Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требования к освоению учебной дисциплины в соответствии с образовательным стандартом.




УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

_________________________ А.И. Жук

__________________________________

Регистрационный № ТД-__________/тип.

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Учебно-методический комплекс

для высших учебных заведений по специальностям:

 

1-03 03 01      Логопедия;

1-03 03 06      Сурдопедагогика;

1-03 03 07      Тифлопедагогика;

1-03 03 08      Олигофренопедагогика.

 

СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию ____________________ П.Д. Кухарчик ____________________   СОГЛАСОВАНО Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» _______________________ И.В. Казакова _______________________
Начальник Управления высшего и среднего специального образования ___________________ Ю.И. Миксюк ___________________   Эксперт-нормоконтролер   _________________ _________________ _________________

 

Минск 2013


СОСТАВИТЕЛИ:

М.В. Кравцова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры основ специальной педагогики и психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

 

проректор по учебной работе учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»,   кандидат психологических наук, доцент                                                         Е.Л. Касьяник

 

доцент кафедры педагогики и психологии Института социально-гуманитарного образования БГЭУ, кандидат психологических наук, доцент, Е.С. Макеева                             

 

Рекомендована к утверждению:

 

Кафедрой основ дефектологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № 14 от 17.04.2008 г.);

 

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № 3 от 24.04.2008 г.);

 

Секцией научно-методического совета по социально-педагогическому, медико-психологическому и специальному образованию Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию

(протокол № 2 от 14.05.2008 г.)

 

 

Ответственный за выпуск: М.В.Кравцова




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дисциплина «Общая психология» предназначена для подготовки специалистов по специальностям 1 – 03 03 01 «Логопедия», 1 – 03 03 06 «Сурдопедагогика», 1 – 03 03 07 «Тифлопедагогика», 1-03 03 08 «Олигофренопедагогика».

Целью изучения дисциплины «Общая психология» является формирование у студентов представлений о закономерностях развития и функционирования психики, овладение основами общей психологической грамотности, формирование умения ориентироваться в современных методологических представлениях психологической науки.

Основное внимание в настоящей учебной дисциплине уделяется теоретическим проблемам психологии, развитию научно-категориального аппарата, рассматриваются закономерности и механизмы основных психических явлений. Рассматривается вклад отечественных и зарубежных ученых в современное понимание психической реальности, последние достижения психологической науки.

Задачи дисциплины направлены на усвоение знаний и формирование умений студентов, связанных с анализом методологических основ в психологии, подходов к пониманию и определению предмета психологии, проблем научного исследования психических явлений, особенностей психических процессов, свойств, состояний, психических характеристик личности.

В процессе лекционных и практических занятий предполагается решить следующие основные задачи:

1. Сформировать знания о фундаментальных общетеоретических проблемах

общей психологии. 

2. Сформировать научно-категориальный профессиональный понятийный апарат.

3. Развить способность к анализу связей, лежащих в основе формирования и развития психических явлений.

4. Развитие научного мировоззрения и профессиональной мотивации.

 

Учебно-методический косплекс базируется на программе по дисциплине «Психология», составленной в соответствии с новым образовательным стандартом по специальности 1 - 03 03 05 - 03 (Логопедия. Специальная психология), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 №40, одним из разделов которой является раздел «Общая психология». Раздел I «Общая психология» программы дисциплины «Психология» включает в себя основные вопросы теории и методологии психологии: общая характеристика психологии как науки, развитие взглядов на сущность психических явлений в различных научных школах, происхождение и развитие психики, происхождение и развитие сознания человека, методология, методы и этапы психологических исследований. Раздел раскрывает изучение когнитивных, регулятивных и эмоционально-волевых психических процессов, представляет психологическую характеристику деятельности человека, рассматривает личность и её индивидуально-типологические особенности как общепсихологическую категорию.

   Учебная дисциплина «Общая психология» является структурообразующей, фундаментальной дисциплиной в системе подготовки специалистов в области специального образования. Она позволяет сформировать у студентов знание о системе психологических наук, сущности и происхождении психики, структуре и функциях психики, особенностях психических процессов, свойств и состояний человека; обеспечивает формирование умений использовать знания о закономерностях функционирования психики человека в педагогическом процессе; изучать психические процессы, свойства и состояния человека; проводить сравнительный анализ различных подходов к изучению психики человека.

 

Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста с высшим образованием соответствующего профиля, связи с другими учебными дисциплинами

«Общая психология» является базисом знаний для изучения таких дисциплин как «Психология развития», «Основы психолого-педагогической диагностики», «Социальная психология» «Специальная психология». 

Требования к освоению учебной дисциплины в соответствии с образовательным стандартом.

Образовательным стандартом первой ступени высшего образования по циклу психологических дисциплин названных специальностей определён минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных знаний, умений и навыков, составляющих психологическую компетентность выпускника вуза. Для успешной педагогической работы, студенты должны

знать:

- основные функции и общекультурное значение психологии в системе наук о человеке и обществе;

- основные методологические принципы психологической науки;

- научный категориальный аппарат общей психологии;

- закономерности функционирования и развития психики с позиций существующих подходов в отечественной и зарубежной науке;

- методы изучения психологических феноменов;

- индивидуально-психологические свойства, качества и особенности личности, механизмы мотивации и способы регуляции поведения и деятельности;

 

уметь:

- анализировать психологические теории возникновения и развития психики;

- осуществлять научный анализ психических явлений с позиции современных научных достижений в области психологии;

- определять и учитывать при решении профессиональных проблем индивидуально-психологические и личностные особенности людей;

- определять и адекватно использовать методологические основы своей научно-исследовательской или практической работы;

- использовать систему психологических категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в области специального образования;

- оперировать понятиями и терминами общей психологии;

- выбирать методы, адекватные целям своего научного исследования и практической работы;

- пользоваться основными принципами психологии;

- прогнозировать динамику функционирования психических процессов, свойств, состояний личности;

- применять знания по общей психологии при изучении и описании функционирования и развития психики, сознания и самосознания личности;

- использовать психолого-педагогические знания для решения воспитательных и образовательных задач;

- осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания и профессионального самосовершенствования;

 

владеть:

- навыками научного анализа и интерпретации психических явлений;

- применения основных фундаментальных понятий общей психологии;

- эффективного использования инструментария общей психологии в постановке и решении научных и профессиональных практических задач;

- навыками ведения дискуссии.

- навыками применения психологических знаний для решения социальных задач;

 

Рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания:

В ходе учебной дисциплины используются следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

– словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, самостоятельная работа с учебными пособиями и монографиями, семинары);

– наглядные методы (метод иллюстраций и метод демонстраций);

– практические методы (упражнения, лабораторные и практические работы);

– активные методы обучения (брейнсторминг, case-study, круглый стол, деловая игра, проблемное обучение);

– методы проблемного обучения (сообщающее изложение с элементами проблемности, диалогическое проблемное изложение, частично-поисковый метод).

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов:

– анализ первоисточников.

– решение задач по вопросам общей психологии.

 

Общее количество часов и количество аудиторных часов отводимое на изучение учебной дисциплины в соответствии типовым учебным планом по специальности (направлению специальности)

В соответствии с учебным планом на изучение всей дисциплины отводится 128 аудиторных часов, в которые включены лекционные, практические и лабораторные занятия.

Кроме того, предусмотрена организация самостоятельной работы студентов, направленной на ознакомление с основной и дополнительной литературой, конспектирование и анализ первоисточников, подготовку к семинарским (практическим), коллоквиуму.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...