Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система источников трудового права




 

Национальная система источников трудового права может быть представлена в следующем виде:

 

1. Конституция

2.Международные договоры, ратифицированные Республикой (часть 2 статьи 8, часть 4 статьи 116 Конституции Республики Беларусь, а также статья 8 ТК).

3. Заключения Конституционного суда

4.Трудовой Кодекс

5. Законы Республики Беларусь

6. Декреты Президента

Сейчас есть только временные декреты, а декретов, изданных в порядке делегированных полномочий, нет.

7.Указы Президента (статья 85 Конституции, статья 2 Закона «О нормативных правовых актах»).

8. Постановления Совета Министров Республики Беларусь

9.Постановления пленума Верховного суда Республики Беларусь

10. Ведомственные нормативные правовые акты (постановления Министерства труда и социальной защиты и акты государственных комитетов и ведомств)

11. Решения местных органов власти

12. Локальные нормативные правовые акты

13.  Коллективные договоры, соглашения
     

 

Вопрос о месте национальных нормативных правовых актов в системе источников трудового права является спорным. В соответствии со статьей 7 ТК, коллективные договоры, соглашения поставлены на один уровень с локальными нормативными правовыми актами и ниже актов законодательства о труде, однако в теории трудового права указывается, что при определении места нормативного договора в иерархии источников необходимо учитывать тот уровень, на котором оно принималось и юридическую силу актов того органа, который принимал участие в их принятии.

 

Общая характеристика основных нормативных правовых актов о труде

 

Изучить самостоятельно!!!!!

Характеристика Конституции, ТК, законов, декретов Президента.

 

Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

 

Временные пределынормативных правовых актов определяются вступлением их в силу и прекращением их действия. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов регулируется Положением «Об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов» утвержденном декретом главы государства от 10 декабря 1998 года № 22.

Нормативные акты о труде, как правило, действуют бессрочно. По общему правилу они не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после вступления их в силу (часть 1 статьи 9 ТК).

Исключение из этого правило, предусмотрено статьей 67 Закона «О нормативных правовых актах».

Статья 67. Обратная сила нормативного правового акта

 

(в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2008 N 410-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Придание обратной силы нормативному правовому акту не допускается, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность. Нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

 

 

По сфере действия в пространстве источники трудового права можно подразделить на:

 

ü общенациональные;

ü местные (в рамках территории);

ü локальные (в рамках предприятия).

 

По кругу лиц:

ü общие;

ü специальные (охватывающие определенные категории работников).

 

Значение судебной практики высших органов судебной власти

 

В правовой системе Республики Беларусь, относящейся к романо-германской правовой семье, судебный прецедент, как правило, не признается источником права. Важно различать термины «судебный прецедент» и «судебная практика». «Судебная практика» более широкий термин, чем «судебный прецедент».

 

«Судебная практика бывает трех видов:

 

1. Текущая практика по конкретным делам;

2. Обобщенная практика;

3. Руководящая практика, то есть руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства.

 

Понятием «судебный прецедент» охватывается первым видом судебной практики. Он определяется как право, состоящее из норм и принципов, созданных и применяемых в суде судьями в процессе вынесения судебных решений (Гросс ©).

Третий вид трудовой практики(руководящая практика) больше всего приближается к правовым нормам, так как в процессе разъяснений на основе судебного толкования высшая судебная инстанция формирует так называемые правоположения.

 

Правоположения – это общие правила правоприменительной деятельности судов, которые складываются в результате судейского усмотрения в сложных случаях толкования правовых норм, их конкретизации, преодоления правовых коллизий и пробелов в праве.

 

Правоположения отличает новизна и нормативность. Они являются образцами правоприменения (иногда правоположения называют интерпретационными нормами).

В связи наделением Конституционного суда правом принятия заключений о прекращении действия любых нормативных правовых актов, можно говорить о том, что Конституционный суд обладает правотворческой функцией. Отмененный акт прекращает свое действие с момента, определяемого Конституционным судом. Поэтому заключения Конституционного суда имеют подконституционных характер, так как могут содержать временные нормы. Решения носят подзаконный характер.

 

Международно-правовое регулирование труда

 

Понятие международно-правового регулирования труда. Международное публичное трудовое право

Субъекты международного публичного трудового права

Источники международного публичного трудового права. Международные стандарты, закрепленные в актах ООН

Международная организация труда

Декларации, конвенции и рекомендации Международной организации труда

Роль международных норм и принципов в сфере труда

Многосторонние международные акты и двусторонние межгосударственные соглашения по регулированию отношений в сфере труда










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...