Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Раздел 3. Основы психологии личности
ТЕМА 3.1. Представление о личности в психологии
Понятия "индивид", "личность", "индивидуальность" в системе человекознания. История изучения феноменов: "индивид", "личность", "индивидуальность". Соотношение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность". Понятие личности в философии, социологии и психологии. Многозначность понятий "личность" в современной психологии. Теоретические подходы к изучению личности в психологии. Развитие личности. Биологические предпосылки и социальные условия развития личности. Гетерохронность развития человека. Понятие личностной зрелости и жизненного пути. Понятие социализации. Объективный и субъективный подходы к выделению движущих сил развития личности. Психологическая структура личности в отечественной и зарубежной психологии. Психические свойства личности.
ТЕМА 3.2. Темперамент, характер, способности как свойства личности
Темперамент как форма интеграции первичных индивидуальных свойств.
История учений о типах темперамента. Современные теории темперамента. Основные проявления темперамента. Свойства темперамента. Классификация существующих типологий темперамента. Развитие свойств темперамента. Методы исследования темперамента. Понятие индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности. Понятие характера в психологии. Характер и темперамент человека. Основные подходы к изучению характера. Структура характера. Типология характеров в работах П.Б.Ганнушкина и А.Е.Личко. Аналитический подход А.Ф.Лазурского. Акцентуации характера, типология акцентуаций. Пути формирования характера. Представление о способностях в психологии. Способности и задатки. Понятие задатков. Задатки как органические предпосылки способностей. Общие и специальные способности. Связь между способностями, знаниями, умениями и навыками. Виды способностей. Показатели и признаки способностей. Структура сложных способностей. Уровни развития способностей. Условия развития способностей. Психологические требования к деятельности, формирующей и развивающей способности. Понятие об одаренности. Талант и гениальность.
ТЕМА 3.3. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния и свойства личности
Понятие эмоций в психологии. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Основные тенденции в интерпретации эмоций. Теоретические подходы к изучению эмоциональных процессов. Учение об аффектах Б.Спинозы. Трехмерная концепция чувств В.Вундта. Представление Ч.Дарвина о выражении эмоций. Теория эмоций Дж.Ланге. Физиологические теории эмоций. Психоаналитическая концепция эмоций. Развитие представления об эмоциях в отечественной психологии. Назначение и виды эмоциональных процессов. Условия возникновения эмоционального процесса. Эмоциональные состояния. Уровни и виды эмоциональных состояний. Высшие чувства и их значение в развитии и формировании личности. Обусловленность эмоций потребностями и ситуацией. Основные функции эмоций. Свойства эмоциональных процессов. Выражение эмоций. Объективные и субъективные показатели эмоций, их надежность. Специфические особенности эмоциональных процессов по сравнению с познавательными.
ТЕМА 3.4. Воля. Волевые свойства личности
Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Соотношение волевой и произвольной регуляции. Различные подходы к пониманию и исследованию воли. Тенденция в развитии представлений о воле. Теории воли. Свойства воли. Функции воли. Волевые качества личности. Первичные волевые качества личности. Вторичные, или производные, волевые качества. Волевые процессы и их изучение. Воля как высший уровень психической регуляции. Волевая регуляция поведения. Воля, сознание и речь. Развитие волевой регуляции в онтогенезе. Структура волевого действия. Простой и сложный волевой акт. Наличие препятствий, борьба мотивов, как условия возникновения и осуществления волевого акта. Развитие воли у человека. Основные направления развития воли. Воля и формирование высших психических функций человека.
ТЕМА 3.5. Направленность и мотивация деятельности личности
История и современное состояние психологии мотивов. Потребность как свойство живых систем и как основа процессов мотивации. Общая организация мотивационной сферы. Потребности и мотивация. Основные подходы к изучению мотивации. Теории мотивации в зарубежной психологии. Специфика исследования мотивации в бихевиоризме, психоанализе, гештальт-психологии, гуманистической психологии, современной позитивистсткой психологии. Проблема мотивации в психологии деятельности. Проблема активности личности в различных психологических теориях. Мотивационная сфера человека. Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Мотивационные процессы и проблема принятия решений. Установки, уровни проявления установок. Проблема взаимодействия мотивации и ситуационных факторов. Казуальная атрибуция и мотивация. Реакции на состояние фрустрации. Проблема стресса. Понятие оптимума мотивации. Закон Йеркса-Додсона. Мотивация отдельных видов деятельности. Мотивационно-потребностные аспекты деятельности. Мотивация труда и учебной деятельности. Особенности эстетической и нравственной мотивации, их развития в онтогенезе. Проблемы отклонений в мотивационном развитии человека. Мотивация делинквентного поведения.
