Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Налогов сис-ма РБ, ее особ-ти.




Налог сис-ма - это сов-ть предусмотренных закон-вом Н, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, а также форм и методов налогов контроля и ответст-ти за нарушение налогов закон-ва.

Налог сис-ма вкл в себя такие элементы, как:

1) сис-ма Н и сборов, установленных в стране;

2) сис-ма налог закон-ва;

3) сис-ма налог органов.

Налог сис-ма должна обладать двумя свойствами: продуктивностью и эластичностью.

Продуктивность означает, что налоговые поступления должны полностью покрывать обыкновенные расходы государства. На продуктивность влияет размер налоговой ставки. Есть определенная зависимость между величиной налоговой ставки и суммой поступлений в бюджет.

Эластичность хар-ет способ-ть налог сис-мы к быстрому расшир-ию в случае чрезвычайн дополнит-ых расходов гос-ва.

Налог сис-ма РБ была сформирована в 1992 году. Основу ее составил Закон «О Н и сборах, взимаемых в бюджет РБ», а также специальн акты налогов закон-ва, определяющ по каждому виду Н конкретные объекты н/о, порядок уплаты, ставки и льготы.

Различ Н гос-ые и местные. Гос-ые формируют доходы центрального бюджета. Местные - поступают в региональные и муниципальные бюджеты.

Сущ классификация Н и по объектам обложения. В соот-вии с данным критерием выдел следующ группы: Н на имущ-во, ресурсные Н, Н на доход или прибыль, Н на действия и т.д.

В завис-ти от вида плательщика Н делятся на Н с физ лиц и Н с юр лиц.

В завис-ти от распределения взысканных бюджетами различн ур-ней Н делятся на закрепленные и регулирующие доходные источники. Закрепленными наз-ют Н, кот на длительн период полностью или в определенной части закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Напр, подоходный Н явл доходом местн бюджета. Регулирующие источники ежегодно перераспредел-ся м/ду бюджетами различн ур-ней с целью покрытия дефицита. В кач-ве регулирующих в РБ использ-ся акцизы, НДС, Н на прибыль. Распределение сумм этих Н м/ду различн бюджетами происходит при утверждении республ-ого бюджета на конкретный год.

По степени компетенции органов власти различн ур-ней в отнош-ии решения вопросов установл-ия и введения в действие Н выдел гос-ые (республ-кие) и местные Н.

Установл-ие и введение в действие гос-ых Н осущ-ся решением высшего представительного органа гос-ва в форме закона. Это не означает, что эти Н обязательно поступают в центральн бюджет. Они могут зачисл-ся в бюджеты различн ур-ней. Напр, в РБ к таким платежам можно отнести НДС, Н на прибыль, акцизы.

Местные Н могут устанавливаться как высшим представительным органом, так и соотве-щим местным органом власти, но вводятся они только решением, принятым на местн уровне Н с продаж, сборы за услуги и т.д.). Эти Н всегда поступают в местные бюджеты.

Н по порядку их использ-ия подраздел-тся наобщие и целевые. Общие Н обезличиваются и поступают в бюджет для фин-ия общегос-ых меропр-ий. Целевые Н зачисл-тся в обособленные целев бюджетн или внебюджетн фонды. В РБ к целевым бюджетн фондам относ-ся: республ-ий фонд поддержки производителей с/х прод-ции, продовольствия и аграрной науки; республ-ий дорожный а с 2004 года и ФСЗН Министерства труда и соц защиты РБ.

Налог сис-ма РБ строится исходя из следующих принципов:

1. Единства налогов сисмы.

2. Подвижности налог сис-мы - Н и иные платежи м б изменены в сторону как увеличения, так и уменьшения или отмены в соот-ии с возможностями гос-ва на определ-ом этапе его развития.

3. Стабильность налог- сист-мы.

4. Множественности Н. Согласно этому принципу налогов сис-ма д б основана на совок-ти дифференцированных Н и объектов обложения т о, чтобы комбинация различных Н и облагаемых объектов образовывала такую сис-му, кот отвечала бы требованию перераспредел-ия налогов бремени по плательщикам

Классификация налогов

В зависимости от различных признаков налоги делятся на следующие группы:

1. По органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогами, сборами, отчислениями - на общегосударственные, местные, внебюджетные.

