Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 2. Психические процессы




Тема 6. Общая характеристика психических процессов

        Основные (ключевые) понятия: познавательные и регулирующие процессы, уровни и формы психического отражения.

        Содержание темы:

Познавательные и регулирующие процессы и их функции. Связь психических процессов с особенностями субъекта. Индивидуальное и социальное в психических процессах.

Уровни психического отражения: сенсорно-перцептивный уровень, уровень представлений и речемыслительный уровень (Б.Ф. Ломов). Представленность познавательных процессов в уровнях психического отражения. Ступени чувственного и рационального познания. Взаимосвязь уровней психического отражения. Образная и понятийная (знаковая) формы отражения и их соотношение с уровнями отражения.

 

Тема 7. Ощущения

        Основные (ключевые) понятия: ощущение, анализатор, экстероцептивнные, интероцептивные и пропроиоцептивные ощущения, свойства ощущений, пороги и чувствительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, интерференция, синестезия, развитие чувствительности.

        Содержание темы:

Понятие об ощущениях. Роль ощущений в познавательной деятельности человека. Тонизирующее значение ощущений. Роль ощущений в психическом развитии человека. Подходы к рассмотрению роли ощущений в обеспечении связи человека с внешним миром. Теории, отрицающие возможность правильного отражения воздействий внешнего мира с помощью органов чувств (И. Мюллер, Г. Гельмгольц). Теория специфической энергии органов чувств.

Физиологические основы ощущений. Анализатор и его строение. Специфическая и неспецифическая сенсорные системы. Вторая сигнальная система и ощущения. 

Классификация ощущений на основе выделения рецептивных полей (Ч. Шеррингтон): экстероцептивнные, интероцептивные и пропроиоцептивные ощущения. Контактные и дистантные ощущения. Проявление в разных видах ощущений протопатической и эпикритической чувствительности (Х. Хэд.).

Общие свойства ощущений. Закономерности ощущений. Психофизика ощущений. Абсолютные пороги ощущений и абсолютная чувствительность. Зависимость между нижним абсолютным порогом и абсолютной чувствительностью Разностный порог и разностная чувствительность, зависимость между ними. Основной психофизический закон (закон Вебера - Фехнера). Адаптация и ее виды. Контраст ощущений и его виды. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, интерференция, синестезия.

Компенсаторные возможности ощущений. Условия развития чувствительности. Практическое значение развития чувствительности.

 

Тема 8. Восприятие

        Основные (ключевые) понятия: восприятие, свойства восприятия, внутрианализаторные и межанализаторные нервные связи, зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое виды восприятия, восприятие пространства, времени и движения, наблюдение и наблюдательность.

        Содержание темы:

Понятие о восприятии. Ощущения и перцептивные образы. Активный характер восприятия. Роль моторных компонентов в восприятии (В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, А.Л. Ярбус). Восприятие и деятельность. Опыт и восприятие. Связь восприятия с мышлением.

 Характеристика восприятия в гештальтпсихологии и когнитивной психологии. Характеристика восприятия в отечественной психологии.

Физиологические основы восприятия. Анализ и синтез комплексных раздражителей, осуществляемый анализаторами. Внутрианализаторные и межанализаторные нервные связи. Ориентировочный рефлекс и рефлекс на отношение. Вторая сигнальная система. Роль второго и третьего блоков головного мозга в восприятии.  

Классификация восприятий по преобладающей роли анализатора, по степени произвольности, в зависимости от воспринимаемого объекта, по формам существования материи и по степени развернутости во времени.

Свойства восприятия. Предметность, целостность, структурность восприятия. Выделение предмета из фона. Осмысленность, избирательность и константность восприятия. Апперцепция. Факторы, способствующие объединению элементов в целое и выделению предмета из фона (М.Вертгеймер). Иллюзии восприятия.

Характеристика видов восприятия. Осязательное, зрительное и слуховое восприятие. Восприятие пространства, времени и движения.

Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия в восприятии.

 

Тема 9. Память

        Основные (ключевые) понятия: память, временные связи, реверберация, консолидация следов, кратковременная, долговременная, оперативная память, запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.

       Содержание темы:

Понятие о памяти. Процессы памяти. Связь памяти с другими познавательными процессами. Роль памяти в познавательной деятельности и жизни человека. Память и психическое развитие субъекта. Память – условие единства психической жизни человека, единства его личности. Память как условие накопления и сохранения опыта. Тренировка и развитие памяти. Расстройства памяти.

История исследования процессов памяти. Принципы «сцепления» представлений (Аристотель) и выделение трех типов ассоциаций. Объяснение процессов памяти в ассоциативной психологии. Проблемы памяти в гештальтпсихологии, бихевиоризме, психоанализе, когнитивной психологии. Изучение высших форм памяти в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А.Смирнов).

Физиологические и биохимические основы памяти. Временные связи в нервной системе – физиологическая основа ассоциаций (И.П.Павлов). Способность нервной ткани сохранять следы возбуждения. Консолидация следов возбуждения. Реверберирующие круги возбуждения (Лоренте-де–Но, Мак Келлок). Биохимические основы памяти (Хиден, Мак Коннел). Влияние глии на процессы памяти.

Классификация видов памяти: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по степени осмысленности материала, по продолжительности сохранения материала и обслуживанию памятью актуальных действий, по степени сложности и соотношению образных и обобщенных компонентов. Представления памяти.

Процессы памяти. Запоминание и его виды. Условия эффективного запоминания. Зависимость запоминания от характера деятельности (П.И.Зинченко, А.А.Смирнов). Организация работы памяти с учетом условий эффективного запоминания. Воспроизведение и его виды: узнавание, ассоциативное воспроизведение, персеверация, припоминание, воспоминание. Сохранение и забывание. Факторы, влияющие на забывание. Кривая забывания Г.Эббингауза. Ретроактивное и проактивное торможение. Реминисценция.

Индивидуальные различия памяти.

 

Тема 10. Мышление

        Основные (ключевые) понятия: мышление, мыслительные операции, логические формы мышления, интеллект, наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное мышление, решение задач.

        Содержание темы:

Мышление как высшая ступень познавательной деятельности. Основные признаки мышления. Связь и отличие мышления и процессов чувственного познания. Связь мышления с практической деятельностью. Социальная природа человеческого мышления.

 Язык, сознание и мышление. Роль мышления в когнитивной стороне сознания. Мышление – сторона осознанной, целенаправленной деятельности. Взаимосвязь мышления и речи. Общение и освоение социального опыта – факторы онтогенетического развития мышления. Интеллектуальное поведение и мышление животных.

Теоретические и экспериментальные подходы к изучению мышления. Представления о мышлении в ассоциативной психологии, Вюрцбургской школе, гештальтпсихологии, бихевиоризме, психоанализе. Изучение мышления в отечественной психологии.

Физиологические основы мышления. Опора на имеющиеся нервные связи и формирование новых связей. Роль второй сигнальной системы и ее взаимосвязи с первой сигнальной системой. Ориентировочный рефлекс. Экстраполяционный рефлекс (Л.В. Крушинский). Доминанта (А.А. Ухтомский). Функциональная система (П.К. Анохин).

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация. Логические формы мышления: понятия, суждения и умозаключения (силлогизмы). Развитие понятийного мышления. Виды умозаключений: индукция и дедукция. Понимание и его характеристики.

Мышление и интеллект. Трактовка интеллекта как общей способности, обеспечивающей успешность адаптации к условиям жизни и как обобщенной характеристики умственных способностей, обеспечивающих успешность познавательной деятельности. Структура интеллекта. Вербальный и невербальный интеллект. Модель интеллекта Д.Ж.. Гилфорда. Использование тестирования для оценки интеллекта. Искусственный интеллект.

Виды мышления по степени творчества, по степени развернутости и осознанности процесса мышления, по характеру решаемых задач, по уровню развития и характеру деятельности. Наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное мышление.

Решение задач. Проблемная ситуация и задача. Этапы решения задач. Место и роль вопроса в решении задач. Нахождение способа решения задачи. Проявление алгоритмического, эвристического, интуитивного и дискурсивного мышления в решении разных задач. Роль гипотез в решении задач. Влияние подсказки на решение задач. Роль опыта в решении задач. Влияние на решение задач особенностей мотивации и других личностных характеристик субъекта.

Творческое мышление и его особенности (Д.Ж.. Гилфорд).

Индивидуальность и мышление.

 

Тема 11. Воображение

        Основные (ключевые) понятия: воображение, воссоздающее и творческое, преднамеренное и непреднамеренное виды воображения, мечта, фантазия, грезы, галлюцинации, сновидения, приемы воображения.

        Содержание темы:

Понятие о воображении. Воображение и действительность; особенности психического отражения, характеризующие воображение; опережающее отражение в процессах воображения (Р.Г. Натадзе, О.И. Никифорова, С.Л. Рубинштейн). Опыт и воображение. Связь воображения с другими познавательными процессами. Особенности представлений воображения. Воображение и мышление. Творчество в мышлении и воображении. Роль воображения в жизни и деятельности человека

Физиологические основы воображения. Диссоциация систем нервных связей и образование новых систем связей. Соотношение первой и второй сигнальных систем и воображение. Воображение и органические процессы.

Виды воображения по степени активности, по степени творчества, по степени волевых усилий, по характеру связи с действительностью. Мечта, фантазия, грезы, галлюцинации, сновидения.

Способы создания образов воображения. Агглютинация. Гиперболизация. Заострение. Аналогия. Схематизация. Типизация.

Воображение и индивидуальность.

 

Тема 12. Внимание

        Основные (ключевые) понятия: внимание, свойства внимания, очаг оптимальной возбудимости, доминанта, ориентировочный рефлекс, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание.

        Содержание темы:

Понятие о внимании. Его роль в жизни и деятельности человека. Связь внимания с другими психическими процессами. Внимание как регулирующий процесс. Внимание и ясность сознания. Внимание - характеристика степени интенсивности сознания (С.Л.. Рубинштейн).

Подходы к трактовке внимания. Теории внимания (Н.Н. Ланге). Теория внимания Т.Рибо. Объяснение внимания законами восприятия, эмоций и психомоторики. Подходы к вниманию в отечественной психологии (Н.Ф.Добрынин, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Д.Н.Узнадзе). Исследование внимания в когнитивной психологии (Д.Е.Бродбент, У.Найссер).

Физиологические основы внимания. Очаг оптимальной возбудимости. Доминанта. Ориентировочный рефлекс. Связь внимания с функционированием ретикулярной формации. Вторая сигнальная система и внимание.

Виды внимания по выраженности целевой направленности, по характеру психической активности, по расположению объекта внимания по отношению к субъекту, по широте охвата субъектов.

Свойства (характеристики) внимания. Концентрация, устойчивость, объем, переключение, распределение внимания. Отвлекаемость внимания. Рассеянность внимания и ее виды.

Внимание и индивидуальность.

 

Тема 13. Эмоции и чувства

Основные (ключевые) понятия: эмоции, чувства, стенические и астенические эмоции, амбивалентность чувств, связь эмоций и чувств с различными органическими процессами, чувственный тон, настроение, аффект, стресс, фрустрация, высшие чувства.

        Содержание темы:

Понятие об эмоциях и чувствах. Связь эмоций и чувств с мотивами. Влияние эмоций и чувств на деятельность и поведение. Стенические и астенические эмоции. Функции эмоций и чувств. Амбивалентность чувств. Экспериментальное исследование эмоций.

Основные направления развития представлений об эмоциях. Выделение основных измерений эмоциональных состояний В. Вундтом. Эволюционная теория эмоций Ч.Дарвина. Психоорганические теории: теория Джемса-Ланге и теория Кеннона-Барда. Активационная теория Линдсея-Хебба. Когнитивистские теории: теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера, когнитивно-физиологическая теория С.Шехтера, информационная теория П.В.Симонова. Теория, отражающая влияние эмоций на деятельность (Д.О.Хебб).

Физиологические основы эмоций и чувств. Роль коры и подкорковых образований в эмоциях и чувствах. Роль второй сигнальной системы в эмоциональных переживаниях. Связь эмоций и чувств с различными органическими процессами.

Основные («фундаментальные») эмоции (К. Изард). Формы эмоциональных переживаний. Чувственный тон. Настроение. Аффект. Стресс. Фрустрация.

Высшие чувства. Связь высших чувств с социальными мотивами и отношениями личности. Моральные, интеллектуальные, эстетические и праксические чувства. Страсти.

Эмоции и чувства и индивидуальность.

 

Тема 14. Воля

        Основные (ключевые) понятия: воля, произвольные и волевые действия, структура волевого акт, волевые свойства личности.

        Содержание темы:

Понятие о воле. Воля и сознание. Воля как высший уровень регуляции. Воля и высшие психические функции. Процессы, обеспечивающие волевую регуляцию деятельности и поведения. Признаки волевых явлений. Целенаправленный характер волевой активности. Преодоление трудностей в характеристике воли. Волевое усилие. Произвольные и волевые действия. Функции воли. Воля и познание.

Подходы к рассмотрению проблемы воли. Теория свободы воли. Теория детерминированности воли внешними условиями. Характеристика воли отечественными психологами (С.Л.Рубинштейн, В.И.Селиванов, В.А.Иванников, Е.П.Ильин). Изучение волевых качеств.

Физиологические основы воли. Лобные доли мозга и воля. Абулия и апраксия – нарушения воли, возникающие при мозговых поражениях. Связь воли с двигательной областью мозга. Связь двигательной области с другими участками мозга. Роль второй сигнальной системы в воле. Нисходящая ретикулярная система и воля. Функциональная система и воля. Связь воли с очагом оптимальной возбудимости и доминантой.

Структура волевого акта. Мотивация волевого действия и оформление цели. Борьба мотивов. Принятие решения. Исполнение решения. Связь исполнения решения с волевыми привычками (В.С. Юркевич) и сформированностью волевых свойств личности.

Волевые свойства личности и их формирование. Индивидуальные различия в воле (В.И.Селиванов).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...