Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследования политических партий и партийной системы современной России




 

В развитии исследований о политических партиях, как и в развитии самих партий можно выделить несколько основных этапов:

Первый этап 1985-1990 г. – зарождение политических партий и общественно-политических объединений. В этот период основные работы о пп находились в публицистической, общественной сфере.

 

На втором этапе - 1990-1993 гг. - спектр общественной жизни стал многоцветным и противоречивым. Большинство политических партий в этот период по сути своей были протопартиями, что обусловило поиск союзников и организацию политических блоков.

Соответственно исследования касались в основном электоральных процессов, становления партийной системы, партогенеза. Основными выводами из исследований касаемых этого периода, а это Голосов, Гельман, отчасти Холодковский и другие.

Третий период. 1993-1995 гг. - возрастает роль и вес политических партий и объединений. Выборы в 1993 г. в государственную Думу обеспечили принципиально новое их положение в формирующейся политической системе России. В Госдуму были избраны представители восьми политических партий и блоков. Многоуровневый характер и сущностная неоднородность политических партий и объединений приводит к размежеванию и дроблению сил. Победили на выборах КПРФ, НДР, «Яблоко», ЛДПР.

Исследования касаются собственно анализа выборов, яркие работы – Голосов, Холодковский, Корганюк.

Четвёртый период. С 1996 г. «партийный бум» продолжается. В Минюсте РФ прошли перерегистрацию и получили право участвовать в выборах 139 организаций, однако такая многопартийная система основывалась на лидерстве четырёх-пяти партий.

Анализ избирательного процесса, избирательного и партийного законодательства. Основные выводы – принятый закон «О политических партиях» решает только узкие задачи. Его цель – ограничить количество партий и установить довольно плотный государственный контроль над разными сторонами внутрипартийной жизни. С этой целью ужесточаются требования к численности партий, наличию региональных отделений, возможностям регистрации и пр.

Пятый период. С 1999 г. очевидно доминирование двух политических партий - КПРФ и «Единство» при наличии ещё пяти-семи, имеющих каналы влияния политических сил. Взаимоотношения парламентских политических партий к 2000 г. свидетельствует о координации их действий в рамках трёх основных коалиций: 1) «Единство» – «Отечество» – «Народный депутат» – «Регионы России»; 2)КПРФ – АПР; 3)СПС – «Яблоко.

Появляются исследования в области феномена «партии власти», социально-демографических характеристик электората, политических коалиций. (Голосов, Лихтенштейн, Хенкин, Глебова). Исследование соотношения бизнеса и власти.

С 2000 года – Родина.

Основные тренды исследований сейчас:

· Партия власти

· Перспективы партийного строительства

· Институт парламентаризма

· в нашем обществе партии лишены прочного социального фундамента.

· Применение западных теорий

Становление и развитие теории групп интересов. Понятие и функции групп Каналы воздействия групп интересов на органы власти

 

Группа интересов, обобщенно – это совокупность организованных индивидов, имеющих общий интерес, который они стремятся реализовать через принятие решения на публичном (политическом) уровне.

 

Отнесение организации к группам интересов имеет три критерия: организованность, наличие общего интереса, реализация его через органы власти.

 

Основоположником теорий групп интересов считается Артур Бентли, с его книгой «Процесс управления» 1908 года. Он выражал свое отношение к группам интересов как к базовым ячейкам политического процесса. Тем самым группы интересов стали рассматриваться в контексте системы принятия решений, процесса формирования государственной поли­тики.

Бентли считал взаимодействие групп и интересов и институтов государства определяющим фактором государственной политики, особенно в социально-экономической сфере, поскольку они призваны выполнять важную функцию политической системы – артикуляцию и агрегация интересов граждан.

 

Продолжателем труда Артура Бентли считается Дэвид Трумэн с его работой «Управленческий процесс», 1951 года. Хотя выводы его работы имели отношение лишь к политическому процессу в США.

 

Дэвид Трумэн – последователь Бентли, обосновал неизбежность увеличения числа заинтересованных групп по мере усложнения общественного механизма.

 

В процессе их осуществления группы ин­тересов доносят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы в общественной жизни, транслируя во власть обще­ственные настроения и мнения общественности. Выражая точку зре­ния какой-то части населения на определенную проблему, группа интересов дает государственным органам возможность проводить бо­лее эффективный политический курс, отвечающий реальным потреб­ностям граждан и изменяющийся в соответствии с ситуацией.

Выдвигая политические требования и поддерживая конкретных деятелей в правительственных и иных структурах, группы интересов обладают определенной возможностью предлагать своих членов для работы в государственных органах, влиять на отбор кадров, участвую­щих в процессе принятия решений. Тем самым они выполняют и фун­кцию формирования политических элит, властных структур общества.

 

Таким образом, если обобщать все подходы, то под группами интересов следует понимать добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в от­ношениях с государством, а также другими политическими институтами. Эти политические ассоциации, будучи посредниками, в отношениях государства с населением, представляют интересы социальных, нацио­нальных, региональных и прочих человеческих общностей и служат формой коллективных действий их членов.

 

Энтузиазм политологов в отношении групп как форм артикуляции и агрегации интересов усилился с распространением в 50-60-х гг. бихевиорализма, принципов системного анализа.

Роберт Даль и Полсби доказали, что ни одна из местных элит не обладает монополией на принятие решений, не доминирует, то есть местные сообщества как совокупность групп интересов плюралистично. 

 

Мансур Олсон одним из первых поднял проблемы и понятие коллективного действия.

 

Другую модель групп интересов предложил Линдблом в книге «политика и рынки», 1977 года. Это корпоративизм – система, где отдельные ги занимают привилегированной положение за счет своих ресурсов и взаимодействуют с другими ги.

 

На современном этапе представителями теорий групп интересов являются Грант Джордан, Ф. Шмиттер. – корпоративисты. Также активно развиваются теории групп давления.

Функции ги:

1. Воздействие на органы власти, для продвижения своих интересов

2. Артикуляция интересов сообщества

концепция каналов влияния:

· Бюрократия (государственные служащие)

· Законодательная власть

· Судебная система

· Политические партии

· СМИ

· Наднациональные организации и органы

Выделяют прямые и косвенные каналы влияния.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...