Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 9. Структура личности




Тема 35.Мотивационно-потребностная сфера личности

        Основные (ключевые) понятия:мотивационная сфера личности, источник активности, потребность и нужда, виды потребностей, мотив, структура и виды мотивов, установка, виды установок, направленность личности, вилы направленности, мотивация и ее виды, мотивация и деятельность.

        Содержание темы:

Мотивационная сфера личности, ее основные характеристики, условия формирования и роль в структуре личности. Зарубежные и отечественные психологи об источниках активности личности.

Потребность как внутренний побудитель активности человека. Виды потребностей. Мотив: сущность, структура, функции, виды. Потребность и мотив: соотношение понятий.

Понятие установки. Роль осознанной и неосознанной (Д.Н.Узнадзе) установки в мотивационной сфере личности. Понятие направленности личности, виды направленности. Мотивация как процесс реализации основных мотивов человека. Диспозиционная и ситуационная виды мотиваций.

Мотивация и деятельность. Взаимосвязь мотивации и эффективности деятельности (закон Йеркса-Додсона). Мотивированное поведение личности: характеристика мотивов достижения и избегания неудач; аффилиации и страха отвержения, мотивация просоциального и агрессивного поведения, их роль в направленности личности.

 

Тема 36.Характер и типологии характера личности

        Основные (ключевые) понятия:характер, характер и темперамент, фенотип, структура характера, черты характера, свойства структуры характера, типы характеров, акцентуации характера, типы акцентуаций характера.

         Содержание темы:

Понятие о характере в отечественной психологии и его специфические особенности. Физиологические основы характера как проявление фенотипа. Характер и темперамент: соотношение понятий и формы взаимодействия.

Подходы к структуре характера. Черты характера как отношение к различным сторонам действительности. Классификации черт характера. В.С.Мерлин о структуре характера и ее свойствах (сила или активность, устойчивость или постоянство, целостность, пластичность).

Подходы к типологии характера. Типы акцентуаций характера (К.Леонгард). Акцентуации характера у подростков (А.Е.Личко).

Характер и направленность личности. Условия формирования характера.

 

Тема 37.Способности и одаренность

        Основные (ключевые) понятия:способности, способности и деятельность, способность и опыт, способности и склонности, задатки как природные предпосылки способностей, условия развития способностей, виды способностей, интеллект, креативность, обучаемость, одаренность, талант, гениальность.

        Содержание темы:

Общее представление о способностях в отечественной психологии. Личностно-деятельностный (Б.Г.Ананьев, Т.И.Артемьева, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн и др.) и функционально-генетический (Э.А.Голубева, Е.П.Ильин, Н.С.Лейтес, В.Д.Шадриков и др.) подходы к изучению способностей. Понятие способностей. Способности и деятельность человека. Способности и знания, умения, навыки. Способности и склонности личности. Задатки как природные предпосылки способностей. Условия развития способностей.

Общие и специальные способности: соотношение понятий. Характеристика общих способностей: обучаемость, креативность, интеллект.

Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Способности и одаренность: специфика понимания. Подходы к проблеме одаренности в современной психологии. Общие и специальные «моменты» в способностях и одаренности. Признаки детской одаренности.

Способности и другие стороны личности. Способности и склонности. Темперамент и способности. Общие и возрастные закономерности развития способностей и одаренности. Гендерные различия в способностях. Специальные способности практического психолога.

 

Тема 38. Самосознание и жизненный путь личности

        Основные (ключевые) понятия:самосознание, самопонимание, самоотношение, саморегуляция, «Я-концепция», структура «Я-концепции»,«Образ Я», самооценка, виды самооценки, уровень притязаний и самооценка.

        Содержание темы:

Понятие самосознания личности в отечественной и зарубежной психологии и его функции. Структура самосознания, ее компоненты. Закономерности формирования и формы проявления самосознания. Самооценка и уровень притязаний.

Понятие и сущность «Я-концепции» (Р.Бернс). Характеристика основных структурных компонентов «Я-концепции». «Образ Я» (И.С.Кон) и самосознание.

Поиск смысла и смысло-жизненные ориентации личности. Понятие этнического и профессионального самосознания, их роль в развитии личности и индивидуальности человека.

 

Содержание семинарских занятий

(ЧАСТЬ 1)

Тема 1. Предмет и методы психологии

Цель занятия:проанализировать основные этапы исторического развития и современное состояние психологии и ее предмета, раскрыть специфику методов изучения психики.

Понятия: психология, душа, сознание, поведение, бессознательное, деятельность, активность, психика, отражение, психические явления, интроспекция, объективное познание психики, наблюдение, эксперимент, тест.

Вопросы для обсуждения:

1. История развития и место психологии в системе наук о человеке.

2. Понятие о психике. Специфические особенности психического отражения.

3. Группы психических явлений (процессы, состояния, свойства).

4. Методы психологии.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Главы 1 и 2.

Ломов Б.Ф. Категория отражения в психологии. // Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр. 8-18.

Список источников литературы:

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. Стр. 39-48.

Или

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М. 1996. стр. 49-58.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. Стр. 298-310.

Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 53-61.

Ломов Б.Ф. Система наук о человеке. // Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996. стр. 48-64.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 1.

Рубинштейн С.Л. История психологии. //Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т. 1. Гл. №. Стр. 62-97.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М. 1995.

 

Тема 2. Мозг и психика

Цель занятия:обозначить блоки головного мозга, отвечающие за психические функции,охарактеризовать основные подходы к решению психофизиологической проблемы.

Понятия: блоки мозга, функциональная асимметрия полушарий мозга, психофизиологическая идентичность, психофизиологический параллелизм и психофизиологическое взаимодействие.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные блоки мозга и их функции.

2. Функциональная асимметрия полушарий мозга.

3. Взаимосвязь психической и нейрофизиологической деятельности мозга.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Лурия А.Р. Несколько страниц из науки о мозге// Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 18-23.

Список источников литературы:

Лурия А.Р. Три основных функциональных блока мозга. //Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973.Стр. 84-127.

Хомская Е.Д. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. //Нейропсихология. М., МГУ, 1987.

Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии. // Вопросы психологии. 1997. № 3 стр. 112-125.

Вулдридж Д. Механизмы мозга.//Хрестоматия по психологии. М. 1977.Стр. 143-150.

Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 124-134.

Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: «Мир», 1971.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 4.

 

Тема 3. Развитие психики в филогенезе и возникновение сознания

Цель занятия:рассмотреть основные этапы развития психики в филогенезе, охарактеризовать отличительные особенности сознания как высшей формы психики.

Понятия: сетевидная, ганглиозная и трубчатая нервная система, раздражимость, чувствительность, инстинктивные формы поведения, навыки и двигательные программы, интеллектуальное поведение.

Вопросы для обсуждения:

1. Раздражимость и чувствительность как формы отражения живых организмов.

2. Развитие нервной системы от простейшей (сетевидной), ганглиозной к центральной и ее эволюционное значение.

3. Возникновение и развитие сознания, отличительные особенности сознания как высшей формы психики.

4. Роль языка в сознании человека.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Список источников литературы:

Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: «Мир», 1971. стр. 29-51.

Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр.98-104.

Тих Н.А. Предыстория общества. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 104-111.

Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных. / Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. стр.252-263.

Леонтьев А.Н. Возникновение сознания человека. /Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ., 1972. стр.263-283.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 2, 3.

Шовен Р. От пчелы до гориллы. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 91-98.

 

Тема 4. Ощущение

Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы, свойства, основные закономерности и виды процесса ощущения.

Понятия: ощущение, анализатор, свойства ощущений, пороги и чувствительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, интерференция, синестезия, развитие чувствительности, экстероцептивнные, интероцептивные и пропроиоцептивные ощущения.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об ощущениях, физиологические основы ощущений.

2. Основные свойства и характеристики ощущений.

а) пороги и чувствительность;

б) адаптация;

в) взаимодействие ощущений;

г) контраст.

3. Классификация ощущений.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 7.

Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения.// Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 87-95.

Список источников литературы:

Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Любимова и М.Б.Михалевой М.: ЧеРо, 1999.

Или

Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Михалевой М.: Изд. МГУ, 1975.

· Ананьев Б.Г. Теория ощущения. /Л., 1961. С. 26-32, 122-137.

· Макаров П.О. Об основном психофизическом законе. С. 271-274.

· Кравков С.В. Пороги ощущения и их измерение. С. 242-249.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 1.

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПБ.: Питер, 2003. Глава 1.

 

Тема 5. Восприятие

Цель занятия: проанализировать специфические особенности, физиологические основы, свойства и виды процесса восприятия.

Понятия: восприятие, свойства восприятия, внутрианализаторные и межанализаторные нервные связи, зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое виды восприятия, восприятие пространства, времени и движения, наблюдение и наблюдательность.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о восприятии и его физиологические механизмы.

2. Закономерности возникновения образа на уровне восприятия:

а) предметность,

б) целостность,

в) осмысленность,

г) избирательностью,

д) константность,

е) апперцепция.

3. Виды восприятия.

4. Восприятие пространства, времени и движения.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность.//Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 95-101.

Список источников литературы:

Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Любимова и М.Б.Михалевой М.: ЧеРо, 1999.

Или

Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Михалевой М.: Изд. МГУ, 1975.

· Олпорт Ф.Х. Феномены восприятия. С. 67-76.

Логвиненко А.Д., Столин В.В. Восприятие пространственных свойств предметов / В кн. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. – М.: Педагогика, 1982. С.246-256.

Одна из статей:

Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Восприятие движения и времени. С. 447-461.

Грегори Р.Л. Зрительное восприятие движения. С. 461-490.

Вудвортс Р.С. Зрительное восприятие глубины. С. 343-383.

Грегори Р.Л. Восприятие цвета. С.499-510.

Пэдхем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. С. 510-524.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 2.

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПБ.: Питер, 2003. Глава 1.

 

Тема 6. Память

Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы, виды, основные закономерности функционирования процессов памяти.

Понятия: память, временные связи, реверберация, консолидация следов, кратковременная, долговременная, оперативная память, запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие о памяти и её значение в жизни человека.

2. Виды памяти.

3. Физиологические и психологические теории памяти.

4. Общая характеристика процессов памяти

а) запоминание;

б) сохранение и забывание;

в) воспроизведение.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 10.

Список источников литературы:

Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. /Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М. МГУ, 1979.

Или

Психология памяти: Хрестоматия по общей психологии /Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. ‑ М.: КноРус-ЧеРо, 2000.

Зейгарник Б.В. Воспроизведение не завершенных и завершенных действий. стр. 120-135.

Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. стр. 163-177.

Рубинштейн С.Л. Память. стр. 177-193.

Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание. стр. 217-226.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию/ Пер.с англ; Под ред. А.Р.Лурия. М.: Мир, 1974. С.313-419.

Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2. М.,1987. С.5-294.

Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. М.:Прогресс, 1986.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ СПб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 4.

 

Тема 7. Мышление

Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы и виды процесса мышления, обозначить основные мыслительные операции, а также этапы решения мыслительных задач.

Понятия: мышление, мыслительные операции, логические формы мышления, интеллект, наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное мышление, решение задач, творческое мышление.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о мышлении. Физиологические основы мышления.

2. Мыслительные операции. Мышление и логика. Виды мышления.

3. Динамика мышления при решении задач. Творческое мышление.

4. Индивидуальные особенности мышления.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 12.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

· Гурова Л.Л. Процессы решения задач. Стр. 105-111.

· Лурия А.Р. Цветкова Л.С. нейропсихологический анализ решения задач. Стр. 111-114.

· Богоявленская Д.В. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. Стр. 114-120.

Список источников литературы:

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. /Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. ‑ М.: Изд-во МГУ, 1981.

Леонтьев А.Н. Мышление. стр. 60-71.

Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. стр. 71-77.

Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы определяющие решение задач. стр. 289-297.

Юнг К.Г. Мышление у экстраверта и интроверта. стр. 391-398.

Выготский Л.С. Мышление и речь. стр. 153-175.

Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога) М., 1975.

Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1974.

Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М. 1979.

Исследование развития познавательной деятельности. Пер. с англ. /Под ред. Дж.Брунера, Р.Олвера, П.Гринфильда. М., 1971.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.

 

Тема 8. Воображение

Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы, виды, основные приемы процесса воображения.

Понятия: воображение, воссоздающее и творческое, преднамеренное и непреднамеренное виды воображения, мечта, фантазия, грезы, галлюцинации, сновидения, приемы воображения.

Вопросы для обсуждения:

1. Воображение как психический процесс. Физиологические основы воображения.

2. Виды воображения и их характеристики.

3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.

4. Воображение и творчество.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 11.

Список источников литературы:

Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения.//Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. стр. 282-287.

Никифоров О.И. К вопросу о воображении. //Вопросы психологии. – 1972. ‑ №2.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1.С. 344—360.

Веккер Л. М. Психологические процессы. В 3 т. - Л., 1974. - Т. 1. - С. 262-271, 278-295.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. - М., 1982. - Т. 2. - С. 436-454.

Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосибирск, 1989. С. 64—102.

Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 1979. С. 3-85, 86-131.

Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. Тбилиси, 1972.

Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества. - М., 1972. - С. 4-50.

Розет И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977. С. 13—78

 

Тема 9. Внимание

Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы, свойства, основные виды процесса внимания.

Понятия: внимание, очаг оптимальной возбудимости, доминанта, ориентировочный рефлекс, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание, свойства внимания.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о внимании, физиологические основы внимания.

2. Теории внимания.

3. Основные виды и свойства внимания.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 14.

Список источников и литературы:

Ланге Н.Н. Внимание. Теория волевого внимания. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976. стр. 103-126.

Гальперин П.Я. К проблеме внимания. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976. стр. 220-228.

Джемс У. Внимание. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976. стр. 50-64.

Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976.Стр. 243-258

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

Веккер Л.М. Внимание и психологическое время. //Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. Л., 1981. Т.3. стр. 271-285.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1. Глава 3.

Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974. - С. 33-39, 87-94.

Лурия А. Р. Внимание и память. - М., 1975. - С. 4-41.

Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. - М., 1990. - С. 5-30.

 

Тема 10. Эмоции и чувства

Цель занятия: проанализировать специфические особенности эмоций и чувств, раскрыть основные положения теорий происхождения эмоций, исследовать сущность, физиологические основы, свойства и виды эмоций и высших чувств.

Понятия: эмоции, чувства, стенические и астенические эмоции, амбивалентность чувств, связь эмоций и чувств с различными органическими процессами, чувственный тон, настроение, аффект, стресс, фрустрация, высшие чувства.

Вопросы для обсуждения:

1. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. Физиологические основы эмоций.

2. Теории эмоций.

3. Понятия «эмоции» и «чувства», их отличия и связь.

4. Классификация и виды эмоций и чувств и функции эмоций и чувств.

                              & Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 16.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

· Ломов Б.Ф. Психическое отражение как процесс. Стр. 124-125.

·  Леонтьев А.Н. Мотивы эмоции и личность. Стр. 125-127.

· Вилюнас В.К. Фенопсихология эмоций. Стр. 127-128.

· Якобсон П.М. Психологические особенности высших чувств. Стр. 128-129.

· Левитов Н.Д. Воспитание эмоций. Стр. 129-137.

Список источников литературы:

Кэрролл Е. Изард. Эмоции человека. М., Изд-во МГУ, 1980.

Теории эмоций и соотношение эмоций и поведения. Стр. 16-24, 42-51.

Теория дифференциальных эмоций. Стр. 52-71.

Психология эмоции. Тексты / Ред. В.К.Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер. -М.:МГУ, 1984.

Симонов П.В. Информационная теория эмоций. Стр. 178-185.

Макдуголл У. Различение эмоций и чувств. Стр. 103-107.

Рубинштейн С.Л. Эмоции. Стр. 152-161.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.; 2001.

Вилюнас В,К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976.

Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.

Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

Общая психология: Сборник текстов/ Под общ. ред. В.В. Петухова. Вып.2 «Субъект деятельности». М., 1998.

Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: 1983.

Психические состояния: Хрестоматия. М., 2002.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М, 1979.

Рогов Е.И. Эмоции и воля. М, 1999.

 

Тема 11. Воля

Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы и мотивационные аспекты волевых действий, рассмотреть структуру волевого акта и волевые свойства личности.

Понятия: воля, произвольные и волевые действия, структура волевого акт, волевые свойства личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о воле. Общая характеристика волевых действий.

2. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий.

3. Структура волевого акта.

4. Волевые качества человека и их развитие. Патология воли.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 15.

Список источников литературы:

Макарушина М. А., Эйдман Е. В., Иванников В. А. Проблема воли в
зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 145—152.

Сенливанов В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психол.журн. Т. 3. 1982. № 4. С. 14—24.

Селиванов В. И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психол.журн. Т. 7. 1986. № 6. С. 110—121.

Рубинштейн С. Л. Воля//Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М, 1989. Т. 2. С. 181—211.

Чхартишвили Ш.Н. Проблема воли в психологии // Вопросы психологии. 1967. №4.

Выготский Л. С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте//Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М, 1983. Т. 3. С. 454—465.

Давыдова А.Н. Опыт экспериментально-психологического исследования волевых проявлений у детей раннего возраста / Ученые записки ЛГУ. № 214. Вып. 9. Л., 1956. С. 29-^4.

Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. Ташкент, 1985.

Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.

Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000.

Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М.: 1986.

(часть 2)

 

Тема 12. Психические состояния

Цель занятия: проанализировать сущность, основные характеристики, свойства и особенности регуляции психических состояний.

Понятия: психические состояния, характеристики состояний, классификации состояний, регуляция состояний.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о психических состояниях.

2. Характеристики психических состояний и их классификация.

3. Общая характеристика состояний психики и организма.

4. Регуляция эмоциональных состояний.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Главы 18-19.

Список источников литературы:

Психические состояния. Сост. Л.В. Куликов СПб, «ПИТЕР» 2000.

· Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний. С. 11-42.

· Левитов Н.Д. Определение психического состояния. С. 44-47.

· Немчин Т.А. О психических состояниях. С. 47-52.

· Ганзен В.А. Систематизация психических состояний. С 189-194.

Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Системный подход к анализу, описанию и
экспериментальному исследованию психических состояний человека // Психические состояния / Под ред А. А. Крылова. Л., 1981. С. 5—16.

Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.

Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс//Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 4. С. 64—74.

Прохоров А. О. Интегрирующая функция психических состояний//Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3. С. 136— 145.

Психология эмоций. Тексты. М., 1984.

Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.

Фонтана Д. Как справиться со стрессом. М., 1995.

Тема 13. Психические состояния

Цель занятия: рассмотреть основные характеристики эмоциональных, активационных, тонических, тензионных и стрессовых состояний.

Понятия: эмоциональные состояния, активационные состояния, тонические состояния, тензионные и стрессовые состояния.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологические особенности эмоциональных состояний (состояния радости,  печали, тревоги и др.).

2. Психологические особенности активационных состояний, (состояния возбуждения, вдохновения, апатии и др.)

3. Психологические особенности тонических состояний (состояния бодрствования, монотонии, утомления и др.).

4. Психологические особенности тензионных и стрессовых состояний (состояния напряжения, фрустрации, эмоционального разрешения и др.).

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Главы 18-19.

Список источников литературы:

Психические состояния. Сост. Л.В. Куликов СПб, «ПИТЕР» 2000.

· Эмоциональные состояния: С. 196 – 208, 208-219, 219-229.

· Активационные состояния: С. 246-250, 259-263, 290-294.

· Тонические состояния: С. 299-306, 315-316, 316-325.

· Тензионные состояния: С. 364-378, 388-393, 385-388.

Фрейд 3. Печаль и меланхолия. / Психология эмоций (тексты)./Ред. Вилюнас В.К.,Гиппенрейтер Ю.Б. М.:, 1984.

Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л., 1984.

Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психо-физиологические состояния.

Моляко В. А. Психологические последствия Чернобыльской катастрофы. //Психологический журнал, 1992. Т. 13. № 1.

Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983.

Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М., 1998.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

Селье Г. Стресс без дистресса. М, 1979.

Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1988.

Решетников М. М., Баранов Ю.А., Мухин А. П., Чермянин С. В. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия. //Психологический журнал. 1989. Т. 10. №4. С. 125-128.

Бодров В. А. Психологический стресс. М., 1995.

Борневассер М. Стресс в условиях труда/ /Иностранная психология, 1994. Т. 2. № 1 .С. 44-50.

Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1987.

Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. Владивосток, 1990.

Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.

Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал. 1992, Т. 13. № 1.

 

Тема 14. Общая характеристика деятельности

Цель занятия: проанализировать сущность и специфику понятий деятельность и активность, представить место категории деятельность в психологии, ее соотношение с психикой.

