Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ




 

Трудовой спор (правовая категория) ≠ трудовой конфликт (психологическая категория)

 

Спор – конфликт, неурегулированный переговорами

 

Причины споров:

Ø повышенные требования к работникам

Ø неэффективный менеджмент

Ø несовпадение интересов работника и работодателя

Ø психологические факторы

 

ТК РФ – 2 специальные главы, посвященные трудовым спорам

 

Медиация – только в отношении коллективных трудовых споров

Трудовые споры не рассматривают даже мировые судья

Принципы рассмотрения трудовых споров:

1) законность

2) оперативность рассмотрения споров (механизм и структура органов – содействие реализации этого принципа)

3) участие работника в рассмотрении трудового спора

4) иные (см. гражданский процесс)

 

Споры:

1) исковые – касаются применения законодательства (одна из сторон не выполняет заранее определенные правила игры)

2) неисковые (связаны с установлением условий труда)

 

Статистика:

Ø оплата труда – 80 %

Ø увольнение – 8 %

Ø материальная ответственность

Ø остальные категории – около 4 % (на все)

 

Классификация по субъектам:

1) работодатель и работник

2) работодатель и коллектив работников (коллективного иска нет! в отношении каждого – отдельное решение)

 

Инициировать могут не только субъекты (работодатель, работник), но и профсоюз, прокурор (если он обнаружил нарушение законодательства)

 

Органы рассмотрения трудовых споров (по ТК РФ)

1) КТС

2) суд

Инспекция труда – рассматривает жалобы и заявления о нарушенных правах, может выписать обязательные предписания (порой о восстановлении на работе – как? нет таких полномочий!)

 

Законодатель по максимуму нацеливает стороны на примирение. Если не удалось – юрисдикционная стадия

Рассмотрение трудовых споров в КТС

До 1992 года – КТС – обязательный этап при рассмотрении трудовых споров

Конституция 1993 года – право на судебную защиту трудовых прав. Роль КТС была утеряна. Сейчас – экзотика ))) КТС в настоящее время не является обязательным этапом – у работника право выбора (в суд / в КТС)

 

Сверхоперативное рассмотрение конфликта, без угрозы конфиденциальной информации организации – КТС.

 

КТС – уникальный орган: создается на паритетной основе (равное представительство от работодателя и от работников / профсоюза – четное количество членов КТС; отличие от суда – 1 или 3)

КТС может рассматривать спор только при равном представительстве – если КТС состоит из 4 человек, один уехал, спор будут рассматривать не 3 оставшихся, а 2.

Тайное голосование! Весело, если в КТС 4 человека ))))

 

Ранее практика – единогласное решение! Блокирование решений. Сейчас – большинство

 

КТС рассматривает все споры, за исключением непосредственно отнесенных к компетенции суда

КТС рассматривает трудовой спор в течение 10 календарных дней с момента подачи заявления.

КТС не вправе рассматривать спор в отсутствии работника. Исключение: работник написал заявление.

Обращаться в КТС можно в течение 3 месяцев с момента, когда работник узнал / д.б. узнать о нарушении права (срок исковой давности)

Работодателю дается 1 год!

1 месяц – на оспаривание увольнения

 

КТС: организационная работа по обеспечению деятельности – на работодателе

Деятельность КТС – не подчиняется ГПК (не является судебным органом). Д.б. локальный акт, регламентирующий порядок рассмотрения ею споров.

 

КТС ведет протокол.

Любая из сторон имеет право оспорить решение КТС

Копия решения д.б. представлена в течение 3 дней обеим сторонам.

Если работодатель не исполняет решение, работник может в течение 10 дней:

1) пойти в суд («вторая инстанция»)

2) пойти в КТС, где ему дадут удостоверение, по силе равное исполнительному листу. С ним работник может пойти к судебному приставу

 

Рассмотрение трудовых споров в судах

Мировые суды не рассматривают трудовые споры!

 

Категории дел, непосредственно рассматриваемые судом: ст. 391

1) увольнение (ТПО уже прерваны!)

2) прекращение трудового договора

3) споры, которые предшествуют ТПО (о заключении трудового договора)

4) споры о переводах на другую работу

5) споры лиц, которые считают себя подвергнутыми дискриминации

6) иски работодателя о возмещении ущерба, причиненного работодателю

7) если работник работает у работодателя – ФЛ, не являющегося ИП, работники религиозных организаций

 

Работник освобождается от судебных расходов. Исключение: работник предъявляет иск о возмещении морального вреда (спор неимущественного характера)

 

Сроки обращения в суд – ст. 392

 

Спор о переводе – решение суда подлежит немедленному исполнению

 

Денежная претензия – подлежит полному возмещению

Комитет по конституционному надзору: одно из первых решений: если ущемлены финансовые интересы работника, они д.б. возмещены в полном объеме

 

Работник может требовать изменения формулировки увольнения.

 

Спор о вынужденном прогуле: если решение будет вынесено в пользу работника – оплата за все время, независимо от того, работал ли работник это время.

 

Невозможно обратно взыскать деньги, присужденные работнику судебным решением. Исключение: в основе решения суда – подложные документы, представленные работником.

 

25.04.2012

 

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ (КТС)

 

Понятие и нормативная база

Эти споры – продолжение социального партнерства

Основные стороны социального партнерства присутствуют на всех стадиях КТС

СССР – не было этого института (по факту – были, особенно – период НЭПа)

«Возрождение» - конец 80-х гг.

Закон от 9.12.1989 – «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»

Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 – «О соцпартнерстве и разрешении споров (конфликтов)»

Закон 23.11.1995 – перенесен в ТК РФ

Самые существенные изменения: ФЗ от 22.11.2011 г.

Если стороны, выслушав друг друга, пойдут на уступки – КТС может рекратиться на

любой стадии

 

Легальное определение КТС – ст. 398

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Характерные черты:

1) неурегулированные разногласия

2) 4 группы сторон: работники – несогласные с действиями работодателя (коллективный субъект ТП); представители работников (профсоюзы, иные представители – ст. 31); работодатель (ст. 20 – 4 типа работодателей, в т. ч. работодатель - физическое лицо, партии, церковь, общественные организации, органы публичной власти); представители работодателей (ст. 33, 34 – 4 вида)

3) КТС – это разногласия по поводу:

§ установления / изменения условий труда (ст. 163 – «нормальные условия труда»)

§ заключение, изменения, прекращение коллективных договоров

§ отказ работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии / изменении локальных нормативных актов (нарушение ст. 8, ст. 372)

КТС – это спор об интересе! Индивидуальный спор – исковой характер!

 

Примирительные процедуры

ТК – стимулирование сторон КТС к поиску компромиссу!

Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Суд – не назван в числе органов, разрешающих КТС

Суд – только один вопрос: законность / незаконность забастовки.

Начало спора:

1) день, когда работодатель отклонил требование работников

2) истечение определенного срока с момента предъявления требований

3) день составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров

Право выдвижения требований: только у работников (их представителей) – работодатель – более сильная сторона

 

Требования могут быть выдвинуты: на стадии заключения, изменения и реализации коллективного договора / принятии локального акта

 

Требования работников д.б. подтверждены на общем собрании или на конференции (более предпочтительнее – 2/3 делегатов – достаточно!) работников. Решение о выдвижении требований принимается большинством голосов в письменной форме, которую направляют работодателю, второй экземпляр – в службу по урегулированию КТС (в областных администрациях; ПП от 15.04.1996 – об этой службе). Работодатель должен дать ответ представительному органу тоже в письменной форме: если «+» - нет КТС; если «-» или не получен в срок – КТС

 

Этапы рассмотрения КТС и варианты примирительных процедур – ст. 401. Забастовка – крайняя, исключительная мера

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...