Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика исследования особенностей мышления (тест Р.Амтхауэра).




 

Опросник 16-ти личностных факторов Р. Кеттелла.

Область применения

Тест предназначен для исследования личностных особенностей и выявления нарушений формирования личности во взрослом возрасте.Возрастной диапазон применимости

Опросник предназначен для людей старше 16 лет.

Описание

Методика представляет собой русскоязычную версию стандартного личностного опросника Кеттелла (форма А, 187 вопросов). Включает 16 факторов, представляющих собой относительно устойчивые черты личности.Данные, полученные с помощью опросника, позволяют комплексно исследовать личность испытуемого, выявить доминирующие (акцентуированные)черты в его личностном профиле, судить о наличии и характере дисгармонии в личности испытуемого. Факторы принято объединять в блоки, анализрезультатов по каждому из блоков позволяет судить об интеллектуальных,эмоционально-волевых особенностях, о коммуникативных особенностях и особенностях межличностного взаимодействия.Наличие так называемых шкал «второго порядка» позволяет формироватьпрогнозы относительно патологических характеристик поведения испытуемого.

Опросник является надежным и зарекомендовавшим себя психодиагностическим инструментом, оптимальным образом сочетая в себе глубину исследования личности и временные затраты на процедуру тестирования. Оншироко применяется в психологическом консультировании, в профдиагностике и профотоборе.

Баллы в тесте считаются по определенному ключу, который раскладываетих по всем 16 шкалам. После того, как подсчитана сумма баллов по каждойшкале, она умножается на специальный коэффициент (для каждой шкалыон разный). Таким образом, сырые баллы (первичные значения шкалы) переводятся в стэны, которые отражают соотношение между шкалами в профиле личности и позволяют соотносить результаты с данными других личностных опросников.

Количество вопросов: 187 пунктов – вопросы с вариантами ответа, из которых испытуемому необходимо выбрать один.

Время прохождения теста: 25 - 30 минут.

Описание шкал

Фактор А - холодность-доброжелательность. Высокие оценки свидетельствуют об открытом, общительном дружественном поведении, низкие – обобособленности, холодности и отчужденности.

Фактор В - степень развития интеллекта. Высокая оценка отражает хороший уровень развития вербального интеллекта, легкость усвоения новыхзнаний. Ребенок с низкой оценкой примитивно подходит к решению своихпроблем. У таких детей часто отмечается невнимательность, утомляемость.По этому фактору прослеживаются четкие различия между успевающими инеуспевающими школьниками.

Фактор С - эмоциональная неустойчивость-стабильность. Высокие оценкисвидетельствуют о спокойности, уравновешенности, разумности поведения.Низкие - о капризности, непостоянстве, уклонении от трудностей, переменчивости в отношениях и интересах.

Фактор D - уравновешенность-возбудимость. Шкала выявляет тенденциюотвечать беспокойством, возбуждением, чрезмерно реагировать на внешнеераздражение. Школьники, получившие высокие оценки по этой шкале, легко обижаются на замечания и бурно реагируют на малейшие неудачи. Низкие оценки характеризуют эмоциональную безмятежность и спокойствие.

Фактор Е - покорность-независимость. Школьник, получивший высокийбалл по этой шкале, активен, деятелен, настойчив и упрям. При низкойоценке - более послушен, уступчив.

Фактор F - озабоченность-беспечность. Высокая оценка по шкале характеризует оптимизм, живость, самоуверенность, низкая - рассудительность,осторожность и предупредительность.

Фактор G - низкая-высокая добросовестность. Шкала измеряет, в какойстепени школьник включен в систему ценностей, характерную для взрослых. В период детства, оценка по этой шкале очень зависит от школьногоокружения. Низкие оценки, полученные по данной шкале, указывают нанедобросовестность, безответственность школьника, на пренебрежение имсвоими обязанностями.

Фактор Н - робость-смелость. Шкала измеряет степень общительности ребенка, также как и фактор А. Но, если школьник с высокой оценкой пофактору А общителен потому, что любит находиться среди людей, тошкольник с высокой оценкой по фактору Н общителен потому, что легко исмело взаимодействует с людьми. Ребенок с низкой оценкой по шкале Ниспытывает чувство неловкости и неуверенности, избегает общения, скопления людей.

Фактор I - твердость-мягкосердечность. Высокие оценки по шкале свидетельствуют об утонченности, романтичности, богатом воображении, а такжеоб эмоциональной чувствительности; низкие - о твердости, суровости и мужественности, практичности в делах.

Фактор О - самоуверенность-подавленность. Ребенок, имеющий по данномуфактору высокую оценку, полон предчувствия неудач, легко выводится издушевного равновесия, часто имеет плохое настроение, в то же время ребенок с низкой оценкой спокоен, редко расстраивается. Этот фактор болеевсего коррелирует с проявлением психических нарушений. Высокие оценкипо шкале могут являться следствием невроза, депрессии или психической травмы.

Фактор Q3 - низкий самоконтроль-высокий самоконтроль. Высокие показатели по данному фактору могут быть расценены как хорошая социальнаяприспособляемость, успешное овладение нормами окружающей жизни.Низкие значения свидетельствуют о неумении контролировать свое поведение в соответствии с социальными нормативами, характеризуют плохуюорганизованность ребенка в учебных и других мероприятиях.

Фактор Q4 - расслабленность-напряженность. Высокая оценка по шкалесвидетельствует о возбуждении, суетливости, немотивированном беспокойстве, фрустрированности; низкая - о спокойствии, расслабленности, полнойсамоудовлетворенности.

Интерпретация результатов

По каждой шкале (фактору личности) испытуемый может получить от 1 до10 стэнов (кроме шкалы MD).Фактор личности, представленный значениями от 4 до 7 стэнов, не рассматривается как выраженный. Обращать внимание следует на полярныезначения стэнов (меньше 4 и больше 7) – они отражают противоположныекачества, которые включает в себя фактор. Так, например, 9 стэнов, полученные по шкале «покорность-независимость», будут означать ярко выраженную (акцентуированную) черту «независимость» в личности ребенка.Если же по этой шкале получено 2 стэна, то доминирует в личности противоположная ему черта – покорность. Степень развития интеллекта (факторВ) оценивается по количеству стэнов – чем их больше, тем выше степень развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...