Понятия: деятельность, активность, деятельностный подход, интериоризация, экстериоризация.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о деятельности. Активность и деятельность.

2. Место категории деятельности в психологии.

3. Психика и деятельность.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 5.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

· Ломов Б.Ф. Проблема деятельности в психологии. С. 140-147.

· Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. С. 150-152.

Список источников литературы:

Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания //Категории материалистической диалектики в психологии. М. 1988. - С. 66-89.

Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в истории советской психологии//Вопросы психологии. 1986. №4.С. 109—120.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, 1990. Ст. Ломов Б.Ф. Проблемы деятельности в психологии. С. 140-147.

Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии. / ВП № 5, 2000.

Абульханова-Славская К.А. Теоретические и методологические проблемы категории деятельности в советской психологии // Психологический журнал. - 1980. - №4. - С. 16-28.

Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980. Т 1.

Волочков А.А. Активность субъекта и трехфакторная модель психического развития и поведения человека / Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия I Психология. - Пермь, 2001 - № 1. - С. 26-40.

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982—1984. Т. 3. С. 6—164.

Запорожец А. В. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С 25—81.

Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. Под.ред.Б.А.Вяткина - М.: Изд-во ИП РАН, 1999. стр. 244-294.

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. С.205-216,218-224.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1977, Гл. 3-5.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 14—93.

Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л.,ЛГУ, 1988,С. 36-115.

 

Тема 15. Структура деятельности

Цель занятия: проанализировать структуру деятельности, дать характеристику ее компонентов, раскрыть физиологические механизмы регуляции деятельности.

Понятия: структура деятельности, компоненты деятельности, построение движений в физиологии активности, теория функциональных систем.

Вопросы для обсуждения:

1. Подходы к характеристике структуры деятельности.

2. Характеристика компонентов деятельности.

3. Физиологические механизмы регуляции деятельности.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 5.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

· Ломов Б.Ф. Проблема деятельности в психологии. С. 147-149.

· Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. С. 152-153.

· Конопкин О.А. Функциональная структура процесса саморегуляции. С.153-157.

Список источников литературы:

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. С.205-216,218-224.

Конопкин О.А. Функциональная структура деятельности в психологии. С.151-157.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. МЛ 984. с.215-226.

Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры деятельности ВП № 2, 2002

Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980. Т 1.

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982—1984. Т. 3. С. 6—164.

Запорожец А. В. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С 25—81.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982(1975).

Теория функциональных систем в физиологии и психологии, п/ред. Ломова Б.Ф.,М.,1978.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1977, Гл. 3-5.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 14—93.

Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л.,ЛГУ, 1988,С. 36-115.

Тема 16. Умения, навыки и привычки. Стиль деятельности

Цель занятия: дать характеристику основных этапов освоения деятельности, систематизировать представления о стиле деятельности.

Понятия: знания, умения, навыки, привычки, упражнения, контроль, перенос, интерференция, стиль, стиль деятельности, структура стиля деятельности, полисистемная характеристика стиля, функции стиля, развитие стиля.

Вопросы для обсуждения:

1. Умение, навыки и привычки. Виды навыков и привычек.

2. Понятие стиля деятельности.

3. Процессуальная и результативная стороны стиля.

4. Внутренние условия стиля и отражение субъектом внешних условий и требований деятельности.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 5.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

· Ломов Б.Ф. Проблема деятельности в психологии. С. 149-150.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. 1986. с. 153-181.

Щукин М.Р. Полисистемная характеристика структуры и развития стиля деятельности. // Полисистемное исследование индивидуальности человека. М. 2005. С. 17-49.

Список источников литературы:

Платонов К.К. О системе психологии. М. 1972. с. 153-158.

Волков A.M.. Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция: психологический анализ. М., МГУ, 1987.

Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л.: ЛГУ, 1988. С. 36-115.

Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. Под.ред.Б.А.Вяткина - М.: Изд-во ИП РАН, 1999. стр.108-184

Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от психологических
свойств нервной системы. Казань. 1969.С. 248-253.

Вяткин Б. А., Щукин М.Р. Человек –стиль-социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве. Пермь, 2007.

Исмагилова А.Г. Психология стиля педагогического общения. Пермь, 2003.

Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического
общения //Вопр.психол. 1990 №2.С62-69.

Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000.

Тема 17. Общая характеристика общения

Цель занятия: проанализировать сущность, проблему соотношения категорий «деятельность» и «общение», рассмотреть психологические предпосылки общения.

Понятия: общение, связь общения и деятельности, связь общения и психических процессов, вербальная и невербальная коммуникация.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об общении. Вербальная и невербальная коммуникация.

2. Психологические предпосылки общения.

3. Соотношение категорий общения и деятельности.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Петровский А.В. Введение в психологию. М. 1995. Глава 11.

Андреева Г. М. Социальная психология. М. 1996. Глава 4

Список источников литературы:

Бодалев А.А. Личность и общение. М.1995. с. 88-97.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1984. Глава 5, с. 242-258.

Леонтьев А.А. Психология общения. М. 1997. с. 234-257.

Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. -М.: Смысл, 1999.

Тема 18. Речь и ее функции

Цель занятия: проанализировать сущность, основные характеристики, функции и физиологические основы речи.

Понятия: речь, язык, слово и синтагма, функции речи, физиологические основы речи.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о речи. Язык и речь.

2. Слово и его основные функции. Основные виды грамматических средств выражения связей и отношений между предметами.

3. Функции речи.

4. Физиологические основы речи.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 13.

Список источников литературы:

Веккер Л. М. Психика - речь - сознание // Веккер Л. М. Психические процессы. Л., 1981.Т. 3. Гл. V. § 5. С. 285—300.

Выготский Л. С. Развитие речи и мышления//Там же. Гл. 2. С. 237—254.

Лурия А. Р. Проблема языка и сознания //Лурия А. Р. Язык и сознание. М, 1979. Лекция I.C. 11—30.

Лурия А. Р. Роль речи впротекании психических процессов. Регулирующая функция речи и ее развитие//Там же. Лекция 6. С. 115—134.

Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А., Речь как объект психологического исследования //Ушакова Т. П., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. М, 1989. Гл. 1.С. 10—60.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. Лурия А. Р. Язык и мозг//Вопросы психологии. 1974. № 1. С. 49—60.

Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

Тема 19. Процессы кодирования и декодирования речевого высказывания

Цель занятия: охарактеризовать процессы кодирования и декодирования речевого высказывания.

Понятия: структура кодирования речевого высказывания, структура декодирования речевого высказывания, связь речи с неречевыми компонентами, стиль устного выступления.

Вопросы для обсуждения:

1. Процесс кодирования речевого высказывания и его этапы.

2. Процесс декодирования речевого высказывания. Декодирование значений слов, фраз, смысла сообщений, мотивов и отношений.

3. Стиль устного выступления.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Петровский А.В. Введение в психологию. М. 1995. Глава 11, С. 286-288.

Немов Р.С. Психология. Книга I.M. 1994. Глава 12, с. 263-282.

Список источников литературы:

Лурия А.Р. Язык и Сознание. М. 1979. с.187-200, 217-250.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность.М.,1969.

Логический анализ языка: Ментальные действия.М.,1993.

Потебня А.А.Мысль и язык. Киев, 1993.

Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи.М.,1991.

Ерастов Н.П. Формирование стиля лекторской деятельности. М. 1978.

Леонтьев А.А. Психологический портрет лектора. М. 1979.

 

Тема 20. Виды речи и мышление

Цель занятия: рассмотреть виды речи, связь внутренней и внешней речи, а также речи и мышления.

Понятия: аффективная, диалогическая, устная монологическая речь, письменная, внутренняя, эгоцентрическая речь, речь и мышление.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика аффективной, диалогической и монологической речи.

2. Характеристика письменной речи.

3. Внутренняя речь. Связь внутренней речи с внешней.

4. Соотношение речи и мышления.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 13.

Список источников литературы:

Лурия А.Р. Язык и Сознание. М. 1979. с. 11-50, 165-181,265-306.

Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М. 1968. с.39-45, 55-58, 216-228.

Лурия А. Р. Основные формы речевого высказывания. Устная (диалогическая и монологическая) и письменная речь//Там же. Лекция П. С. 203—216).

Выготский Л. С. Предыстория развития письменной речи//Там же. Т. 3. Гл. 7. С. 77—200.

Выготский Л. С. Развитие устной речи//Выготский Л. С. Собр. соч.: М, 1983. Т. 3. Гл. 6. С. 164—177.,

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий.М, 1993

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.М.,1982.

Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность.М.,1969.

Рушкевич Е.А. Высшая нервная деятельность при некоторых логических операциях. Киев, 1981.:

 

Тема 21. Сознание

Цель занятия: проанализировать сущность, основные признаки и функции сознания, связь сознания и деятельности, соотношение уровней и компонентов сознания.

Понятия: сознание, свойства сознания, бытие сознания, рефлексия, деятельностный, когнитивный, регулятивный, коммуникативный, личностный аспекты сознания, функции сознания.

Вопросы для обсуждения:

1. Признаки сознания. Функции сознания.

2. Сознание и деятельность.

3. Когнитивный, регулятивный, коммуникативный и личностный аспекты сознания.

4. Структура сознания. Соотношение уровней и компонентов сознания.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 13, С. 88-98.

Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994. Гл.5, с. 112-115.

Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Психология человека. М., 1995. Гл.6, с. 177-205.

Список источников литературы:

Психология сознания. Хрестоматия/ под ред. Л.В.Куликова. СПб., 2001.

· Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание. С.72-92.

· Ломов Б.Ф. Сознание как идеальное отражение. С.110-137.

· Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. С.149-162.

· Ананьев Б.Г. Взаимосвязи труда, познания и общения в индивидуальном развитии человека. С. 316-327.

Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. 1968, с. 353-375.

Годфруа М. Что такое психология М. 1992 г. с. 137-153

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 1981, с.292-317.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 1975, с. 94-101, 124-158, 265-279.

Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. 1966, с.135-53, 180-183.

Фрейд 3. Забывание иностранных слов. В кн.: Хрестоматия по памяти. 1978, с. 104-119.

Лысюк Л.Е. Особенности первых этапов онтогенеза сознания //Вопросы психологии, 1993 № 2, с.26

Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей – культурных символов - в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии, 1997 № 5 с 44.

 

Тема 22. Неосознаваемые явления в психике

Цель занятия: дать характеристику неосознаваемых явлений в психике, раскрыть особенности взаимосвязи сознания и неосознаваемых явлений, обозначить основные психологические защиты.

Понятия: бессознательное, неосознаваемые механизмы деятельности, неосознаваемые побудители деятельности, надсознательные явления, субсенсорное восприятие, структуры общественного бессознательного, взаимодействие сознания и бессознательного.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика неосознаваемых явлений в психике:

а) неосознаваемые механизмы деятельности;

б) неосознаваемые побудители деятельности;

в) надсознательные явления;

г) проявления субсенсорного восприятия;

д) структуры общественного бессознательного.

2. Соотношение и взаимодействие сознания и неосознаваемых явлений. Механизмы психологической защиты.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А. Г. Общая психология. С-П6,.2000, Глава 6.

Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Психология человека. М., 1995. Гл.6.

Список источников литературы:

Психология сознания. Хрестоматия/ под.ред. Л.В.Куликова. СПб., 2001.

· Фрейд З. Я и Оно. С. 184-203.

· Ясперс К. Сознание бессознательное. Флюктуации сознания. С. 225-229.

· Грановская Р.М. Механизмы психологической защиты у взрослых. С. 258-265.

 

 

(часть 3)

(часть 3)

Тема 23.(1)  Проблема личности в отечественной психологии

Цель занятия:проанализировать особенности понимания личности в психологии, раскрыть специфику личностных свойств, проанализировать различные подходы к решению вопроса о соотношении биологических и социальных факторов в развитии личности, рассмотреть основные этапы и механизмы ее формирования. 

Понятия:личность,отличительныепризнаки свойств личности,биогенетический, социогенетический, психогенетический подходы к происхождению личности, личность как результат активности человека, активность и реактивность, этапы и механизмы развития личности. 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие личности в философии и психологии.

2. Особенности личностных свойств в отличие от психических процессов. Основные признаки свойств личности.

3. Проблема биологического и социального в развитии личности. Подходы к ее решению в психологической науке.

4. Этапы и механизмы формирования и развития личности.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

Список источников литературы:

Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999, 2001.

Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Изд-во МГУ, 1990; Смысл, 2001.

Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.

ДЛЯ  КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо; Юрайт, 2002. С.292-322.

Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1988. С.10-19.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...