Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 6. Сознание и бессознательное
Тема 28. Сознание Основные (ключевые) понятия: сознание, свойства сознания, бытие сознания, рефлексия, деятельностный, когнитивный, регулятивный, коммуникативный, личностный аспекты сознания, функции сознания. Содержание темы: Сознание как качественно новая форма психики. Признаки сознания. Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции. Условия возникновения сознания. Социальная детерминация сознания. Сознание – высший уровень интеграции психических процессов, состояний и свойств. Способность сознания к самопознанию. Основные характеристики (свойства) сознания: активность, интенциональность, процессуально-динамический характер, внутренняя связность, рефлексивность, степень ясности. Сознание и бытие. Бытие сознания (С.Л.Рубинштейн, В.П.Зинченко). Сознание – общий эффект конвергенции труда, общения и познания (Б.Г.Ананьев). Сознание и деятельность. Цель и интенциональность сознания. Реализация в действиях направленности сознания на предмет. Активность сознания. Креативная функция сознания. Общение и сознание. Ведущая роль вербального общения в овладении социальным опытом. Сознание и познание. Сознание и высшие психические функции. Информационная характеристика сознания. Чувственное познание и мышление в сознании. Чувственная ткань сознания и значения (А.Н. Леонтьев). Сознание – непрерывно меняющаяся совокупность чувственных образов, логических структур и состояний, включенных в систему деятельностей. Непрерывность структур сознания во времени и их дискретность в пространстве. Состояние бодрствования как характеристика «потока сознания». Проявление степени интенсивности сознания во внимании. Энергетическая характеристика сознания. Мозговые механизмы, обеспечивающие регуляцию уровня психической активности. Отношение энергетического блока мозга к процессам внимания и сознания. Ведущая роль лобных долей мозга в формировании замыслов, целей и программ, регуляции деятельности и поведения (А.Р. Лурия). Устойчивые характеристики сознания. Сознание – совокупность отношений человека к действительности (Б.Г. Ананьев). Личностный аспект сознания. Личностный смысл (А.Н. Леонтьев). Внутренняя связность сознания и внутренний мир личности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов). Сознание и произвольность в регуляции деятельности и поведения. Биодинамическая ткань движения – как основа для произвольных движений и действий (Н.А. Бернштейн, В.П. Зинченко). Рефлексия в характеристике сознания. Самосознание и Я-концепция. Функции сознания: отражательная, порождающая, регулятивно-оценочная, рефлексивная (В.П. Зинченко). Проявление когнитивной, регулятивной и коммуникативной функций психики на уровне сознания (Б.Ф. Ломов). Структура сознания. Бытийный и рефлексивный уровни сознания. Компоненты сознания. Соотношение в структуре сознания его уровней и компонентов (В.П.Зинченко). Структура сознания на основе выделения его аспектов: деятельностного, когнитивного, регулятивного, коммуникативного, личностного, рефлексивного. Тема 29. Неосознаваемые явления в психике. Связь сознания и бессознательного Основные (ключевые) понятия: бессознательное, неосознаваемые механизмы деятельности, неосознаваемые побудители деятельности, надсознательные явления, субсенсорное восприятие, структуры общественного бессознательного, взаимодействие сознания и бессознательного. Содержание темы: Общая характеристика бессознательного. «Негативное» и «позитивное» определение бессознательного и его соотношения с сознанием. Вклад З. Фрейда в изучение бессознательного. Классификация неосознаваемых явлений. Подсознательное, надсознательное и бессознательное. Классы неосознаваемых явлений. Неосознаваемые механизмы деятельности: неосознаваемые автоматизмы, явления неосознаваемой установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Неосознаваемые побудители деятельности: мотивы и смысловые установки. Надсознательные явления. Субсенсорное восприятие. Структуры общественного бессознательного. Соотношение и взаимодействие сознания и неосознаваемых явлений. Содействующий и противодействующий варианты взаимосвязи сознания и бессознательного. Механизмы психологической защиты и их позитивная и негативная оценки. Раздел 7. Личность Тема 30. Личность в системе современного научного знания Основные (ключевые) понятия:личность,отличительныепризнаки свойств личности,биогенетический, социогенетический, психогенетический подходы к происхождению личности, личность как результат активности человека, активность и реактивность, этапы и механизмы развития личности. Содержание темы: Проблема человека в системе современного научного знания. Смена общенаучных парадигм как объективная предпосылка выдвижения проблемы человека в центр современного научного знания. Понятие личности в философии, социологии и психологии. Отличительные признаки системы психических свойств, процессов, состояний и свойств личности. Проблема биологического и социального, генотипического и фенотипического в развитии личности. Этапы и механизмы формирования личности.
Тема 31.Личность как предмет психологического исследования Основные (ключевые) понятия:предмет психологии личности, отношение, установка, структура личности, методология (номотетический и идеографический подходы) и методы психологического исследования личности. Содержание темы: Психология личности как самостоятельная отрасль психологического знания. Предмет психологии личности. ащиты темы для углубленного изучения (реферат)рафического подходов.гностики личностной сферы и методологиями анализа Понятие отношения и его место в теориях личности (А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин). Отношение и установка (Д.Н.Узнадзе, В.Н.Мясищев). Подходы к пониманию и структуре личности в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов). Методы психологического исследования личности. Номотетическое и идеографическое описание личности. Специфические требования к экспериментальным методам исследования личности.
Тема 32.Личность и индивидуальность Основные (ключевые) понятия:индивид, субъект, личность, ипндивидуальность, интегральная индивидуальность, виды связей, уровни интегральной индивидуальности. Содержание темы: Сущность и соотношение понятий: «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность», «интегральная индивидуальность». Личность и индивидуальность. Теории индивидуальности. Три традиции понимания индивидуальности. Индивидуальность как функциональная характеристика человека. Индивидуальность как единство всех уровней организации человека. Цельность как психологический эквивалент индивидуальности. Понятие интегральной индивидуальности. Характеристика уровней и видов связей в структуре интегральной индивидуальности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 218. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |