Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 36.(15)  Виды и уровни развития способностей




Цель занятия:проанализировать понятие и основные модели интеллекта, подходы к пониманию творческих способностей, понятие и критерии обучаемости, обозначить специфические особенности и критерии определения понятий «способности», «одаренность», «талант», «гениальность».

Понятия: интеллект, креативность, обучаемость, одаренность, талант, гениальность.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика общих способностей:

        а) интеллект: понятие, модели и виды

              б) творческие способности личности

              в) обучаемость

2. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

Список источников литературы:

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.

Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. №2.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000.

Карпов Ю.В. Обучаемость как характеристика умственного развития // Вестник МГУ. Серия 14. Психологии. 1990. №2.

Теплов Б.М. Избранные психологические труды. В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. Т.1.

Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Логос, 1996.

Тема 37.(18)  Самосознание

Цель занятия:проанализировать и сопоставить разнообразные подходы к пониманию и структуре самосознания в отечественной психологии, выяснить роль самооценки в развитии личности.

Понятия: самосознание, самопонимание, самоотношение, саморегуляция, самооценка, виды самооценки, уровень притязаний и самооценка

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие самосознания в отечественной психологии.

2. Функции самосознания. Самооценка, ее виды.

3. Структура самосознания и его компоненты.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

Список источников литературы:

Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1993. С.40-42. (конспект)

Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990. С.81-107. (конспект)

Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара: Бахрах-М, 2000.

Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырей. – М.: МГУ,1982. С.127-132.

Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983.

Тема 38. (17)  Проблема «Я» в психологии и «Я-концепция»

Цель занятия:рассмотреть в исторической перспективе вопрос становления проблемы «Я» в психологии, сущность понятия «Я» и «Я-концепция», охарактеризовать структурные компоненты «Я-концепции».

Понятия: «Я», «Я-концепция», «Образ Я».

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема «Я» в психологии.

2. Теоретические предпосылки создания «Я-концепции».

3. Характеристика структурных компонентов «Я-концепции».

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

Список источников литературы:

Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное / Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982, 1984.

Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. С. 30-47. (конспект)

Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984

Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. С. 28-74, 256-270. (конспект)

Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение. 1989.

 С. 84-106. (конспект)

Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара: Бахрах-М, 2000.

 

 

Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (ЧАСТЬ 1)

 

Занятие 1.Исследование особенностей ощущений и восприятия

Опыт 1.

Цель: Исследование мышечно-суставных ощущений.

Результат:определение величины нижнего порога различений мышечно-суставных ощущений массы.

Оборудование:разновесы с грузами в граммах, повязка для глаз, протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 2.

Цель: Определение зрительных пространственных порогов различения (точность глазомера).

Результат:изучение разностного порога чувствительности

Оборудование: листы с нарисованными на них линиями, по аналогии с линейкой Леманна, протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 3.

Цель: Выявление специфика восприятия в деятельности

Результат:исследование роли восприятия в познавательной деятельности.

Оборудование:набор мелких предметов (мел, резинка, ручка, кольцо, монета и.т.п.), протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 4.

Цель: Изучение значения контура предмета для тактильного и зрительного восприятия (по методу Фолькельта).

Результат:исследование роли объективных и субъективных факторов в процессе восприятия.

Оборудование:Трафареты сложных геометрических фигур из плотного материала, листы для работы и протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 5.

Цель: Исследование иллюзии установки.

Результат:демонстрация иллюзии веса (иллюзия Мюллера)

Оборудование: шары одинакового размера и разные по весу, протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

 

Занятие 2. Исследование характеристик разных видов памяти

Опыт 1

Цель: Изучение объема кратковременной памяти.

Результат:исследование объема памяти различными методами (метод Джекобса, вычисление индекса кратковременной памяти).

Оборудование: числовые ряды, протокол

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 2.1

Цель: Изучение связи установки и запоминания.

Результат:Определение влияния установки на запоминание информации

Оборудование: ряды слов для запоминания, протокол

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 2.2

Цель: Изучение влияния установки на срок запоминания информации

Результат:Определение влияния установки на срок запоминание информации

Оборудование: ряды слов для запоминания, протокол

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 3

Цель: Сравнить продуктивность непосредственного и опосредованного запоминания

Результат:Исследование продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания.

Оборудование: ряды слов для запоминания по методу «удержанных членов ряда» и по «методу удачных ответов», протокол

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 4

Цель: Сравнение процессов узнавания и воспроизведения.

Результат:Исследование продуктивность процессов узнавания и воспроизведения одного и того же материала.

Оборудование: ряды слов для запоминания, протокол

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 5

Цель: Исследование факторов влияющих на сохранение материала в памяти.

Результат:Выявление эффектов ретроактивного торможения и интерференции мнемических следов..

Оборудование: слов для запоминания, слова с различной частотой употребления, числовые стимулы, протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

 

Занятие 3. Диагностика характеристик и видов мышления

Опыт 1

Цель: Исследование влияния прошлого опыта на решение задач.

Результат:Определение ригидности мыслительных процессов.

Оборудование: бланки методики А.С.Лачинса, протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 2

Цель: Изучение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «словесный лабиринт».

Результат:Определение подвижности, лабильности мыслительных процессов.

Оборудование: карточки со «словесным лабиринтом», протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 3

Цель: Исследование активности вербального и наглядно-образного мышления.

Результат:Определение вербальной и образной беглости, гибкости.

Оборудование: лист бумаги-протокола.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 4

Цель: Изучение наглядно-образного мышления при решении задач сложения фигур из спичек.

Результат:оценка наглядно-образного мышления

Оборудование: спички, протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 5

Цель: изучение факторов создающих шаблонность мышления

Результат: Определить факторы шаблонности мышления при решении мыслительной задачи и возможности их преодоления.

Оборудование: задачи требующие при решении отказа от шаблона.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

 

Занятие 4. Определение особенностей воображения и внимания

Опыт 1

Цель: Особенности творческого воображения.

выяснить особенности творческого воображения выраженного в словесной Результат:форме, выбор критериев для оценки творческих работ.

Оборудование: неоконченные тексты, отдельные слова

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 2

Цель: Исследование индивидуальных особенности воображения.

определить степень оригинальности или стереотипности воображения, Результат:уровень сложности воображения, гибкость-ригидность воображения.

Оборудование:тест Дж.Гилфорда "Необычное использование", протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 3

Цель: Измерение устойчивости и концентрации внимания.

Результат:исследование индивидуальной динамики устойчивости внимания

Оборудование:корректурная проба Бурдона-Анфимова, протокол

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 4

Цель: Переключаемость внимания.

Результат: исследование переключаемости внимания

Оборудование: таблицы Шульте, протокол

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...