Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
Трудовой спор (правовая категория) ≠ трудовой конфликт (психологическая категория)
Спор – конфликт, неурегулированный переговорами
Причины споров: Ø повышенные требования к работникам Ø неэффективный менеджмент Ø несовпадение интересов работника и работодателя Ø психологические факторы
ТК РФ – 2 специальные главы, посвященные трудовым спорам
Медиация – только в отношении коллективных трудовых споров Трудовые споры не рассматривают даже мировые судья Принципы рассмотрения трудовых споров: 1) законность 2) оперативность рассмотрения споров (механизм и структура органов – содействие реализации этого принципа) 3) участие работника в рассмотрении трудового спора 4) иные (см. гражданский процесс)
Споры: 1) исковые – касаются применения законодательства (одна из сторон не выполняет заранее определенные правила игры) 2) неисковые (связаны с установлением условий труда)
Статистика: Ø оплата труда – 80 % Ø увольнение – 8 % Ø материальная ответственность Ø остальные категории – около 4 % (на все)
Классификация по субъектам: 1) работодатель и работник 2) работодатель и коллектив работников (коллективного иска нет! в отношении каждого – отдельное решение)
Инициировать могут не только субъекты (работодатель, работник), но и профсоюз, прокурор (если он обнаружил нарушение законодательства)
Органы рассмотрения трудовых споров (по ТК РФ) 1) КТС 2) суд Инспекция труда – рассматривает жалобы и заявления о нарушенных правах, может выписать обязательные предписания (порой о восстановлении на работе – как? нет таких полномочий!)
Законодатель по максимуму нацеливает стороны на примирение. Если не удалось – юрисдикционная стадия Рассмотрение трудовых споров в КТС До 1992 года – КТС – обязательный этап при рассмотрении трудовых споров Конституция 1993 года – право на судебную защиту трудовых прав. Роль КТС была утеряна. Сейчас – экзотика ))) КТС в настоящее время не является обязательным этапом – у работника право выбора (в суд / в КТС)
Сверхоперативное рассмотрение конфликта, без угрозы конфиденциальной информации организации – КТС.
КТС – уникальный орган: создается на паритетной основе (равное представительство от работодателя и от работников / профсоюза – четное количество членов КТС; отличие от суда – 1 или 3) КТС может рассматривать спор только при равном представительстве – если КТС состоит из 4 человек, один уехал, спор будут рассматривать не 3 оставшихся, а 2. Тайное голосование! Весело, если в КТС 4 человека ))))
Ранее практика – единогласное решение! Блокирование решений. Сейчас – большинство
КТС рассматривает все споры, за исключением непосредственно отнесенных к компетенции суда КТС рассматривает трудовой спор в течение 10 календарных дней с момента подачи заявления. КТС не вправе рассматривать спор в отсутствии работника. Исключение: работник написал заявление. Обращаться в КТС можно в течение 3 месяцев с момента, когда работник узнал / д.б. узнать о нарушении права (срок исковой давности) Работодателю дается 1 год! 1 месяц – на оспаривание увольнения
КТС: организационная работа по обеспечению деятельности – на работодателе Деятельность КТС – не подчиняется ГПК (не является судебным органом). Д.б. локальный акт, регламентирующий порядок рассмотрения ею споров.
КТС ведет протокол. Любая из сторон имеет право оспорить решение КТС Копия решения д.б. представлена в течение 3 дней обеим сторонам. Если работодатель не исполняет решение, работник может в течение 10 дней: 1) пойти в суд («вторая инстанция») 2) пойти в КТС, где ему дадут удостоверение, по силе равное исполнительному листу. С ним работник может пойти к судебному приставу
Рассмотрение трудовых споров в судах Мировые суды не рассматривают трудовые споры!
Категории дел, непосредственно рассматриваемые судом: ст. 391 1) увольнение (ТПО уже прерваны!) 2) прекращение трудового договора 3) споры, которые предшествуют ТПО (о заключении трудового договора) 4) споры о переводах на другую работу 5) споры лиц, которые считают себя подвергнутыми дискриминации 6) иски работодателя о возмещении ущерба, причиненного работодателю 7) если работник работает у работодателя – ФЛ, не являющегося ИП, работники религиозных организаций
Работник освобождается от судебных расходов. Исключение: работник предъявляет иск о возмещении морального вреда (спор неимущественного характера)
Сроки обращения в суд – ст. 392
Спор о переводе – решение суда подлежит немедленному исполнению
Денежная претензия – подлежит полному возмещению Комитет по конституционному надзору: одно из первых решений: если ущемлены финансовые интересы работника, они д.б. возмещены в полном объеме
Работник может требовать изменения формулировки увольнения.
Спор о вынужденном прогуле: если решение будет вынесено в пользу работника – оплата за все время, независимо от того, работал ли работник это время.
Невозможно обратно взыскать деньги, присужденные работнику судебным решением. Исключение: в основе решения суда – подложные документы, представленные работником.
25.04.2012
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ (КТС)
Понятие и нормативная база Эти споры – продолжение социального партнерства Основные стороны социального партнерства присутствуют на всех стадиях КТС СССР – не было этого института (по факту – были, особенно – период НЭПа) «Возрождение» - конец 80-х гг. Закон от 9.12.1989 – «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 – «О соцпартнерстве и разрешении споров (конфликтов)» Закон 23.11.1995 – перенесен в ТК РФ Самые существенные изменения: ФЗ от 22.11.2011 г. Если стороны, выслушав друг друга, пойдут на уступки – КТС может рекратиться на любой стадии
Легальное определение КТС – ст. 398 Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Характерные черты: 1) неурегулированные разногласия 2) 4 группы сторон: работники – несогласные с действиями работодателя (коллективный субъект ТП); представители работников (профсоюзы, иные представители – ст. 31); работодатель (ст. 20 – 4 типа работодателей, в т. ч. работодатель - физическое лицо, партии, церковь, общественные организации, органы публичной власти); представители работодателей (ст. 33, 34 – 4 вида) 3) КТС – это разногласия по поводу: § установления / изменения условий труда (ст. 163 – «нормальные условия труда») § заключение, изменения, прекращение коллективных договоров § отказ работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии / изменении локальных нормативных актов (нарушение ст. 8, ст. 372) КТС – это спор об интересе! Индивидуальный спор – исковой характер!
Примирительные процедуры ТК – стимулирование сторон КТС к поиску компромиссу! Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Суд – не назван в числе органов, разрешающих КТС Суд – только один вопрос: законность / незаконность забастовки. Начало спора: 1) день, когда работодатель отклонил требование работников 2) истечение определенного срока с момента предъявления требований 3) день составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров Право выдвижения требований: только у работников (их представителей) – работодатель – более сильная сторона
Требования могут быть выдвинуты: на стадии заключения, изменения и реализации коллективного договора / принятии локального акта
Требования работников д.б. подтверждены на общем собрании или на конференции (более предпочтительнее – 2/3 делегатов – достаточно!) работников. Решение о выдвижении требований принимается большинством голосов в письменной форме, которую направляют работодателю, второй экземпляр – в службу по урегулированию КТС (в областных администрациях; ПП от 15.04.1996 – об этой службе). Работодатель должен дать ответ представительному органу тоже в письменной форме: если «+» - нет КТС; если «-» или не получен в срок – КТС
Этапы рассмотрения КТС и варианты примирительных процедур – ст. 401. Забастовка – крайняя, исключительная мера
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |