Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация и методы тренинговой работы с отцами




Литературные данные свидетельствуют о наличие большого коли­чества разнообразных исследований материнства, включая описания разработок тренинговых программ, основанных на корректирующем влиянии тренинговых занятий на психическое состояние человека, его самовосприятие, восприятие жизненной ситуации в целом, и на­правленных на помощь матери в различных ситуациях, в том числе и на работу по принятию материнской роли в период беременности. Однако целенаправленная работа по изучению психологических по­следствий тренинговых занятий отцовства не проводилась и оценка их результативности редко подтверждалась конкретными данными. Ориентация проводимых нами групповых занятий на решение этих задач определена зарубежным и отечественным (преимущественно эмпирическим) опытом работы.

Опыт исследовательской и практической работы позволяет предположить, что в результате подобных занятий оптимизируется психическое состояние клиента, повышается его самооценка и са­мопринятие. Этот комплекс личностных изменений, влияющий в итоге на решение различных семейных проблем, предположительно можно считать подтверждением результативности групповых занятий как формы психологической поддержки человека. Однако, учитывая широкое распространение тренинговой работы, необходимо изучение динамики индивидуально-психологических качеств под воздействием тренинговых занятий и получение более точной исследовательской оценки их результативности.

Разработанная нами и постепенно модифицируемая система тре­нинговой работы повышения продуктивности отцовства, общее опи­сание которой здесь представлено, состоит из нескольких стандартных блоков: первый блок - «разогрев», второй блок - формирование дове­рительных отношений, третий блок - лекционный, четвертый - прак­тический, пятый блок - релаксационный. Занятия проводились в рам­ках групп встреч и включали 10-11 встреч в течение двух месяцев. В группу набирались мужчины, имеющие одного или более ребенка, по 15 человек в каждую группу. Всего было проведено три группы.

В данной работе психологическая поддержка рассматривается как заданное воздействие на клиента в целях изменения его психического состояния для облегчения процесса принятия роли отца, взаимодей­ствия с ребенком, обеспечения повышения продуктивности отцов­ства. Реализация данного воздействия может быть осуществлена на нескольких уровнях:

• когнитивном — как повышение самооценки, коррекция представлений человека о самом себе;

• мотивационном — как повышение активности человека, актуа­лизация потребности в самопознании и саморазвитии;

• эмоциональном — как изменение текущего состояния клиента и
формирование умений саморегуляции;

• поведенческом - как формирование эффективных умений и
навыков для повышения эффективности операциональной сферы от­цовства.

Второй и третий уровни могут быть объединены под общим названием «саморегулятивный уровень», однако разделение их на два отдельных блока позволяет конкретизировать направленность упраж­нения.

В соответствии с таким подходом основными задачами данной тренинговой работы являются:

• снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффек­тивности взаимодействия с ребенком; актуализация эмоционального отношения к ребенку;

• информирование отцов о возможных способах взаимодействия с ребенком;

• информирование отцов о влиянии отца на развитие ребенка и возможных последствиях нарушений отношений в диаде отец-ребенок;

• обучение умениям и навыкам эффективного поведения.

Таким образом, в работе с отцами необходимы мероприятия, на­правленные на оптимизацию их состояния, повышение активности и ответственности.

Во избежание упущения какого-либо аспекта отцовства в качестве основной концепции тренинговой программы была принята разрабо­танная нами модель феномена отцовства. Согласно нашей модели, в структуру отцовства входят следующие компоненты: потребностно-эмоциональный, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, пере­живания; операциональный, как осведомленность и умения, опера­ции по уходу за ребенком и общение с ним; и ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные пере­живания. Кроме того, в данную структуру включается интегральный сквозной компонент — оценочный, в который входят: 1) самооценка, как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и ра­циональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка;

2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в дан­ном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для фор­мирования собственной оценки, т.к. через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является ин­тегральным, т.к. пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.

В соответствии с этим теоретическая и практическая части были выстроены таким образом, чтобы в процессе работы были затронуты каждый из блоков.

Кроме того, для реализации поставленных целей были использо­ваны упражнения на актуализацию имеющихся у человека ресурсов развития, включая:

• личностные ресурсы как актуализацию особенностей восприятия;

• семейные ресурсы, а именно, отношения с людьми, на которых данный человек может опереться; в данном случае это могли быть жена и родители;

• социальные ресурсы - ресурсы, предоставляемые социальной средой конкретного человека;

• культуральные - культурно закрепленные способы поведения или модели восприятия и оценки поведения.

Все эти ресурсы так или иначе задействуются при обращении к такому значимому аспекту жизни мужчины, находящегося в возрасте взрослости, как отцовство. Таким образом, при работе с любым из блоков отцовства мы обращались к перечисленным выше ресурсам развития человека, что позволяло использовать при работе собствен­ный опыт мужчины, а также его представлении об обсуждаемом явлении.

Таким образом, главными задачами тренинга являются обеспе­чение отцов информацией, обучение навыкам взаимодействия с ре­бенком и оказание помощи в практическом применении полученных навыков в целях оптимизации этого взаимодействия.

Тренинговая программа включает теоретическую и практическую части. В теоретическом курсе излагаются постулаты детской, семей­ной психологии и психологии развития, данные о развитии ребенка, о влиянии отца на развитие ребенка, о специфических функциях и роли отца в жизни ребенка и семьи, а также данные акмеологии

о развитии личности в период взрослости, кроме того - о способах взаимодействия с ребенком, а также данные о конкретной деятельно­сти, например, о способах решения конфликтных ситуаций, а также примеры взаимодействия с ребенком других отцов. Материалы были подготовлены на основе анализа литературных источников, таких, как монографии и статьи по детской психологии, акмеологии и семейной психологии, материалы работ В. Фтенакиса (\Угпепа1из\МЕ., 1988), а также материалы сайта удтГаШегз.сот, который предлагает большое количество описаний конкретного опыта взаимодействия конкретных отцов со своими детьми, а также сайта американского центра репро­дуктивного здоровья МагсК ОШшгез.

Теоретический материал был представлен в лекционной форме, а также в форме дискуссий на заданную тему.

Собственно практическая часть включает в себя упражнения на принятие роли отца на различных уровнях: когнитивном, поведенче­ском и саморегулятивном (эмоциональном и мотивационном).

В процессе занятий использовались разнообразные психологиче­ские приемы и методы работы: психотехнические игры и упражнения, методы «мозгового штурма», фокус-группы и направленной дискус­сии, кроме того, элементы психодрамы, сказкотерапия, ролевые игры. Отрабатывались умения и навыки общения.

Содержание групповых занятий адекватно отражает основные психологические проблемы, возникающие в процессе взаимодей­ствия с ребенком. Они направлены на формирование психических состояний и развитие личностных качеств, обеспечивающих возмож­ность оптимизации действий человека в данной жизненной ситуации (повышение эмоциональной устойчивости и уверенности в себе, ин­формированности, повышение степени экстравертированности, фор­мирование практичности и реалистического представления о жизни и самом себе).

Содержание занятий кратко представлено в табл. 11.

Эффективность данного тренинга подтверждается проведенной нами работой и соответствующим исследованием.

Однако психологическая работа с семьей и отцовством не огра­ничивается только групповой и консультативной работой и требует дальнейшей разработки психокоррекционных методик, методов прак­тической, психотерапевтической работы с семьей и отцовством как важнейшим компонентом гармоничности семейной системы.

 

Таблица 11

Содержание занятий тренинга

 

З Тема Лекция Ключевые упражнения*
  1 Роль отца и матери в развитии ребенка История детства. Исторические модели семьи. Обсуждение целей, мозговой штурм «Функции отца и матери», дискуссия «Аборт».
2 Специфика их функций Подробная история отцовства. Понятие «новый, отец». Дискуссия «Жестокое обращение с детьми», общение в паре, ролевые игры.
3 Социальные стереотипы отцовства Отцовство как этап социализации мужчины. Дискуссия, ролевые игры.
4 Отец в современной семье Влияние отцовского воспитания на развитие личности ребенка (ч.I). Дискуссия «Ребенок в разводе», ролевые игры.
5 Деструктивное отцовство Проблемы детей, растущих без отца, детей, переживших насилие. Дискуссия, ролевые игры, сказкотерапия.
6 Отец как воспитатель Влияние отцовского воспитания на развитие личности ребенка (ч. II). «Выращивание цветка», «Запеленатые», письмо ребенку через 10 лет, сказкотерапия.
7 Взаимодействие с собственным отцом Этапы жизни семьи. Период взрослости. Дискуссия «Яблоко от яблони...», «Кто Я (10 эпитетов)», «Любимая фраза моих родителей», «Незаконченные предложения», «Портрет семьи».
8 Взаимодействие с ребенком Опыт взаимодействия с ребенком до рождения. Дискуссия «Рождение моего ребенка», ролевые игры.
9 Молодая семья Новорожденность. Младенчество. Дошкольный возраст. Дискуссия «Мои советы», ролевые игры «Ребенок в кроватке».
10 Конфликтные ситуации между поколениями Подростковый возраст. Отец для девочки. Отец для мальчика. Дискуссия-суд «Секс и молодежь: взгляд с противоположных сторон», проигрывание конфликтной ситуации в дисфункциональной семье, обмен опытом решения конфликтных ситуаций.
11 Отец как транслятор культуры Основные задачи периода взрослости (ч. II) Взрослые дети и их родители. Межпоколенная коммуникация в семье. Дискуссия, сказкотерапия — анализ образа отца и матери в сказках и мифах, ролевые игры.

Примечание. * Упражнения блоков «Разогрев», «Формирования доверитель­ных отношений», «Релаксация», а также обсуждение проведенных упражне­ний и рефлексия не описываются.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенные в работе теоретические и практические данные свидетельствуют о существовании насущной необходимости дальней­шего исследования отцовства и его функций в современном обществе. Нами рассмотрена только часть аспектов данной проблемы. В рам­ках изучения отцовства обнаружены многочисленные, в том числе и противоречивые, социальные и индивидуально-личностные, факты и особенности исследуемого феномена. Представляется целесообраз­ным дальнейшая разработка вопросов и проблем как теоретического (изучение механизмов ассимиляции и интернализации отцовских функций, механизмов социального регулирования отцовства и т.д.), так и прикладного характера (применение полученных результатов для подготовки и повышения квалификации практических психоло­гов, оказывающих психологическую помощь семье; при разработке коррекционных программ, в том числе и для детей, растущих без отца), решение которых возможно только в масштабном, возможно, лонгатюдном (в двух и более поколениях) или кросскультурном ис­следовании, которое позволило бы своевременно прогнозировать и находить пути решения различных сложностей взаимодействия отца и ребенка, а также выявить и исследовать важнейшие детерминанты феномена отцовства.

Большинство современных культурных споров о родительстве сосредоточилось на том, что матери должны делать вне семьи, а отцы — внутри семьи. Какую роль отцы должны играть в повседневной жизни своих детей, кроме традиционной роли кормильца? Насколько они должны подражать традиционно ласковому поведению матерей и насколько они должны представить мужской сексуальный образец для подражания своим детям? Некоторая размытость современных норм относительно отцовства может приводить и к конфликтам между родителями. Известно, что некоторые отцы, принимавшие участие в родах своего ребенка, затем привязываются к нему, выполняя, по су­ществу, материнскую функцию, оставляя при этом отцовские функции не реализованными. Конечно, такое положение дел приводит к недо­разумениям и непониманию со стороны матери. В этой связи показа­телен такой пример: в США недавнее повышение интереса к отцовству привело к выступлениям и заявлениям сторонников прав женщин и матерей о том, что акцент на роли отца в семье может поддерживать

давнишнее предубеждение против семей матерей-одиночек, что ра­бота с отцами будет идти за счет работы с матерями-одиночками, и что проотцовские разговоры будут использованы сторонниками права «отцов» для того, чтобы бросить вызов практике назначения пособия на ребенка в пользу мам и правилам посещения отцами ребенка после развода.

С другой стороны, даже феминистски настроенные психологи не­давно привели доводы в пользу большего акцента на отцовстве (вовле­ченном отцовстве), что поможет отцам и принесет пользу женщинам, так же, как и детям. По существу, только экологически восприимчи­вый подход к воспитанию, который рассматривает благосостояние от­цов, матерей и детей как взаимосвязанное и взаимозависимое, может избежать циничного подхода к воспитанию, при котором увеличение роли отца понимается как уменьшение роли матери.

Эти общественные споры служат фоном для исследований по психологии и социологии отцовства, потому что исследователи неиз­бежно попадают под влиянием культурного контекста, в рамках кото­рого они работают. В этом смысле неудивительно, что большинство исследований сравнивало уровни вовлеченности отцов в жизнь детей с вовлеченностью матерей, и после этого материнские функции стали точкой отсчета для формирования норм отцовства, что не совсем вер­но, т.к. отцы исторически никогда не занимались деятельностью, по которой в таком подходе оценивается отцовство.

Показательно, что интерес академического, профессионального, и публичного порядка к отцовству кристаллизовался тогда, когда устои традиционного отцовства - физически существующего отца, который служит единственным семейным кормильцем, быстро разрушались.

Использование рядом зарубежных специалистов термина «от­ветственное отцовство» отражает недавно появившуюся в научной среде тенденцию перехода от свободного языка в терминологии к более строгому подходу. «Ответственный» предполагает «должный», дает ряд желательных норм для того, чтобы оценить поведение отцов. Термин также передает моральную оценку, означающую, что некото­рые отцы могут быть «безответственными» или «неответственными». Готовность использовать явно оценочный и моральный термин от­ражает изменение в социальном климате среди западных ученых и политиков, которые до недавнего времени традиционно считали, что психология, социальная политика и социальные программы должны

быть безоценочными. В конце двадцатого столетия стало более воз­можным мнение о неизбежности ценностных и моральных положе­ний, являющихся частью психологии и социальных наук, и общество с большей готовностью принимает моральные оценки, что дает воз­можность открыто обсуждать их влияние на психологию и политику. Действительно, всегда существовало сильное, но не явное оценочное отношение в исследованиях отцовства, большей частью проводимого мужчинами и женщинами с интересами в пропагандировании более преданной и нежной вовлеченности мужчин в жизнь их детей. Точно так же всегда присутствовал моральный оттенок фокусирования на от­сутствии отца, которым характеризовалась большая часть литературы по отсутствующему, «неплательщику» и эмоционально невовлеченно­му отцу. Эта нормативность, с одной стороны, сужает область исследо­вания, а с другой — является показателем общественного внимания к данной проблеме.

Таким образом, несмотря на то, что существуют определенные объективные свидетельства уязвимости отцовства в неблагоприятных социальных условиях, спада отцовского авторитета и кризиса семьи, можно говорить о постепенном изменении общественного мнения относительно отцовства. Значительная социальная детерминиро­ванность отцовства в этом смысле позволяет делать оптимистичные прогнозы. Мы строим свое поведение на основе моделей общества, но мы и есть это общество. По существу, то, какую роль будет играть мужчина в жизни детей в будущем, каким будет «отец XXI века», за­висит не только от сегодняшних 12—17-летних мальчишек, но и от тех отношений, которые они выстраивают с окружающими, от каждого из нас: окружающих, сверстников, родителей, педагогов, политиков, психологов, специалистов по социальной работе.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: ИЦ «Академия», 1998. - 672 с.

Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Во­просы психологии. - 1997. — № 4. — С. 13.

Авдеева Н.Н., Мещерякова Н.Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у ис­токов общения и творчества. - М.: АСТ, 1996.

Аверин В.А. Психология личности. Уч. пособие. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова,

1999.-89 с.

АйвиА.Е., Айви М.Б., Саймэн-ДаунингЛ. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники. Практическое руководство. — М.: Психотера­певтический колледж, 2000. - 487 с.

Акинщикова Г.И. Конституция человека и внешняя среда // Тезисы научных со­общений VI съезда общества психологов СССР. Ч. 1. — М., 1987. - С. 5.

Александров В.В., Горский Н.Ю. Алгоритмы и программы структурного метода об­работки данных. — Л.: Наука, 1983. — 208 с.

Алексеева А.В. Трансформация семейных ролей мужчины и женщины в современном украинском обществе // Семейная психология и семейная терапия. - 2003. — № 4. — С. 25. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Мо­сковского университета. Сер. 14. Психология. — 1987. — № 2.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. — М., 1999. — 208 с. Алферова Е.В. Изучение отношения мужчин среднего возраста к распределению ролей в семье // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психо­логические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 1. / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 33-35.

Ананьев Б. Г. Комплексное изучение связей между различными характеристиками человека//Человек и общество. Вып. 8. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. - С. 143-144.

Ананьев Б.Г. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследо­вании студентов / Под ред. Б.Г. Ананьева. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — С. 52.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с. АнастазиА. Психологическое тестирование. В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. — 318 с. Андреенкова И.В. Социализация личности в период начала трудовой деятельности. Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1971. — 32 с.

Анурин В.Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт // Социс. - 2000. - № 9. -

С. 88-95.

Аристотель. Метафизика. — М.: Мысль, 1976. — С. 5—370.

Аристотель. Первая аналитика. — М.: Мысль, 1978. - С. 117-254.

Архиреееа Т.В. Влияние отношений с отцом на мотивационно-ценностные аспек­ты родительства у мужчин, имеющих детей // Материалы Второй Всероссийской науч­ной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 64-74.

Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года. - М.: Изд-во

МГУ, 1988.

Басин Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии // Вопросы психологии. -

1971.-№4.-С. 101-103.

Батаршее А.В. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла. Практиче­ское руководство. - М.: ТЦ «Сфера», 2002. — 96 с.

БатуееА.С. Физиология плода и детей. — М.: Просвещение, 1998.

     БатуееА.С. Возникновение психики в дородовой период: краткий обзор совре­менных исследований // Психологический журнал. - 2002. - Т. 21. - № 6. - С. 51-57.

Беличееа С.Л. Основы превентивной психологии. — М.: Ред.-изд. центр консор­циума «Социальное здоровье России», 1994. - 221 с.

Беляева Т.Б. Изучение полового и возрастного аспекта в представлениях о ценно­сти человека// Ежегодник РПОТ. Вып. 2. - М., 1995. - 178 с.

Беляева Т.Е., Сокол О.В. Стереотипы современного отцовства // Материалы Вто­рой Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. — М., 2005.-С. 123-133.

Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 295 с.

Берн Э. Секс в человеческой любви. — М., 2000.

Бертин А. Воспитание в утробе матери, или Рассказ об упущенных возможно­стях. - СПб.: МНПО «Жизнь», 1992.

БлокД.Х. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин // Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000. — С. 168-181.

БодалевА.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ, 1993.

БодалевАА. Общая психодиагностика. — СПб., 2000.

БодалевА.А., Обозов Н.Н., Сталин В.В. О службе семьи // Психологический жур­нал. - 1981.-№ 4.

БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвеще­ние, 1968. - 464 с.

БожовичЛ.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972. — С. 14.

БожовичЛ.И. Избранные психологические труды. — М.: Международная педаго­гическая академия, 1995.

Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М., 1996.

Борисенко Ю.В. Проблема социальной детерминации отцовства // Теория и прак­тика в современных социальных и психологических исследованиях. Сборник научных статей по результатам Всероссийской конференции 10—11 ноября 2005г. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - С. 178-180.

Борисенко Ю.В. Специфика факторов, влияющих на выполнение отцовских функ­ций // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. В.К. Шабель­никова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 170-176.

Борисенко Ю.В. Проблема отцовства в современном обществе // Вопросы психоло­гии. - 2006. - № 3. - С. 122-130.

Боровиков В.П. Популярное введение в программу 51а11$Ика. — М.: Компьютер­Пресс, 1998. - 267 с.

Боровиков В.П., Боровиков И.П. 51а11511са — статистический анализ данных в среде \\чпдо\уз. Изд. 2-е. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. - 608 с.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание - конфликт! — Новосибирск: Наука, 1983.

Бочаров В.В. Антропология возраста. — М.: Прогресс, 1999. — 189 с.

Браверман Э.М., Мучник И.Б. Структурные методы обработки эмпирических дан­ных. - М.: Наука, 1983. -464с.

Братусъ Б.С., Мишина О.В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность // Вестник МГУ. Сер. 14. Психо­логия. - 1982. - № 1. - С. 12-19.

Браун Дж., КристенсенД. Теория и практика семейной психотерапии. — СПб.:

Питер, 2001. - 352 с.

Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. — М.: Знание, 1991.

Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство. Уч.-метод. пособие. — М., 1994.

Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 38-47.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.:

Питер Ком, 1999. - 528 с.

БуртянскийДЛ., КриштальВ.В., Смирнов Г.В. Медицинская сексология. - Сара­тов: Изд-во Саратовского университета, 1990.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

Бэндлер Р., ГриндлерДж., Сатир В. Семейная терапия. — Воронеж, 1993.

Валлон Ф. Психическое развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1967.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — СПб.:

Речь, 2001.-144 с.

Василъченко Г.С. Общая сексопатология. Руководство для врачей. — М.: Медици­на, 1977.

Введение в гендерные исследования / Под ред. И. Жеребкиной. - Харьков-СПб., 2001.

Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальное исследование. — М.: Терра, 1992.

Вершловский С.Г. Личность, семья, школа. Проблемы социализации учащих­ся. - СПб., 1996.

Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология

эмоций. Тесты. - М., 1993. - С. 3-28.

Винникотт Д.В. Разговор с родителями. — М.: Класс, 1995. — 109 с.

Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Класс, 1998.

Винокуров А.И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека. Автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб., 1996. — 24 с.

Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. — М., 1998.

Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. - М., 1997.

Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - С. 110-116.

Волкова С,И. Социально-философский анализ полового деморфизма и тендерной самоидентификации. - М.: Прогресс, 1998. - 324 с.

Володин В.С. Основы медицинской сексологии. — М: Логос, 2003, — 240 с.

ВоложинА.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация — универсальный меха­низм приспособления. - М.: Медицина, 1987. - 176с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 3. — М.: Педагогика,

1982. — 337 с.

Выготский Л.С. Детская психология. — М., 1984.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

Гельборн Э., Луфборроу Ф. Эмоции и эмоциональные расстройства / Пер. с англ. -

М.: Мир, 1966.

Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в кол­лективе. Дис. канд. психол. наук. — Л., 1985. — 216 с.

202

Терна Б. Психотерапия супружеских отношений. — М., 1992

[ильяшева И.Н. Вопросники как метод исследования личности // Методы психоло­гической диагностики и коррекции в клинике / М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смир­нов. -Л.: Медицина, 1983. - С. 62-80.

ГодфруаЖ. Что такое психология. В 2-хт. Т 1. - М.: Мир, 1996. - 491 с. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т. 2. - М.: Мир, 1996. - 376 с. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Изд-во МГУ, 1987. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е., Дубовская Е.М. Социально-психологические методики исследования супружеских отношений. - М., 1987.

Гозман Л.Я., Шлягина ЕМ. Психологические проблемы семьи // Вопросы психоло­гии. - 1985. - № 2. - С. 186-187.

Голод СИ. Изучение половой морали в 20-е гг // Социс. -1986. - № 2. - С. 152-155. Голод С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. — Л., 1990. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. — СПб., 1996. Грановская Л.Н. Некоторые регуляторы применения анализа нелинейных связей в комплексном психофизиологическом исследовании // Экспериментальная и приклад­ная психология. Ученые записки. Вып. 3. - Л.: ЛГУ, 1971. - С. 67-72.

Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991. - 156 с. Гройсман АЛ., Анохин А.М., Поздняков В.А. Комплексная коррекция психических состояний артистов балета // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 1. - С. 84. Граф С. За пределами мозга: рождение, смерть, трансценденция в психотера­пии. - М., 1992.

Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социс. -1997.-№!.-С. 72-79.

Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. — 2000. — № 10. - С. 90-97.

Гурьянова Л.С., Железнова Ю.Б. Рождение в радости. - СПб.: Питер, 1992. - 320 с. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. — СПб., 1991. Де Гольжак В. История в наследство: Семейный роман и социальная траектория / Пер. с фр. И.К. Масалкова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 233 с.

Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Со­цис.-2001.-№ 11.-С. 108-113.

Демчук Н.А. Влияние родительской семьи на психологическую готовность юношей к отцовству//Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологиче­ские проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. В.К. Ша-бельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 336-340.

ДеркачА-А., Зазыкин В.Г. Акмеология. Уч. пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с. Джеймс М. Брак и любовь. - М., 1995. Дик-Рид Г. Роды без страха. - СПб.: Питер, 1997. - 345 с.

Долыпо Ф. На стороне подростка. - СПб.-М.: Петербург XXI век - Аграф, 1997. - 278 с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999. Дружинин В.Н. Психология семьи. — СПб.: Питер, 2006. - 176 с. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие семьи // Вопросы пси­хологии. - 1996. - № 2. - С. 104-113.

Евсеенкова Ю.В. Этапы формирования чувства отцовства // Материнство. Психо­лого-социальные аспекты (норма и девиация): Материалы Всероссийской научно-прак­тической конференции, Иваново—Плес, 6—9 сентября 2002 г. — Иваново: Ивановский государственный университет, 2002. — С. 96—99.

I


Евсеенкова Ю.В. Тендерные аспекты формирования родительских чувств в пе­риод ожидания ребенка // Женщина. Образование. Демократия. Материалы Пятой Международной междисциплинарной научно-практической конференции (6-7 де­кабря 2002 г.). - Минск: ЖИ ЭНВИЛА, 2003. - С. 222-225.

Евсеенкова Ю.В. Система отношений в диаде отец—ребенок как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - № 4. — С. 30-48.

Евсеенкова Ю. В. Исследование отцовства в рамках групповой работы // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2005» / Под ред. Л.А. Цвет­ковой, Л.М. Шипицыной. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - С. 554-556.

Евсеенкова Ю.В. Отцовство как психологический фактор развития личности. Автореф. дис. канд. психол. наук. - Новосибирск, 2006. — 18 с.

Евсеенкова Ю.В., Дмитриева Н.В. Опыт исследования феномена отцовства в рам­ках групповой работы // Семейная психология и семейная терапия. - 2004. - № 4. -

С. 55-69.

Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Отцовство как социально-психологический фено­мен на рубеже тысячелетий // Философия образования. — 2003. — № 11 - С. 160—165.

Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Структурный анализ акмеологического феномена отцовства // Психология зрелости и старения. - 2003. - № 4. - С. 35-52.

Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Влияние отцовства на развитие личности// Акмео-логия. Личностное и профессиональное развитие. Материалы Международной научной конференции 7-8 октября 2004 г. - М.: ИД «Эко», 2004. - 614 с. - С. 365-371.

Елизаров А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1996. - № 1. - С. 42-49.

Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консульти­рования. Уч. пособие. - М.: Ось-89, 2005. - 352 с.

Елисеева И.И., Рукавишников В.О. Группировка, корреляция, распознавание об­разов. - М.: Статистика, 1977. - 144 с.

Ерохина Н.М. Родительское отношение как детерминанта образа потенциального партнера по браку // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Пси­хологические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 2 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 28-32.

ЗахаровА.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.—Л., 1982.

Захаров А.Н. Неврозы у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1988. - 246 с.

ЗахаровА.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Книга для вос­питателей детского сада и родителей. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1993. — 192с. (Отклонения в личности родителей, отношениях в семье и воспитании как причина

неврозов.)

ЗахаровА.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, 1998. - 336 с.

ЗахаровА.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Союз, 2000. - 448 с.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. — М., 1994.

Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития лично­ лично­сти. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 157 с.

Ильин Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии. - Л.,

1981. - 83 с.

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свой­ства нервной системы). Уч. пособие. — Челябинск, 1999. — 324 с.

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002. - 944 с.

Исследование детско-родительских отношений. Методические рекомендации к курсу «Семейное консультирование» / Сост. Т.Н. Мартынова. - Кемерово: Кузбассву-зиздат, 2000. - 27 с.

История психологии. Тексты / Под. ред. П.Я. Гальперина, А.И. Ждан. - Екатерин­бург: Деловая книга, 1999. - 463 с.

Кабанов М.М., ЛичкоА.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. -Л.: Медицина, 1983.-311 с.

Казарян М.Ю., Сайфугалиева А.И. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Пси­хологические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 2 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 78-89.

Калитеевская Е.Р., Ильичева Б.И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевти­ческой стратегии//Психологический журнал. - 1995. -Т. 16.-№ 1.-С. 115-121.

Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М.: Медицина, 1980.

Кемпер И. Практика сексуальной психотерапии. В 2-х т. — М.: Прогресс, 2000.

Кенберг О. Отношения любви. Норма и патология. - М., 2000.

Кереньи К. Элевсин: Архетипический образ матери и дочери. — Ростов-на-Дону, 2000.

Киганова И.М. Конфликт: за и против. — М., 1978.

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1979.

Ковалев В.С. Психология современной семьи. — М., 1988.

Колесников В.Н. Эмоциональный фактор структуры личности и учебной деятель­ности студентов. Автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб., 1997. — 19 с.

КолесоеД.В. Пол и секс в современном обществе. — М.: УРАО, 1999.

Колесниченко Е.А. Социально-психологические особенности формирования лич­ности ребенка в неполной семье // Материалы Второй Всероссийской научной конфе­ренции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 2 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 220-226.

Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть. - СПб., 2001.

Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 1. — М.: Педагоги­ка, 1982.-656с.

Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. — 383 с.

Кон И.С. Психология юношеской сексуальности // Советская педагогика. — 1976. - № 5. - С. 66-75.

Кон И.С. Открытие Я. - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

Кон И.С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива. — М.: Наука, 1988.-269 с.

Кон И.С. Введение в сексологию. — М.: Медицина, 1989. — 336 с.

Кон И.С. Сексуальная революция в кавычках и без кавычек // Аврора. — 1991. — № 7. - С. 63-80.

Кон И.С. Вкус запретного плода. Сексология для всех. — М.: Высшая школа, 1997.-464 с.

Кон И.С. Сексуальная культура России: клубничка на березке. — М.: О.Г.И., 1997. - 460 с.

Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1998.

Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Уч. пособие. Ч. 1 / Под ред. И.А. Жеребкиной. — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 562-606.

Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. — М.: Феникс, 2001.

Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. - М.: Олимп, 2003. - 574 с.

Кондрашов ММ. Психологические особенности психосоциального развития под­ростков // Журнал практического психолога. - 1997. - № 3. - С. 10-13.

Корки на Н.А. Отцовство в современной семье // Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - № 4. - С. 48-54.

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия. Монография. — Но­восибирск: Изд-во НПГУ, 2003. - 667 с.

Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. — Новосибирск, 1990.

Короленко Ц.П., Тимофеева А.С. Корни алкоголизма. - Новосибирск, 1986.

Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. — М.: Медицина, 1994. — 224 с.

Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. — М.: Академический проект, 2000. - 382 с.

Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

Краснова О.В. Роль бабушки: Сравнительный анализ // Психология зрелости и ста­рения. - 2000. - № 3.

Кратохеил С. Терапия функциональных сексуальных расстройств. — М., 1985.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешек. — М.: Медицина, 1991. - 336 с.

Кривиун О.А. Личность художника как предмет психологического анализа // Пси­хологический журнал. - 1996. - № 2. - С. 99-109.

Криштааь В.В., Андрух Т.П. Сексуальная дисгармония супружеской пары. - Харь­ков, 1995.

Кришталь В. В., Григорян С.Р. Сексология. - Харьков: Академия сексологических исследований, 1999. - 1152 с.

Краник А., Кроник Е.В. В главных ролях: Вы, мы, ты, я... — М., 1989.

Крюкова В.И. Отношение отца к новорожденному.// Материалы Второй Всерос­сийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 2 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. — М., 2005. —

С. 241-243.

Куттер Л. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / Пер, с нем. С.С. Панкова. - СПб.: Б.С.К., 1998. - 115 с.

Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. - Воронеж: МОДЕК, 1993.-256с.

Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М.: Знание, 1992. - 191 с.

Лабунская В.А., Шкурка Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессив­ного тренинга // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 1. - С. 31-38.

Лакуста В.Н. Методы лечения алкоголизма. — Кишинев, 1987.

Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984. - 385 с.

Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. — М.: Изд-во МГУ, 1978.

Левит Л.З. Психология для всех и каждого. — Минск, 1996.

Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер с нем. - Ростов-на-Дону: Феникс, • 1997.-554 с.

ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. — Новосибирск, 1992. - 216 с.

Леонтьев ДА. Методика изучение ценностных ориентации. — М.: Смысл, 1992. — 17 с.

ЛеонтьевД.А. Тест смысложизненных ориентации. — М.: Смысл, 1992. — 16с.

Либих С.С. О стабилизирующих факторах личности // Психотерапия и сексоло­гия. - СПб.: МАПО, 1997.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.

Литвинова А.В., Большакова Н.Г. Зависимость ориентировки супругов в конфликте от образов родителей, сформированных в детстве // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 2 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 318-322.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983.

Личко А.Е. Усовершенствованный метод патохарактерологического исследования подростков. Методические рекомендации. - Л., 1983. - 40 с.

Лозинский Б. Проблемы сексуальной педагогики // Вестник воспитателя. - 1994. -№ 3-4. - С. 28-74, 31-75.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. - 444 с.

Ляксо Е.Е. Некоторые характеристики материнской речи, адресованной младен­цам первого полугодия жизни // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 2. -С. 47-54.

Маданес К. Стратегическая семейная терапия / Пер. с англ. ТВ. Снегиревой. - М.: Класс, 1999.-272с.

Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.

Малашенкова В.Л., Шаманская Т.Л. Формирование эффективного родительства через развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современ­ной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 3 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидер­са. - М., 2005. - С. 4-9.

Марковская И.М. Мужские семейные роли в картине мира разных поколений // Семейная психология и семейная терапия. — 2003. — № 4. — С. 56.

Мартынова Т.Н. Семья как объект и субъект социальной работы. Учебно-методи­ческое пособие к курсу «Семьеведение». Ч. 1. — Кемерово, 2000. — 32 с.

МаслоуА. Самоактуализирующаяся личность // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 287 с.

МаслоуА. Новые рубежи человеческой природы / Под общ. ред. ГА. Балла, А.И. Киричука, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 1999. - 421 с.

Мастере У., Джонсон В., Колодны Р. Мастере и Джонсон о любви и сексе / Пер. с англ. - СПб.: СП «РЕТУР», 1991.

Московский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методи­ки.-М., 1989.

Машков В.Н. Методологические и эмпирические основания дифференциальной психологии труда. Автореф. дис. д-ра психол. наук. — СПб., 1996. — 37 с.

Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. Уч. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - 204 с.

Мейли Р. Структура личности. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фрес-са, Ж. Пиаже. Вып. 5. - М.: Прогресс, 1975. - С. 196-279.

Мелик-ПашаевАЛ. Об источнике способности человека к художественному твор­ твор­честву// Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С. 76-82

Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Т. 50. Вып. 4. — Пермь: Пермское книжное изд-во, 1970. - С. 3-160.

Мерлин В.С. Опыт изучения онтогенеза интегральной индивидуальности человека // Возрастная психология. - 1977. - № 5. - С. 88-97.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.-254 с.

Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - М. - Воронеж, 1996. - 224 с.

Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству// Вопросы психоло­гии. - 2000. - № 5. - С. 18-27.

МидМ. Культура и мир детства. Избранные произведения. - М.: Наука, 1988. -429 с.

Мид М. Опыт и индивидуальность средней девушки // Сексология. Хрестоматия / Под ред. Д.Н. Исаева. - СПб.: Питер, 2001.

Миниярова В.М. Проблемы детско-родительских отношений // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной рос­сийской семьи». В 3-х ч. Ч. 3 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. — М., 2005. - С. 34-36.

Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. - М., 1998. - 304 с.

Мироненко В.В., Носатое В.Г. Личностные конфликты и общее в характере их разре­шения//Труды III Всесоюзного съезда Общества психологов. Т. 3. Вып. 1. — М., 1968.

Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женско­го поведения (в России и США) // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 68-86.

Мишина Т.И. Исследования семьи в клинике и коррекции семейных отношений // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Под ред. М. М. Кабано­ва, А.Е. Личко, В.М. Смирнова. - Л., 1983.

Малаховская О.В. Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 3 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 57-68.

Моляко В.А. Психологическая система тренинга конструктивного мышления // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 136-141.

Москаленко В.В. Социализация личности: философский аспект. - Киев: Вища школа, 1986. - 198 с.

Москаленко БД. Мифы и реальность интимности. - М., 1992.

МудрикА.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. — М.: Знамя, 1990.-39с.

Муздыбаев К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, переживание смыс­ла собственного бытия // Рабочий класс СССР на рубеже 80-х гг. - М.: ИНИОН АН СССР, 1981.-С. 181-198.

Мухамедрахимов Р.Ж. Формирование взаимодействия матери и ребенка // Вопро­сы психологии. - 1994. - № 6. - С. 16-25.

Мухина В.С. Детская психология. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС - Апрель-пресс, 2000. - 352 с.

Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы об­щей психологии. - М.: Наука, 1965. - С. 6-17.

Навайтис Г. Семья в психологической консультации. — М.: Московский психоло­го-социальный институт - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.

ЯаследовА.Д. Методы обработки многомерных данных в психологии. Уч. посо­бие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - 100 с

Некрасове.//., Возилкин И.В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. — Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991. — 166 с.

Нестерова Е.А. Изучение взаимодействия эффективного родительства как системы и характеристик личностной зрелости родителей // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 3 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 80-90. Неумоина Б.С. Исследование психологической готовности к отцовству // Ма­териалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 3 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 90-91.

Николаева И.М. Результаты экспериментального исследования на тему «Полоро-' левое самосознание мальчиков-подростков, воспитывающихся в семьях разного типа» // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические пробле­мы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 3 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 91-93.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Роспедагентство, 1996. Обуховская К. Психология влечений человека. — М.: Прогресс, 1972. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Изд-во МГУ, 1987.-304с.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. - М.: Про­свещение — Учебная литература, 1996. — 352 с.

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Инсти­тута психотерапии, 2003. - 319 с.

Оганян Р. Темная сторона любви. — М., 2001.

Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Семейные кризисы: феминологая, диагностика, психологическая помощь. - М. - Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2005.-356 с.

Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.

ОсипоеаАЛ. Общая психокоррекция. Уч. пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. - С. 439-484.

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 2000. - 288 с,

ПаинзД. Бессознательное использование своего тела женщиной. - СПб., 1997.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт / Пер. с англ., нем. - М.: Смысл, 1993. - 332 с.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды - М., 1969. - 680 с.

Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Просвещение, 1986. — 224 с.

Плюта В. Сравнительный многомерный анализ в экономических исследованиях. Методы таксономии и факторного анализа. - М.: Статистика, 1980. - 151 с.

Поддубный Н.В. Психологические аспекты первичной беседы с разводящимися супругами // Психологический журнал. - 1987. - Т. 8. - № 2. - С. 125-131.

Подростки: сексуальная культура и репродуктивное здоровье // Материалы Третьей Международной конференции по планированию семьи. - Хабаровск, 1995.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — М.: ИЦ «Академия», 2000. —184 с.

Пояотнюк М.В. Структура семейных отношений в период ожидания ребенка // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 3 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 152-157.

Понтон Л. Сексуальная жизнь подростков. — М., 2001.

Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. — М.: Мысль,

1989.-188с.

Портнова А.Г. Возрастная динамика индивидных и личностных характеристик учащихся в связи со школьной адаптацией. Автореф. дис. канд. психол. наук. - СПб.,

2001.-19 с.

Порудоминский ИМ. Половые расстройства у мужчин. - М.: Медгиз, 1957.

Проблемы индивидуальности в онтопсихологии. Уч. пособие / Под ред. Е.Ф. Ры­балко, А.А. Крылова. - СПб., 1994. - 122 с.

Проблемы общей акмеологии / Под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000. - 218 с.

Прокофьева Л.М., Валетас М.Ф. Отцы и их дети после развода // Социс. — 2002. —

№6.-С. 112-116.

Псаеко Б.Р., Старожицкий П.Я. Воспитывать семьянина. - М,, 1984.

Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. проф. М.К. Тетушкиной. - СПб.: Дидактика Плюс, 1998. - 352 с.

Психологические проблемы самореализации личности / Под общ. ред. А.А. Реан, Л.А. Коростылевой. Вып. 2. - СПб.: Изд-во СПУ, 1998. - 357 с.

Психологические проблемы самореализации личности / Под общ. ред. Л А. Голо-вей, Л.А-Коростылевой. Вып. 3. - СПб.: Изд-во СПУ, 1999. - 328 с.

Психологический словарь. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 439 с.

Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского. 2-е изд. - М.: Политиздат,

1990. - 494 с.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.,

1998.-752 с.

Психофизиология и ее генетические аспекты. Тезисы докладов. - М., 1975. -

С. 102-104.

Пфау-Эффингер Б. Опыт кросснационального анализа тендерного уклада // Социс. -

1999.-№11.-С.24-35.

Пэпп Л. Семейная терапия и ее парадоксы. - М., 1998. - 288 с.

Развитие личности ребенка / Под обшей ред. А.М.Фонарева. — М.: Прогресс,

1987.

Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психоло­гии и типологии характеров. - Самара: ИД «БАХРАХ», 1997. - 640 с.

Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер,

2000.-616с.

Райх В. Характероанализ: техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, Республика, 1999. — 464 с.

РеанА.А. Акмеология личности // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. —

№ 3. - С. 88-95.

РеанА.А. Практическая психодиагностика личности. Уч. пособие. - СПб.: Изд-вр

СПбГУ, 2001.-224 с.

Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М, и др. Окно в русскую частную жизнь.

Супружеские пары в 1996 году. - М., 1999.

Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. - СПб., 1994.

Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. - Л.: ЛГУ, 1970. - 85 с.

РоманинА.Н. Основы психотерапии. — М., 1999.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — СПб.: Питер, 1990. — 298 с.,

Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении. — М., 1996.

Рюриков Ю. Трудности счастья. — М., 1977.

СандлерДж.,ДэрК., ХолдерА. Пациент и психоаналитик. - М., 1995.

Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: Мецниереба, 1989.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.

Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб., 1999. - 284 с.

Сыьвини Паааццоли М., БосколоЛ., ЧеккинДж., ЛратаДж. Парадокс и контрпа­радокс: Новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие / Пер. с итал. - М.: Когито-Центр, 2002. - 204 с.

Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологическо­го консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Педагогика, 1989.-208 с.

Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. Дис. д-ра психол.

наук.-М., 1997.

Силина Е.А. Образ отца в восприятии воспитанников детского дома // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современ­ной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 3 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидер-са. - М., 2005. - С. 286-290.

Скотт Д.Г. Конфликты, пути их преодоления. - Киев, 1988.

Скотт Д. Т. Способы разрешения конфликтов. — Киев, 1999.

Скрицкая Т. В. Ценностные ориентации женщин в период беременности. Автореф. дис. канд. психол. наук. — Новосибирск, 2002. — 22 с.

Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. — 1985. — № 4.

Смирнова О.Б., Бажова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родитель­ского отношения // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 37-42.

Смолин Г.Л. Принципы исследования конфликта // Вопросы философии. -1978.-№ 8.

Соколова Е.Н. Психотерапия. Теория и практика. — М., 2002.

СосимовскийА.Б. Управление конфликтными ситуациями в целях нравственного воспитания // Проблемы управления процессов воспитания. — М., 1971.

Старшенбаум Г.В. Сексуальная и семейная психотерапия. — М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. - 300 с.

Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. — СПб.:

Алетейя, 2000. - 288 с.

Сталин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - С. 57-88.

Сталин В.В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психоло­гии. - 1987. - № 6.

Суханова К.Н. Тендерные различия в структуре родительского отношения // Сбор­ник трудов молодых ученых Кемеровского государственного университета, посвящен­ный 60-летию Кемеровской области. В 3 т. Т. 1. — Кемерово: Полиграф, 2003.— 236 с.

Толстых А.В. Возрасты жизни. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 221 с.

Тэннэхилл Р. Секс в истории. - М: Крон-Пресс, 1995.

Уроков И.Г. Алкоголь: личность и здоровье. - М.: Медицина, 1987.

УрсаноР., Зонненберг С., ЛазарС. Психодинамическая терапия. Краткое руко­водство. Вып. 3 / Общ. ред. А.И. Белкина. — М.: Российская психоаналитическая ассо­циация, 1992. - 158 с.

Фанти С. Микропсихоанализ / Пер. с англ. - М., 1995.

Федорова Н.В. Патернальная депривация в условиях семейного восприятия // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 3 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 442-444.

ФельдштейнД.И. Детство как социально-психологический феномен и особое со­стояние развития // Вопросы психологии. — 1998. — № 1. — С. 20.

ФернхемА., Хейви П. Личность и социальное поведение. — СПб.: Питер, 2001. — 568 с.

Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. - М., 1995.

Филимоненко Ю.И. Цветовой тест Люшера. Модификация. Полярные сравнения. Методическое руководство. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. - С. 48.

Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психоло­гический журнал. - 1999. - № 5. - С. 82-87.

Филиппова Г.Г. Материнство и его основные аспекты исследования в психологии // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 22-36.

Филиппова Г.Г. Психология материнства. — М.: Изд-во Института психотерапии,

2002. - 240 с.

Филиппова Г.Г. Диадические отношения и социальная ситуация развития ре­бенка: синтез подходов в перинатальной психологии // Материалы Второй Всерос­сийской научной конференции «Психологические проблемы современной россий­ской семьи». В 3-х ч. Ч. 3 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М.,

2005. - С. 450-454.

Философский словарь / А.И. Абрамов и др. / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Респуб­лика, 2001.-719 с.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М., 1990. ФлейвемДж. Генетическая психология Жана Пиаже / Пер. с англ. — М., 1967. — 623 с. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окру­жающими. — М., 1993.

ФонаревАМ Внутриутробное развитие ребенка. - М.: Минздрав СССР - Инсти­тут усовершенствования врачей, 1968.

Франка В. Человек в поисках смысла / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтье­ва. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

Фрейд 3. Три статьи по теории сексуальности. Либидо / Пер. с нем. - М.: Изд-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 1996. — С. 19—95. Фрейд 3. Эротика. Психоанализ и учение о характерах. - СПб., 2003. ФридменД. Техники семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001. - 384 с. Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.: Гардарики, 2000. - 344 с. Фромм Э. Искусство любить. — М.: Педагогика, 1990. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1990. — 269 с. Хамитов Н. Философия и психология пола. — М., 2001. ХарчевА.Г. Современная семья и ее проблемы. - М., 1978.

Хорни К. Женская психология. - СПб.: Восточно-Европейский институт психо­анализа, 1993. - 223 с.

Хорни К., Фромм Ф. Психоанализ и культура. Избранные труды. - М., 1995.

Хоров К. Женская психология / Пер. с англ. — СПб., 1993.

Хухлева О.В. Основы психологического консультирования и психологической

коррекции. - М., 2001.

Хьел Л., ЗиглерД. Теории личности. - СПб.: Питер, 1998. - 608 с.

Целуйко В.М., Толстых М.А. Проблема становления тендерной идентичности ребенка в семье // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психо­логические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 3 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 470-489.

Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. — М., 1995. — 276 с.

Черкасове. Развод как благо. - СПб., 1994.

Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. - М., 1997. - 160 с.

Шайгородский Ю.Ж. Психологические особенности ценностных ориентации у девочек и мальчиков подросткового возраста. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1992.-24 с.

Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской те­рапии. Руководство / Пер. с англ. А.З. Шапиро. — М.: Класс, 1997. — 336 с.

ШипицынаЛ.М., Виноградова А.Д. Дифференциальная диагностика нарушений психического развития детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Методические рекомендации для психологов и педагогов. — СПб., 1992.

Шихи Г. Возрастные кризисы: ступени личностного роста. - СПб.: Ювента, 1999.

Шморина Е.В. О методах консультативной работы в ситуации развода // Психоло­гия зрелости и старения. — 2000. — № 2.

Шпиц Р.А. Первый год жизни ребенка. - М.: ГЕРРУС, 2000.

Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты. - Брест, 1992.

Шутценбергер А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограм-мы. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. — 240 с.

Щерба Н.Н. Безопасность человека — безопасность общества. — СПб., 1994.

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М., 1996.

Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2001. — 652 с.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1989. -192 с.

ЭллисА. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. — СПб., 1999. — 288 с.

ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1989.

Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Питер, 1999. - 312 с.

Юнг К.Г. АЮМ: Исследование феномена самости // Избранное. — Минск: ООО «Попурри», 1998. - 448 с.

Юнг К.Г. Психологическая проблематика брака // Дух в человеке, искусстве и ли­тературе. - Минск: ООО «Харвест», 2003. - 384 с.

Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. — СПб.: Питер, 2000. — 640 с.

АпезР. СезсЫсше йег Кшйпеи. - Мипспеп, Щеп, 1975.

Ъапаига. А., ЦЫ1еп К. 5ос1а11еагшпё апс! регеопаИгу Йеуе1ортеп1. - М.-У.: Но11, Шпе-Ьай апс! ХМшЮп, 1963.

Вапп 5. Уа1егеспап ип Шапёе! // 5о21а1та§аг1п. - 2000. - Ней 1. - 5. 14-22.

Вес1сегС.5. А1геа1ие оп 1Ье ГапШу. — СатЬгМ§е, МА: Нагуагё 1Лиуегягу Ргек, 1991.

ВепгепЖ V., ШттеЬЪасп Р. Зо21а1агЬеиепзспе 1п1егуеп1!оп5тоё11спкеНеп Шг Шег-Кшй-РатШеп. - ОоПтиш!, 1987.

ВеМу ^., УоШп$ В. Ь. МоЙгегтв, Шпегтв, апд тагиа! т1егас1юп т 1пе Гатйу (пае ёи- пп8 тГапсу // Меп'51гап5Шоп51о рагепИюоё: ЬопеКиШпа! йиШев оГеайу ГатЦу ехрепепсе / Е<1з. Р.\\: Вегтап, Р.А. Рейегзеп. - НиЫа1е, № и\угепсе Ег1Ьаит, 1987. - Р. 37-63.

Вегцтапп У.-Л. Ьо5ипёюпеп11ег1е АгЪей 1т РатШепгесЫ. Оег куйепиаспе Апзай 1т РатШепгесЫ. — Кое1п: Випйезаптещег \Ьг1а§, 2001.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...