Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Личностные опросники Г.Айзенка.
Личностные опросники Айзенка– серия личностных опросников. Предназначены для диагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии и психотизма. Разработаны Г. Айзенкомс сотрудниками. Личностные опросники Айзенка являются реализацией типологического подхода к изучению личности. Описание личностных измерений. Нейротизм(или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности. Понятие «экстраверсии» и «интроверсии» – комплексы коррелирующих между собой черт. Характеристика типичного экстраверта: общительность, широкий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый, интроспективный человек, отдален от всех, кроме близких людей. Он планирует действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем. По Г. Айзенку высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии. Психотизм, как и нейротизм, континуален (норма – психотизм). В случае высоких показателей по этой шкале можно говорить о предрасположенности к психическим отклонениям. Психотическая личность (не патологическая) характеризуется Г. Айзенком как эгоцентрическая, эгоистическая, бесстрастная, неконтактная. Большое внимание Г. Айзенк в своих исследованиях уделяет сбору экспериментальных данных, подтверждающих универсальность предложенных им измерений личности. Для этого он привлекает факторный анализ результатов многочисленных и разнородных тестов (методик), с помощью которых обследуются критериальные группы. Первоначально на основе комплекса признаков, дифференцирующих здоровых и больных неврозом людей, был выделен фактор нейротизма, позднее – фактор экстра – интроверсии, под который Г. Айзенк в течение длительного времени стремился подвести физиологическую основу, используя ряд положений теории И. П. Павлова. В последние годы аналогичным путем обосновывается фактор психотизма. Например, одним из «доказывающих» экспериментов является обследование групп психотических больных, больных неврозами и здоровых лиц с помощью тестов на остроту зрения, способность опознания «зашумленных» объектов, кожно-гальванической реакции и т. п. Показано, что эти группы дифференцируются по двум факторам – нейротизму и психотизму. Личностный опросник Айзенка (подростковый вариант, модификация Т.В.Маталиной) Область применения Опросник предназначен для исследования характерологических особенностей у детей подросткового и юношеского возраста. Возрастной диапазон применимости: Опросник предназначен для детей 12 – 17 лет. Описание Опросник представляет собой модифицированный вариант личностного опросника Айзенка (EPI), предназначенный для диагностики личности подростков. В модификации помимо стандартных результатов – определенияуровня экстраверсии и нейротизма, предусмотрено выявление принадлежности подростка к одному из 32 типов личности. Каждый тип – это определенный набор характерологических особенностей, позволяющий изучить ипрогнозировать поведенческие и эмоциональные реакции подростка в тойили иной ситуации. К каждому типу личности автором модификации разработаны рекомендации по коррекции личности. Опросник применяется в работе с детьми подросткового и юношеского возраста – в образовательных учреждениях, реабилитационных, пенитенциарных учреждениях для подростков, в учреждениях, ведущих социальную работу с подростками. Опросник может использоваться: – при формировании коллективов школьных классов; – при знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь поступившими вкласс или группу подростками; – в деятельности работников службы занятности и отделов кадров приприеме работу подростков; – в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (вчастности, на профессии типа «человек - человек»); – в профподборе производственных групп в целях достижения оптимального делового и социального сотрудничества; – в спортивной практике при подборе команд; – в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах «ученик – учитель» и «ученик – класс». Количество вопросов: 60 пунктов – вопросы с вариантами ответа «да» и «нет». Время прохождения 10 - 15 минут Описание шкал Уровень экстраверсии. Позволяет говорить о направленности личности – насвой внутренний мир и переживания либо на внешнюю реальность и окружение. Типичный экстраверт (высокие значения по шкале) общителен,имеет широкий круг знакомств, импульсивен, оптимистичен, слабо контролирует свои эмоции и чувства. Типичный интроверт (низкие значения пошкале) - это спокойный, застенчивый, интроспективный человек, которыйотдален от всех, кроме близких людей. Он планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под контролем. Уровень нейротизма. Нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от «нормальной аффективной стабильности» доее выраженной лабильности. Нейротизм не тождественен неврозу, но у лицс высоким показателем по данной шкале в стрессовых ситуациях можетразвиться невроз. Нейротическая личность характеризуется неадекватносильными реакциями по отношению к вызывающим их раздражителям. Высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии к нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии. Шкала лжи. Представляет собой инструмент обеспечения независимостирезультатов методики от возможных попыток сознательного их искаженияиспытуемым. Высокие значения, полученные по шкале, позволяют считатьрезультаты методики недостоверными. Интерпретация результатов Показатель, превышающий 12 баллов (максимум 24 балла) свидетельствует об экстравертированности, ниже 12 баллов (минимум 12 баллов) - об интровертированности; показатель, превышающий 12 баллов по шкале нейротизма, отражает психоэмоциональную неустойчивость. Показатель пошкале «лжи», равный 4 - 5 баллам, является критическим, он свидетельствует о тенденции отвечающего давать только хорошие ответы, что влияетна достоверность оцениваемых показателей. 32 типа личности определяются на основе комбинаций различных значенийпо двум шкала – экстраверсии и нейротизма. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 344. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |