Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика теста чернильных пятен Г.Роршаха.




Тест Роршаха (РТ) (RorschachTest)– проективная методика исследования личности. Создана Г. Роршахомв 1921 г. Тест Роршаха по своей популярности в психодиагностических исследованиях личности занимает ведущее место среди других проективных методик.

Стимульный материал теста Роршаха состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (так называемые «пятна» Роршаха).

Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время ответа, положение, в котором рассматривается изображение, любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточнение деталей изображения, по которым возникли ассоциации). Иногда применяется процедура «определения пределов», сущность которой состоит в прямом «призыве» обследуемого к определенным реакциям-ответам.

Каждый ответ формализуется с помощью системы символов по следующим пяти счетным категориям:

1) локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);

2) детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.);

3) уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);

4) содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.);

5) оригинальность – популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30 % обследуемых).

Эти категории имеют детально разработанные классификации и интерпретативные характеристики. Изучаются «суммарные оценки», т. е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.

Основным теоретическим предположением Г. Роршаха является то, что активность индивидуума определяется как внутренними, так и внешними побуждениями. Сообразно такому пониманию причин активности (в которой личность выражается тем отчетливее, чем менее стереотипны вызывающие ее стимулы) автор теста Роршаха вводит понятия интроверсиии экстратенсии,соответствующие совокупности определенных черт, связанных с преобладающим видом активности.

Тест рисуночной фрустрации С.Розенцвейга. (см. 8 вопрос)

Векторные шкалы CPI и их интерпретация.

В новом варианте опросника CPI-462 используются структурные шкалы, по их комбинациям выделяется четыре личностных типа:

Альфа - активные личности, ориентированные на межличностное взаимодействие, продуктивные, сосредоточенные на жизненных целях.

 Бета -придерживающиеся внешне заданных норм и ценностей.

Гамма - личности, сосредоточенные на межличностном взаимодействии.

Дельта – интернально ориентированные личности, склонные к уединению и независимости от окружающих.

Для каждого типа личности определены уровни интеграции и самореализации. Эти уровни оцениваются по шкале от 1 до 7. Уровни с 1-го по 3-ий характеризуют низкий уровень реализации и интеграции какого-то типа личности. Уровень 4 свидетельствует о средней степени интеграции и реализации. Уровни от 5-го до 7-го определяют высшую степень интеграции и реализации данного типа личности.

Так, личности типа "Альфа" при высшем уровне развития могут быть харизматическими лидерами или творческими исполнителями. При минимальном уровне они становятся эгоцентристами, манипуляторами, стремящимися к достижению только собственных целей.

Личности типа "Бета" при оптимальном развитии становятся "тихими" вдохновителями, мудрецами, "мозговыми центрами". При минимальном уровне самореализации они сверхконформны, ригидны, неотзывчивы.

"Гаммы", достигшие высшего уровня развития, могут быть источниками новых идей, творческими лидерами. При минимальном уровне развития своего типа личности они становятся бунтарями, эгоистически направленными неординарными личностями и раскольниками.

Личности типа "Дельта" на высшем уровне развития обладают хорошим воображением, артистизмом, творческими способностями, которые могут быть не замечены другими. На минимальном уровне развития они производят впечатление, уязвимых, саморазрушающихся личностей, склонных к декомпенсации.

В целом, анализ результатов CPI является довольно многоплановым. Они дают сведения не только, к примеру, о том, обладает ли человек лидерскими качествами, но и о специфике его лидерства, о его сильных и слабых сторонах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...