Учебно-методическая карта дисциплины «Общая психология»
Дневная форма получения образования
Номер раздела, темы, занятия
| Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
| Литература
| Форма контроля знаний
| лекции
| практически (семинарские) занятия
| лабораторные занятия
| управляемая самостоятельная работа студента
| I.
| Общая психология
| 38
| 40
| -
| | | | | 1.1
| Введение в психологию
| 10
| 10
| | | | | | 1.1.1
| Общая характеристика психологии как науки.
| 2
| 2
|
|
|
|
| | 1.1.1.1
| Общая характеристика психологии как науки.
Наука – особая форма знания. Понятие предмета и объекта научного познания. Психологическое познание как деятельность. Общее представление об объекте и предмете психологической науки. Психические явления, доступные психологическому изучению. Специфика научно-психологического знания. Теоретическое и прикладное значение научно-психологических исследований. Значение термина «психология». Задачи научной психологии. Принципы научной психологии. Психология в системе наук. Междисциплинарные связи психологической науки. Связь психологии с естественными, философскими и социальными науками. Этические принципы в психологической науке и практике. Сравнительный анализ и основные различия житейской и научной психологии, их взаимосвязь. Структура, принципы и методы современной психологии. Роль общей психологии в развитии психологического знания, задачи и структура общей психологии. Формы сотрудничества психологической науки и практики. Основные категории психологической науки. Основные принципы психологии.
| 2
|
|
|
|
|
| | 1.1.1.2
| Общая характеристика психологии как науки.
Фундаментальные и прикладные области психологии. Отрасли психологической науки и практики: общая психология, социальная психология, психология развития и возрастная психология, педагогическая, специальная психология, клиническая психология, психофизиология, психология труда и инженерная психология, зоопсихология и сравнительная психология, психология спорта, психология рекламы, психология искусства, юридическая психология, др. Краткая характеристика предмета, задач и методов отдельных отраслей психологии.
|
| 2
|
|
|
| [3,5,6,9,19,27]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.1.2
| Становление предмета изучения в психологической науке.
| 2
| 2
|
|
|
|
| | 1.1.2.1
| Становление предмета изучения в психологической науке.
Предмет изучения психологии. Подходы к пониманию и определению предмета психологии в исторической перспективе. Поиск критериев психики. Общефилософский и общенаучный уровень методологии. Развитие предмета психологии в рамках философии. Предпосылки образования психологии как науки. Становление экспериментальной психологии и выделение психологии в самостоятельную науку. Сознание как предмет психологического исследования. Метод интроспекции. Понятие ассоциации в психологии, ассоциативная психология. Психология как наука о поведении. Обоснование объективного подхода и объективного метода исследования. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Проблема неосознаваемых психических явлений в психоанализе. Целостный подход в понимании психической жизни и возникновение гештальтпсихологии. Основные идеи гуманистического подхода в психологии. Развитие представлений о предмете психологии в отечественной психологической науке. Проблема социальной обусловленности сознания. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Единство процесса овладения культурой и овладения собственной психикой. Роль знаковых систем как средств становления и развития психики человека. Высшие психические функции и их свойства. П.Жане – принцип перехода внешних социальных отношений в структурные компоненты психики. Методология деятельностного подхода. Категория деятельности в психологии. Совместная деятельность людей и возникновение сознания. Строение индивидуальной деятельности человека. Виды деятельности. Представление о ведущих видах деятельности. Деятельностный подход к анализу различных видов активности человека.
Современные представления о предмете психологии. Понятие о психике. Категория отражения в психологии. Теория психического отражения. Структура психики. Виды психических явлений: психические процессы, свойства, состояния, образования, их взаимосвязь в структуре психики. Основные функции психики, их характеристика. Мозг и психика. Соотношение понятий «психика» и «сознание».
| 2
|
|
|
|
|
| | 1.1.2.2
| Становление предмета изучения в психологической науке.
Этапы развития психологии. Связь психологии со смежными науками. Основные принципы психологии. Понятие о психике. Основные функции психики, их характеристика. Особенности психического отражения. Структура психики. Система явлений, изучаемых в современной психологии. Научное и житейское понимание психологических явлений. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
|
| 2
|
|
|
| [3,4,5,6,9,19,27]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.1.3
| Происхождение и развитие психики в филогенезе.
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| 1.1.3.1
| Происхождение и развитие психики в филогенезе.
Истоки психики живых существ. Проблема происхождения психики. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики. Возникновение нервной системы и ее роль в дальнейшем развитии психики. Переход от раздражимости к чувствительности как критерий возникновения психики. Элементарная сенсорная психика. Перцептивная психика. Интеллектуальная стадия развития психики. Формирование сознания – центральное событие антропогенеза. Рефлекторная теория поведения. Основные свойства психического отражения. Уровни отражения у человека. Проблема соотношения биологического, психического и социального в человеке. Соверменный взгляд на взаимосвязь физиологических и психических явлений. Основной механизм совершенствования психического как высшего уровня регуляции деятельности организма. Общественно-историческая природа психики человека. Становление сознания и личности в процессе приобретения общественно-исторического опыта. Развитие высших психических функций у человека. Основные источники развития высших психических функций. Мозг и психика. Проблема локализации психики. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р.Лурия. Сравнение психики животных и человека. Стадии и уровни развития психического отражения у животных. Современные подходы к изучению поведения животных.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1.1.3.2
| Происхождение и развитие психики в филогенезе.
Понимание происхождения психики. Формирование сознания. Соверменный взгляд на взаимосвязь физиологических и психических явлений. Становление личности. Развитие психики человека в онтогенезе.
|
| 2
|
|
|
| [3,5,6,9,17, 19, 23, 27]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.1.4
| Сознание и неосознаваемые психические процессы
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| 1.1.4.1
| Сознание и неосознаваемые психические процессы
Осознаваемое и неосознаваемое психическое содержание. Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых процессов в регуляции деятельности и поведения. Неосознаваемые явления в психике, их классификация и динамические связи с осознаваемыми явлениями. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Навыки и сознание. Явление и понятие установки (Д.Н.Узнадзе). Причины и механизмы осознания неосознанного содержания (феномен объективации, «решение задачи на смысл»). Неосознаваемое сопровождение сознательных действий. Неосознаваемые побудители действий. З.Фрейд о природе бессознательного. Формы проявления бессознательного. Методы выявления неосознаваемых психических процессов. Проблема сознания в психологии и философии. Общественное и индивидуальное сознание. Сознание как форма отражения человеком действительности. Происхождение и развитие сознания. Понятие экстериоризации и интериоризации. Признаки и свойства сознания. Структура сознания. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Методы изучения сознания.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1.1.4.2
| Сознание и неосознаваемые психические процессы
Сознание. Структура сознания. Функции сознания. Проявления сознания. Рефлексия и мотивационно-ценностный характер сознания. Измененное состояние сознания. Сознательное и бессознательное, их соотношение в психике человека. Неосознаваемые побудители сознательных действий. Проблема «бессознательного» в психологии. Надсознательные процессы. Основные источники и условия развития высших психических функций. Проблема самосознания в психологии.
|
| 2
|
|
|
| [3,5,6,9,17, 19, 23, 25, 26, 27]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.1.5
| Методология, методы и этапы психологических исследований
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| 1.1.5.1
| Методология, методы и этапы психологических исследований
Методология научного исследования. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования. Проблема методов исследования в психологии. Основные методы исследования современной психологии, их классификация и характеристика. Организационные методы. Эмпирические методы. Интроспекция как метод исследования психики. Объективные методы исследования формирования и функционирования психических процессов. Наблюдение как основной метод исследования. Виды наблюдений. Требования к научному наблюдению. Эксперимент. Особенности эксперимента как метода исследования. Виды эксперимента. Психодиагностические методы исследования, их характеристика. Биографические методы. Методы обработки данных. Интерпретационные методы. Оптимальные условия их применения для решения научных задач и в практике. Этапы психологического исследования.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1.1.5.2
| Методология, методы и этапы психологических исследований
Психологические методы исследования. Классификация метолов психологического исследования. Использование организационных, эмпирических, методов обработки данных и интерпретационных методов в научных исследования и практической деятельности. Организация психологического исследования.
|
| 2
|
|
|
| [3,5,6,9, 19, 27]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.2
| Человек как субъект познания и деятельности.
| 14
| 16
| | | | | | 1.2.1
| Психология непосредственного чувственного познания (ощущения, восприятие)
| 2
| 4
|
|
|
|
|
| 1.2.1.1
| Психология непосредственного чувственного познания (ощущения, восприятие)
Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Физиологическая основа ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений и особенности их взаимодействия. Пороги ощущений. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств. Явления синестезии и контраста ощущений. Эмпирические характеристики ощущений. Психофизика ощущений. Образы ощущения. Основные свойства ощущений. Ощущение и
восприятие как различные формы отражения реальности. Основные подходы и теории восприятия: структуралистская теория восприятия (В.Вундт, Э.Титченер), гештальттеория восприятия (М.Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), экологическая теория Дж.Гибсона, теория восприятия Г.Гельмгольца, теория восприятия Д.Хэбба, теория перцептивных гипотез Дж.Брунера, теория восприятия У.Найссера. Представления о развитии восприятия Ж.Пиаже. Экспериментальные исследования А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца. Понятие образа мира А.Н.Леонтьева. теория развития путем формирования перцептивных действий А.В. Запорожца и др. Восприятие и деятельность. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Психофизика. Закон Г.Фехнера. Закон С.Стивенса. Формирование предмета и задач психофизики. Пороги ощущений. Методы измерения порогов. Специфика сенсорных и перцептивных образов, условия их возникновения. Стадии становления перцептивного образа. Основные свойства и феномены восприятия. Основные характеристики восприятия. Основные свойства перцептивных образов. Свойства восприятия. Вторичные образы (представления). Основные характеристики представления. Отличительные характеристики представления от восприятия. Пространственно-временная структура вторичных образов: панорамность, взаимообособленность фигуры и фона, выпадение абсолютных величин, преобразование геометрической фигуры в топологическую схему, симультанность, сдвиги в отображении длительности, особенности отображения последовательности. Специфика модальных характеристик вторичного образа, изменения интенсивности характеристик. Производные свойства представлений: неустойчивость, фрагментарность, обобщенность. Их соотнесение с характеристиками первичных образов. Когнитивные схемы и их функции. Восприятие пространства, времени, движения. Процесс восприятия пространства: восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. Исследование конфигуративных аспектов перцептивного образа. Феноменальные характеристики фигуры и фона. Бинокулярное зрение. Зрительные иллюзии. Восприятие движения. Основные признаки восприятия реального движения. Две системы восприятия движения: изображение – сетчатка и глаз – голова. Восприятие времени. Формирование "зрительных образов" у слепоглухонемых детей. Создание искусственных органов чувств и формирование у слепых "кожного зрения". Значение умозаключений и жизненного опыта в восприятии. Апперцепция.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1.2.1.2
| Психология непосредственного чувственного познания (ощущения, восприятие)
Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Физиологическая основа ощущений. Классификация ощущений. Закономерности и характеристики ощущений. Психофизика. Закон Г.Фехнера. Закон С.Стивенса. Формирование предмета и задач психофизики. Пороги ощущений. Методы измерения порогов.
|
| 2
|
|
|
| [2, 4, 5, 6, 9, 10, 18, 19, 26]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.2.1.3
| Психология непосредственного чувственного познания (ощущения, восприятие)
Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Основные подходы и теории восприятия. Сенсорные и перцептивные образы. Свойства и характеристики восприятия. Вторичные образы (представления). Основные характеристики представления. Восприятие пространства, времени, движения. Апперцепция.
|
| 2
|
|
|
| [2, 4, 5, 6, 9, 10, 18, 19, 26]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.2.2
| Психология опосредствованного, обобщенного познания (мышление, речь)
| 4
| 4
|
|
|
|
|
| 1.2.2.1
| Психология опосредствованного, обобщенного познания (мышление, речь)
Понятие мышления. Мышление как процесс активного творческого познания и преобразования действительности. Физиологическая основа мышления. Виды мышления. Связь мышления с другими сторонами сознания человека. Особенности мышления человека. Развитие мышления. Виды мышления, их характеристика. Основные формы мышления. Мыслительные операции. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности. Мышление и мотивация. Представление об операциональном составе процесса решения задач, его средствах и способах. Проблемный характер, фазовая динамика мыслительного процесса. Мышление и интеллект.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1.2.2.2
| Психология опосредствованного, обобщенного познания (мышление, речь)
Понятие о языке и речи. Речь в структуре сознания человека. Специфика изучения речи в психологии. Основные проблемы и методы психолингвистики. Понятие речевой деятельности и речевого действия. Виды речи, их психологические особенности. Функции речи. Развитие речи в онтогенезе. Психолингвистическая модель порождения и функционирования речи. Теории восприятия речи (акустическая, моторная, анализ через синтез и др.). Психосемантика, вербальное и невербальное общение. Взаимосвязь мышления и речи. Значение и смысл. Язык и речь.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1.2.2.3
| Психология опосредствованного, обобщенного познания (мышление, речь)
Понятие мышления. Физиологическая основа мышления. Виды мышления. Особенности мышления человека. Виды мышления, их характеристика. Основные формы мышления. Мыслительные операции. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности. Мышление и интеллект. Развитие мышления.
|
| 2
|
|
|
| [2, 4, 5, 6, 9, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 26, 27]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.2.2.4
| Психология опосредствованного, обобщенного познания (мышление, речь)
Понятие о языке и речи. Речь в структуре сознания человека. Специфика изучения речи в психологии. Виды речи, их психологические особенности. Функции речи. Развитие речи в онтогенезе. Взаимосвязь мышления и речи. Язык и речь.
|
| 2
|
|
|
| [2, 4, 5, 6, 9, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 23, 26, 27]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.2.3
| Память
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| 1.2.3.1
| Память
Общее представление о памяти. Память как высшая психическая функция.
Классификация видов памяти. Процессы памяти и их основные характеристики. Свойства памяти. Закономерности памяти. Психологические теории памяти. Ассоциативная теория памяти. Гештальттеория памяти. Психоаналитическая теория памяти. Бихевиористическая теория памяти. Когнитивные модели памяти. Модель памяти Н.Во и Д.Нормана, модель памяти Р.Аткинсона и Р.Шиффрина. Модель уровневой переработки Ф.Крейка и Р.Локхарта. Представления о памяти в рамках теории деятельности. Физиологические теории памяти. Физические теории памяти. Биохимические теории памяти. Законы памяти. Эффект реминисценции. Индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Мнемотехнические приемы запоминания. Эмоциональный и мотивационный компонент памяти.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1.2.3.2
| Память
Представление о памяти. Память как высшая психическая функция.
Классификация видов памяти. Процессы памяти и их основные характеристики. Свойства памяти. Закономерности памяти. Теории памяти. Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания.
|
| 2
|
|
|
| [2, 4, 5, 6, 9, 10, 14, 17, 18, 19, 23, 26, 27]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.2.4
| Воображение
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| 1.2.4.1
| Воображение
Понятие воображения. Физиологическая основа процессов воображения. Воображение и психические познавательные процессы. Связь с эмоциями. Воображение и личностное развитие. Отличие образов воображения от образов восприятия и памяти. Виды воображения. Основные функции воображения, значение воображения для перехода от чувственного к рациональному познанию. Роль воображения в мыслительном процессе. Различные подходы к объяснению природы воображения в истории психологии. Функции воображения. Развитие воображения. Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Способы создания образов воображения. Воображение и творческие способности, креативность личности.
| 2оображение
|
|
|
|
|
|
| 1.2.4.2
| Воображение
Понятие воображения. Физиологическая основа процессов воображения. Виды воображения. Основные функции воображения.
Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Приемы создания образов воображения. Понятие креативности. Развитие воображения.
|
| 2
|
|
|
| [2, 4, 5, 6, 9, 10, 14, 15, 17, 18, 19, 23, 26, 27]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.2.5
| Внимание
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| 1.2.5.1
| Внимание
Понятие и основные функции внимания. Особенности внимания как психического процесса и как психического состояния. Внимание как ключевая проблема психологии сознания. История учений о внимании в различных направлениях и школах психологии (Вундт, Джеймс, Титченер, Рибо, Ланге и другие). Исследования внимания в когнитивной психологии. Физиологическая основа внимания. Учение о доминанте А. Ухтомского. Роль внимания в регуляции других психических процессов и деятельности. Виды внимания. Внимание как высшая психическая функция. Внимание как проявление активности личности (по Н.Ф.Добрынину). Внимание как действие умственного контроля (по П.Я.Гальперину). Внимание и установка. Свойства внимания. Развитие внимания в онтогенезе. Методы исследования внимания. Технологии развития и коррекции внимания.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1.2.5.2
| Внимание
Понятие внимания. Основные функции внимания. Физиологическая основа внимания. Роль внимания в регуляции других психических процессов и деятельности. Виды внимания. Внимание как высшая психическая функция. Внимание и установка. Свойства внимания. Развитие внимания в онтогенезе. Методы исследования внимания.
|
| 2
|
|
|
| [2, 4, 5, 6, 9, 10, 14, 17, 18, 19, 23, 26, 27]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.2.6
| Психологическая характеристика деятельности человека
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| 1.2.6.1
| Психологическая характеристика деятельности человека
Определение деятельности. Отличие деятельности от поведения и активности. Специфика человеческой деятельности. Структура деятельности. Понятия действия, операции и средства осуществления деятельности. Мотивация деятельности. Внутренние и внешние компоненты деятельности. Виды и развитие человеческой деятельности. Общение как деятельность. Игра как вид деятельности. Учение и его особенности. Труд как деятельность. Деятельность и развитие человека. Понятие ведущего вида деятельности. Структурные преобразования деятельности в процессе ее развития. Умения, навыки, привычки. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Образование умений и навыков. Двигательные умения и навыки. Познавательные умения и навыки. Практические умения и навыки. Понятие привычки и ее места в структуре деятельности.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1.2.6.2
| Психологическая характеристика деятельности человека
Определение деятельности. Специфика человеческой деятельности. Структура деятельности. Виды и развитие человеческой деятельности. Деятельность и развитие человека. Понятие ведущего вида деятельности. Умения, навыки, привычки.
|
| 2
|
|
|
| [2, 4, 5, 6, 9, 10, 14, 17, 19, 22, 23, 26, 27]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.3
| Основы психологии личности
| 14
| 14
|
|
|
|
|
| 1.3.1
| Представление о личности в психологии
| 4
| 4
|
|
|
|
|
| 1.3.1.1
| Представление о личности в психологии
Понятия "индивид", "личность", "индивидуальность" в системе человекознания. История изучения феноменов: "индивид", "личность", "индивидуальность". Соотношение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность". Понятие личности в философии, социологии и психологии. Многозначность понятий "личность" в современной психологии. Теоретические подходы к изучению личности в психологии.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1.3.1.2
| Представление о личности в психологии
Развитие личности. Биологические предпосылки и социальные условия развития личности. Гетерохронность развития человека. Понятие личностной зрелости и жизненного пути. Понятие социализации. Объективный и субъективный подходы к выделению движущих сил развития личности. Психологическая структура личности в отечественной и зарубежной психологии. Психические свойства личности.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1.3.1.3
| Представление о личности в психологии
Понятия "индивид", "личность", "индивидуальность" в системе человекознания. Многозначность понятий "личность" в современной психологии. Теоретические подходы к изучению личности в психологии.
|
| 2
|
|
|
| [1, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 22, 26, 30]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.3.1.4
| Представление о личности в психологии
Развитие личности. Биологические предпосылки и социальные условия развития личности. Гетерохронность развития человека. Понятие личностной зрелости и жизненного пути. Понятие социализации. Движущие силы развития личности. Психологическая структура личности в отечественной и зарубежной психологии. Психические свойства личности.
|
| 2
|
|
|
| [1, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 22, 26, 30]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.3.2
| Темперамент, характер, способности как свойства личности
| 4
| 4
|
|
|
|
|
| 1.3.2.1
| Темперамент, характер, способности как свойства личности
Темперамент как форма интеграции первичных индивидуальных свойств.
История учений о типах темперамента. Современные теории темперамента. Основные проявления темперамента. Свойства темперамента. Классификация существующих типологий темперамента. Развитие свойств темперамента. Методы исследования темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1.3.2.2
| Темперамент, характер, способности как свойства личности
Понятие характера в психологии. Характер и темперамент человека. Основные подходы к изучению характера. Структура характера. Типология характеров в работах П.Б.Ганнушкина и А.Е.Личко. Аналитический подход А.Ф.Лазурского. Акцентуации характера, типология акцентуаций. Пути формирования характера. Представление о способностях в психологии. Способности и задатки. Понятие задатков. Задатки как органические предпосылки способностей. Общие и специальные способности. Связь между способностями, знаниями, умениями и навыками. Виды способностей. Показатели и признаки способностей. Структура сложных способностей. Уровни развития способностей. Условия развития способностей. Психологические требования к деятельности, формирующей и развивающей способности. Понятие об одаренности. Талант и гениальность.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1.3.2.3
| Темперамент, характер, способности как свойства личности
Темперамент как форма интеграции первичных индивидуальных свойств.
История учений о типах темперамента. Современные теории темперамента. Основные проявления темперамента. Свойства темперамента. Классификация существующих типологий темперамента. Развитие свойств темперамента. Методы исследования темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
|
| 2
|
|
|
| [1, 2, 4, 5, 6, 9, 20, 21, 22, 25, 26, 28]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.3.2.4
| Темперамент, характер, способности как свойства личности
Понятие характера в психологии. Основные подходы к изучению характера. Структура характера. Типология характеров. Пути формирования характера. Представление о способностях в психологии. Способности и задатки. Виды способностей. Структура сложных способностей. Уровни развития способностей. Условия развития способностей. Психологические требования к деятельности, формирующей и развивающей способности. Понятие об одаренности. Талант и гениальность.
|
| 2
|
|
|
| [1, 2, 4, 5, 6, 9, 20, 21, 22, 25, 26, 28]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.3.3
| Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния и свойства личности
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| 1.3.3.1
| Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния и свойства личности
Понятие эмоций в психологии. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Основные тенденции в интерпретации эмоций. Теоретические подходы к изучению эмоциональных процессов. Учение об аффектах Б.Спинозы. Трехмерная концепция чувств В.Вундта. Представление Ч.Дарвина о выражении эмоций. Теория эмоций Дж.Ланге. Физиологические теории эмоций. Психоаналитическая концепция эмоций. Развитие представления об эмоциях в отечественной психологии. Назначение и виды эмоциональных процессов. Условия возникновения эмоционального процесса. Эмоциональные состояния. Уровни и виды эмоциональных состояний. Высшие чувства и их значение в развитии и формировании личности. Обусловленность эмоций потребностями и ситуацией. Основные функции эмоций. Свойства эмоциональных процессов. Выражение эмоций. Объективные и субъективные показатели эмоций, их надежность. Специфические особенности эмоциональных процессов по сравнению с познавательными.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1.3.3.2
| Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния и свойства личности
Понятие эмоций в психологии. Теоретические подходы к изучению эмоциональных процессов. Физиологические теории эмоций. Виды эмоциональных процессов. Уровни и виды эмоциональных состояний. Высшие чувства и их значение в развитии и формировании личности. Основные функции эмоций.
|
| 2
|
|
|
| [2, 4, 5, 6, 9, 24, 25, 26, 27]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.3.4
| Воля. Волевые свойства личности
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| 1.3.4.1
| Воля. Волевые свойства личности
Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Соотношение волевой и произвольной регуляции. Различные подходы к пониманию и исследованию воли. Тенденция в развитии представлений о воле. Теории воли. Свойства воли. Функции воли. Волевые качества личности. Первичные волевые качества личности. Вторичные, или производные, волевые качества. Волевые процессы и их изучение. Воля как высший уровень психической регуляции. Волевая регуляция поведения. Воля, сознание и речь. Развитие волевой регуляции в онтогенезе. Структура волевого действия. Простой и сложный волевой акт. Наличие препятствий, борьба мотивов, как условия возникновения и осуществления волевого акта. Развитие воли у человека. Основные направления развития воли. Воля и формирование высших психических функций человека.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1.3.4.2
| Воля. Волевые свойства личности
Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Соотношение волевой и произвольной регуляции. Различные подходы к пониманию и исследованию воли. Теории воли. Свойства воли. Функции воли. Волевые качества личности. Волевые процессы и их изучение. Воля как высший уровень психической регуляции. Волевая регуляция поведения. Воля, сознание и речь. Развитие волевой регуляции в онтогенезе. Структура волевого действия. Простой и сложный волевой акт. Воля и формирование высших психических функций человека.
|
| 2
|
|
|
| [2, 4, 5, 6, 9, 12, 13, 25, 26, 27]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| 1.3.5
| Направленность и мотивация деятельности личности
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| 1.3.5.1
| Направленность и мотивация деятельности личности
История и современное состояние психологии мотивов. Потребность как свойство живых систем и как основа процессов мотивации. Общая организация мотивационной сферы. Потребности и мотивация. Основные подходы к изучению мотивации. Теории мотивации в зарубежной психологии. Специфика исследования мотивации в бихевиоризме, психоанализе, гештальт-психологии, гуманистической психологии, современной позитивистсткой психологии. Проблема мотивации в психологии деятельности. Проблема активности личности в различных психологических теориях. Мотивационная сфера человека. Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Мотивационные процессы и проблема принятия решений. Установки, уровни проявления установок. Проблема взаимодействия мотивации и ситуационных факторов. Казуальная атрибуция и мотивация. Реакции на состояние фрустрации. Проблема стресса. Понятие оптимума мотивации. Закон Йеркса-Додсона. Мотивация отдельных видов деятельности. Мотивационно-потребностные аспекты деятельности. Мотивация труда и учебной деятельности. Особенности эстетической и нравственной мотивации, их развития в онтогенезе. Проблемы отклонений в мотивационном развитии человека. Мотивация делинквентного поведения.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1.3.5.2
| Направленность и мотивация деятельности личности
История и современное состояние психологии мотивов. Потребность как свойство живых систем и как основа процессов мотивации. Общая организация мотивационной сферы. Теории мотивации в зарубежной психологии. Проблема мотивации в психологии деятельности. Мотивационная сфера человека. Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Установки, уровни проявления установок. Казуальная атрибуция и мотивация.
|
| 2
|
|
|
| [2, 4, 5, 6, 9,11.ю 12, 14, 24, 25, 29]
| устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов и учебных сообщений;
тестовый контроль;
коллоквиум
подготовка мультимедийных презентаций.
Практические задания (анализ первоисточников, решение задач по общей психологии)
| ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Основная литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001.
2. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – 3-е изд., доп. и испр. – М.:Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.: ил.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М.,2005.-336 с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие для вузов.-Спб.:Питер, 2006-2010.-582с.
5. Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. / под ред. Б.С.Братуся; МГУ им. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, Каф. общей психологии.-2-е изд.,испр. и доп. -М.: Академия, 2006, 2007.
6. Психология: Учеб. для вузов / Аллахвердов В.М., Безносов С.П. Богданов В.А. и др.; Отв. ред. А.А. Крылов. 2-е изд., - М.: Проспект, 2005-2008. – 743 с.: изд.-во: Велби, Проспект.
7. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер,2002. – 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).
8. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Под ред. Реана А.А. - СПб, 2000.
9. Психология: учеб. для гуманит. ВУЗов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005. – 651 с.
10. Современный психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.-М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.- 490 с.
дополнительная литература
11. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. - М., МПСИ , 1999.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., МПСИ, 1995.
13. Большая психологическая энциклопедия./ Авт. кол. Альмуханова А.Б., Гладкова Е.С., Холодова Т.А. и др. М.: Эксмо, 2007.-544 с.
14. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - М., 1997.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997.
16. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996.
17. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. — М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. — 400 с.
18. Когнитивная психология. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. — М.: Издательство «ПЕР СЭ», 2002.
19. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие.- СПб.: Питер.2009.-256 с. ил.- (Серия «Учебное пособие»).
20. Лазурский Н.Д. Очерк науки о характерах. – М., 1995.
21. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М., 1997.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005.
23. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2007. — 320 с.
24. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: АСТ: Астрель, 2009.-704 с.: ил.- (Хрестоматия по психологии).
25. Психические состояния /Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Изд.-во Питер, 2000.- 512 с.(Серия «Хрестоматия по психологии»).
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сост. авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский и К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
27. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов по психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию». — 4-е перераб. изд. — М.: Смысл, 2003. — 687 с.
28. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 544 с.
29. Ухтомский А.А. Доминанта. — СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
30. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб, 1999.
План семинарских занятий
|