Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 3. Психические состояния
Темы 15, 16. Понятие о психических состояниях. Характеристики состояний. Основные (ключевые) понятия: психические состояния, характеристики состояний, классификации состояний, регуляция состояний. Содержание темы: Понятие о психических состояниях. Характеристика психического расстояния по Н.Д. Левитову. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний: адаптивная, регулятивная, интегративная. Структура состояний (В.А. Ганзен). Диагностика состояний. Характеристики (параметры) состояний: эмоциональные, активационные, тонические, тензионные, временные характеристики, полярность и осознанность состояний (Л.В. Куликов). Классификация состояний. Подходы к классификации состояний (Н.Д. Левитов, В.А. Ганзен, Л.В. Куликов). Регуляция состояний. Личностная регуляция состояний (Л.В.Куликов, А.Г.Маклаков). Стратегии выхода из напряжённой ситуации (Р.М.Грановская). Раздел 4. Психология деятельности Тема 17. Общая характеристика деятельности Основные (ключевые) понятия: деятельность, активность, деятельностный подход, интериоризация, экстериоризация. Содержание темы: Понятие о деятельности. Активность и деятельность. Деятельность и сознание. Подходы к рассмотрению соотношения психики и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Целостное проявление психики в деятельности (С.Л.Рубинштейн, Б.Ф.Ломов). Роль психики в деятельности. Деятельностный подход в психологии. Связь между внешней и внутренней сторонами деятельности. Процессы интериоризации и экстериоризации.
Тема 18. Структура деятельности. Характеристика компонентов деятельности и их проявления в совместной деятельности Основные (ключевые) понятия: структура деятельности, компоненты деятельности, совместная деятельность. Содержание темы: Подходы к анализу структуры деятельности (А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, К.К. Платонов, Н.П. Ерастов, В.Д. Шадриков, Б.Ф.Ломов). Выделение компонентов деятельности на основе анализа разных концепций (Б.Ф.Ломов). Компоненты деятельности и их характеристика: мотив, цель, планирование, переработка текущей информации, оперативный образ (и концептуальная модель), принятие решения, действия, проверка результатов, коррекция действий. Механизмы регуляции действий и операций. Отличительные особенности совместной деятельности. Проявление компонентов деятельности в совместной деятельности.
Тема 19. Физиологические механизмы регуляции деятельности Основные (ключевые) понятия: построение движений в физиологии активности, теория функциональных систем. Содержание темы: Физиологические механизмы регуляции деятельности. Теория построения движений в физиологии активности: модель потребного будущего, двигательная задача, обратная связь, сенсорные коррекции, уровни построения движений (Н.А. Бернштейн). Теория функциональных систем: афферентный синтез информации, принятие решения с формированием акцептора результатов действия, реализация принятого решения, сличение результатов с акцептором результатов действия (П.К. Анохин). Соотношение физиологических схем активности организма с психологической структурой деятельности.
Тема 20. Умения, навыки, привычки. Освоение деятельности Основные (ключевые) понятия:знания, умения, навыки, привычки, упражнения, контроль, перенос, интерференция. Содержание темы: Знание как компонент освоения деятельность. Умение как несовершенный уровень выполнения действия и умение как гибкое использование знаний и навыков (Б.Ф.Ломов). Навыки и их виды. Привычки и их виды (К.К.Платонов). Освоение деятельности. Роль знаний в освоении деятельности. Условия формирования навыков (Н.А. Бернштейн, П.Я. Гальперин, К.К.Платонов). Влияние ориентировки в задании на формирование умений и навыков. Упражнения и кривые упражнений. Значение контроля в овладении действиями и операциями. Взаимодействие навыков. Этапы развития навыков и умений (К.К.Платонов). Влияние индивидуальных особенностей субъекта на формирование навыков и умений.
Тема 21. Стиль деятельности Основные (ключевые) понятия: стиль, стиль деятельности, структура стиля деятельности, полисистемная характеристика стиля, функции стиля, развитие стиля. Содержание темы: Понятие о стиле деятельности. Подходы к характеристике стиля (Е.А. Климов, В.С. Мерлин, В.А. Толочек, М.Р. Щукин). Структура стиля деятельности. Основные стороны стиля и их характеристика. Операционально-процессуальная сторона стиля. Результативная сторона стиля. Внутренние условия стиля и их определяющая роль в его структуре. Проявление разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в стиле. Интелектуальные характеристики и опыт в системе внутренних условий стиля. Отражение субъектом внешних условий и требований деятельности. Механизмы, обеспечивающие приспособление индивидуальных возможностей субъекта к требованиям деятельности. Полисистемная характеристика стиля (Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин). Функции стиля деятельности. Проблема развития стиля деятельности. Изменения в разных сторонах стиля в связи с его развитием. Уровни развития стиля. Условия формирования стиля деятельности.
Тема 22. Виды деятельности Основные (ключевые) понятия: труд, учение, игра. Содержание темы: Подходы к выделению видов деятельности (Б.Г. Ананьев, С.Л.Рубинштейн, К.К. Платонов, Ю.Б. Гиппенрейтер). Характеристика труда. Труд и сознание. Труд как ведущая деятельность человека. Труд – главная ценность, образующая внутренний мир человека (Б.Г.Ананьев). Психологические признаки труда (Е.А.Климов). Психологические особенности труда в связи с его предметом. Изменение психологического содержания трудовой деятельности по мере ее развития. Характеристика учения. Связь учения с трудовой деятельностью (С.Л.Рубинштейн). Учение и сознание. Учение как усвоение общественного опыта. Учение, научение и обучение. Учение и психическое развитие человека (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин). Характеристика игры. Игра – синтез познания и общения (Б.Г.Ананьев). Игра как ведущая деятельность дошкольника. Сочетание в игре условного характера ситуации с реальной деятельностью ребенка. Роль игры в психическом развитии ребенка. Воссоздание и усвоение в игре общественного опыта. Формирование в игре произвольного поведения (Д.Б.Эльконин). Игра в жизни взрослых.
Раздел 5. Общение и речь Тема 23. Понятие общения. Общение и деятельность Основные (ключевые) понятия: общение, связь общения и деятельности, связь общения и психических процессов, вербальная и невербальная коммуникация. Содержание темы: Общая характеристика общения. Потребность в общении как одна из базовых потребностей человека. Общение и сознание. Общение как фактор овладения социальным опытом. Роль общения в психическом развитии человека. Психологические предпосылки общения. Общение и интегральная индивидуальность. Подходы к рассмотрению соотношения общения и деятельности (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов). Связь общения и деятельности. Особенности психических процессов в условиях общения. Влияние общения на сенсорно-перцептивные, мнемические и мыслительные процессы. Вербальная и невербальная коммуникация. Формы невербальной коммуникации: оптико-кинетическая система знаков, паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков, пространственная и временная организация общения, визуальное общение. Взаимосвязь вербальной и невербальной коммуникации.
Тема 24. Структура и функции общения Основные (ключевые) понятия: уровни и стороны общения, когнитивная, регулятивная, аффективная функции общения. Содержание темы: Структура общения. Подходы к анализу структуры общения. Характеристика общения на основании выделения разных уровней анализа: макроуровня, мезауровня и микроуровня (Б.Ф.Ломов). Характеристика структуры общения на основании выделения коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон (Г.М.Андреева). Функции общения. Выделение функций на основе ориентации на процессы передачи - приема информации, регуляции поведения и связи общения с эмоциональной сферой человека (Б.Ф.Ломов). Выделение функций на основе ориентации на процессы организации совместной деятельности, познания людьми друг друга, формирования и развития межличностных отношений (М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов).
Тема 25. Понятие о речи. Функции и физиологические основы речи Основные (ключевые) понятия: речь, язык, слово и синтагма, функции речи, физиологические основы речи, стиль устного выступления. Содержание темы: Понятие о речи. Речь как средство общения и как орудие интеллектуальной деятельности. Общее строение речи: экспрессивная речь – кодирование речевого высказывания (порождение речи) и импрессивная речь – декодирование речевого высказывания (восприятие и понимание речи). Речь как средство овладения знаниями и развития сознания. Речь в системе высших психических функций. Язык и речь. Слово и его основные функции. Значение слова. Смысл слова. Синтагма как единица речи. Синтаксические средства выражения связей и отношений между предметами и явлениями. Основные виды сообщений: «коммуникация события» и «коммуникация отношения». Использование в речи невербальных средств общения. Функции речи. Физиологические основы речи. Вторая сигнальная система. Речевые центры мозга и их функции: центр Брока и центр Вернике. Системная работа мозга в речевой деятельности. Роль лобных долей в речи. Виды афазий (А.Р.Лурия). Афазии, характеризующие нарушения в порождении речи, восприятии речи и нарушения мышления. Соотношение речи и мышления на уровнях слова, предложения и сообщения (А.Р.Лурия), во внутренней речи (А.Н.Соколов), в формировании умственных действий (П.Я.Гальперин) и стилях устного выступления (Н.П.Ерастов). Речь и индивидуальность. Стиль устного выступления (А.А.Леонтьев, Н.П.Ерастов).
Тема 26. Порождение речи. Восприятие и понимание речи Основные (ключевые) понятия: структура кодирования речевого высказывания, структура декодирования речевого высказывания, связь речи с неречевыми компонентами. Содержание темы: Процессы кодирования и декодирования речевого высказывания (А.Р. Лурия). Этапы процесса кодирования речевого высказывания. Этапы процесса декодирования речевого высказывания. Восприятие фонем. Декодирование значений слов. Понимание предложения. Понимание смысла сообщения, мотивов и отношений. Особенности восприятия и понимания разных видов сообщений. Неречевые компоненты в процессах порождения, восприятия и понимания речи.
Тема 27. Виды речи Основные (ключевые) понятия: аффективная, диалогическая, устная монологическая речь, письменная, внутренняя, эгоцентрическая речь. Содержание темы: Внешняя и внутренняя речь. Виды устной речи. Аффективная речь. Диалогическая речь и ее особенности. Устная монологическая речь. Особенности грамматического оформления монологической речи. Действия в монологической речи: передача информации, оценка состояния и деятельности слушателей, организация деятельности слушателей, оценка оратором особенностей своей деятельности. Письменная речь. Особенности структуры, порождения и восприятия письменной речи. Внутренняя речь. Формы внутренней речи. Тонические и фазические речедвигательные реакции во внутренней речи (А.Н.Соколов). Связь внешней и внутренней речи. Эгоцентрическая речь.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |