Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экспериментальное исследование влияния отцовства




На развитие личности

Исследование влияния отцовства на развитие личности проходило в два этапа: первым этапом было исследование различия характеристик личностного развития мужчин-отцов, в отличие от мужчин, не имею­щих детей, которое проходило в городах Кемерово, Топки с декабря 2002 г. по сентябрь 2003 г. В исследовании приняли участие 99 мужчин, поделенных на две группы по признаку наличия детей (50 мужчин, имеющих детей, 49 мужчин без детей). Обе группы были уравнены по возрасту (средний возраст мужчин, имеющих детей, - 32 года, мужчин без детей — 29 лет) и социальным характеристикам. Вторым этапом стало экспериментальное исследование влияния отцовства на развитие лич­ности, которое проводилось в период с сентября 2003 г. по июнь 2004 г. В исследовании принимали участие всего 95 мужчин, имеющих одного или более детей. Из них 45 мужчин (три группы по 15 человек) состав­ляли экспериментальную группу, подвергшуюся экспериментальному воздействию, 50 — контрольную. Обе группы были уравнены по воз­расту (средний возраст экспериментальной группы — 32 года, контроль­ной — 33 года) и социальным характеристикам. Экспериментальное воздействие представляло собой прохождение в течение двух месяцев специально разработанного нами тренингового курса, направленного на принятие роли отца и формирование продуктивного отцовства.

Ввиду того, что согласно проведенного нами теоретического анализа этапов, факторов и критериев развития личности в период взрослости, наиболее общим критерием развития в данном возрасте в со­временной психологической науке и принятой нами методологической позиции полагается достижение зрелости (Реан А.А., 2000) — процесс, ко­торый можно конкретизировать через формирование ответственности, терпимости, толерантности, саморазвития, позитивного социального мышления, а также принимая во внимание структурную модель отцов­ства, которая включает четыре блока: потребностно-эмоциональный, операциональный, ценностно-смысловой и оценочный, включающий в себя социальную и личностную оценку, для выявления влияния от­цовства на развитие личности, понимаемое нами как формирование от­ветственности, терпимости, толерантности, саморазвития, позитивного социального мышления, нами использовались следующие методики: Шестнадцатифакторный опросник Кеттелла — 16РР, Тест смысложиз-ненных ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева, методика «Личностный дифференциал», методика «Измерение родительских установок и реакций» (РАRI) Е.Шеффера-Белла и др. (Schaefer E.S. - Ве11 R.А.), а также некоторые вопросы анкеты, имеющие интервальную шкалу из­мерения. Данные, полученные в ходе исследования, были обработаны с помощью корреляционного и факторного анализов.

Первый этап исследования

Обработка данных. На основе индивидуальных протоколов ре­спондентов была получена общегрупповая матрица данных.

Сравнение выборок показало, что между выборками существуют значимые по критерию Стьюдента с уровнем значимости 0,05 (р < 0,05) различия по следующим показателям: фактор силы (ЛД), по шкалам цепи в жизни и результативность жизни (или удовлетворенность са­мореализацией) по СЖО, а также по таким шкалам опросника РАRI, как шкала «Подавление воли ребенка», «Мученичество родителей», кроме того, по следующим факторам опросника Кеттелла: С - стрессоустойчивость, Е - доминантность, F - сдержанность-экспрессивность, G - подверженность социальным нормам, Н - склонность к риску, I - жесткость-чувствительность, L - доверчивость-подозрительность,
М — практичность—воображение, N — прямолинейность—дипломатич­ность, Q1 — консерватизм—радикализм, Q2 — конформизм—нонкон­формизм, QЗ — низкий — высокий самоконтроль.

Корреляционный анализ показал, что существует значимая (при р = 0,05) положительная корреляция между наличием детей и сле­дующими показателями (табл. 5): сила (самооценка себя по фактору силы) (ЛД) - r = 0,33 (при р = 0,05), цели в жизни (СЖО) r = 0,44, результативность (СЖО) г = 0,29, «жертвенность» родителей (РАRI) г = 0,55, а также с некоторыми факторами по 16РF: фактор С (стрессоустойчивость) г = 0,67, фактор F (сдержанность—экспрессивность), г = 0,37, фактор G (подверженность социальным нормам) г = 0,81, фактор N (прямолинейность—дипломатичность) г = 0,54, фактор Q3 (низкий - высокий самоконтроль) г = 0,45. Значимая отрицательная связь наблюдается между наличием детей и такими переменными, как: шкала равенства родителей и ребенка (РАRI) г = - 0,30, фактор Е (доминантность) г = -0,35, фактор Н (склонность к риску) г= -0,65, фактор I (жесткость - чувствительность) г = -0,65, фактор L (доверчи­вость—подозрительность) г = —0,37, фактор М (практичность—вообра­жение) г = -0,43, фактор Q1 (консерватизм-радикализм) г = -0,55, а также фактор Q2 (конформизм-нонконформизм) г = -0,54.

 

 

Таблица 5










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...