Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Взаимоотношения родителей (отношения в супружеской диаде)
Множество исследований показало, что качество отношений отца и ребенка вне брака и в браке коррелирует с качеством отношений супругов больше, чем в случае мать—ребенок. Отцы имеют тенденцию уходить из жизни ребенка, когда они не проживают с матерью, тогда как для матерей подобное — редкость. Объяснений данному феномену существует несколько: например, F.S Furstenberg и A.J Cherlinberg F.S., Cherlin A.J., 1991) утверждают, что для многих мужчин брак и статус родителя - коммерческая сделка. С другой стороны, в общественном мнении, если женщина - мать, то в этом вся ее жизнь, но мужчина является отцом, если имеет жену. Известно, что, если он имеет жену, но не проживает с ней, он может присутствовать как отец в жизни детей, но качество его отношений с ними чаще всего ухудшается. Рис. 3. Факторы, влияющие на развитие взаимоотношений в диаде отец-ребенок
Таким образом, отцовство сильнее зависит от супружеских отношений более переменчивы и размыты, и, следовательно, снисходительны, чем для матерей. Важнейшей детерминантой отношений отца и матери, как пс казали исследования (Doherty W.J., 1993), является оформление брака т.к. это вносит определенную ответственность в отношения между партнерами. Для отцовско-детских отношений это означает, что отец живет с ребенком и имеет хорошие отношения с его матерью. Тогда можно было бы утверждать, что быть официально женатыми не важно, потому что сожительствующие пары могут иметь качественно те же самые отношения. Хотя, в принципе, это верно, исследования относительно сожительства ясно указывают, что сожительство — временная договоренность большинства гетеросексуальных пар, и они в конечном счете или женятся, или расходятся (Bumpass и др., 1991). Немаловажными факторами стабильности брака, по мнению Н.И. Олифирович (Олифирович Н.И. и др., 2005), являются: • Адекватная мотивация брака (неадекватные: стремление дистанцироваться от родительской семьи, месть обидевшему «бывшему»). • Отсутствие существенных различий в семейных традициях супругов (религиозных, возрастных, этнических). • Схожие модели родительской семьи (схожее количество детей, • Адекватное расстояние от родительской семьи. • Материальная независимость. • Заключение брака в период от 20 до 30 лет. • Заключение брака после периода знакомства от 6 месяцев до • Присутствие родственников и друзей на праздновании свадьбы. • Отсутствие беременности до свадьбы. • Семейно-сексуальная гармония. Согласно концепции оценки и прогнозирования брачного союза ГС. Васильченко и Ю.А. Решетняк (Васильченко Г.С., 1977), в структуру общего брачного потенциала входят физический, материальный, культурный, сексуальный и психологический факторы. Физический фактор проявляется в том, что независимо от пола человек имеет безотчетную симпатию к одному человеку или антипатию к другому. В него включаются физический облик (особенно лицо и фигура), тембр голоса, манера поведения, речь, мимика, манера одеваться, запах. Материальный фактор определяется вкладом партнера в материальный статус семьи и соответствием этого вклада ожиданиям партнера. Культурный фактор связан с соотнесением культурных и интеллектуальных запросов и ценностей супругов. Он может меняться втечение жизни. Сексуальный фактор определяется соответствием программы интимной близости каждого из супругов их сексуальным ожиданиям. ( Он зависит от здоровья супругов, изменения сексуальности в течение жизни, соотношения мужской и женской сексуальности, сексуальной культуры каждого из супругов. Психологический фактор — соотношение личностных особенностей обоих супругов, их характеров, ролевых притязаний, ценностных ориентаций. Взаимодействие этих факторов определяет потенциал брака. Если они единонаправлены, то они способствуют сохранению союза, тогда потенциал положительный. Соответственно, в такой семье возможны все условия для формирования отцовских чувств, гармоничные отношения между супругами благоприятно влияют на отношения отца и ребенка. С одной стороны, супружеские отношения, особенно при наличии детей, могут создать атмосферу психологической общности, доверия и понимания, в которых так нуждается человек. По данным И.С. Кона (Кон И.С, 1989), женатые люди в среднем чувствуют себя счастливее и увереннее, чем холостяки, а также имеющие детей - чем бездетные. Сочетание физической и эмоциональной близости позволяет достичь гармонии и в сексуальной сфере. Супружеская пара как личность имеет свою духовную, психофизиологическую индивидуальность. Длительное проживание вместе позволяет супружеской паре синхронизировать физиологические процессы. В семейной жизни партнер - уже не просто объект сексуального желания, а участник определенного эмоционального переживания, однако любовные ориентации далеко не одинаковы. Выделяют шесть стилей любви: • эрос — страстная любовь-увлечение, стремящаяся к физическому обладанию; • людус — гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств, флирт, допускающая измену; • строге — спокойная, теплая, надежная любовь-дружба; • прагма — любовь по расчету; • мания — любовь-одержимость, иррациональная, неуверенная, зависимая от объекта; • агапе — бескорыстная любовь-самоотдача, самоотречение. Поданным С.И. Голода (Голод С.И., 1990), сексуальная гармония занимает третье место после психологической и духовной совместимости супругов на адаптационной шкале устойчивости брака. Среди пар, удовлетворенных браком, сексуально совместимыми оказалис практически все, среди неудовлетворенных - 63%. Важное значение имеет совпадение психологической моделей поведения супругов. Существует несколько классификаций моделей поведения супругов. Например, по классификации С.С. Либиха выделяются следующие типы для мужчин: 1.«Мужчина-отец» — человек, имеющий потребность, чтобы женщина преклонялась перед ним, была «второй скрипкой», слабее его 2.«Мужчина-мужчина» - делится на два типа: активный и агрессивный и пассивный, нуждающийся в агрессивности женщины. Первый тип хорошо физически развит, напористый, грубоватый, может причинять женщине боль. Второй тип считает себя недостойным женщины, боготворит ее, предпочитает агрессивных женщин. 3.«Мужчина-сын» - молод, инфантилен, физически слаб, хочет, Женщины условно подразделяются на следующие типы: 1.«Женщина-мать» - старается «спасти», поддержать, воспитать. 2.«Женщина-женщина» — выделяется два типа: пассивный и активный. Женщины пассивного типа склонны к самопожертвованию, 3.«Женщина-дочь» - обычно моложе мужчины, ей скучно со Сопоставляя данные типы, можно сказать, что сочетание некоторых из них может быть гармоничным («мужчина-отец» и «женщина-дочь», «мужчина-сын» и «женщина-мать» «мужчина-мужчина» и «женщина-женщина») или представлять собой определенную дисгармонию в сексуальных ожиданиях. Кроме того, комбинация разных типов личности, когда направленность личности супругов не совпадает, может привести к различным супружеским конфликтам, которые в свою очередь отражаются на отношении с детьми. Например: — супруг, ориентированный на равноправие, ожидает равных прав и обязанностей; - романтический партнер ожидает душевного согласия, обилия романтических символов; —«родительский» супруг с удовольствием будет заботиться о другом и воспитывать его, если он занимает «детскую» позицию; —«детский» приносит спонтанность, радость, проявляет слабость, ожидает заботы; - рациональный подавляет эмоции, может ошибаться в оценке чувств супруга; - товарищеский принимает тяготы повседневной жизни нормально, не склонен к романтике, хочет разделить жизнь с другим; — независимый сохраняет в браке дистанцию, стремится избегать интимности, настаивает на уважении к его требованиям. Таким образом, на то, как будет функционировать семья, влияет наличие или отсутствие каких-либо дисгармоний во взаимоотношениях супругов. Можно выделить следующие виды дисгармоний: 1.Расстройства, формирующиеся после запоздалого пробуждения сексуальности женщины. Это может происходить, когда пик сексуальности женщины приходится на спад сексуальной активности мужчины. 2.Рассогласование в потребности в половом удовлетворении. 3.Расстройства, связанные с завышенными требованиями женщины. Г.С. Васильченко (Васильченко Г.С., 1977) полагает, что многое зависит от внешнего облика женщины: наиболее удачные браки складываются у женщин со средними и низкими показателями, т.к. у них нет завышенных требований к мужчине (принцу). Чем красивее женщина, тем выше ее требования к брачному партнеру и, соответственно, предпосылки для разочарования. 4. Формальный стиль общения в браке, когда супруги скрывают 5.«Соперничество» преобладает в парах первые шесть лет супружества. Характерны частые ссоры и длительные выяснения отношений. Тематика споров: распределение обязанностей, отношения с родственниками. Каждый из партнеров стремится заставить другого поступить по-своему. 6. «Псевдосотрудничество» характеризует внешнее согласие, отсутствие конфликтов, но бывают вспышки раздражения одного из супругов, которые гасятся определенным поведением другого. Причиной может быть то, что один из партнеров не разделяет стремлений другого к профессиональному, социальному росту, т.к. это препятствует его лидерству; потребность одного из супругов в поддержании собственного идеализированного образа сталкивается со стремлением другого главенствовать и одновременно быть опекаемым; один 7.«Изоляция». Для таких отношений характерно эмоциональное 8. Нарушение сознательного или несознательного супружеского 9. Проекция неудовлетворенных в детстве желаний. При этом выбирается такой партнер, который позволит вернуться в детские переживания. Но конфликтная ситуация развивается, а детские проблемы остаются нерешенными. При нарциссической фиксации супруги стремятся слиться воедино, нарушаются границы личности; при оральной фиксации один из супругов перетягивает всю заботу на себя; при анальной — один из супругов подчиняет себе другого, при генитальной - жесткие ригидные роли мужчины и женщины. 10. Повторение родительской модели поведения в семье. Ребенок перенимает модель поведения родителя своего пола, что позволяет выстраивать отношения в семье. Однако, если поведение было неконструктивным или привело к разводу, перенятие такой модели опасно. 11.Перенятие модели брата или сестры. Согласно Томану, на стабильность брака влияет то, какое положение каждый из супругов занимал среди братьев и сестер. Легче всего сотрудничество достигается в комплементарных браках. Комплементарный брак — это такой союз, в котором каждый из супругов занимает положение, какое он имел по отношению к своим братьям и сестрам. Например, муж — старший брат двух сестер, он знает, как общаться с девочками, 12. Кризисные ситуации брака. Брачные отношения, как любые другие, характеризуются динамикой, развиваются супруги и меняются их отношения. С. Кратохвил выделяет несколько нормативных кризисов семьи: первый год супружеской жизни — принятие ролей и обязательств супругов; вторая кризисная ситуация — третий—седьмой годы брака — ослабление романтических отношений, ситуации, в которых проявляются различия взглядов супругов, частые столкновения, ощущения обманутости. Третья кризисная ситуация (17-25 год Итак, основной внутрисемейной детерминантой ответственного отцовства является поддерживающий совместный брак. Влияние матери Среди внешних влияний на отцовство роль матери имеет свою специфику, т.