Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема психологической помощи отцу и ребенку




Экспериментальные исследования семьи и семейных взаимо­действий с ребенком (во время беременности, матери с детьми, лонгитюдное исследование женщин с начала беременности до второго полугодия жизни ребенка, матерей с детьми и отказниц, с детьми разного возраста) чаще всего ориентированы на изучение динамики изменения основных показателей содержания материнской сферы. Сам тип взаимодействия и начальная ценность ребенка изучаются в основном относительно матери как формирующиеся в онтогенезе на всех предыдущих этапах развития личности матери и во время бере­менности, а также после рождения ребенка. Считается, что связь этих содержаний с личностными особенностями матери и содержанием ее социально-комфортной сферы обусловливает ситуативное развитие ценности ребенка. Психологические особенности формирования бондинга по отношению к ребенку у мужчины почти не изучены экспериментально как в нашей стране, так и за рубежом. Понятие «психологическая помощь отцу (семье) и ребенку» не встречается в литературе.

Вспомним, что в содержание понятия «психологическая по­мощь» включается обеспечение эмоциональной, смысловой и экзи­стенциальной поддержки семье и ее отдельным членам (Олифирович Н.И. идр.,2005).

Выделяются следующие функции психолога в рамках психологи­ческой помощи семье: поддерживающая функция (психологическая поддержка, которая отсутствует или приняла искаженные формы в реальных семейных отношениях); посредническая функция (психолог выполняет функцию посредника, содействующего восстановлению нарушенных связей семьи с миром); обучающая (способствующая развитию навыков общения, приемов саморегуляции, самопознания); развивающая (помощь членам семьи в развитии основных социальных умений и навыков, например, навыки внимательного слушания, уме­ние оказывать поддержку и решать конфликтные ситуации, умение выражать свои чувства и понимать чувства других людей); информа­ционная (включает в себя изложение (например, лекционное или в рамках беседы) информации о психическом здоровье и нездоровье, норме развития и ее вариантах).

Виды психологической помощи семье можно классифицировать следующим образом:

1)информирование (предоставление информации об особенно­стях функционирования семьи на разных этапах развития, о задачах, стоящих перед семьей в кризисные периоды, о возрастно-психологических особенностях развития личности);

2)индивидуальное психологическое консультирование, т.к. ра­бота с одним из членов семьи, по мнению М. Боуэна, может привести к изменениям всей системы внутрисемейных отношений;

3)консультирование (психотерапия) супружеской пары;

4)групповая тренинговая работа (психотерапия) супружеских пар (участвуют несколько семейных пар);

5)семейное консультирование (работа с нуклеарной семьей);

6)групповое семейное консультирование (психотерапия).

Одним из вариантов работы с семьей может быть командная рабо­та специалистов (2-4 человека). По мнению Н.И. Олифирович и кол­лег, работа в команде позволяет избежать ряда «ловушек», связанных со спецификой работы с семейной системой, например, соблазна присоединиться и образовать коалицию с одним из членов семьи. Они выделяют несколько способов работы в команде: 1) с семьей взаимодействует вся команда; 2) с семьей работает один член коман­ды, остальные по типу супервизорства, не включаясь в непосредствен­ное взаимодействие с семьей, наблюдают за процессом и дают психо­логу обратную связь после работы либо после завершения работы они обсуждают возникшие у них предположения в присутствии членов семьи. Все эти виды работ могут быть использованы в работе с семьей, отцом и ребенком.

На основе изучения онтогенеза и динамики преобразования всех компонентов комплекса отцовства выявилось, что базовыми содержа­ниями ценности ребенка, как и для материнства, являются эмоцио­нальная ценность и замена ценности ребенка на ценности «социаль­но-комфортной» сферы (Филиппова ГГ., 2002).

Если для женщины динамика стиля переживания беременности отражает взаимодействие ценности ребенка с другими значимыми для женщины ценностями и является прогностическим для выявления особенностей материнского отношения и динамики ценности ребен­ка после родов, то нечто подобное характерно и для мужчин, хоть и не столь явно. Отношения мужчины — будущего отца с беременной женщиной, особенно во второй половине беременности, запускают особые переживания, перестройку ценностей, апеллируя к детским пе­реживаниям мужчины, отношениям с собственными матерью и отцом. Как показывает наше исследование, переживание беременности жены (партнерши) мужчиной во многом зависит от поведения и от­ношений с женщиной. Согласно мнению В.И. Брутмана, А.Я. Варга, М.С. Радионовой, Г.Г. Филипповой, И.Ю. Хамитовой, изучавших психологические состояния женщин во время вынашивания ребенка, в беременности есть собственная динамика обострения и ослабления имеющихся у женщин проблем. Например, в первом триместре у жен­щин актуализируются и остро переживаются проблемы с собственной матерью и другими объектами привязанности, проблемы отношений с мужем. Для мужчины - это период рационального принятия факта беременности и актуализации множественных социальных проблем: материальных, проблем принятия ответственности и др. Во втором и третьем триместрах у женщин появляется выраженное избегание отрицательных эмоций, проблемы первого триместра ослабляются, актуальным становятся страх перед родами и своей некомпетент­ностью в послеродовой период, появляется «синдром обустройства гнезда», который проявляется в повышении активности, стремлении упорядочить имеющиеся проблемы. В это время направление актив­ности на подготовку к родам и послеродовый период свидетельствует о благоприятной динамике течения беременности; тогда как актив­ность, не связанная с ребенком, - неблагоприятный показатель. Для мужчины это период первичного осознания факта существования и скорого рождения ребенка. Большинство исследователей полагают, что появление физического свидетельства беременности — увеличение живота - приводит к новому эмоциональному переживанию, иррацио­нальному пониманию существования будущего ребенка. Однако, не­смотря на то, что поведение мужчины в этот период может быть весьма диагаостичным, четкого определения влияния типов отношения муж­чины к беременности жены на последующие отношения с ребенком на настоящий момент не выявлено. Известны наиболее общие законо­мерности: отрицательное, враждебное отношение к будущему ребенку коррелирует с несформированностыо ценностно-смысловой сферы личности, различными сложностями в родительской семье, серьезны­ми материальными проблемами. Однако Г. Дик-Рид (Дик-Рид Г., 1997) полагает, что отношение мужа к беременной женщине в этот период, как правило, меняется: усиливается любовь и желание заботиться. Л.Л. Баз и Т.А. Баландина полагают, что гордость и переживание соб­ственной причастности мужчины при появлении физических призна­ков беременности являются показателем появления ценности ребенка в структуре ценностно-смыслового блока отцовства.

У женщин к концу беременности чаще всего ослабляется страх ро­дов, своей некомпетентности, снижается напряжение всех остальных проблем. Тогда как противоположная ситуация отражает выраженную неблагоприятную динамику переживания беременности и ценности ребенка. В этот период принимается решение об участии отца в родах.

Особенности проявления отцовства являются относительно устойчивыми, однако могут варьировать относительно каждого кон­кретного ребенка. Многое зависит от возраста мужчины в момент рождения ребенка, и зачастую от пола ребенка, особенно в семьях с патриархальными традициями.

Проблема принятия ребенка, восприятия его как продолжения себя, особенно в период беременности, подготовляющий последую­щие отношения с ребенком, и в первый год жизни ребенка, актуальна для мужчин в силу гораздо меньшей, чем у женщин, выраженности «гештальта младенчества», который запускает эмоциональные, смыс­ловые и другие реакции, облегчающие формирование привязанности матери во время первичного взаимодействия с ребенком. И именно этим осложнена любая психологическая работа с отцом и ребенком.

Таким образом, в рамках работы с отцовством, по мнению Во-пег1у, сложность составления программ психологического сопро­вождения семьи, с одной стороны, обусловлена тем, что широкое распространение таких программ невозможно без соответствующих политических программ по улучшению демографической ситуации, а с другой — основной акцент в этих программах должен быть поставлен на то, чтобы отражать множественные области отцовства, различные бытовые и брачные обстоятельства отцов, и множество личных отно­шений и экологических факторов, которые влияют на то, каким отцом является мужчина. Такая программа должна:

• вовлекать матерей, особенно для не состоящих в браке отцов;

• пропагандировать совместное родительство внутри и вне брака;

• обратить внимание на критические периоды в семейной жизни,
например, на рождение ребенка и развод родителей;

• обеспечить возможность отцов учиться у других отцов;

• пропагандировать жизнеспособность браков, построенных на совместной заботе, преданности и взаимодействии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...