Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Требования к освоению учебной дисциплины в соответствии с образовательным стандартом.Стр 1 из 14Следующая ⇒
УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь _________________________ А.И. Жук __________________________________ Регистрационный № ТД-__________/тип.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс для высших учебных заведений по специальностям:
1-03 03 01 Логопедия; 1-03 03 06 Сурдопедагогика; 1-03 03 07 Тифлопедагогика; 1-03 03 08 Олигофренопедагогика.
Минск 2013 СОСТАВИТЕЛИ: М.В. Кравцова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры основ специальной педагогики и психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
проректор по учебной работе учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования», кандидат психологических наук, доцент Е.Л. Касьяник
доцент кафедры педагогики и психологии Института социально-гуманитарного образования БГЭУ, кандидат психологических наук, доцент, Е.С. Макеева
Рекомендована к утверждению:
Кафедрой основ дефектологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 14 от 17.04.2008 г.);
Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 3 от 24.04.2008 г.);
Секцией научно-методического совета по социально-педагогическому, медико-психологическому и специальному образованию Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию (протокол № 2 от 14.05.2008 г.)
Ответственный за выпуск: М.В.Кравцова ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Общая психология» предназначена для подготовки специалистов по специальностям 1 – 03 03 01 «Логопедия», 1 – 03 03 06 «Сурдопедагогика», 1 – 03 03 07 «Тифлопедагогика», 1-03 03 08 «Олигофренопедагогика». Целью изучения дисциплины «Общая психология» является формирование у студентов представлений о закономерностях развития и функционирования психики, овладение основами общей психологической грамотности, формирование умения ориентироваться в современных методологических представлениях психологической науки. Основное внимание в настоящей учебной дисциплине уделяется теоретическим проблемам психологии, развитию научно-категориального аппарата, рассматриваются закономерности и механизмы основных психических явлений. Рассматривается вклад отечественных и зарубежных ученых в современное понимание психической реальности, последние достижения психологической науки. Задачи дисциплины направлены на усвоение знаний и формирование умений студентов, связанных с анализом методологических основ в психологии, подходов к пониманию и определению предмета психологии, проблем научного исследования психических явлений, особенностей психических процессов, свойств, состояний, психических характеристик личности. В процессе лекционных и практических занятий предполагается решить следующие основные задачи: 1. Сформировать знания о фундаментальных общетеоретических проблемах общей психологии. 2. Сформировать научно-категориальный профессиональный понятийный апарат. 3. Развить способность к анализу связей, лежащих в основе формирования и развития психических явлений. 4. Развитие научного мировоззрения и профессиональной мотивации.
Учебно-методический косплекс базируется на программе по дисциплине «Психология», составленной в соответствии с новым образовательным стандартом по специальности 1 - 03 03 05 - 03 (Логопедия. Специальная психология), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 №40, одним из разделов которой является раздел «Общая психология». Раздел I «Общая психология» программы дисциплины «Психология» включает в себя основные вопросы теории и методологии психологии: общая характеристика психологии как науки, развитие взглядов на сущность психических явлений в различных научных школах, происхождение и развитие психики, происхождение и развитие сознания человека, методология, методы и этапы психологических исследований. Раздел раскрывает изучение когнитивных, регулятивных и эмоционально-волевых психических процессов, представляет психологическую характеристику деятельности человека, рассматривает личность и её индивидуально-типологические особенности как общепсихологическую категорию. Учебная дисциплина «Общая психология» является структурообразующей, фундаментальной дисциплиной в системе подготовки специалистов в области специального образования. Она позволяет сформировать у студентов знание о системе психологических наук, сущности и происхождении психики, структуре и функциях психики, особенностях психических процессов, свойств и состояний человека; обеспечивает формирование умений использовать знания о закономерностях функционирования психики человека в педагогическом процессе; изучать психические процессы, свойства и состояния человека; проводить сравнительный анализ различных подходов к изучению психики человека.
Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста с высшим образованием соответствующего профиля, связи с другими учебными дисциплинами «Общая психология» является базисом знаний для изучения таких дисциплин как «Психология развития», «Основы психолого-педагогической диагностики», «Социальная психология» «Специальная психология». Требования к освоению учебной дисциплины в соответствии с образовательным стандартом. Образовательным стандартом первой ступени высшего образования по циклу психологических дисциплин названных специальностей определён минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных знаний, умений и навыков, составляющих психологическую компетентность выпускника вуза. Для успешной педагогической работы, студенты должны знать: - основные функции и общекультурное значение психологии в системе наук о человеке и обществе; - основные методологические принципы психологической науки; - научный категориальный аппарат общей психологии; - закономерности функционирования и развития психики с позиций существующих подходов в отечественной и зарубежной науке; - методы изучения психологических феноменов; - индивидуально-психологические свойства, качества и особенности личности, механизмы мотивации и способы регуляции поведения и деятельности;
уметь: - анализировать психологические теории возникновения и развития психики; - осуществлять научный анализ психических явлений с позиции современных научных достижений в области психологии; - определять и учитывать при решении профессиональных проблем индивидуально-психологические и личностные особенности людей; - определять и адекватно использовать методологические основы своей научно-исследовательской или практической работы; - использовать систему психологических категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в области специального образования; - оперировать понятиями и терминами общей психологии; - выбирать методы, адекватные целям своего научного исследования и практической работы; - пользоваться основными принципами психологии; - прогнозировать динамику функционирования психических процессов, свойств, состояний личности; - применять знания по общей психологии при изучении и описании функционирования и развития психики, сознания и самосознания личности; - использовать психолого-педагогические знания для решения воспитательных и образовательных задач; - осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания и профессионального самосовершенствования;
владеть: - навыками научного анализа и интерпретации психических явлений; - применения основных фундаментальных понятий общей психологии; - эффективного использования инструментария общей психологии в постановке и решении научных и профессиональных практических задач; - навыками ведения дискуссии. - навыками применения психологических знаний для решения социальных задач;
Рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания: В ходе учебной дисциплины используются следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: – словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, самостоятельная работа с учебными пособиями и монографиями, семинары); – наглядные методы (метод иллюстраций и метод демонстраций); – практические методы (упражнения, лабораторные и практические работы); – активные методы обучения (брейнсторминг, case-study, круглый стол, деловая игра, проблемное обучение); – методы проблемного обучения (сообщающее изложение с элементами проблемности, диалогическое проблемное изложение, частично-поисковый метод).
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: – анализ первоисточников. – решение задач по вопросам общей психологии.
Общее количество часов и количество аудиторных часов отводимое на изучение учебной дисциплины в соответствии типовым учебным планом по специальности (направлению специальности) В соответствии с учебным планом на изучение всей дисциплины отводится 128 аудиторных часов, в которые включены лекционные, практические и лабораторные занятия. Кроме того, предусмотрена организация самостоятельной работы студентов, направленной на ознакомление с основной и дополнительной литературой, конспектирование и анализ первоисточников, подготовку к семинарским (практическим), коллоквиуму. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 206. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |