Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 9. Структура личности
Тема 35.Мотивационно-потребностная сфера личности Основные (ключевые) понятия:мотивационная сфера личности, источник активности, потребность и нужда, виды потребностей, мотив, структура и виды мотивов, установка, виды установок, направленность личности, вилы направленности, мотивация и ее виды, мотивация и деятельность. Содержание темы: Мотивационная сфера личности, ее основные характеристики, условия формирования и роль в структуре личности. Зарубежные и отечественные психологи об источниках активности личности. Потребность как внутренний побудитель активности человека. Виды потребностей. Мотив: сущность, структура, функции, виды. Потребность и мотив: соотношение понятий. Понятие установки. Роль осознанной и неосознанной (Д.Н.Узнадзе) установки в мотивационной сфере личности. Понятие направленности личности, виды направленности. Мотивация как процесс реализации основных мотивов человека. Диспозиционная и ситуационная виды мотиваций. Мотивация и деятельность. Взаимосвязь мотивации и эффективности деятельности (закон Йеркса-Додсона). Мотивированное поведение личности: характеристика мотивов достижения и избегания неудач; аффилиации и страха отвержения, мотивация просоциального и агрессивного поведения, их роль в направленности личности.
Тема 36.Характер и типологии характера личности Основные (ключевые) понятия:характер, характер и темперамент, фенотип, структура характера, черты характера, свойства структуры характера, типы характеров, акцентуации характера, типы акцентуаций характера. Содержание темы: Понятие о характере в отечественной психологии и его специфические особенности. Физиологические основы характера как проявление фенотипа. Характер и темперамент: соотношение понятий и формы взаимодействия. Подходы к структуре характера. Черты характера как отношение к различным сторонам действительности. Классификации черт характера. В.С.Мерлин о структуре характера и ее свойствах (сила или активность, устойчивость или постоянство, целостность, пластичность). Подходы к типологии характера. Типы акцентуаций характера (К.Леонгард). Акцентуации характера у подростков (А.Е.Личко). Характер и направленность личности. Условия формирования характера.
Тема 37.Способности и одаренность Основные (ключевые) понятия:способности, способности и деятельность, способность и опыт, способности и склонности, задатки как природные предпосылки способностей, условия развития способностей, виды способностей, интеллект, креативность, обучаемость, одаренность, талант, гениальность. Содержание темы: Общее представление о способностях в отечественной психологии. Личностно-деятельностный (Б.Г.Ананьев, Т.И.Артемьева, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн и др.) и функционально-генетический (Э.А.Голубева, Е.П.Ильин, Н.С.Лейтес, В.Д.Шадриков и др.) подходы к изучению способностей. Понятие способностей. Способности и деятельность человека. Способности и знания, умения, навыки. Способности и склонности личности. Задатки как природные предпосылки способностей. Условия развития способностей. Общие и специальные способности: соотношение понятий. Характеристика общих способностей: обучаемость, креативность, интеллект. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Способности и одаренность: специфика понимания. Подходы к проблеме одаренности в современной психологии. Общие и специальные «моменты» в способностях и одаренности. Признаки детской одаренности. Способности и другие стороны личности. Способности и склонности. Темперамент и способности. Общие и возрастные закономерности развития способностей и одаренности. Гендерные различия в способностях. Специальные способности практического психолога.
Тема 38. Самосознание и жизненный путь личности Основные (ключевые) понятия:самосознание, самопонимание, самоотношение, саморегуляция, «Я-концепция», структура «Я-концепции»,«Образ Я», самооценка, виды самооценки, уровень притязаний и самооценка. Содержание темы: Понятие самосознания личности в отечественной и зарубежной психологии и его функции. Структура самосознания, ее компоненты. Закономерности формирования и формы проявления самосознания. Самооценка и уровень притязаний. Понятие и сущность «Я-концепции» (Р.Бернс). Характеристика основных структурных компонентов «Я-концепции». «Образ Я» (И.С.Кон) и самосознание. Поиск смысла и смысло-жизненные ориентации личности. Понятие этнического и профессионального самосознания, их роль в развитии личности и индивидуальности человека.
Содержание семинарских занятий (ЧАСТЬ 1) Тема 1. Предмет и методы психологии Цель занятия:проанализировать основные этапы исторического развития и современное состояние психологии и ее предмета, раскрыть специфику методов изучения психики. Понятия: психология, душа, сознание, поведение, бессознательное, деятельность, активность, психика, отражение, психические явления, интроспекция, объективное познание психики, наблюдение, эксперимент, тест. Вопросы для обсуждения: 1. История развития и место психологии в системе наук о человеке. 2. Понятие о психике. Специфические особенности психического отражения. 3. Группы психических явлений (процессы, состояния, свойства). 4. Методы психологии. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Главы 1 и 2. Ломов Б.Ф. Категория отражения в психологии. // Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр. 8-18. Список источников литературы: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. Стр. 39-48. Или Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М. 1996. стр. 49-58. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. Стр. 298-310. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 53-61. Ломов Б.Ф. Система наук о человеке. // Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996. стр. 48-64. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 1. Рубинштейн С.Л. История психологии. //Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т. 1. Гл. №. Стр. 62-97. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М. 1995.
Тема 2. Мозг и психика Цель занятия:обозначить блоки головного мозга, отвечающие за психические функции,охарактеризовать основные подходы к решению психофизиологической проблемы. Понятия: блоки мозга, функциональная асимметрия полушарий мозга, психофизиологическая идентичность, психофизиологический параллелизм и психофизиологическое взаимодействие. Вопросы для обсуждения: 1. Основные блоки мозга и их функции. 2. Функциональная асимметрия полушарий мозга. 3. Взаимосвязь психической и нейрофизиологической деятельности мозга. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Лурия А.Р. Несколько страниц из науки о мозге// Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 18-23. Список источников литературы: Лурия А.Р. Три основных функциональных блока мозга. //Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973.Стр. 84-127. Хомская Е.Д. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. //Нейропсихология. М., МГУ, 1987. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии. // Вопросы психологии. 1997. № 3 стр. 112-125. Вулдридж Д. Механизмы мозга.//Хрестоматия по психологии. М. 1977.Стр. 143-150. Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 124-134. Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: «Мир», 1971. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 4.
Тема 3. Развитие психики в филогенезе и возникновение сознания Цель занятия:рассмотреть основные этапы развития психики в филогенезе, охарактеризовать отличительные особенности сознания как высшей формы психики. Понятия: сетевидная, ганглиозная и трубчатая нервная система, раздражимость, чувствительность, инстинктивные формы поведения, навыки и двигательные программы, интеллектуальное поведение. Вопросы для обсуждения: 1. Раздражимость и чувствительность как формы отражения живых организмов. 2. Развитие нервной системы от простейшей (сетевидной), ганглиозной к центральной и ее эволюционное значение. 3. Возникновение и развитие сознания, отличительные особенности сознания как высшей формы психики. 4. Роль языка в сознании человека. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Список источников литературы: Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: «Мир», 1971. стр. 29-51. Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр.98-104. Тих Н.А. Предыстория общества. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 104-111. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных. / Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. стр.252-263. Леонтьев А.Н. Возникновение сознания человека. /Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ., 1972. стр.263-283. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 2, 3. Шовен Р. От пчелы до гориллы. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 91-98.
Тема 4. Ощущение Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы, свойства, основные закономерности и виды процесса ощущения. Понятия: ощущение, анализатор, свойства ощущений, пороги и чувствительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, интерференция, синестезия, развитие чувствительности, экстероцептивнные, интероцептивные и пропроиоцептивные ощущения. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие об ощущениях, физиологические основы ощущений. 2. Основные свойства и характеристики ощущений. а) пороги и чувствительность; б) адаптация; в) взаимодействие ощущений; г) контраст. 3. Классификация ощущений. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 7. Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения.// Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 87-95. Список источников литературы: Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Любимова и М.Б.Михалевой М.: ЧеРо, 1999. Или Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Михалевой М.: Изд. МГУ, 1975. · Ананьев Б.Г. Теория ощущения. /Л., 1961. С. 26-32, 122-137. · Макаров П.О. Об основном психофизическом законе. С. 271-274. · Кравков С.В. Пороги ощущения и их измерение. С. 242-249. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 1. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПБ.: Питер, 2003. Глава 1.
