Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интерпретация 5 личностных факторов в методике NEO-FFI.




Пятифакторный личностный опросник, более известный как "Большая пятёрка", разработан американскими психологами Р.Мак Крей и П.Коста в 1983-1985 гг.

В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI. Он базируется на пятифакторной модели личности, которая предполагает наличие 5-ти основных факторов, лежащих в основе структуры личности.

Несмотря на то, что опросник создавался как средство измерения "черт нормальной личности", авторы предполагают, что он окажется полезным в клинической и прикладных областях деятельности, а также при проведении научных исследований.

По мнению авторов выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности.

Опросник состоит из 60 пунктов, ответы на которые даются по 5-балльной шкале. Русскоязычный вариант методики прошел все основные этапы психометрической проверки, были рассчитаны ориентировочные нормы для всех шкал методики.

Опросник создавался в расчёте на честного и сотрудничающего испытуемого и не содержит шкал, предназначенных для проверки правдивости ответов. Поэтому, весьма важным яаляется правильное инструктирование испытуемого.

 

Шкалы методики

Нейротизм(эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от "нормальной эффективной стабильности" до выраженной эмоциональной лабильности.

Высокий показатель по этой шкале не является показателем невроза, однако у таких лиц в ситуациях неблагоприятных (стрессовых) может развиваться невроз. "Нейротическая личность" характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.

Нейротизм содержит в себе такие характеристики личности, как степень личностной интеграции, эмоциональной устойчивости, социабельности и воли.

Лица с высокими значениями по данному фактору отличаются эмоциональной лабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, гиперактивностью и медленным возвратом к исходному состоянию после эмоциональных переживаний.

Для них характерна изменчивость настроения, склонность к пессимизму, они часто жалуются на различные недомогания: головные боли, бессонницу, нарушение пищеварения и т.д. Кроме того, они характеризуются слабым характером, внушаемостью, необщительностью, неспособностью к волевым усилиям. Они с трудом адаптируются к новым условиям, стараются забыть, подавить неприятные для себя аффекты, а не активно преодолевать их. Темп мышления и действий несколько снижен, так же как и острота ощущения и восприятия.

Индивиды с низкой оценкой по шкале N ("эмоционально стабильные"), характеризуются настойчивостью и уверенностью перед лицом препятствий, силой воли, хорошим характером, нежностью, эмоциональной устойчивостью, социабельностью, инициативностью, устойчивой организацией личности.

Экстраверсия определяется как внешняя направленность ума на людей и предметы внешнего мира, интроверсия - это внутренняя направленность ума, предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности. Типичный экстраверт социален, коммуникабелен, общителен, нуждается в людях, имеет много друзей, не любит читать или изучать что-то самостоятельно. Стремится к ярким впечатлениям, риску, часто "высовывается", действует под влиянием момента, импульсивен, любит грубые шутки, находчив в разговоре, любит перемены, беззаботен, беспечен, оптимистичен, любит "смеяться и быть весёлым".

Экстраверт предпочитает действовать, склонен быть агрессивным и быстро теряет терпение, его чувства в целом не находятся под высоким контролем, и он не всегда надёжная личность.

Типичный интроверт относится к спокойному, застенчивому типу людей.

Он скромен, склонен к уединению, интроспекции, предпочитает книги общению с людьми, необщителен, сдержан, сохраня серьёзен, стремится к спокойной, упорядоченной жизни. контролирует свои эмоции, неагрессивен, несколько пессимистичен, придаёт большое значение моральным и этическим нормам.

Открытость опыту

Шкалы диагностирует уровень стремления к поиску и освоению нового опыта - идеям, знаниям, впечатлениям.

Выявляет людей, обладающих гибкостью ума, активным воображением, эстетическим чувством, независимых в своих суждениях, внимательных к чувствам других, принимающих и отстаивающих новые идеи и нетрадиционные ценности.

Уживчивость

Шкала отражает полярные межличностные тенденции от жалости и сострадания до антагонизма. Высокие значения по шкале характерны для людей, которым свойственны альтруизм, доверие и симпатия к людям, стремление помочь, готовность обратиться за помощью и вера в то, что другие помогут. Людям, получившим низкие значения по шкале свойственны соперничество, эгоцентризм, скептический настрой по отношению к людям.

Сознательность

Шкала измеряет степень упорства, организованности и последовательности в достижении целей. Для высоких значений характерны целеустремленность, чувство долга, скурпулёзность, пунктуальность, последовательность и надежность.

Тест С.Розенцвейга.

Тест рисуночной фрустрации С.Розенцвейга – проективная методика исследования личности, она была предложена в 1945 году на основе разработанной Розенцвейгом теории фрустрации (лат. frustration – обман, тщетное ожидание расстройство) и агрессии. В соответствии с теорией С. Розенцвейга фрустрация возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятсвия на пути удовлетворения какой-либо жизненной потребности. Защита организма во фрустрирующих ситуация возникает на трех уровнях: клеточном (действие фаготцитов, антител и т.п.), автономном – защита организма в целом от физических «агрессий» (соответствует в психологическом плане состояниям страха, страдания, а в физиологическом – изменениям, происходящим в организме при стрессе), кортикальном, психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности. Хотя этой теории присуща расширенная трактовка фрустрации, вбирающая в себя понятие стресса, но методика предназначена прежде всего для диагностики особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели.

Так как методика достаточно структурирована, обладает относительно объективной процедурой оценки и направлена на определённую область поведения, то она более доступна статистическому анализу, нежели большинство проективных методик.

Имеют в наличии 3 отдельных формы: для подростков от 12 до 18 лет, для взрослых от 14 и старше и для детей от 4 до 13 лет.

Стимульный материал состоит из 24 рисунков, на которых один персонаж каким-то образом срывает («фрустрирует») намерение и действия другого (ситуация-препятствия) или привлекает внимание к фрустрирующей ситуации (ситуация обвинения). На специально отведенном пустом месте тестовой карточки респондент пишет, что ответил бы, по его мнению, фрусртрированный персонаж. Вписать необходимо первый пришедший на ум ответ. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют.

Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса).

При определении показателей теста процент ответов, попадающих в каждую из этих категорий, сравнивается с соответствующими нормативными процентами ответов. Оценка полученных ответов осуществляется по направлению реакции (агрессии) и типу.

Доминантный тип реагирования (OD) определяет степень внутреннего напряжения (переживания) личности, возникающего в стрессовых и фрустрирующих ситуациях. Чем выше по сравнению со стандартной величиной OD, тем более у человека развиты впечатлительность, склонность к сочувствию и сопереживанию (эмпатии), тем сильнее фрустрирован испытуемый.

Самозащитный тип реагирования (ED) определяет степень умения сдерживать эмоциональное напряжение, выявляет силу и слабость личности. Чем выше этот показатель (ED), тем слабее личность, сильнее ее неуверенность в себе. Ниже уровень самообладания, чаще колебания в принятии решений и эмоциональные срывы. У лиц с высоким ED часто проявляются агрессивность, бестактность, грубость в отношениях с окружающими. Субъекты, обладающие низким ED, характеризуются противоположными вышеперечисленными качествами.

Упорствующий тип реагирования (NP) — это степень адекватности реагирования и самостоятельность разрешения стрессовой, фрустрирующей ситуации. Чем выше этот показатель по сравнению со стандартным, тем чаще субъект проявляет самостоятельность и тем адекватнее воспринимает ситуацию, реагирует на раздражители.

Экстрапунитивная направленность (Е) — это направленность реакций личности вовне, на окружающих. Субъект, обладающий высокой Е, требователен к окружающим, стремится подключить к разрешению ситуации других, часто агрессивен. Сочетание Е и ED означает явное доминирование негативных тенденций в отношениях к людям. Положительным в преобладании развития Е (да и ED) является значительный негативный заряд в отношениях.

Интропунитивная направленность (I) означает направленность поведенческих реакций на себя, стремление самостоятельно разрешить ситуацию; признание своей вины. Высокой I соответствует самокритичность. Низкая I, наоборот, соответствует демонстрации своей непогрешимости (или сознательному сокрытию неуверенности), низкой требовательности к себе.

Импунитивная направленность (М) выражает степень стремления разрешить ситуацию без жертв (чужих или своей), сглаживание остроты ситуации, деление вины на всех участников ситуации. Часто М показывает либеральную тенденцию в поведении или выжидательную тактику (время, ход событий разрешат проблемы), избегание конфликтов.

Можно также получить коэффициент конформности, формула поведения в стрессовых ситуациях, тенденции развития поведения с течением времени.

Коэффициент конформности (CGR) означает степень подверженности личности влиянию (или давлению) группы и, по методике Розенцвейга, является мерой социальной адаптации. Чем выше CGR, тем более конформен субъект, зависим от других, менее самостоятелен, неоригинален в принятии решений и их выполнении. Чем ниже CGR, тем сильнее развиты противоположные качества — независимость, самостоятельность, оригинальность.

Следует отметить, что для благоприятной, эффективной адаптации в зависимости от вида, специфики деятельности требуются и в разной степени развитые качества.

Полный образец поведения представляет собой формулу поведения личности в стрессовых и фрустрирующих ситуациях, состоящую из символов, обозначающих эти реакции, записанных в порядке убывания их количественного выражения. Нет 2 одинаковых образцов поведения, как нет 2 совершенно одинаковых людей.

Тенденция поведения количественно отражает динамику изменения показателей методики с течением времени. Она отражает усиление или ослабление той или иной психологической характеристики, выраженное в процентах.

Можно также получить оценку уровня групповой конформности, отражающую тенденцию индивидуума давать ответы, согласующиеся с модальными ответами выборки стандартизации.

Инструкция: «Ваше участие в исследовании будет заключаться в ответе на вопрос, который произносит нарисованный на картинке участник ситуации. Поставьте себя на место отвечающего. Подходите к ответу серьезно, шутливый ответ не годится. На каждый из 24 вопросов отвечайте вдумчиво, но быстро. Говорите не то, что вы сделаете, а то, что ответите человеку (какая мысль возникнет у вас сразу после прочтения вопроса и рассмотрения картинки). Я буду фиксировать ваш ответ и время, затраченное на него».

На ответы затрачивается от 5 до 30—35 мин. Оптимальное время ответа — 15 мин










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 621.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...