Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 1. Введение в общую психологию
Тема 1. Предмет психологии Основные (ключевые) понятия: психология, психика, отражение, психические явления, душа, сознание, поведение, бессознательное, деятельность, активность. Содержание темы: Психология как наука, ее предмет. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Сознание и бессознательное. Житейские и научные знания о психических явлениях. Развитие представлений о предмете психологии. Представления древних философов о душе (Демокрит, Платон, Аристотель). Сознание как предмет психологии (Р. Декарт, У. Джемс). Психология как наука о поведении – бихевиоризм (Дж. Уотсон). Введение объективного метода в изучение психических явлений. Бессознательное и психоанализ. Современные представления о предмете психологии. Применение категории отражения для характеристики психики (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов). Специфические особенности психического отражения. Активность психического отражения. Связь психики с деятельностью. Основные функции психики в деятельности.
Тема 2. Мозг и психика Основные (ключевые) понятия: психофизиологическая идентичность, психофизиологический параллелизм и психофизиологическое взаимодействие, блоки мозга, функциональная асимметрия полушарий мозга. Содержание темы: Связь психических явлений с работой мозга. Психофизиологическая (психофизическая) проблема. Подходы к рассмотрению соотношения психического и нервно-физиологического. Концепции психофизиологической идентичности, психофизиологического параллелизма и психофизиологического взаимодействия. Три основных блока головного мозга и их функции (А.Р. Лурия). Энергетический блок мозга и его аппараты. Источники поддержания тонуса мозга. Блок приема, переработки и хранения информации. Первичные, вторичные и третичные зоны коры и их функции. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности и его связь со сложными психическими функциями. Функциональная асимметрия полушарий мозга. Концепция доминантности полушарий мозга (Х. Джексон). Взаимодействие полушарий мозга.
Тема 3. Развитие психики в филогенезе Основные (ключевые) понятия: сетевидная, ганглиозная и трубчатая нервная система, раздражимость, чувствительность, инстинктивные формы поведения, навыки и двигательные программы, интеллектуальное поведение. Содержание темы: Психика и эволюция нервной системы. Сетевидная, ганглиозная и трубчатая нервная система. Развитие центральной нервной системы. Раздражимость и чувствительность. Стадии элементарной сенсорной психики, перцептивной психики, стадия интеллекта (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри). Инстинктивные формы поведения. Индивидуально изменчивые формы поведения. Возрастание роли головного мозга в индивидуально изменчивом поведении в процессе эволюционного развития животных. Навыки и двигательные программы. Интеллектуальное поведение животных. Предпосылки интеллектуального поведения: экстраполяционный рефлекс (Л.В. Крушинский), особенности восприятия и памяти животных. Ограниченность интеллектуального поведения животных. Тема 4. Психология и другие науки. Отрасли психологии. Основные (ключевые) понятия:место психологии в системе наук, отрасли психологии, фундаментальные и прикладные отрасли психологии, практическая психология. Содержание темы: Место психологии в системе общественных, естественных и технических наук. Связь психологии с философией, социологией, историей, педагогикой, естествознанием, техническими науками. Отрасли психологии. Общая психология, социальная психология, возрастная психология, педагогическая психология, дифференциальная психология, психология труда, инженерная психология, психология спорта, психология религии, психология искусства, юридическая психология, военная психология, медицинская психология, зоопсихология, психофизиология, психогенетика. Теоретические и прикладные задачи психологии и их взаимосвязь. Практическая психология: психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия. Роль психологии в решении задач общего и профессионального образования и нравственного воспитания личности.
Тема 5. Методы психологии Основные (ключевые) понятия: интроспекция, объективное познание психики, наблюдение, эксперимент, тест. Содержание темы: Интроспекция как метод исследования психики, ее ограниченность. Изучение внешних проявлений психики в деятельности и поведении – основа ее объективного познания (С.Л. Рубинштейн). Виды внешних проявлений психики. Многозначный характер между психическими явлениями и их проявлениями. Характеристика методов психологии. Классификации методов. Организационные, эмпирические методы, методы обработки данных, интерпретационные методы (Б.Г. Ананьев). Наблюдение и его виды. Изучение продуктов деятельности. Анамнез. Метод экспертных оценок. Лабораторный и естественный эксперимент; формирующий эксперимент. Опросные методы. Тесты. Моделирование в психологии. Применение математических методов и технических средств в психологическом исследовании. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |