Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Патернальная депривация и ее последствия
Современные реалии отцовства во всем мире имеют две тенденции. С одной стороны в патриархальных культурах ценность отцовства традиционно высока, при этом отец имеет почти неограниченную власть в семье, таковыми, например, являются культуры некоторых стран Азии и Востока. С другой стороны, в современном западном обществе все четче проявляется тенденция к возрастанию внимания к отцовству и его роли в жизни ребенка (так называемое «ответственное отцовство»), однако даже в этих государствах вовлеченные отцы в силу различных обстоятельств не являются большинством, кроме того, в странах, проходящих через реформирование социальных и тендерных систем, находящихся между традиционным миропониманием и формированием более либерального общества, разрушение устоев и традиций приводит к уменьшению социального контроля и большей свободе самой личности по отношению к таким социальным явлениям, как, например, семья. В идеале большая свобода означает большую ответственность личности по отношению к собственной жизни, своей семье и детям, что далеко не всегда происходит в реальности. В итоге - большая эмансипация и свобода женщин, включенность их в производственный процесс, приводящие в контексте семьи к проявлению конфликтов на почве лидерства; разграничение сексуальности и репродукции; снижение возраста вступления в половую жизнь приводит к распространению практики воспитания ребенка одним родителем, которым в подавляющем большинстве случаев является мать. В нашей стране, поданным Е.П. Ильина, количество детей, растущих без отца, становится угрожающим (Ильин Е.П., 2002). Различные социальные потрясения, такие, как войны и революции, психогенные и природные катастрофы, межличностные конфликты и уголовные преступления, социально-психологическая незрелость родителей и болезни, лишают ребенка полноценного общения и нормальных условий развития. В первое время жизни чрезвычайно важна роль матери. Согласно К. Хорни (Хорни К., 1993), мать удовлетворяет первичные потребности ребенка, ласкает его, стимулирует, общается с ним, дает ощущение защищенности, эмоционального тепла и уюта. Отец выступает в качестве авторитетного социального образца, примера поведения, его наличие в семье придает ребенку уверенность и самостоятельность в принятии решений (Дружинин В.Н., 2006). В раннем детстве мать удовлетворяет основные потребности ребенка, поэтому ее смерть или уход из семьи вызывает кризис доверия к окружающему миру, ощущение заброшенности, состояние тревоги. Однако огромная роль матери в развитии ребенка не уменьшает значения влияния отца на развитие ребенка. Ранее психологи считали, что отсутствие отца в раннем детстве не так сильно сказывается на развитии ребенка, как отсутствие матери. На первый взгляд, последствия, действительно, не столь трагичны, ведь эмоциональное общение сохраняется. Однако без уравновешивающего влияния отца, без его общения с ребенком роль матери гипертрофируется. Ее влияние на психическое развитие ребенка становится непомерно большим, ребенок не видит другого варианта поведения, у него нет выбора приобщении. Известно, что дети, лишившиеся одного или обоих родителей в результате распада семьи, медленнее развиваются, чаще болеют соматическими и психическими заболеваниями. Считается, что дети разведенных родителей находятся в более благоприятной социально-психологической ситуации, чем дети матерей-одиночек или дети из тех семей, где умер один из родителей. Хотя и в этом случае все определяется тем, когда произошел развод и сколько было при этом лет ребенку, а также тем, продолжают ли отец или мать участвовать в воспитании ребенка. Дети из разведенных семей чаще оказываются нелюдимыми, боязливыми, они агрессивны и склонны к ссорам, неаккуратны и недисциплинированны, склонны «витать в облаках» и плохо учатся, они часто испытывают недоверие и страх по отношению к окружающим, поскольку у них нет психологической поддержки со стороны отца. Отмечаемая исследователями (Doherty W.J., 1993) склонность этих детей к дракам может быть компенсацией чувства неполноценности, а недисциплинированность выступает следствием потери авторитета, т.к. ребенок чаще всего остается с матерью после ухода отца из семьи. Однако большинство исследователей проблем развода (Гурко Т.А., 2000; Дружинин В.Н., 2006; ОоЬеггуШ., 1993) отмечают, что решающим является не факт юридического развода, а отчуждение родителей в семье друг от друга — аффективный развод, конфликты, ссоры родителей, взаимные оскорбления и попытки привлечь ребенка на свою сторону. Психологические исследования убедительно показали, что семьи, где сохраняются лишь формальные, юридические атрибуты брака, так же влияют на психику ребенка, как и условия в семье, где произошел юридический развод (Дружинин В.Н., 2006). Более того, в случае аффективного развода ребенок оказывается в более неблагоприятной ситуации. Следствием являются побеги детей из семьи, бродяжничество, правонарушения, неврозы, самоубийства. В семьях, где есть отец-алкоголик, психологическая ситуация, в которой оказывается ребенок, не отличается от семьи, где отца нет: воспитательной функции отец не выполняет, добавляются лишь скандалы, побои, экономические трудности. Но самой худшей ситуацией является семья, состоящая из матери-одиночки и ребенка, если он нежеланный. В этом случае, как отмечает В.Н. Дружинин, мать испытывает к такому ребенку двойственные чувства: с одной стороны, это ее ребенок и она — мать, с другой стороны, ребенок — помеха в ее жизни. Дети из таких семей хуже общаются со сверстниками, хуже успевают, они чаще имеют низкий статус в группе, не умеют преодолевать стрессовые ситуации. Таким образом, по мнению И. Лангмейера и 3. Матейчека (Лангмейер Й., Матейчек З., 1984), изучавших проблему психической депривации, отсутствие отца («патернальная депривация») является в такой же мере сложным по своим последствиям и влиянию на развитие неврозов и других отклонений в психическом и особенно социальном развитии ребенка феноменом, как и внешне не более трагичное отсутствие матери. Это касается многих детей, живущих со своими незамужними или по иным причинам одинокими матерями. Если нет ни вспомогательного, ни уравновешивающего влияния отца, то естественно, что значение личности матери становится намного большим, чем при нормальных обстоятельствах. А т.к. именно в случае одиноких матерей можно с достаточной степенью достоверности предположить большее участие недостаточно уравновешенных личностей в воспитании ребенка, следует предполагать также угрозу повышенной опасности из-за скопления неблагоприятных факторов. Мать сильно зависит от ребенка, который заменяет для нее всех других, кто мог бы удовлетворять ее эмоциональную привязанность, таким образом, возникают условия для формирования невротического симбиоза матери и ребенка. По мере взросления ребенка отсутствие отца становится еще более заметным. Мальчик лишается образца мужского поведения, которое должен воспроизводить, а девочка не имеет перед собой образа представителя противоположного пола, поэтому ее контакты с мужчинами будут затруднены: она просто не будет знать, какого поведения можно ожидать от мужчины. К этому следует добавить еще несколько важных обстоятельств: как показывает обычный опыт и как это было также доказано социологическими исследованиями, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые и серьезные изменения. В современном обществе - правда, неравномерно во всех слоях населения, однако все же заметно - отцы значительно больше, чем ранее, принимают участие в уходе за грудными детьми и их воспитании, причем часто возникает, сотрудничество между мужчиной и женщиной, что было несвойственно предыдущим поколениям. На фоне данной тенденции отсутствие отца проявляется более тяжело, чем в прошлом, когда забота о ребенке целиком сосредоточивалась на матери. Речь идет не только о физическом труде и времени, которое затрачивается (в данном отношении помощь ныне оказывает современная техника), но, прежде всего, о психической нагрузке, если одинокая мать сравнивает свое рабочее положение с положением других женщин. Помощь, предоставляемая в данном отношении совместными интернатами для одиноких матерей с детьми, также не является вполне совершенной. Во-первых, здесь продолжает отсутствовать мужской элемент в воспитании, а во-вторых, взаимопомощь матерей в домашних работах и в воспитании приводит к ситуации «разделяющейся материнской заботы» со всеми трудностями и неясностями. Еще одним важным моментом является отсутствие уверенности и устойчивости в социальном включении, т.к. профессия отца представляет обычно реальную и символическую базу экономическог обеспечения семьи, а ее основательность является порукой уверенности. В то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу. У матери-одиночки, загруженной экономическими заботами, не остается времени на то, чтобы общаться с ребенком, она теряет первоначальный интерес к ребенку, возникает отчуждение матери и ребенка, приходящие на смену первичному симбиозу. По словам М.О. Шварца, мать нас приводит к человеку, а отец — к людям (Лангмейер И., Матейчек 3., 1984). Иным образом это выражает А. Гремс (Grams А., 1970): «Материнская забота обеспечивает возможность принимания, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то, и другое необходимо для развития личности, и то, и другое должно здесь присутствовать, если мы хотим когда-нибудь приблизиться к границе человеческих возможностей». Кроме того, отец представляет для детей наиболее естественный источник познаний о мире, труде, технике, способствуя как их ориентировке на будущую профессию, так и созданию социально полезных целей и идеалов. Если место отца занимает в семье отчим, а иногда дедушка, де-привационные влияния подавляются, зато здесь более благоприятная почва для развития различных конфликтов, причем невротические расстройства, возникающие на данной основе, являются, по мнению И. Лангмейера и 3. Матейчека, весьма частыми. Между тем исследования детей, растущих без отца (Cherlin A.J., 1992; Furstenberg F.S., Cherlin A.J., 1991; Ноrst P., 1999; Vogt G.М.; Sirridge S.T., 1993), показали, что такие дети менее успешны в решении конфликтных ситуаций, в решении когнитивных задач, мальчики имеют определенные сложности с половой идентификацией, вызванные сложностью разграничения тендерных ролей. Изучение репрезентативной выборки взрослых из крупных городов США показало, что люди, выросшие в полных семьях, чаще получают высшее образование, более независимы и ведут более здоровый образ жизни (Nord C.W., Brimhaii D.A., West J., 1997). Ребенок, растущий без отца, лишен таким образом важного мужского примера, который особенно значителен для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, но важен также и для девочек в качестве модели их будущего партнера. Ребенок без отца страдает также, как правило, от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в нормальных условиях олицетворяются отцом. Кроме того, ребенок, растущий главным образом без отцовского авторитета, бывает часто недисциплинированным, несоциальньм, агрессивным в отношении взрослых и детей. В обследовании, проведенном И. Лангмейером и 3. Матейчеком, 163 мальчиков из детских учреждений с повышенной воспитательной заботой в среднечешской области за 1960-1961 гг., было установлено, что 41% из них росли без отца (Лангмейер И., Матейчек 3., 1984). Если отца нет, то это имеет еще другое косвенное депривационное влияние. Дело в том, что если матери одной приходится нести все экономические и воспитательные заботы о семье, то она, как правило, бывает настолько занятой, что у нее не остается для ребенка времени и у нее ослабевает даже интерес к нему. Ребенок в таком случае предоставлен сам себе большую часть дня, может начать бродяжничать, у него больше возможностей для правонарушения. Помимо физического отсутствия, значительным фактором в развитии ребенка по направлению к асоциальности может явиться также несоответствующая роль, которую играет отец в семейном сообществе. Отец предоставляет модель мужественности ребенку, особенно мальчику. П.П. Блонский полагал, что без такой модели демонстрировать «мужское поведение» достаточно сложно, ведь, начиная с детского сада, где все воспитатели - женщины, потом в школе и вузе, мальчик (юноша) встречает модель женского поведения в десятки раз чаще, чем мужского. Если у него нет примера такого поведения перед глазами, для того чтобы выстроить собственное поведение, он либо берет за образец поведение женщины — матери, бабушки, учительницы - и вырастает мягким и чувствительным, что считается «немужественным». Или считает, что поведение мужчины противоположно поведению женщины: если женщина выполняет социальные нормы, вежлива, внимательна, избегает вредных привычек, то мужчина должен поступать наоборот. Такое понимание «мужского поведения» может привести к злоупотреблению алкоголем и наркотиками, и даже к правонарушениям. В.Н. Дружинин (Дружинин В.Н., 2006) отмечает, что полоролевая социализация мальчиков более сложная, чем социализация девочек, социальных требований к мужчине в два раза больше, чем женщине, следовательно, стандарты мужского поведения значительно жестче стандартов поведения женского. То есть значимость образца мужского поведения — будь то отец, дедушка или тренер спортивной секции — неоспорима. Статистические данные США (U.S. Bureau of the Census 1994, 1995,1996) подтверждают, что проблема безотцовщины все возрастает и среди молодого поколения эта проблема стоит острее, чем раньше. Безотцовщина больше всего связана с рождением детей вне брака и с разводами. Эти причины ведут к физическому отсутствию отца в семье. До 39% детей младше 18 лет живут отдельно от своих отцов. Влияние разведенных отцов на своих детей невелико. Исследование 1991 г. показало, что половина детей после развода родителей за последний год ни разу не встречались со своими отцами, каждый пятый не виделся с отцом уже пять лет. Ф. Фестенберг обнаружил, что более половины детей, чьи родители развелись, никогда не бывали в доме отца. Отцы могут отсутствовать, если находятся в местах лишения свободы. Бывает и так, что отцы живут с семьей, но эмоционально и физически отсутствуют. В полной семье 25% детей напрямую взаимодействуют со своими отцами хотя бы час в день. Остальные проводят со своими отцами менее 30 минут в день. Почти 20% старшеклассников не разговаривают со своими родителями больше 10 минут подряд уже в течение месяца (ЬатЬ М.Е., Ьеуепйескег В., 8спо1тепсп А., 1998). Это не может не сказаться на их развитии. Множество качественных исследований констатировало, что матери и бабушки часто препятствуют присутствию отца в жизни ребенка, и что современная практика социальных институтов создает барьеры в этом, особенно для молодых отцов (Кон И.С., 1989). Многие из этих отцов прекращают участвовать в жизни ребенка, и многие, кто пробует остаться вовлеченными в жизнь своего ребенка, сталкиваются с сильным социальным противодействием. Между тем существование сильного отрицательного влияния внебрачного отцовства на отношения отца и ребенка доказано многочисленными исследованиями. В случае, когда родители неженаты, но сожительствуют, отцы намного больше присутствуют в жизни своих детей. Однако исследования указывают, что сожительствующие пары имеют высокий процент разрыва, и те, кто впоследствии женятся, имеют более высокие проценты разводов (Bumpass L.L., Sweet J.А., Cherlin A.,1991). Отрицательное влияние развода на качество отношений отца и ребенка также весьма сильное. Большая часть исследования вовлеченности отцов в жизнь их детей после развода сосредоточилась на выявлении ее влияния на состояние ребенка. Множество ученых обнаружили, что, хотя, в принципе, контакт с обоими родителями желателен, польза вовлеченности отца для ребенка может быть уменьшена, если существует существенный конфликт между родителями. Таким образом, когда между родителями серьезный конфликт, частые контакты с отцом могут создать дополнительное напряжение для ребенка, которое нивелирует преимущества более частых встреч с отцом. Вообще, в то время как более частые контакты с нерезидентным отцом коррелировали с лучшими показателями здоровья, судебные соглашения по посещениям были важным фактором уменьшения этих показателей. В целом, по мнению Doherty (Doherty W.J., 1993), существует множество барьеров для присутствия отца в жизни ребенка, если он не живет с ним в одной семье. Однако один только статус живущего в семье отца, конечно, не может изменить ситуацию. Хотя существует недостаток исследований в этой области, по данным американских исследователей, матери, не живущие со своими детьми, более включены в жизнь своих детей. Например, больше таких матерей, чем отцов, живут в том же городе, что и их дети, и имеют больше контактов с детьми, чем отцы в подобной ситуации (Amato,Rezac, 1994). Таким образом, для того, чтобы ответственное, включенное отцовство стало возможным массово, необходимы некоторые изменения общественного мнения, а также условия социально-политического характера, которые возможны только при сформированном представлении о незаменимости отцовской роли, важности отцовства для развития самого мужчины в общественном сознании, которое может быть обеспечено только своевременными и достоверными научными исследованиями феномена отцовства и его влияния на развитие личности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 241. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |