сти становится профессиональная. Обучение отодвигается на вто­рой план, профессиональный опыт формируется и накапливается в сфере непосредственно практической преобразовательной дея­тельности. На разных этапах взрослости отношение к обучению меняется (что вполне естественно), но зависимость этого отноше­ния от ведущего вида деятельности (трудовой) сохраняется. Именно профессиональная деятельность формирует потребность взросло­го в знаниях (особенно в современных условиях жизни), его по­знавательные интересы и запросы, цели и мотивы. Если человек принимает решение о продолжении образования, то у него появ­ляется мощный источник углубления и совершенствования поло­жительного отношения к образованию. Положительный мотив, в свою очередь, оказывает существенное влияние на жизненную позицию личности, программу ее деятельности и перспективные планы, становится неотъемлемой частью многостороннего и слож­ного процесса самосовершенствования психики человека. Специ­алисты в области анализа стимулов и мотивов образования взрос­лых обращают внимание на необходимость осознания человеком нескольких групп противоречий:

* диспропорциямеждунужнымдляданнойспециальностии
реальным уровнем знаний;

* противоречиямеждуреальнымуровнемзнанийинеобхо­димым для освоения социальных условий деятельности, соци­альных отношений, социально одобряемых норм поведения;

* противоречиясаморефлексивногохарактера,обусловлен­ные, с одной стороны, стремлением лучше и глубже разобраться в себе, с другой — недостаточно развитым механизмом рефлек­сивного контроля, недостаточным знанием самого себя;

* противоречиямеждууровнемзнанийчеловекаиновыми проблемными познавательными задачами, которые выдвигаются не только потребностями практики, но и самим человеком (перед взрослым довольно часто стоит задача самовоспитания и самопе­ревоспитания, самопрограммирования психики в целом и т.п.) [3,с. 36-61].

Развитие человека в период взрослости определяется сменой основных видов деятельности, прежде всего профессиональной. Именно в этот период наиболее полно выражено формирование человека как субъекта познания, обшения и труда. Современное общество ставит перед взрослым человеком задачу непрерывного совершенствования своих знаний и профессионального мастер­ства, расширения сферы общения. Структурные изменения субъекта


244


Глава V I . Особенностипсихическогоразвитиячеловека


деятельности в его различных проявлениях характеризуют различ­ные фазы его развития — подготовительную, старт, кульминацию и ф и н и ш [2, с. 158—162]. Период взрослости характеризуется неза­висимостью от родителей в экономическом отношении. Новый статус складывается из многообразия прав и обязанностей чело­века в разных сферах жизни и деятельности, в обществе, на рабо­те, в собственной семье; наступает консолидация социальных и профессиональных ролей. Если в период молодости актуальным был поиск любимого человека, верных друзей, проблема созда­ния семьи, усиливалась установка на хорошие жилищные усло­вия, материальную обеспеченность, то в период взрослости (осо­бенно на первом ее этапе, в 26—30 лет) жизненные планы приоб­ретают иной характер, поскольку большинство людей уже имеет свою семью. В указанной возрастной группе усиливается забота о хороших жилищных условиях, о правильном воспитании детей, наряду с задачами, связанными с получением интересной рабо­ты, повышением квалификации, образования. Таким образом, в зависимости от изменения социального положения происходят и изменения содержания жизненных планов. А внутренней основой возрастной динамики жизненных планов являются изменения в системе субъективных ценностей личности, которые, в свою оче­редь, складываются в результате усвоения, интериоризации об­щественных ценностей и собственной социальной активности. (Если для рабочих старшего возраста более высокое мотивационное зна­чение имеют санитарно-гигиенические условия работы, техника безопасности, оборудования и пр., то для молодых рабочих более значимыми могут являться, например, отношения с администра­цией, связанные с социальной и профессиональной адаптацией; для ученых с ярко выраженным творческим складом личности характерна четкая мотивация в виде интеллектуальной потребно­сти, которая может меняться в зависимости от достижений, продуктивности деятельности, но в основе сохраняется домини­рующей.)

Анализ периода взрослости не будет полным без хотя бы крат­кой характеристики различий психологии полов. А поскольку ве­дущей деятельностью взрослых является трудовая, профессиональ­ная, то, по всей видимости, знание различий в психологии муж­чин и женщин может быть весьма полезным. Исследованиями ус­тановлено некоторое преимущество мужчин в пространственной и временной ориентации, в понимании механических отношений и в математических рассуждениях. Ж е н щ и н ы превосходят мужчин


§ 3. Психологиявзрослогочеловека                                                                      245

в ловкости рук, в быстроте восприятия, в счете и беглости речи, в запоминании разного материала. Среди основных личностных черт у мужчин в большей степени выражены агрессивность, мо­тив достижения, эмоциональная стабильность, а у женщин, как правило, социальная ориентация. В процессе развития у мужчин более устойчивыми оказываются такие черты, как интеллектуаль­ные интересы, изменчивость настроений, готовность примирить­ся с неудачей, высокий уровень притязаний, а у женщин - на­стойчивость, эстетическая отзывчивость, жизнерадостность, же­лание дойти до пределов возможного. Сравнивая мужчин с теми, какими они были в 13-14 лет, отечественный психолог И.С. Кон выделяет следующие типы развития их личности. Мужчины, отли­чавшиеся в 13—14 лет от сверстников надежностью, продуктивно­стью в работе, честолюбием, хорошими способностями, широ­той интересов, самообладанием, прямотой, дружелюбием, фи­лософским складом ума и сравнительной удовлетворенностью со­бой, сохранили эти свойства и в 45-летнем возрасте. Такие люди высоко ценят независимость и объективность, имеют высокие показатели по интеллектуальной эффективности, чувству благо­получия. Неуравновешенные мужчины со слабым самоконтролем, с присущей им импульсивностью и непостоянством, склоннос­тью драматизировать свои жизненные ситуации, непредсказуемо­стью поведения, частой сменой работы и т.д., как правило, выра­стают из подростков, для которых были характерны бунтарство, любовь к рискованным поступкам и предрасположенность к от­ступлениям от принятого образа мышления, а также раздражи­тельность и агрессивность.

Следующий мужской тип — мужчины с повышенным само­контролем. В подростковом возрасте они выделялись эмоциональ­ной чувствительностью и самоуглубленностью. Эти мальчики пло­хо чувствовали себя в неопределенных ситуациях, легко отчаива­лись в неудаче, были зависимы и недоверчивы. Достигнув сорока­летия, они остались столь же ранимыми, склонными уходить от сложных обстоятельств, испытывать жалость к себе, напряжен­ность в общении с другими людьми. Замечено, что среди предста­вителей данного типа мужчин наиболее высокий процент холос­тяков. И, наконец, можно выделить некоторых мужчин, напро­тив, сильно меняющихся от юности к зрелости. Чаще всего к ним относятся те, у которых бурная, напряженная юность сменяется спокойной, размеренной жизнью в зрелые годы, т.е. в период взрос­лости.


246                                  Глава V I. Особенностипсихическогоразвитиячеловека

Существуют определенные типы развития личности и среди ж е н щ и н [12, с. 11,12]. Социально-психологические исследования личности женщин-инженеров позволили выделить следующие ти­пологические группы: доминантную, ситуативную и конформист­скую. Для доминантного типа характерны интерес к техническим наукам и исследовательской деятельности, увлечение техникой, конструированием; стремление работать в научно-исследователь­ских и конструкторских организациях; высокие показатели твор­ческой активности; удовлетворенность специальностью, содержа­нием труда и взаимоотношениями в коллективе. Представители данного типа более всего стремятся сохранить достигнутое, на­пример, остаться на прежнем месте, если даже нужно идти на понижение в должности.

Ситуативный тип при выборе профессии, места работы жен­щиной осуществляется чаще всего из-за меркантильных сообра­жений: близость к месту жительства, материальные выгоды, удоб­ный режим и т.п. Творческая активность у таких женщин выраже­на слабо, но весьма заметно проявляется высокая общительность, стремление к самоутверждению в отношениях с другими людьми при довольно низком уровне притязаний в профессиональной деятельности. Ограниченный интерес к выполняемой работе за­мещается ориентацией на семью, быт и культуру.

Конформистский тип характеризуется тем, что выбор про­фессиональной деятельности женщины осуществляют под влия­нием ближайшего социального окружения (друзей, знакомых, родителей и др.), а не в результате самостоятельного решения.

Особая значимость периода взрослости заключается в том, что, включаясь во все многообразие общественных отношений, чело­век становится их субъектом, сознательно формируя свое отно­шение к окружающему миру. В период взрослости происходит ин­теграция отношений и формирование характера как системы (сам процесс характерообразования начинается в детстве). Именно в период взрослости, особенно на завершающем его этапе (35—45 лет), одной из центральных характеристик человека является ге-неративность -« желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества. Генеративность определяет способность че­ловека оглянуться вокруг, интересоваться другими людьми, быть продуктивным, что, в свою очередь, делает его счастливым. В этом возрасте, считает Э.Эриксон, человек формулирует свою точку


§ 3. Психологиявзрослогочеловека                                                                       247

зрения о внешнем мире, его будущем и о своем участии в нем. Важнейшая характеристика в становлении личности как субъекта жизни - это результативный, продуктивный момент ее деятель­ности. Дела, деяния, достижения, продукты, социальные влия­ния личности являются критериями ее субъективности. При этом важна общественная ценность продуктов и влияний, представ­ленная для личности как «ценность моей жизни». В изменениях, которые личность произвела в общественном мире, она узнает себя, ей открывается истинный уровень ее жизни, внутриличност-ные противоречия, предпосылки саморазвития, самоизменений. Человек использует свои лучшие жизненные достижения в дея­тельности, поведении, общении на новом уровне, в новых фор­мах отношений к жизни и т.д. Взрослость приходит на смену мо­лодости. Различия между поколениями, преемственность поко­лений - это реальный механизм, по которому происходит взаи­мосвязь между индивидуальным временем развития личности и социально-историческим контекстом этого развития. На стыке поколений неизбежно возникновение проблем (проблема «отцов и детей», проблема преемственности и др.). Взрослые привыкли к определенному, усвоенному в годы своей юности стилю поведе­ния, музыке, танцам и т.п. Юности и молодости присуща жажда новизны, перемен. Взрослые ориентируются на стабильность. Отцы больше склонны к суждениям и поведению на основе норм мора­ли, дети руководствуются преимущественно в своих поступках сим­патией и антипатией, интуицией и пр. Серьезной работы они не знают. Какого-либо важного дела не имеют. В школе, как и в се­мье, они лишены инициативы, самостоятельности. Вечная опека приводит молодых к полной социальной инертности. Вырастают инфантилы, которые сильно раздражают взрослых, старшее по­коление. Взрослым оставаться беспристрастными в отношениях с молодыми значительно труднее, чем в отношениях со своими сверстниками. Не обращать внимания даже на мелочи, действую­щие на нервы обеим сторонам (молодым и взрослым), особенно в одной семье, тоже становится намного труднее. Нелишне напом­нить, что взаимоотношения между людьми, общение - профес­сиональное, интимное, представителей различных поколений и т.д. - это и наука и искусство. Изучается эта область человеческого бытия разными науками, в том числе и психологией (психологи­ей семьи, психологией управления, психологией организаторской деятельности, социальной психологией и др.). Накоплено огром-


248                                  Глава VI. Особенностипсихическогоразвитиячеловека

ное количество теоретической и практической литературы, спо­собной удовлетворить даже самые изысканные вкусы. Остается только подружиться с этим бесценным материалом.

Весь жизненный путь человека формируется и развивается в процессе непрерывного становления и разрешения разнообраз­ных по своей природе и по своему значению противоречий, кото­рые лежат в основе внутренних конфликтов личности на том или ином этапе жизни или в той или иной конкретной жизненной ситуации. В состоянии внутреннего конфликта человек испытыва­ет проблемную напряженность всего своего поведения. Эта напря­женность возникает не сразу, а постепенно, накапливаясь. Отно­сительное социально-психологическое равновесие в какой-то мо­мент нарушается, что приводит к затруднениям, осложнениям в основных видах деятельности (взрослый проецирует психологи­ческий дискомфорт на производственные дела, общение с колле­гами, друзьями, друг с другом). Далее - по нарастающей: проис­ходит как бы «разрыв» жизни (человек не может выполнять свои ж и з н е н н ы е ф у н к ц и и , пока не разрешит противоречие). И это уже - жизненный кризис, при котором социально-психологи­ческое противоречие обостряется до предела, до той последней границы, которая определяет в данный момент внутриличност-ные резервы социальной адаптивной энергии. И сегодня совсем не редкость, когда взрослый человек в середине своего жизненного пути (35-40 лет) мучительно пытается найти ответ на вопрос: как жить дальше? Для чего жить дальше? Зачем вообще жить дальше? (Правда, заметим, что для возникновения социально-психологи­ческого противоречия необходимо наличие развитой структуры личности, ее «Я», достаточно высокого уровня развития системы высших чувств и ценностей человека.) Перед взрослым стоит ряд существенных задач по его самоактуализации (напомним, что этот термин введен в науку американским психологом А. Маслоу): стать лучшим родителем для своих детей, достичь профессиональных высот, проявить себя в общественной жизни, быть преданным другом, быть интересным для окружающих, в общении и т.д. Все это рождает пдтребность в постоянной кропотливой работе над собой, над изжитием личных недостатков в характере, потреб­ность самосовершенствования. Ближе к 40 годам человек начинает отчетливо осознавать, насколько расходятся его мечты, жизнен­ные планы с ходом и результатами их осуществления. Жизнь, как правило, более сурова, вносит свои коррективы в задуманные еще


§ 3. Психологиявзрослогочеловека                                                                      249

в молодости планы. Время неумолимо движется вперед, и взрос­лый человек совсем не уверен, что он успеет сделать все, что хотелось бы и что некогда казалось ему вполне по силам.

Серьезные изменения претерпевает область сексуальных от­ношений (одни охладевают к интимной жизни, другие смотрят на представителей своего пола как на потенциальных «соперников»). В целом, в массе своей взаимоотношения полов становятся более спокойными, качественно меняются личностные отношения, ста­новясь более глубокими и весьма интересными по содержанию. Вместе с тем потеря внешней привлекательности и вообще рас­ставание с молодостью для многих красивых мужчин и очарова­тельных женщин сопровождается периодом тяжелой депрессии, при которой человек субъективно испытывает прежде всего тяже­лые, мучительные эмоции и переживания — подавленность, тос­ку, отчаяние, общую пассивность поведения и т.п.

Творческие люди сетуют на то, что с возрастом прибывает мастерство, возникают все более интересные замыслы, заманчи­вые проекты, но при этом столь же стремительно убывают силы. Замечено, что частота смерти творческих работников (особенно поэтов, художников, актеров) между 35 и 40 годами, к сожале­нию, возрастает [22, с. 168]. Не каждому оказывается под силу успешная перестройка, но если человек преодолевает трудности, внутренние конфликты, то, как правило, сохраняет свой твор­ческий потенциал, более того — достигает качественно новых вы­сот. Кризис середины жизни имеет объективные причины и пред­полагает существенную перестройку личности с учетом измене­ния положения человека в жизни. Нужна значительная гибкость в поведении, общении, манерах с тем, чтобы они соответствовали его возрасту. Уже неадекватными будут юношеский максимализм, излишняя эмоциональность; серьезные трудности в отношениях с людьми могут возникнуть, если человек средних лет будет прояв­лять умственную и поведенческую жесткость, неумение или не­желание адаптироваться, разумно приспосабливаться к изменяю­щимся условиям жизни. Количество проблем во взрослой жизни (по сравнению с периодами юности, молодости) не убавляется, а, наоборот, нарастает, - в том числе и таких, к которым он совершенно не готов, и если взрослый человек осознает и оценит реальное положение вещей, с учетом этого наметит новые цели или скорректирует старые, если он предпочтет активно действо­вать, решать проблемы, а не сетовать бесконечно на невезения,


250                                  Глава V I . Особенностипсихическогоразвитиячеловека

коварства жизни, то вполне благополучно преодолеет этот «пере­вал» и с новыми планами, с чувством оптимизма вступит в следу­ющий период своей жизни - период зрелости. Специалисты ут­верждают, что самым опасным в период взрослости следует счи­тать состояние застоя, при котором не происходит прогрессивно­го развития личности. И, напротив, разумная и адекватная пере­оценка ценностей в середине жизни приведет к глубинному об­новлению личности, создаст благоприятные предпосылки для ус­пешного вхождения в следующий период - период зрелости ( 4 0 -45 - 55—60 лет), к росту удовлетворенности не только на период зрелости, но и на более поздние годы. Исследованиями отечествен­ных и зарубежных ученых показано, что важнейшим самоощуще­нием взрослого человека должно быть чувство неуспокоенности (Б.Г. Ананьев, Л.П. Гримак, Е.А. Климов, А.А. Бодалев, Н.Н. Обо­зов, Е.Ф. Рыбалко, Э.Д. Смит, А.В. Толстых, Е.С. Филатова, Э.Франкл, Т.Ханна, Э.Эриксон и др.). Ведь сущность жизни со­стоит в преодолении трудностей, сомнений, болезней, недостат­ков, несовершенства и страданий в том числе (достаточно назвать столь печальные синдромы, как вьетнамский, афганский, чечен­ский — с их специфическим последействием, т.е. в период взросло­сти). Но сущность жизни заключается и в созидании нового ощуще­ния жизни, превращения потенциально разрушительных событий жизни человека в процессе его совершенствования [7, 8, 21].

Обратим внимание на то, что кризис взрослости (как и дру­гие возрастные кризисы) несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию, саморазвитию, самосовершен­ствованию, качественным новообразованиям в психике. А вот ка­ким будет это переживание кризиса, приведет оно к депрессии, застою или к созиданию, будет зависеть от конкретных условий его протекания, непосредственно от данного человека [7, 8, 21].

Таким образом, в период взрослости (25-30 - 40-45 лет) происходит усиление социального развития личности, максималь­ное вовлечение ее в различные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс развития личности зависит от уровня и степени социаль­ной активности и продуктивности ее самой. Период взрослости -наиболее благоприятный для формирования основных подструк­тур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...