Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фолк-шкалы CPI: их группировка и интерпретация.




folk —понятия о личности закреплённые в обыденном языке, которыми повсеместно пользуются люди в их повседневной жизни для понимания своего собственного поведения и поведения окружающих. Примероммогут служить шкалы CPI доминирования Do, ответственности Re, толерантности To и гибкости Fx. Частью исследовательской программы CPI является демонстрация транскультурной пригодности таких шкал для понимания и прогнозирования поведения людей.

Обработка опирается на нормы, разработанные для испытуемых от 13 лет и старше. Результатом первичной обработки является построение оценок профильных по 18 шкалам опросника. Для удобства интерпретации шкалы опросника объединены X. Гоухом в 4 группы: уверенность в себе, социализация, шкалы достижения, интеллектуальные интересы.

 В ходе тестирования опросником испытуемые дают ответы на отдельном бланке, делая выбор между двумя вариантами ответов – «верно» или «неверно» в зависимости от того, согласны или не согласны они с каждым из утверждений. Выбранные ответы помечаются значком «?» или «a», проставляемом в клеточках, обозначенных буквами «В» верно и «Н» неверно.

Подсчёт результатов осуществляется наложением на бланк с ответами специальных ключей, выполненных на прозрачных пластиковых листах, либо с помощью компьютера посредством сканирования бланка, имеющего для этого специальную разметку. Получаемые «сырые» первичные показатели по шкалам переносятся на профильный бланк, дающий возможность перевести их в стандартные Т-баллы. Эти стандартные показатели основаны на нормах, полученных при обследовании 3000 испытуемых мужского пола и 3000 – женского. Соответственно, для каждого пола предназначен свой профильный бланк. Обработка и интерпретация данных опросника проводятся в несколько этапов. Эти этапы автор CPI охарактеризовал как движение от общего к частному и затем – единичному. В результате этого движения психолог выстраивает заключение о личностных особенностях конкретного индивида применительно к требованиям той профессии роду деятельности, которую избрал для себя данный человек.

Обработка результатов: а при бланковом варианте тестирования осуществляется либо с помощью наложения специально изготовленных на прозрачном носителе шаблонов «ключей» на бланк с ответами и подсчёта количества утверждений, отмеченных испытуемым, и совпадающих с ключом по каждой шкале; б при автоматизированной обработке данных, введённых с бланка в соответствующий лист рабочей книги пакета прикладных программ MS EXCEL, «протягиванием» с помощью «мыши» колонки формул в горизонтальном направлении. В обоих случаях психолог получает т.н. «сырые» значения по шкалам, на основании которых, имея стандартный профильный бланк, может быть построен профиль CPI и произведена типо-уровневая оценка личности.

Полученные «сырые» значения подлежат переводу в стандартизованные показатели – Т-баллы.

Тест «Дом, дерево, человек».

Тест «Дом - дерево – человек» относится к проективным методикам. Предложен Дж. Буком еще в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Суть методики.Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека в одном рисунке. Они знакомы каждому и поэтому удобны как объекты для рисования. По мнению Дж. Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, о ее потребностях, об уровне психосексуального развития, тревожности, самооценки и многом другом. Автор также демонтрирует возможность теста определяять уровень интелектуального развития (коэффициент корреляции ранговой с тестами интелекта = 0,41-0,75)

В упрощенной форме дерево символизирует жизненную энергию, стремление к жизни, дом - безопасность, успех, а человек - проявление собственного «Я». Определенное значение имеет и то, в какой последовательности выполняется рисунок. Если первым нарисовано дерево, это значит, что для человека основным является жизненная энергия. Если же первым нарисован дом, то на первое место ставится безопасность, успех дела. В том случае, если сперва рисуется человек, то на первый план выдвигаются проблемы собственного «Я» испытуемого.

Для выполнения теста «Дом – Дерево – Человек» (ДДЧ) ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «Дом», на второй «Дерево», на третьей – «Человек», на четвертой – имя и фамилия ребенка, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.

Инструкция. «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека».

 

После завершения рисунка с испытуемым проводится беседа, уточняются отдельные детали, выясняются некоторые вопросы.

- О чем говорит воспроизведенная здесь ситуация?

- Что происходит на рисунке?

- Есть ли взаимодействие между человеком, деревом и домом?

- Если такое взаимодействие есть, положительно ли оно?

- С чем ассоциируется для вас дом, дерево, человек?

- Что они могут для вас символизировать?

Такая беседа с испытуемым, дополняющая последующий анализ рисунка, позволяет более точно интерпретировать результаты теста «Дом - дерево – человек».

Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Интерпретировать значение деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным.

Пропорции рисунка отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорции могут рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой.

Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...