к. матери служат партнерами и иногда препятствием в отцовско-детских отношениях и в браке, и вне его. Влияние матери, конечно, связано с отношениями родителей. Но существуют данные, что даже в удовлетворительных брачных отношениях вовлеченность отцов, особенно когда дети маленькие, часто зависит от отношений и ожиданий матери, ее поддержки отцу, так же как и от степени ее занятости. Исследования показали, что многие матери имеют двойственное отношение к активной вовлеченности отцов (Doherty W.J., 1993). Учитывая мощные культурные ожидания в отношении материнской роли, не удивительно, что активная отцовская вовлеченность в некотором смысле может угрожать женской идентичности. Возможно, изменение общественного мнения по вопросу необходимости отцовского воспитания приведет к пониманию, что ответственная материнская забота включает в себя и поддержку отцовства. Средовые факторы Рассмотренное ранее в этом сообщении демонстрирует специфическую уязвимость отцовства к средовым воздействиям: от сложностей признания юридического отцовства до большего воздействия безработицы на отцовство, чем на материнство. Распространенность отказа от экономических и психологических обязанностей отца среди бедных, безработных мужчин и среди других мужчин, которые подвергаются финансовым кризисам, частично является следствием уязвимости отцовства по отношению к успеху во внешней среде. В масштабе общества выполнение отцовских функций связано с изменениями экономических условий, рынка рабочей силы и с изменениями в общественной политике. Также необходимо учитывать специфику этнических и культурных стереотипов отцовства. Еще одним немаловажным фактором, влияющим на отцовство, является социальная поддержка. Для гармоничного развития детей было бы желательно, чтобы больше отцов прилагали усилия к тому, чтобы быть ближе к своему ребенку, совместно переживали и узнавали мир, начиная с младенчества. Но для этого необходимы соответствующие социально-экономические условия, такие, как, например, фиксированный рабочий день и равная оплата труда для женщин и мужчин, т.к. различная оплата труда является, с одной стороны, дискриминацией женщин в профессиональной сфере, а с другой — не позволяет мужчинам при желании заниматься ребенком. Фактор ребенка Индивидуальные детские факторы включены в модель для ее целостности, но как показывают исследования (Doherty W.J., 1993), факторы ребенка оказывают не столь существенное влияние на отцовство, как другие. Отцы, действительно, более близки с сыновьями, особенно со старшими сыновьями. Большинство других детских факторов, например, возраст, поведение, развитие, влияют на отцов и матерей одинаково. Собственно отцовство Идентификация с ролью отца, навыки и ответственность оказывают важное влияние на отцовство. Изменчивость индивидуального выполнения функций отца обусловливает два важных момента: а) положительная поддержка от матерей и среды может помочь мужчине быть более ответственным отцом даже при плохих экономических условиях; б) сильное желание отца, знания и навыки, вероятно, могут преодолеть отрицательное отношение матери, конфликты с ней, а также неблагоприятные влияния среды. Некоторые исследования также показывают, что отношения отца с его собственным отцом могут быть фактором, помогающим собственной идентификации в роли отца, через идентификацию с отцом или через компенсацию его ошибок. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема современной семьи в целом и отцовства в частности не является специфически детской или мужской проблемой, т.к. практика отцовства детерминирована общественными процессами и только в контексте всего общества может быть решена. Все это подтверждает, что существует потребность в грамотной пропаганде, социальных программах, а также в диалоге и взаимном образовании между исследователями и практиками в области отцовства. В практике лучше, чем в теоретическом исследовании, прослеживается субъективный опыт мужчин, формирующих идентичность отца. С другой стороны, исследователи могут предложить практикам теоретическую основу для работы, важную репрезентативную информацию об отцовстве, новые методы оценки.
3.2. Влияние родительских установок и стилей семейного воспитания - Родительские позиции (установки) — это довольно изученная область детско-родительских отношений. В клинически ориентированной литературе описана достаточно обширная их феноменология, а также их следствия — формирование индивидуальных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Выделенные в этих исследованиях типы родительского воспитания характеризуют в основном неблагоприятные воспитательные воздействия (Овчарова Р.В., 2005). С точки зрения биологической обусловленности родительского чувства для благополучного «запуска» биологической основы родительства существенны три фактора - сензитивный период, ключевые раздражители и импринтинг. Считается, что у матери есть сензитивный период материнства — первые 36 часов после родов. Если в этот период матери предоставлена возможность непосредственного общения с новорожденным, так называемый контакт «кожа-кожа», то у матери возникает психологический импринтинг на данного ребенка, интимная душевная связь с ребенком образуется быстрее, бывает более полноценной и глубокой. Многочисленные исследования (Овчарова Р.В., 2005) тех семей, где не был упущен сензитивный период материнства, показывают, что поведение матерей было спокойным и любящим, дети достоверно чаще улыбались. Детская улыбка в свою очередь — мощное поощрение для матери, ключевой раздражитель, запускающий специфическое материнское поведение. Считается, что на основании архаических рефлексов, которые позднее исчезнут, возникает специфическое поведение в ответ на внешние раздражители. Так, например, первая улыбка есть проявление буколингуального (щечно-язычного) рефлекса. Мать же придает этой улыбке коммуникативное значение, придает действиям ребенка больше смысла, чем есть на самом деле. Она положительно подкрепляет эту первую улыбку, более отчетливо выраженную между кормлениями. Впоследствии улыбка станет специфической реакцией на приближение человеческого лица, звук знакомого голоса (Овчарова Р.В., 2005). Таким образом, вовремя использованный сензитивный период материнства приводит к позитивному взаимодействию с ребенком и служит гарантом хорошего контакта, теплой и любящей атмосферы общения матери с ребенком. С другой стороны, родительские установки зависят от двух факторов: от сензитивного периода и от прошлого опыта — общения с собственными родителями, в частности с матерью. Если один из этих двух факторов оказывает негативное влияние, то вполне возможно возникновение какой-либо отрицательной установки. В отечественной и зарубежной психологии родительские позиции в основном исследовались в аспекте их влияния на происхождение и развитие неврозов у детей. В этом смысле интересна систематическая классификация родительских позиций (О. Коннер), отражающая тип родительского отношения, где родительская позиция сформулирована в форме характерных для родителя словесных конструктов и способов поведения, представленных в табл. 8. Таблица 8 Родительские установки (О. Коннер)
Отечественный исследователь Т.В. Брагина (цит. по: Овчарова Р.В., 2005) рассматривает родительскую позицию как характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку и выделяет ше типов позиций (табл. 9). Таблица 9. «Родительские установки (Т.В. Брагина)»
А.А. Чекалина понимает родительские позиции как один из синонимов множества других терминов, обозначающих воспитательный процесс в семье: родительское воспитание, родительские отношения, тип воспитания, стиль воспитания, тактика воспитания (Овча-роваР.В.,2005). А.С. Спиваковская рассматривает родительскую позицию как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная и бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми (цит. по: Эйдемиллер Э.Г., 2001). По мнению А. С. Спиваковской, родительские позиции проявляются во взаимодействии с ребенком и представляют собой переплетение осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Она полагает, что как совокупность установок родительские позиции существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Автор характеризует родительские позиции по следующим параметрам: адекватность, динамичность, прогностичность (табл. 10). Е. Шеффер и Р. Белл (ЗспаеГег Е.5., Ве11 К.А), разработавшие методику для оценки родительских установок (РАК.1), полагают, что в понятие «установка», помимо отношения к ребенку, должно входить отношение к семейной роли (мужа - отца - хозяина, жены - матери — хозяйки дома). Они выделяют четыре фактора, характеризующих родительские установки: авторитарность, демократичность, опека и супружеские отношения.
Таблица 10 Характеристики родительских установок (А.С. Спиваковская)
С точки зрения Т.В. Архиреевой (Архиреева ТВ., 2005), родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания, т.е. в тех или иных способах воздействия и в характере; обращения с ребенком. Она выделяет три фактора, характеризующих родительские позиции: гиперопека - отсутствие родительской опеки; отсутствие демократичности в отношениях с ребенком — демократичность; диктат в воспитании — отказ от авторитарности. М.О. Ермихина, которая вслед за А.С. Спиваковской выделяет когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие, соотносящиеся с выделенными ГГ. Филипповой блоками в структуре родительства, полагает, что когнитивная составляющая включает представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих позициях родителя, о своей родительской позиции. Эмоциональная составляющая представляет собой доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки относительно реального образа ребенка, своих родительских позиций и относительно взаимодействия родители—дети. Поведенческая составляющая содержит коммуникативные позиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимодействия с ребенком (Овчарова Р.В., 2005). Согласно Э. Берну (Берн Э., 2001), типичная родительская позиция — это позиция «над», «сверху». Однако идеальный вариант родительской позиции, к которому должны стремиться супруги, - это равенство позиций. Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. В настоящее время большинство исследователей акцентируют внимание на изучение неблагоприятных родительских позиций, складывающихся в функционально несостоятельных семьях и имеющих негативные последствия для личности детей и подростков. Типичными неблагоприятными установками являются: попустительско-снисходительная; демонстративная; педантично-подозрительная; жестко-авторитарная; увещевательная; отстранение; равнодушная; потакающая; непоследовательная; позитивного интереса; директивная; враждебная; автономная. Характер родительских позиций и их динамика во многом зависят от этнопсихологических и социокультурных особенностей общества. Сравнивая национальные стили воспитания по степени их строгости, социолог Э. Голдфранк различает четыре типа обществ (цит. по: КрайгГ.,2000): 1)общество, где в раннем и позднем детстве дисциплина слабая; 2)общество, где в раннем и позднем детстве дисциплина строгая; 3)общество, где в раннем детстве дисциплина строгая, а в позднем — слабая; 4)общество, где в раннем детстве дисциплина слабая, а в позднем — строгая. Европейскую модель воспитания по этой схеме следует отнести к третьему типу общества, в котором по мере взросления ребенка внешний контроль должен ослабевать. Родительские установки и стиль воспитания связаны также с наличием у данной группы (культуры) тех или иных мотивационных синдромов (потребность в достижениях, в аффилиации, ориентация на других). Люди, в этнической культуре которых сильно выражена потребность в достижении, как поясняет И.С. Кон, склонны больше опекать своих детей, незамедлительно откликаясь на их просьбы о внимании; в то же время они гораздо острее реагируют на проявление дерзости, нежели люди, которые больше ценят групповую принадлежность и дружественные отношения с окружающими (Кон И.С., 1998). В отечественной и зарубежной психологии существует очень много классификаций стилей родительского воспитания. Одна из классификаций представлена А. Болдуином, который выделил два стиля практики родительского воспитания: демократический и контролирующий. Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между родителями и детьми; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей одновременно прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласия между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Считается, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия (Мартынова Т.Н., 2000). В целом можно сказать, что важным параметром, оказывающим влияние на развитие ребенка, является родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия чаще всего направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм. Вторым важнейшим параметром являются родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на праве детей на независимость и самостоятельность. Третий параметр — способы общения с детьми в ходе воспитательных взаимодействий. Родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивать их аргументацию. Четвертый параметр — эмоциональная поддержка. Родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Из этого следует, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых и родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатийны (Семья в психологической консультации. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сталина. 1989. С. 24-25). С. Броди (цит. по: Мартынова Т.Н., 2000) выделила четыре типа материнского отношения, которые могут быть соотносимы с отцовским отношением: • Матери первого типа легко и органично приспосабливались к • Матери второго типа сознательно старались приспособиться к • Матери третьего типа не проявляли большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяли жесткий контроль, такие женщины последовательно и сурово пытались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности. • Матери четвертого типа поведения характеризуются непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказывается четвертый стиль материнства, т.к. постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать (первого типа) безошибочно и своевременно реагирует на требования маленького ребенка, что создает у него бессознательную уверенность в том, что он может контролировать действия других и достигать своих целей. А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер (Эйдемиллер Э.Г., 2001) выделяют следующие виды неправильного воспитания: Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорное чаще недостатком опеки и контроля, а главное — истинного интер к делам, волнениям и увлечениям подростка. В последнее время гипс протекция простирается до безнадзорности и заброшенности детей. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Подросток обычно чувствует, что старшим не до него. Скрытая гипопротекция нередко сочетается со скрытым эмоциональным отвержением. Обычно подросток научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью. Особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному и конформному типам: такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и привыкают к праздному образу жизни. Доминирующая гиперпротекция характеризуется постоянной чрезмерной опекой, мелочным контролем за каждым шагом, системой постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком. Гиперпротекция не дает возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к самостоятельности. У гипертимных подростков такое воспитание приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию, у подростков с психастенической, сензитивной и астеноневротической акцентуацией доминирующая гиперпротекция усиливает их астенические черты — несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя. Потворствующая гиперпротекция. Для нее характерно чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков и систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, а с другой - полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе. Этот стиль воспитания усиливает истероидную акцентуацию, способствует появлению истероидных черт при лабильной и гипертимной, реже при шизоидной и эпилептоидной акцентуациях. Потворствующая гипопротекция. Как стиль воспитания впервые описана А.А. Вдовиченко у делинквентных подростков. При таком стиле воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростков. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, переложить вину на других, оправдывают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Подобное воспитание культивирует неустойчивые и истероидные черты. Неслучайно авторы, описывая тип воспитания по типу потворствующей гипопротекции, говорят о делинквентном поведении, о воспитательных учреждениях строгого дисциплинарного режима. Осуществлять ограничение их поведения приходится с помощью государственных органов, поскольку семейное воспитание по данному типу оказывается несостоятельным — выходцы из таких семей не признают авторитета взрослых, кроме грубой силы. Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он — обуза для родителей, что без него было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто-то другой — брат или сестра, мачеха или отчим, кто гораздо дороже и любимее. Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут даже внешне проявлять утрированные знаки внимания, однако ребенок чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла. Эмоциональное отвержение тяжело сказывается на лабильной, сензитивной и астеноневротической акцентуациях, усиливая черты этих типов. Е.С. Иванов (цит. по: Эйдемиллер Э.Г, 2001) выделяет и другие типы воспитания, являющиеся неблагоприятными: воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, условия жестоких взаимоотношений, повышенной моральной ответственности, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи. Особенно тяжелые последствия имеет воспитание в условиях жестоких взаимоотношений, которые обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как открыто - расправами над ребенком, так и полными пренебрежениями интересами ребенка, когда он вынужден рассчитывать только на себя не надеясь на поддержку взрослых. Жестокие отношения могут существовать в закрытых учебных заведениях (тирания «вожаков»), если работа воспитателей отличается формализмом. Воспитание в услов жестоких взаимоотношений способствует усилению черт эпилептоидной акцентуации и развитию этих же черт на основе конформной Условия повышенной моральной ответственности. В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ренбенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи. Многие дети обнаруживают достаточную устойчивость к повышенным родительским ожиданиям или возложенным на них трудным обязанностям. Исключение составляет психастеническая акцентуация, черты которой заостряются в условиях повышенной моральной ответственности, приводя к психопатическому развитию или неврозу. Противоречивое воспитание характеризуется реализацией в одной семье различных воспитательных стилей. Примером такого воспитания может служить эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушек и дедушек. Воспитание вне семьи. По мнению А.Е. Личко, само по себе воспитание вне семьи может быть полезно в подростковом возрасте, поскольку жизнь среди сверстников способствует развитию самостоятельности, выработке навыков социальной адаптации. Отрицательным психогенным фактором являются недостатки в работе воспитательных учреждений: сочетание строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, при формализме в его соблюдении, приводящем к реальной безнадзорности; влияние наиболее испорченных в нравственном отношении подростков; жестокие взаимоотношения между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей (Эйдемиллер Э.Г., 2001). Таким образом, родительское поведение под влиянием воспитательных установок может как смягчать неблагоприятные условия развития ребенка (в том числе и при болезни), так и приводить к неблагоприятному развитию различных черт характера и способствовать формированию неврозов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 263. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |