Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика Тематичекого апперцептивного теста.




Тематический апперцептивный тест (ТАТ) предложен Н. A. Murrey и С. Morgan (1935) и состоит из 29 картин с определенными изображениями (рис. 12) и одной белой карты, которую предъявляют обследуемому для того, чтобы он вообразил на ней любую картину. Всего обследуемому, в зависимости от пола и возраста, при проведении исследования предлагается, как правило, 20 картин в 2 сеанса. Однако допускаются и отступления от этих правил, поскольку существуют различные модификации исследования. Задача обследуемого - по каждой из предъявляемых картин составить небольшой связный рассказ (из расчета в среднем 5 мин на картину). Проводя исследование по ТАТ, обычно предупреждают, что речь идет об исследовании воображения или же об особенностях литературного творчества. В действительности же главное, на что обращается внимание в рассказах обследуемого, - о ком и о чем он будет говорить, какие ситуации создаст, как разрешит в содержании рассказов конфликты и в случае их наличия выявится ли в рассказах определенная типическая, многократно повторяемая ситуация. В процессе исследования в зависимости от целей обследуемому могут быть заданы вопросы типа: <О чем сейчас думает этот человек?>, <Какова его профессия?> и т. п. В целом, как правило, в задачу обследуемого включается условие, требующее осветить в рассказе три основных момента: что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящий момент, чем эта ситуация закончится? Рассказы обследуемого записываются дословно, с фиксацией пауз, интонаций и других выразительных движений. Обычно прибегают к стенограмме или скрытому магнитофону, иногда обследуемый сам записывает свой рассказ. Прежде чем приступать к интерпретации совокупности рассказов, экспериментатор должен располагать всеми возможными сведениями об обследуемом (семейное положение, профессия, возраст и т. д. ), В случае, если обследуемый психически больной, необходимо тщательное изучение анамнеза, истории болезни. По мнению одного из авторов этого метода, известного американского психолога Н. A. Murrey, диагностическая ценность ТАТ основывается на признании существования в человеческой психике двух ярко проявляющихся тенденций. Первая из них выражается в стремлении каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается человек, истолковывать в соответствии со своим прошлым опытом и личными потребностями. Вторая тенденция состоит в том, что во всяком литературном творчестве автор опирается на собственные переживания и сознательно или бессознательно изображает собственные потребности, чувства в личностях и характерах выдуманных героев.

Таким образом, согласно гипотезе Н, A. Murrey, обследуемый будет говорить в созданных рассказах о себе или наделять выдуманных лиц своими знаниями, приписывать им свои чувства и переживания.

Анализ полученных с применением ТАТ данных строится следующим образом: первым этапом является выделение <героя>, с которым испытуемый идентифицирует себя (если это вообще имеет место). Для решения этого вопроса автор метода предлагает ряд критериев (половой признак, статус, роль и др. ). Первейшая задача исследователя - детальное рассмотрение того, что чувствует, думает или делает <герой>, установление того, что является в некотором роде уникальным. Каждое проявление переменной оценивается по 5 - балльной шкале. Дальнейший этап - изучение <давлений> среды, сила каждого из них также подвергается количественной оценке. Далее идет сравнительная оценка сил, исходящих от <героя>, и сил, исходящих от среды. В руководстве к ТАТ (Н. A. Murrey, 1943) интересы и чувства рассматриваются отдельно. - Особое значение имеют позитивная и негативная оценки действующих в рассказе лиц. Автор считает, что заключения, полученные на основе анализа рассказов ТАТ, должны рассматриваться как рабочие гипотезы, которые необходимо проверять другими методами, а не как доказанные факты. Учитывается и недостаточно высокая надежность этого метода исследования личности, ибо рассказы ТАТ отражают как мимолетные настроения обследуемого в данный момент, так и настоящую жизненную ситуацию. Умелое использование биографических и других данных, имеющихся у психолога, позволяет предполагать возможность тех или иных личностных тенденций.

Оценка ситуативной и личностной тревожности по Ч.Спилбергеру-Ю.Ханину.

Область применения

Опросник предназначен для выявления уровня личностной тревожностикак предрасположенности человека к тревоге.

Возрастной диапазон применимости: Опросник предназначен для людей старше 16 лет.

Описание

Данный опросник был разработан Ч.Д.Спилбергером и его коллегами длядиагностики тревожности как относительно устойчивой черты личности(склонности к тревоге). Он включает в себя 20 коротких описательных утверждений о различных психических состояниях. Испытуемому предлагается оценить по 4-бальной шкале частоту проявления таких состояний в егожизни.

Опросник позволяет измерить тревожность как личностное свойство, вомногом обусловливающее поведение. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Опросник Спилбергера-Ханина широко используется специалистами, работающими с диагностикой личностных черт и качеств человека, в частности, психологами-консультантами различных реабилитационных, коррекционных центров, практикующими психологами, работающими с развитием исовершенствованием личности, решением определенных внутриличностныхпроблем. Опросник применяется в школьной психодиагностике, в управлении персоналом, психологической реабилитации, социальной работе, медицинской психологии.

Количество вопросов: 20 пунктов – утверждения для оценки с вариантами ответа «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда».

Время прохождения теста: 7 - 10 минут

Описание шкал

Уровень личностной тревожности. Определяет уровень предрасположенности человека к тревоге. Личности, относимые к категории высокотревожных (высокие значения по шкале), склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазонеситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Для низкотревожных людей (низкие значения по шкале), напротив, характерно спокойствие, безмятежность и некоторая вялость по отношению кпроисходящим событиям, им требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иныхзадач.

Интерпретация результатов

Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов.При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующиеоценки тревожности: до 30 баллов - низкая; 31 - 44 балла - умеренная; 45 и более - высокая.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...