Тема 5. Восприятие Цель занятия: проанализировать специфические особенности, физиологические основы, свойства и виды процесса восприятия. Понятия: восприятие, свойства восприятия, внутрианализаторные и межанализаторные нервные связи, зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое виды восприятия, восприятие пространства, времени и движения, наблюдение и наблюдательность. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о восприятии и его физиологические механизмы. 2. Закономерности возникновения образа на уровне восприятия: а) предметность, б) целостность, в) осмысленность, г) избирательностью, д) константность, е) апперцепция. 3. Виды восприятия. 4. Восприятие пространства, времени и движения. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность.//Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 95-101. Список источников литературы: Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Любимова и М.Б.Михалевой М.: ЧеРо, 1999. Или Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Михалевой М.: Изд. МГУ, 1975. · Олпорт Ф.Х. Феномены восприятия. С. 67-76. Логвиненко А.Д., Столин В.В. Восприятие пространственных свойств предметов / В кн. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. – М.: Педагогика, 1982. С.246-256. Одна из статей: Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Восприятие движения и времени. С. 447-461. Грегори Р.Л. Зрительное восприятие движения. С. 461-490. Вудвортс Р.С. Зрительное восприятие глубины. С. 343-383. Грегори Р.Л. Восприятие цвета. С.499-510. Пэдхем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. С. 510-524. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 2. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПБ.: Питер, 2003. Глава 1.
Тема 6. Память Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы, виды, основные закономерности функционирования процессов памяти. Понятия: память, временные связи, реверберация, консолидация следов, кратковременная, долговременная, оперативная память, запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание. Вопросы для обсуждения: 1. Общее понятие о памяти и её значение в жизни человека. 2. Виды памяти. 3. Физиологические и психологические теории памяти. 4. Общая характеристика процессов памяти а) запоминание; б) сохранение и забывание; в) воспроизведение. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 10. Список источников литературы: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. /Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М. МГУ, 1979. Или Психология памяти: Хрестоматия по общей психологии /Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. ‑ М.: КноРус-ЧеРо, 2000. Зейгарник Б.В. Воспроизведение не завершенных и завершенных действий. стр. 120-135. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. стр. 163-177. Рубинштейн С.Л. Память. стр. 177-193. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание. стр. 217-226. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию/ Пер.с англ; Под ред. А.Р.Лурия. М.: Мир, 1974. С.313-419. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2. М.,1987. С.5-294. Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. М.:Прогресс, 1986. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ СПб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 4.
Тема 7. Мышление Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы и виды процесса мышления, обозначить основные мыслительные операции, а также этапы решения мыслительных задач. Понятия: мышление, мыслительные операции, логические формы мышления, интеллект, наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное мышление, решение задач, творческое мышление. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о мышлении. Физиологические основы мышления. 2. Мыслительные операции. Мышление и логика. Виды мышления. 3. Динамика мышления при решении задач. Творческое мышление. 4. Индивидуальные особенности мышления. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 12. Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. · Гурова Л.Л. Процессы решения задач. Стр. 105-111. · Лурия А.Р. Цветкова Л.С. нейропсихологический анализ решения задач. Стр. 111-114. · Богоявленская Д.В. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. Стр. 114-120. Список источников литературы: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. /Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. ‑ М.: Изд-во МГУ, 1981. Леонтьев А.Н. Мышление. стр. 60-71. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. стр. 71-77. Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы определяющие решение задач. стр. 289-297. Юнг К.Г. Мышление у экстраверта и интроверта. стр. 391-398. Выготский Л.С. Мышление и речь. стр. 153-175. Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога) М., 1975. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1974. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М. 1979. Исследование развития познавательной деятельности. Пер. с англ. /Под ред. Дж.Брунера, Р.Олвера, П.Гринфильда. М., 1971. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
Тема 8. Воображение Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы, виды, основные приемы процесса воображения. Понятия: воображение, воссоздающее и творческое, преднамеренное и непреднамеренное виды воображения, мечта, фантазия, грезы, галлюцинации, сновидения, приемы воображения. Вопросы для обсуждения: 1. Воображение как психический процесс. Физиологические основы воображения. 2. Виды воображения и их характеристики. 3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. 4. Воображение и творчество. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 11. Список источников литературы: Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения.//Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. стр. 282-287. Никифоров О.И. К вопросу о воображении. //Вопросы психологии. – 1972. ‑ №2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1.С. 344—360. Веккер Л. М. Психологические процессы. В 3 т. - Л., 1974. - Т. 1. - С. 262-271, 278-295. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. - М., 1982. - Т. 2. - С. 436-454. Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосибирск, 1989. С. 64—102. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 1979. С. 3-85, 86-131. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. Тбилиси, 1972. Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества. - М., 1972. - С. 4-50. Розет И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977. С. 13—78
Тема 9. Внимание Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы, свойства, основные виды процесса внимания. Понятия: внимание, очаг оптимальной возбудимости, доминанта, ориентировочный рефлекс, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание, свойства внимания. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о внимании, физиологические основы внимания. 2. Теории внимания. 3. Основные виды и свойства внимания. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 14. Список источников и литературы: Ланге Н.Н. Внимание. Теория волевого внимания. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976. стр. 103-126. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976. стр. 220-228. Джемс У. Внимание. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976. стр. 50-64. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976.Стр. 243-258 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. Веккер Л.М. Внимание и психологическое время. //Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. Л., 1981. Т.3. стр. 271-285. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1. Глава 3. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974. - С. 33-39, 87-94. Лурия А. Р. Внимание и память. - М., 1975. - С. 4-41. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. - М., 1990. - С. 5-30.
Тема 10. Эмоции и чувства Цель занятия: проанализировать специфические особенности эмоций и чувств, раскрыть основные положения теорий происхождения эмоций, исследовать сущность, физиологические основы, свойства и виды эмоций и высших чувств. Понятия: эмоции, чувства, стенические и астенические эмоции, амбивалентность чувств, связь эмоций и чувств с различными органическими процессами, чувственный тон, настроение, аффект, стресс, фрустрация, высшие чувства. Вопросы для обсуждения: 1. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. Физиологические основы эмоций. 2. Теории эмоций. 3. Понятия «эмоции» и «чувства», их отличия и связь. 4. Классификация и виды эмоций и чувств и функции эмоций и чувств. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 16. Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. · Ломов Б.Ф. Психическое отражение как процесс. Стр. 124-125. · Леонтьев А.Н. Мотивы эмоции и личность. Стр. 125-127. · Вилюнас В.К. Фенопсихология эмоций. Стр. 127-128. · Якобсон П.М. Психологические особенности высших чувств. Стр. 128-129. · Левитов Н.Д. Воспитание эмоций. Стр. 129-137. Список источников литературы: Кэрролл Е. Изард. Эмоции человека. М., Изд-во МГУ, 1980. Теории эмоций и соотношение эмоций и поведения. Стр. 16-24, 42-51. Теория дифференциальных эмоций. Стр. 52-71. Психология эмоции. Тексты / Ред. В.К.Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер. -М.:МГУ, 1984. Симонов П.В. Информационная теория эмоций. Стр. 178-185. Макдуголл У. Различение эмоций и чувств. Стр. 103-107. Рубинштейн С.Л. Эмоции. Стр. 152-161. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.; 2001. Вилюнас В,К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. Общая психология: Сборник текстов/ Под общ. ред. В.В. Петухова. Вып.2 «Субъект деятельности». М., 1998. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: 1983. Психические состояния: Хрестоматия. М., 2002. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М, 1979. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М, 1999.
Тема 11. Воля Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы и мотивационные аспекты волевых действий, рассмотреть структуру волевого акта и волевые свойства личности. Понятия: воля, произвольные и волевые действия, структура волевого акт, волевые свойства личности. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о воле. Общая характеристика волевых действий. 2. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. 3. Структура волевого акта. 4. Волевые качества человека и их развитие. Патология воли. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 15. Список источников литературы: Макарушина М. А., Эйдман Е. В., Иванников В. А. Проблема воли в Сенливанов В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психол.журн. Т. 3. 1982. № 4. С. 14—24. Селиванов В. И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психол.журн. Т. 7. 1986. № 6. С. 110—121. Рубинштейн С. Л. Воля//Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М, 1989. Т. 2. С. 181—211. Чхартишвили Ш.Н. Проблема воли в психологии // Вопросы психологии. 1967. №4. Выготский Л. С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте//Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М, 1983. Т. 3. С. 454—465. Давыдова А.Н. Опыт экспериментально-психологического исследования волевых проявлений у детей раннего возраста / Ученые записки ЛГУ. № 214. Вып. 9. Л., 1956. С. 29-^4. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. Ташкент, 1985. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М.: 1986. (часть 2)
Тема 12. Психические состояния Цель занятия: проанализировать сущность, основные характеристики, свойства и особенности регуляции психических состояний. Понятия: психические состояния, характеристики состояний, классификации состояний, регуляция состояний. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о психических состояниях. 2. Характеристики психических состояний и их классификация. 3. Общая характеристика состояний психики и организма. 4. Регуляция эмоциональных состояний. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Главы 18-19. Список источников литературы: Психические состояния. Сост. Л.В. Куликов СПб, «ПИТЕР» 2000. · Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний. С. 11-42. · Левитов Н.Д. Определение психического состояния. С. 44-47. · Немчин Т.А. О психических состояниях. С. 47-52. · Ганзен В.А. Систематизация психических состояний. С 189-194. Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Системный подход к анализу, описанию и Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс//Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 4. С. 64—74. Прохоров А. О. Интегрирующая функция психических состояний//Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3. С. 136— 145. Психология эмоций. Тексты. М., 1984. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. М., 1995. Тема 13. Психические состояния Цель занятия: рассмотреть основные характеристики эмоциональных, активационных, тонических, тензионных и стрессовых состояний. Понятия: эмоциональные состояния, активационные состояния, тонические состояния, тензионные и стрессовые состояния. Вопросы для обсуждения: 1. Психологические особенности эмоциональных состояний (состояния радости, печали, тревоги и др.). 2. Психологические особенности активационных состояний, (состояния возбуждения, вдохновения, апатии и др.) 3. Психологические особенности тонических состояний (состояния бодрствования, монотонии, утомления и др.). 4. Психологические особенности тензионных и стрессовых состояний (состояния напряжения, фрустрации, эмоционального разрешения и др.). & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Главы 18-19. Список источников литературы: Психические состояния. Сост. Л.В. Куликов СПб, «ПИТЕР» 2000. · Эмоциональные состояния: С. 196 – 208, 208-219, 219-229. · Активационные состояния: С. 246-250, 259-263, 290-294. · Тонические состояния: С. 299-306, 315-316, 316-325. · Тензионные состояния: С. 364-378, 388-393, 385-388. Фрейд 3. Печаль и меланхолия. / Психология эмоций (тексты)./Ред. Вилюнас В.К.,Гиппенрейтер Ю.Б. М.:, 1984. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., 1964. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л., 1984. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психо-физиологические состояния. Моляко В. А. Психологические последствия Чернобыльской катастрофы. //Психологический журнал, 1992. Т. 13. № 1. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М., 1998. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. Селье Г. Стресс без дистресса. М, 1979. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1988. Решетников М. М., Баранов Ю.А., Мухин А. П., Чермянин С. В. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия. //Психологический журнал. 1989. Т. 10. №4. С. 125-128. Бодров В. А. Психологический стресс. М., 1995. Борневассер М. Стресс в условиях труда/ /Иностранная психология, 1994. Т. 2. № 1 .С. 44-50. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1987. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. Владивосток, 1990. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал. 1992, Т. 13. № 1.
Тема 14. Общая характеристика деятельности Цель занятия: проанализировать сущность и специфику понятий деятельность и активность, представить место категории деятельность в психологии, ее соотношение с психикой. Понятия: деятельность, активность, деятельностный подход, интериоризация, экстериоризация. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о деятельности. Активность и деятельность. 2. Место категории деятельности в психологии. 3. Психика и деятельность. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 5. Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. · Ломов Б.Ф. Проблема деятельности в психологии. С. 140-147. · Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. С. 150-152. Список источников литературы: Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания //Категории материалистической диалектики в психологии. М. 1988. - С. 66-89. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в истории советской психологии//Вопросы психологии. 1986. №4.С. 109—120. Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, 1990. Ст. Ломов Б.Ф. Проблемы деятельности в психологии. С. 140-147. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии. / ВП № 5, 2000. Абульханова-Славская К.А. Теоретические и методологические проблемы категории деятельности в советской психологии // Психологический журнал. - 1980. - №4. - С. 16-28. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980. Т 1. Волочков А.А. Активность субъекта и трехфакторная модель психического развития и поведения человека / Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия I Психология. - Пермь, 2001 - № 1. - С. 26-40. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982—1984. Т. 3. С. 6—164. Запорожец А. В. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С 25—81. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. Под.ред.Б.А.Вяткина - М.: Изд-во ИП РАН, 1999. стр. 244-294. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. С.205-216,218-224. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1977, Гл. 3-5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 14—93. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л.,ЛГУ, 1988,С. 36-115.
Тема 15. Структура деятельности Цель занятия: проанализировать структуру деятельности, дать характеристику ее компонентов, раскрыть физиологические механизмы регуляции деятельности. Понятия: структура деятельности, компоненты деятельности, построение движений в физиологии активности, теория функциональных систем. Вопросы для обсуждения: 1. Подходы к характеристике структуры деятельности. 2. Характеристика компонентов деятельности. 3. Физиологические механизмы регуляции деятельности. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 5. Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. · Ломов Б.Ф. Проблема деятельности в психологии. С. 147-149. · Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. С. 152-153. · Конопкин О.А. Функциональная структура процесса саморегуляции. С.153-157. Список источников литературы: Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. С.205-216,218-224. Конопкин О.А. Функциональная структура деятельности в психологии. С.151-157. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. МЛ 984. с.215-226. Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры деятельности ВП № 2, 2002 Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980. Т 1. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982—1984. Т. 3. С. 6—164. Запорожец А. В. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С 25—81. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982(1975). Теория функциональных систем в физиологии и психологии, п/ред. Ломова Б.Ф.,М.,1978. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1977, Гл. 3-5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 14—93. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л.,ЛГУ, 1988,С. 36-115. Тема 16. Умения, навыки и привычки. Стиль деятельности Цель занятия: дать характеристику основных этапов освоения деятельности, систематизировать представления о стиле деятельности. Понятия: знания, умения, навыки, привычки, упражнения, контроль, перенос, интерференция, стиль, стиль деятельности, структура стиля деятельности, полисистемная характеристика стиля, функции стиля, развитие стиля. Вопросы для обсуждения: 1. Умение, навыки и привычки. Виды навыков и привычек. 2. Понятие стиля деятельности. 3. Процессуальная и результативная стороны стиля. 4. Внутренние условия стиля и отражение субъектом внешних условий и требований деятельности. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 5. Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. · Ломов Б.Ф. Проблема деятельности в психологии. С. 149-150. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. 1986. с. 153-181. Щукин М.Р. Полисистемная характеристика структуры и развития стиля деятельности. // Полисистемное исследование индивидуальности человека. М. 2005. С. 17-49. Список источников литературы: Платонов К.К. О системе психологии. М. 1972. с. 153-158. Волков A.M.. Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция: психологический анализ. М., МГУ, 1987. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л.: ЛГУ, 1988. С. 36-115. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. Под.ред.Б.А.Вяткина - М.: Изд-во ИП РАН, 1999. стр.108-184 Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от психологических Вяткин Б. А., Щукин М.Р. Человек –стиль-социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве. Пермь, 2007. Исмагилова А.Г. Психология стиля педагогического общения. Пермь, 2003. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000. Тема 17. Общая характеристика общения Цель занятия: проанализировать сущность, проблему соотношения категорий «деятельность» и «общение», рассмотреть психологические предпосылки общения. Понятия: общение, связь общения и деятельности, связь общения и психических процессов, вербальная и невербальная коммуникация. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие об общении. Вербальная и невербальная коммуникация. 2. Психологические предпосылки общения. 3. Соотношение категорий общения и деятельности. & Список литературы: Базовый учебник: Петровский А.В. Введение в психологию. М. 1995. Глава 11. Андреева Г. М. Социальная психология. М. 1996. Глава 4 Список источников литературы: Бодалев А.А. Личность и общение. М.1995. с. 88-97. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1984. Глава 5, с. 242-258. Леонтьев А.А. Психология общения. М. 1997. с. 234-257. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. -М.: Смысл, 1999. Тема 18. Речь и ее функции Цель занятия: проанализировать сущность, основные характеристики, функции и физиологические основы речи. Понятия: речь, язык, слово и синтагма, функции речи, физиологические основы речи. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о речи. Язык и речь. 2. Слово и его основные функции. Основные виды грамматических средств выражения связей и отношений между предметами. 3. Функции речи. 4. Физиологические основы речи. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 13. Список источников литературы: Веккер Л. М. Психика - речь - сознание // Веккер Л. М. Психические процессы. Л., 1981.Т. 3. Гл. V. § 5. С. 285—300. Выготский Л. С. Развитие речи и мышления//Там же. Гл. 2. С. 237—254. Лурия А. Р. Проблема языка и сознания //Лурия А. Р. Язык и сознание. М, 1979. Лекция I.C. 11—30. Лурия А. Р. Роль речи впротекании психических процессов. Регулирующая функция речи и ее развитие//Там же. Лекция 6. С. 115—134. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А., Речь как объект психологического исследования //Ушакова Т. П., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. М, 1989. Гл. 1.С. 10—60. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. Лурия А. Р. Язык и мозг//Вопросы психологии. 1974. № 1. С. 49—60. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968. Тема 19. Процессы кодирования и декодирования речевого высказывания Цель занятия: охарактеризовать процессы кодирования и декодирования речевого высказывания. Понятия: структура кодирования речевого высказывания, структура декодирования речевого высказывания, связь речи с неречевыми компонентами, стиль устного выступления. Вопросы для обсуждения: 1. Процесс кодирования речевого высказывания и его этапы. 2. Процесс декодирования речевого высказывания. Декодирование значений слов, фраз, смысла сообщений, мотивов и отношений. 3. Стиль устного выступления. & Список литературы: Базовый учебник: Петровский А.В. Введение в психологию. М. 1995. Глава 11, С. 286-288. Немов Р.С. Психология. Книга I.M. 1994. Глава 12, с. 263-282. Список источников литературы: Лурия А.Р. Язык и Сознание. М. 1979. с.187-200, 217-250. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность.М.,1969. Логический анализ языка: Ментальные действия.М.,1993. Потебня А.А.Мысль и язык. Киев, 1993. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи.М.,1991. Ерастов Н.П. Формирование стиля лекторской деятельности. М. 1978. Леонтьев А.А. Психологический портрет лектора. М. 1979.
Тема 20. Виды речи и мышление Цель занятия: рассмотреть виды речи, связь внутренней и внешней речи, а также речи и мышления. Понятия: аффективная, диалогическая, устная монологическая речь, письменная, внутренняя, эгоцентрическая речь, речь и мышление. Вопросы для обсуждения: 1. Характеристика аффективной, диалогической и монологической речи. 2. Характеристика письменной речи. 3. Внутренняя речь. Связь внутренней речи с внешней. 4. Соотношение речи и мышления. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 13. Список источников литературы: Лурия А.Р. Язык и Сознание. М. 1979. с. 11-50, 165-181,265-306. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М. 1968. с.39-45, 55-58, 216-228. Лурия А. Р. Основные формы речевого высказывания. Устная (диалогическая и монологическая) и письменная речь//Там же. Лекция П. С. 203—216). Выготский Л. С. Предыстория развития письменной речи//Там же. Т. 3. Гл. 7. С. 77—200. Выготский Л. С. Развитие устной речи//Выготский Л. С. Собр. соч.: М, 1983. Т. 3. Гл. 6. С. 164—177., Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий.М, 1993 Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.М.,1982. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность.М.,1969. Рушкевич Е.А. Высшая нервная деятельность при некоторых логических операциях. Киев, 1981.:
Тема 21. Сознание Цель занятия: проанализировать сущность, основные признаки и функции сознания, связь сознания и деятельности, соотношение уровней и компонентов сознания. Понятия: сознание, свойства сознания, бытие сознания, рефлексия, деятельностный, когнитивный, регулятивный, коммуникативный, личностный аспекты сознания, функции сознания. Вопросы для обсуждения: 1. Признаки сознания. Функции сознания. 2. Сознание и деятельность. 3. Когнитивный, регулятивный, коммуникативный и личностный аспекты сознания. 4. Структура сознания. Соотношение уровней и компонентов сознания. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 13, С. 88-98. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994. Гл.5, с. 112-115. Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Психология человека. М., 1995. Гл.6, с. 177-205. Список источников литературы: Психология сознания. Хрестоматия/ под ред. Л.В.Куликова. СПб., 2001. · Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание. С.72-92. · Ломов Б.Ф. Сознание как идеальное отражение. С.110-137. · Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. С.149-162. · Ананьев Б.Г. Взаимосвязи труда, познания и общения в индивидуальном развитии человека. С. 316-327. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. 1968, с. 353-375. Годфруа М. Что такое психология М. 1992 г. с. 137-153 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 1981, с.292-317. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 1975, с. 94-101, 124-158, 265-279. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. 1966, с.135-53, 180-183. Фрейд 3. Забывание иностранных слов. В кн.: Хрестоматия по памяти. 1978, с. 104-119. Лысюк Л.Е. Особенности первых этапов онтогенеза сознания //Вопросы психологии, 1993 № 2, с.26 Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей – культурных символов - в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии, 1997 № 5 с 44.
Тема 22. Неосознаваемые явления в психике Цель занятия: дать характеристику неосознаваемых явлений в психике, раскрыть особенности взаимосвязи сознания и неосознаваемых явлений, обозначить основные психологические защиты. Понятия: бессознательное, неосознаваемые механизмы деятельности, неосознаваемые побудители деятельности, надсознательные явления, субсенсорное восприятие, структуры общественного бессознательного, взаимодействие сознания и бессознательного. Вопросы для обсуждения: 1. Характеристика неосознаваемых явлений в психике: а) неосознаваемые механизмы деятельности; б) неосознаваемые побудители деятельности; в) надсознательные явления; г) проявления субсенсорного восприятия; д) структуры общественного бессознательного. 2. Соотношение и взаимодействие сознания и неосознаваемых явлений. Механизмы психологической защиты. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А. Г. Общая психология. С-П6,.2000, Глава 6. Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Психология человека. М., 1995. Гл.6. Список источников литературы: Психология сознания. Хрестоматия/ под.ред. Л.В.Куликова. СПб., 2001. · Фрейд З. Я и Оно. С. 184-203. · Ясперс К. Сознание бессознательное. Флюктуации сознания. С. 225-229. · Грановская Р.М. Механизмы психологической защиты у взрослых. С. 258-265.
(часть 3) (часть 3) Тема 23.(1) Проблема личности в отечественной психологии Цель занятия:проанализировать особенности понимания личности в психологии, раскрыть специфику личностных свойств, проанализировать различные подходы к решению вопроса о соотношении биологических и социальных факторов в развитии личности, рассмотреть основные этапы и механизмы ее формирования. Понятия:личность,отличительныепризнаки свойств личности,биогенетический, социогенетический, психогенетический подходы к происхождению личности, личность как результат активности человека, активность и реактивность, этапы и механизмы развития личности. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие личности в философии и психологии. 2. Особенности личностных свойств в отличие от психических процессов. Основные признаки свойств личности. 3. Проблема биологического и социального в развитии личности. Подходы к ее решению в психологической науке. 4. Этапы и механизмы формирования и развития личности. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. Список источников литературы: Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999, 2001. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Изд-во МГУ, 1990; Смысл, 2001. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо; Юрайт, 2002. С.292-322. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1988. С.10-19.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |