Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние отцовства на оптимизацию развития личности




Большинство ученых, таких, как И.О. Кон, В.В. Бочаров, S.Barth, W.E. Fthenakis, подчеркивают, что именно рождение ребенка и взаи­моотношения с ним дают мужчине шанс социализироваться самому, шанс саморазвития. Недаром в древних культурах мужчина до рождения своего первого ребенка считался отроком (Кон И.С., 1988). Отцовство как совокупность социальных и индивидуальных характеристик лич­ности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано и с объективными характеристиками личности, такими, как потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности — ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с образом Я (реальным, идеальным, социальным), Я-концепцией лич­ности и самооценкой. Для мужчины — это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их самоконтроля. Осознание себя отцом приводит к осознанию необходимости жить «правильно», т.е. выполнять определенные социальные нормы, предписываемые взрослому человеку. Подрастающий ребенок становится продолже­нием мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, в собственной значимости и нужности.

Многое зависит от того, насколько данная роль принята мужчи­ной. Речь идет даже не столько об операциональном аспекте реализа­ции роли, сколько о личностном принятии, интернализации роли отца конкретным мужчиной.

Например, считается, что мужчины испытывают дискомфорт при прикосновении к младенцам, существует даже миф о брезгливо­сти мужчин к маленьким детям (Кон И.С., 1988), однако, по мнению И.С. Кона, причинами этого могут быть вовсе не очевидные факторы. Женщины очень часто отстраняют отцов от заботы за ребенком или воспринимают отца как заместителя матери, хотя, по сути, они выпол­няют различные функции. Мужчины, кроме того, стесняются прояв­лять нежные чувства по отношению к ребенку, стесняются жен и своей «неуклюжести» в общении с ребенком. Материнская функция призна­ется обществом почти священной и довольно хорошо регламентиро­вана. Проявление материнских чувств является нормой. Мужчины же скупы на проявление эмоций вообще, в том числе и чувств к ребенку. Гораздо большая проблема состоит в том, что, ребенок вызывает эмоциональный отклик у отца далеко не всегда. Мужчине гораздо сложнее, чем женщине, воспринимать ребенка как продолжение себя. Женщина готовится к общению с ребенком задолго до его рождения и в процессе родов. В период беременности у женщины появляется новый сенсорный опыт, начинается процесс духовного принятия ре­бенка.

Мужчина отлучен от этого общения, поэтому чувство отцовства, эмоциональный отклик, восприятие ребенка затруднены (Кон И.С., 1988). Женщина в период беременности изменяется, она может при­бегать к защитной регрессии, в терминологии психоанализа, предпола­гающей детские эмоциональные реакции в столкновении с взрослыми проблемами, в то время как будущие отцы склонны рационализи­ровать и схематизировать угрожающие переживания. По мнению Е.В. Чумаковой (цит. по: Поливанова К.Н., 2000), такая разница связана с традиционными представлениями о мужественности, кото­рые внушаются мальчикам: не приветствуя фиксацию на чувствах и переживаниях, они содержат установки на хладнокровное избавление от них (подавление, вытеснение). Это приводит к подавлению прояв­лений чувств мужчинами.

Кроме того, важнейшим фактором отношения к ребенку являют­ся отношения с собственным отцом, перенятие паттернов его пове­дения, стереотипа мужественности, что также не всегда способствует проявлению чувств мужчинами.

Некоторые исследователи (Евсеенкова Ю.В., 2003; Суханова К.Н., 2003) выделяют следующие этапы принятия родительской роли: 1) стереотипное представление о родительстве, 2) переосмысление стереотипов в течение беременности, 3) собственно формирование роли после рождения ребенка. В нашем исследовании нас интересо­вала специфика влияния третьего этапа на оптимизацию развития личности.

В исследовании П. Поповой (Попова П., 1989) были выделены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной: уважение и привя­занность к отцу со стороны матери (только в такой обстановке, считает П. Попова, мужчина может проявить себя как отец и воспитатель); осо­бенности родительской семьи мужчины и его отношений с отцом; не­маловажным фактором является возраст мужчины: не слишком рано, когда существует опасность легкомысленного отношения к отцовству и страха перед ответственностью и потерей свободы, и не слишком поздно, когда ответственность за судьбу детей может испугать, т.е. личностная зрелость, что делает целесообразным изучение отцовства именно как феномена периода взрослости. Кроме того, П. Попова выделяет в качестве важнейших факторов участие отца в общении с ре­бенком до рождения и в период младенчества; участие отца в родах, т.к. беременность жены - это первая проба реальной готовности мужчины к появлению ребенка, который на долгие годы становится главной точкой отсчета семьи и требует внимания, сил и энергии.

Таким образом, принятие роли отца играет важнейшую роль в выполнении этой роли, однако, несмотря на то, что осознание себя отцом происходит преимущественно после рождения ребенка, различ­ные аспекты принятия ребенка и себя как отца начинают складываться задолго до непосредственного взаимодействия с ребенком.

Исследования немецких ученых (Barth S., 2000; 1988) показали, что отцовство, когда оно интернализовано, влияет на собственную полоролевую идентификацию мужчины, его удовлет­воренность жизнью, а также на мировоззрение мужчины. Вовлечен­ные в воспитание своих детей мужчины показывали менее ригидное понимание мужской роли и стереотипа мужественности, они рас­сматривали отцовство, как важнейший фактор своей мужской роли, таким образом идентифицируя себя с собственным отцом. Кроме того, Barth S. (Barth S., 2000) выявил, что мужчины, принимающие значи­тельное участие в воспитании своих детей, обнаруживали большую удовлетворенность жизнью и самим собой, по сравнению с контроль­ной группой. Они имели более высокую самооценку и были более уверены в себе. Была обнаружена взаимосвязь между самоуважением и принятием отцовской заботы о детях на себя. Интересные резуль­таты дало исследование в Австралии (Мид М., 1988): оказалось, что отцовство влияет также и на изменение мировоззрения и убеждений личности. Меняется представление о ценности человеческой жизни: очень важным становится благополучие ребенка, его нормальное раз­витие. Именно такие мужчины проводят с ребенком много времени, не считая его потерянным бесцельно. Ученые связывают даже продук­тивность на работе с удовлетворенностью семейной жизнью, и многие компании начинают это понимать. Так, в 1995 г. компанией «Du Pont» были сделаны следующие выводы: развитие социальных программ компании повышает результативность работы (Canitz H.-L.v., 1982).

Таким образом, принятие роли оказывает влияние на операцио­нальный аспект ее выполнения и влияет на личностные изменения мужчины (Doherty W.J., Boss P.G., LaRossa R.., Schumm W.R., Steinmetz S.K., 1993). Появление ребенка естественным образом оказы­вает влияние на восприятие других, мотивацию, цели, ценностные ориентации и установки человека, однако многие исследования (Fthenakis W.E., 1985; Lenzen D., 1991) говорят о том, что именно принятие данной роли способствует успешной реализации себя в ней. Так как, по мнению И.С. Кона, социальная роль связывает деятельность лич­ности и ее самосознание с функционированием социальной системы, причем отправной точкой является не индивид, а социум (Кон И.С., 1988). Функции самосознания Л.С. Выготский (Выготский Л.С., 1984) назвал «третичными» функциями, имея в виду, что они производны как от непосредственного социального общения личности, так и от ее уже интернализованных и в этом смысле «вторичных» психических функций. Кроме того, при неблагоприятном развитии событий возможен ролевой конфликт, когда представления о ролях, выполняемы одним человеком, разнятся. Например, П. Попова (Попова П., 1988) полагает, что многие проблемы мужчин, бегущих от отцовства, связаны, прежде всего, с ролевым конфликтом. Она условно выделяв два типа таких мужчин: для первых роль отца несовместима с профессиональным ростом, свободой и ролью «свободного» мужчины, для вторых — сложности взаимоотношений с собственными родителями и связанная с этим безответственность являются препятствие для выполнения отцовской роли. Однако такие ролевые конфликты должны активизировать работу самосознания, побуждая личность иерархизировать различные аспекты своей жизнедеятельности, что происходит не всегда, но чаще всего, когда человек достигает зрелости.

И. С. Кон утверждает, что понятием «социальная роль» обознача­ется та сторона деятельности, которая является интернализованной ролью. При этом внимание должно концентрироваться на том, как сам человек воспринимает, оценивает и осознает ту или иную свою функцию, какое место она занимает в его образе Я, какой личностный смысл он в нее вкладывает. Интернализованная роль — это компонент самосознания, отношение к тому или иному аспекту жизнедеятель­ности. Таким образом, успешное функционирование в роли отца не­возможно без ее интернализации, которая в свою очередь «встраивает» отцовство в самосознание личности, ее Я-концепцию и образы Я. Аспект отношения связан с оценкой своего ребенка, самооценкой себя как мужчины, себя как отца и своего выполнения социальных ролей, что формирует определенный образ Я. Так формируются «Я реальное» и «Я социальное», через сравнение собственного поведения с требова­ниями общества. «Я идеальное» формируется также под воздействием общества, воспитания и представлений о том, как следует поступать в различных ситуациях. Соотношения компонентов образа Я, их взаи­модействие определяет осознание себя как отца и может изменяться в процессе жизни (Кон И.С., 1978).

Итак, по-видимому, неправомерно определять отцовство через понятие «роль» или «инстинкт», «чувство» по аналогии с материнским инстинктом, как это делается, например, в работах ГГ. Филипповой (Филиппова ГГ., 2000), которая выделяет для материнской сферы три блока: потребностно-эмоциональный, ценностно-смысловой и операциональный, т.к., во-первых, достаточно четкого определения материнского инстинкта и его структуры до сих пор не существует, а, во-вторых, данные понятия не исчерпывают всей многогранности и сложности понятия «отцовство», включающего в себя и социально-культурные аспекты, такие, как, например, исторически сложившиеся стереотипы поведения, социально-личностные характеристики, опи­сываемые понятиями «роль», «статус», требования общества, влияю­щего на личностные изменения мужчины, его субъективные личност­ные характеристики, такие, как самооценка, образ Я, самосознание.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...