Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интерпретация признаков в тесте




При интерпретации«дома» обращают внимание на сам дом, например, вдали или в близи, дом старый или нет и т.п. Помимо этого на стены (отсутствие основы у стены или стены прозрачные, стена в одномерной перспективе), двери (отсутствуют, очень большие или очень маленькие, открытые, большой замок), дым (густой или тоненькой трубкой), окна (сильно открытые/закрытые, без стёкол), крыша (толстые/тонкие контуры), труба (отсутствую, спрятана).

Цвет, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна;

2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально.

Выбор цвета. Чем дольше, неувереннее, тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений. Цвет черный — застенчивость, пугливость. Цвет пурпурный — сильная потребность власти. Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.

Общий вид. Помещение рисунка на краю листа — главное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;

б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом;

в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Перспектива, размещение рисунка (в центре, выше/ниже центра, края слева/справа и т.п.).

«Человек».Голова (маленькая/большая) — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Шея (длинная тонкая, толстая короткая) — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак. Плечи, их размер — признак физической силы или потребности во власти. Туловище (маленькое/крупное) — мужественность. Также интерпретируется отдельно лицо, конечности, поза. Помимо этого фон, окружение (так оружие — агрессивность.)

Многоплановые критерии. Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта. Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнутая вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.

Контур, нажим, штриховка, расположение, длина штрихов, детали (как прорисованы, много/мало и т.п.)

Ориентация в задании. Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии неутерянного контакта с реальностью. Принятие задания с минимальным протестом— хорошее начало, за которым следуют усталость и прерывание рисования. Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность. Название рисунка — экстраверсия, потребность и поддержка.

«Дерево».Корни — коллектив, бессознательное.Ствол — импульсы, инстинкты, примитивныестадии.Ветви — пассивность или противостояние жизни.

Интерпретация рисунка дерева всегда содержит ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листву, плоды, пейзаж).

Корни могут быть меньше/больше/равны стволу, симметричны; расположение слева направо — увеличение направленности на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

Форма листвы может быть круглая крона — экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувство покинутости и разочарования. Опущенные ветви — потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти. Толстые ветви — хорошее различение действительности. Листья-петельки — предпочтительное использование своего обаяния.

Ствол. Ствол, изображенный линиями с нажимом, — решительность, активность, продуктивность. Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах. Линии ствола кривые — активность, заторможенная тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий. Ствол, ограниченный снизу, — ощущения несчастья; поиск поддержки. Ствол, расширяющийся книзу, — поиск надежного положения в своем кругу.

Манера изображения. Острая вершина: 1) защита от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; 2) желание действовать на других, атаковать или защищать, трудности в контактах; 3) желание компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; 4) поиск безопасного убежища изза чувства покинутости, для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) — детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.

Два дерева могут символизировать себя и другого близкого человека.

Пейзаж означает сентиментальность.

Переворачивание листа — независимость, признак интеллекта, рассудительность.

 

Пример:

По характеру зарисовки отдельных деталей можно судить о степени тревожности обследуемого. Дж. Буком выделены следующие детали рисунка, говорящие о повышенной степени тревожности испытуемых: облака, ограничение пространства, штриховка, линии с сильным нажимом, мертвое дерево, больной человек, подчеркнутые линии оснований (трава, пол), толстая линия фундамента, интенсивно затушеванные волосы у человека, перерисовка объекта, вместо одного - несколько деревьев, явное несоответствие качества одного из рисунков, подчеркнутая талия у человека, отсутствие трубы на крыше, отсутствие двери и окон дома, излишне закрытые окна, дверь без ручки, руки человека в оборонительной позиции и т. д.

О наличии у испытуемого чувства неполноценности, недоверия к себе, заниженной самооценки говорят следующие детали рисунка: слабые линии, дом расположен на краю листа, слабая линия ствола дерева, слишком маленькая дверь, прикрывание рисунка рукой, малый размер рисунка, у человека не нарисованы руки или ноги, непропорционально короткие руки и узкие плечи, большая крона веток дерева, сгнившее дерево.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...