Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 36.(15) Виды и уровни развития способностей
Цель занятия:проанализировать понятие и основные модели интеллекта, подходы к пониманию творческих способностей, понятие и критерии обучаемости, обозначить специфические особенности и критерии определения понятий «способности», «одаренность», «талант», «гениальность». Понятия: интеллект, креативность, обучаемость, одаренность, талант, гениальность. Вопросы для обсуждения: 1. Характеристика общих способностей: а) интеллект: понятие, модели и виды б) творческие способности личности в) обучаемость 2. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. Список источников литературы: Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. №2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000. Карпов Ю.В. Обучаемость как характеристика умственного развития // Вестник МГУ. Серия 14. Психологии. 1990. №2. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. Т.1. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Логос, 1996. Тема 37.(18) Самосознание Цель занятия:проанализировать и сопоставить разнообразные подходы к пониманию и структуре самосознания в отечественной психологии, выяснить роль самооценки в развитии личности. Понятия: самосознание, самопонимание, самоотношение, саморегуляция, самооценка, виды самооценки, уровень притязаний и самооценка Вопросы для обсуждения: 1. Понятие самосознания в отечественной психологии. 2. Функции самосознания. Самооценка, ее виды. 3. Структура самосознания и его компоненты. & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. Список источников литературы: Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1993. С.40-42. (конспект) Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990. С.81-107. (конспект) Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара: Бахрах-М, 2000. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырей. – М.: МГУ,1982. С.127-132. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. Тема 38. (17) Проблема «Я» в психологии и «Я-концепция» Цель занятия:рассмотреть в исторической перспективе вопрос становления проблемы «Я» в психологии, сущность понятия «Я» и «Я-концепция», охарактеризовать структурные компоненты «Я-концепции». Понятия: «Я», «Я-концепция», «Образ Я». Вопросы для обсуждения: 1. Проблема «Я» в психологии. 2. Теоретические предпосылки создания «Я-концепции». 3. Характеристика структурных компонентов «Я-концепции». & Список литературы: Базовый учебник: Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. Список источников литературы: Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное / Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982, 1984. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. С. 30-47. (конспект) Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984 Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. С. 28-74, 256-270. (конспект) Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение. 1989. С. 84-106. (конспект) Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара: Бахрах-М, 2000.
Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум) ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (ЧАСТЬ 1)
Занятие 1.Исследование особенностей ощущений и восприятия Опыт 1. Цель: Исследование мышечно-суставных ощущений. Результат:определение величины нижнего порога различений мышечно-суставных ощущений массы. Оборудование:разновесы с грузами в граммах, повязка для глаз, протокол. Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. Опыт 2. Цель: Определение зрительных пространственных порогов различения (точность глазомера). Результат:изучение разностного порога чувствительности Оборудование: листы с нарисованными на них линиями, по аналогии с линейкой Леманна, протокол. Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. Опыт 3. Цель: Выявление специфика восприятия в деятельности Результат:исследование роли восприятия в познавательной деятельности. Оборудование:набор мелких предметов (мел, резинка, ручка, кольцо, монета и.т.п.), протокол. Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. Опыт 4. Цель: Изучение значения контура предмета для тактильного и зрительного восприятия (по методу Фолькельта). Результат:исследование роли объективных и субъективных факторов в процессе восприятия. Оборудование:Трафареты сложных геометрических фигур из плотного материала, листы для работы и протокол. Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. Опыт 5. Цель: Исследование иллюзии установки. Результат:демонстрация иллюзии веса (иллюзия Мюллера) Оборудование: шары одинакового размера и разные по весу, протокол. Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Занятие 2. Исследование характеристик разных видов памяти Опыт 1 Цель: Изучение объема кратковременной памяти. Результат:исследование объема памяти различными методами (метод Джекобса, вычисление индекса кратковременной памяти). Оборудование: числовые ряды, протокол Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. Опыт 2.1 Цель: Изучение связи установки и запоминания. Результат:Определение влияния установки на запоминание информации Оборудование: ряды слов для запоминания, протокол Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. Опыт 2.2 Цель: Изучение влияния установки на срок запоминания информации Результат:Определение влияния установки на срок запоминание информации Оборудование: ряды слов для запоминания, протокол Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. Опыт 3 Цель: Сравнить продуктивность непосредственного и опосредованного запоминания Результат:Исследование продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания. Оборудование: ряды слов для запоминания по методу «удержанных членов ряда» и по «методу удачных ответов», протокол Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. Опыт 4 Цель: Сравнение процессов узнавания и воспроизведения. Результат:Исследование продуктивность процессов узнавания и воспроизведения одного и того же материала. Оборудование: ряды слов для запоминания, протокол Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. Опыт 5 Цель: Исследование факторов влияющих на сохранение материала в памяти. Результат:Выявление эффектов ретроактивного торможения и интерференции мнемических следов.. Оборудование: слов для запоминания, слова с различной частотой употребления, числовые стимулы, протокол. Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Занятие 3. Диагностика характеристик и видов мышления Опыт 1 Цель: Исследование влияния прошлого опыта на решение задач. Результат:Определение ригидности мыслительных процессов. Оборудование: бланки методики А.С.Лачинса, протокол. Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. Опыт 2 Цель: Изучение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «словесный лабиринт». Результат:Определение подвижности, лабильности мыслительных процессов. Оборудование: карточки со «словесным лабиринтом», протокол. Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. Опыт 3 Цель: Исследование активности вербального и наглядно-образного мышления. Результат:Определение вербальной и образной беглости, гибкости. Оборудование: лист бумаги-протокола. Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. Опыт 4 Цель: Изучение наглядно-образного мышления при решении задач сложения фигур из спичек. Результат:оценка наглядно-образного мышления Оборудование: спички, протокол. Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. Опыт 5 Цель: изучение факторов создающих шаблонность мышления Результат: Определить факторы шаблонности мышления при решении мыслительной задачи и возможности их преодоления. Оборудование: задачи требующие при решении отказа от шаблона. Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Занятие 4. Определение особенностей воображения и внимания Опыт 1 Цель: Особенности творческого воображения. выяснить особенности творческого воображения выраженного в словесной Результат:форме, выбор критериев для оценки творческих работ. Оборудование: неоконченные тексты, отдельные слова Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. Опыт 2 Цель: Исследование индивидуальных особенности воображения. определить степень оригинальности или стереотипности воображения, Результат:уровень сложности воображения, гибкость-ригидность воображения. Оборудование:тест Дж.Гилфорда "Необычное использование", протокол. Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. Опыт 3 Цель: Измерение устойчивости и концентрации внимания. Результат:исследование индивидуальной динамики устойчивости внимания Оборудование:корректурная проба Бурдона-Анфимова, протокол Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. Опыт 4 Цель: Переключаемость внимания. Результат: исследование переключаемости внимания Оборудование: таблицы Шульте, протокол Список литературы: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 199. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |