Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тест «Несуществующее животное» (М. Друкаревич).




«Несуществующее животное» –проективная методика исследования личности; предложена М. 3. Друкаревич.

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других – одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест «несуществующее животное» направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Показана удовлетворительная конвергентная валид-ность методики путем установления связи между результатами, полученными с ее помощью, и данными других личностных методик на материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД.

Калифорнийский психологический опросник (CPI).

Калифорнийский психологический опросник (CaliforniaPsychologicalInventory – CPI) является на сегодняшний день, по оценкам специалистов, одним из лучших личностных тестов. Он часто применяется в работе с персоналом, так как по его показателям можно достаточно хорошо предсказывать успешность овладения сотрудниками теми или иными профессиональными навыками.

Хотя опросник CPI и разрабатывался на основе MMPI (почти половина шкал CPI была взята из него), но он изначально создавался как инструмент для диагностики психологически нормальных личностей. Он предназначен для работы со взрослыми людьми и подростками от 13 лет. Все отмечают его грамотную методическую основу. Также проходит постоянное изучение результатов, полученных с его помощью, и совершенствование опросника на основе полученных данных.

Цель использования опросника: определить индивидуальные особенности личностных характеристик с точки зрения социального поведения, то есть особенностей, необходимых любому человеку для успешной жизни в обществе.

Автор теста CPI – Г. Гаух (H. G. Gough). В распоряжении отечественных специалистов по психодиагностике имеется вариант опросника, переведенный с английского языка Н. Графининой (ИП РАН). Также существует компьютерный вариант теста, который очень удобен при проведении обследования с точки зрения обработки результатов.

Коэффициенты надежности шкал CPI высоки, по этому показателю опросник заметно превосходит другие личностные тесты. То же можно сказать и о его валидности.

В опроснике 480 заданий. Тестируемый субъект должен ответить на каждый из них либо "верно",либо "неверно". Ошибки – вопросы, на которые приведены оба ответа, оцениваются отдельно. Если таких ответов более 30, то тест считается невалидным. В этом случае, как показывают исследования, испытуемый, возможно, амбивалентен, импульсивен или слишком добросовестен.

 

Среднее время выполнения теста – 45–60 минут. По времени, которое потребовалось конкретному тестируемому на выполнение заданий, можно судить о некоторых его личностных особенностях. Так, если у него ушло на ответы время, гораздо меньше среднего, появляются основания заподозрить его в небрежности и невнимательности. Если же на заполнение теста у него ушло больше 1 часа, возможно, он обладает интеллектом ниже среднего уровня, плохо владеет навыками чтения на том языке, на котором ему предъявлялся тест, страдает от депрессии или склонен к излишней детализации.

В тесте CaliforniaPsychologicalInventory имеется три шкалы валидности. Первая называется "чувство благополучия" (Wb). Она основана на ответах людей, которых просили представить себя плохими. Вторая – "благоприятное впечатление" (Gi) – базируется на ответах испытуемых, представивших себя хорошими. Третья шкала – "обычность" (Cm). В ее основе лежат наиболее популярные ответы.

Эти шкалы служат для проверки достоверности результатов. Так, если по шкале "чувство благополучия" получено ниже 20 "сырых" баллов, результаты всего испытания считаются невалидными. Очевидно, тестируемый либо обладает заниженной самооценкой, либо он заведомо старался показать низкие результаты.

Оценка выше 30 "сырых" баллов по шкале "хорошего впечатления" также делает результаты недостоверными. В этом случае человек явно старался произвести более благоприятное впечатление, чем есть на самом деле.

"Сырые" баллы ниже 27 по шкале "обычности" свидетельствуют либо о замкнутости тестируемого и его сознательном искажении результатов, либо о случайном характере ответов. В этом случае результаты также считаются невалидными.

В целом, по результатам теста выявляется 20 показателей (характеристик), которые разбиты на 4 категории.

В первую категорию входят вопросы, ответы на которые свидетельствуют о степени уравновешенности, уверенности в себе, авторитетности (убедительность, общительность, способность занять высокое общественное положение, влияние в обществе, принятие самого себя, чувство благополучия, способность вести себя независимо).

Вторая категория включает задания, выявляющие такие качества, как приспособляемость, зрелость, социальная ответственность (чувство ответственности, умение контролировать себя, социальная зрелость, терпимость, способность производить хорошее впечатление, тактичность, поиск внимания).

С помощью вопросов третьей категории определяется интеллектуальность и способность к реализации (самореализация посредством приспособления к условиям или посредством независимости, интеллект).

Задания четвертой категории предназначены для выявления типа мышления и интересов (интуиция, сочувствие, степень уступчивости, мужские и женские составляющие интересов и поведенческих стереотипов).

0 по шкале "способность к статусу" является желательной.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 477.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...