1.1. В РБ установлены следующие виды общегосударственных налогов и сборов:· отчисления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия;· налог на добавленную стоимость ( НДС );· акцизы;· налог на прибыль и доходы;· чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;· транзитный налог;· таможенные пошлины сборы;· сбор за проезд автотранспорт средств по автодорогам общего пользования РБ;· подох налог с граждан;· налог на землю.

1.2. Перечень местных налогов и сборов доводится до местных Советов, которые затем самостоятельно определяют базу, объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, порядок исчисления и сроки уплаты. Учет поступающих местных налогов и сборов, контроль над правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью перечисления осуществляют налоговые органы в соответствии с Законом о государственной налоговой инспекции РБ. Полностью зачисляются в бюджеты области и г. Минска налог на недвижимость, налог на землю, плата за пользование природными ресурсами, плата за древесину, акцизы с алкогольных напитков, полученных методом сбраживания, кроме ввозимых в РБ.

Местные Советы депутатов имеют право вводить на территории соответствующих административно-территориальных образований следующие местные налоги и сборы:

а) сборы с пользователя (за пользование автостоянками, за право торговли, за право использования местной символики, за выдачу ордера на квартиру, за право проведения аукционов, сбор с владельцев собак, курортный сбор, сбор за строительство в курортной зоне, за уборку территории, на благоустройство территории и другие); б) налоги на продажу (на продажу пива, виноводочных и табачных изделий, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розничной торговой сети и другие); в) сбор за услуги (гостиниц, ресторанов, кемпингов, мотелей, кафе, баров); г) налоги, связанные с рекламной деятельностью (на рекламные стенды, на рекламные автомашины, иные транспортные средства, налог на рекламу); д) целевые сборы (на содержание муниципальной милиции, транспортный сбор на обновление и восстановление городского и пригородного пассажирского транспорта и другие). е) целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждении. ж) сборы за промысловую заготовку дикорастущих растений, грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях промышленной переработки или реализации.

 

Плательщиками местных налогов и сборов могут быть как физические, так и юридические лица. Юридические лица уплачивают налоги за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, под которой при расчете налоговых платежей понимают балансовую прибыль за вычетом налога на недвижимость и налога на прибыль. Общая величина местных налогов, уплачиваемых предприятием за счет остающейся прибыли, не должна превышать 5% этой прибыли. Суммы налогов и сборов, предусмотренных пунктами «б» и «в» устанавливаются как надбавки к цене и исключаются из налогооблагаемой прибыли при исчислении других налогов.

 

2. По источнику выплат — налоги носят прямой и косвенный характер.

 

Источником выплаты прямых налогов является прибыль (доход), т.е. эти налоги каждый субъект налогообложения платит лично, что приводит к уменьшению получаемой прибыли (дохода). В зависимости от объекта обложения прямые налоги делятся на личные прямые и реальные прямые. У личных прямых налогов объект обложения и источник выплаты совпадают (ими является прибыль или доход физического лица). У реальных прямых налогов объектом обложения является внешний признак предмета (площадь земельного участка, стоимость средств и др.). В настоящее время роль прямых налогов достаточно велика. Так, доля прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений в бюджеты государств составляет: во Франции 58−42%, Англии 58−62%, США 52−56%, в Республике Беларусь 24−30%. К личным прямым налогам относят налог на прибыль, подох налог, отчисления в местный бюджет и др. К реальным прямым налогам — н на недвижимость, зем налог (для физических лиц) и др.

Налоги имеют косвенную характеристику, если они включаются в издержки (себестоимость продукции) или цену товара, работ и услуг, а после их реализ выплачив из выручки, полученной от реализ продукции, работ и услуг.

Налоги, отчисления, которые включаются в цену товара и тем самым увеличивают ее величину, а после его реализации выплачиваются из полученной выручки называют косвенными налогами. При формировании цены товара косвенные налоги включаются в нее в строгой последовательности:· отчисления средств пользователями автодорог(Оа/д);· акцизы (А); · отчисления по общему нормативу (Ooб.н);· отчисления в жилищно-инвестиционный фонд (Ожи);· отчисления в фонд поддержания производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрных наук (Ос/х);· налог на добавленную стоимость (НДС);· налог на продажу и сбор за услуги (Нпрод. и Сусл.).

Косв н исключ из выручки в последовательности обратной выше приведенной.

При формировании цены товара, сначала надо рассчитать исчисляемый косвенный налог, а затем его добавить к формирующейся цене. Отсюда следует, что при расчете косвенного налога в объекте обложения, исчисляемый налог отсутствует. И наоборот, когда рассчитывается косвенный налог из выручки от реализации, то в объекте обложения он всегда присутствует (т. е. его сначала надо рассчитать, а потом — отнять). При исчислении косвенных налогов (кроме НДС, а также отчислений средств пользователей автодорогами и налога на продажу автомобильного топлива) за базу налогообложения принимается величина, в которой заложен рассчитываемый налоговый платеж.

3. По характеру ставок налоги бывают:а) пропорциональные, когда ставка налога не изменяется, а величина налога растет или сокращается в зависимости от налогооблагаемой базы;б) прогрессивные, когда ставка налога растет в определенной закономерности в зависимости от полученного дохода (например, подоходный налог);в) регрессивные налоги проявляют себя по тому признаку, какую часть дохода физические лица отдают в бюджет при покупке одинакового товара. При этом, при совершении одной и той же покупки у малообеспеченных слоев населения взымается большая доля дохода, чем у высокообеспеченных; г) твердые (фиксированные). Величина таких налогов определяется от неизменяемой базы (например, минимальная заработная плата) с учетом базовой ставки и повышающего коэффициента.

4. По способу формирования источника выплаты налога различают:а) косвенные налоги — налоги и отчисления, включаемые в цену и выплачиваемые из выручки после реализации продукции, товара, работ, услуг;б) налоги, выплачиваемые из балансовой прибыли;в) налоги, сборы, пошлины, выплачиваемые из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли);г) налоги и отчисления, выплачиваемые из доходов физического лица (подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд).Налоги, отчисления, отраженные в пунктах «а» и «б» носят косвенный характер.

По принципу включения в структуру цены налоги и неналоговые платежи разделены на следующие группы: включаемые в себестоимость продукции; взимаемые из чистой прибыли; уплачиваемые за счет увеличения цены.

 

Эк сущ-ть гос кредита

Гос кредит- это специфическ форма кредитн отнош-ий, в кот заемщиком явл гос-во, а кредиторами - юр или физ лица. Эк назнач-ем гос кредита явл аккумуляция гос-вом ср-в на основе принципа возвращения для фин-ния гос расходов.

Гос кредит позвол гос-ву как заемщику использовать доп-ые ден рес-сы для покрытия бюджетного дефицита без осущ-ия с этой целью ден эмиссии.

Субъектами кредитн отношений явл гос-во, с одной стороны (чаще всего выступ в роли заемщика), и юр и физ лица, ин гос-ва, международн фин орг-ции, с другой стороны.

Целью привлечения ср-в явл:

- покрытие бюджетн дефицита;

- регулир-ие ден обращ-ия;

- аккумуляирование ср-в для инвестицион программ.

Обеспеч-ем гос кредита выступ все имущ-во,находящ-ся в собств-ти гос-ва.

Как один из видов кредита гос кредит имеет ряд особенностей, отличающ его от классическ фин категорий, напр, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольн хар-р. Если налоги движ-ся только в одном направл-ии: от плательщика в бюджет во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных ошибочно взысканных сумм), то основой гос кредита явл его возврат-ть и платность: через определ-ый период времени внесенная сумма возвращается с %-ми.

 

Ф-ции гос кредита.

Как фин категория гос кредит выполн 3 ф-ции финансов: распределительн, регулирующ и контрольн.

1. Ч/з распределительн ф-цию финансов гос кредита осущ-ся формир-ие централизован ден фондов гос-ва или их использ-ие на принципах срочности, платности и возврат-ти. Положит-ое воздействие распределительн ф-ции гос кредита закл-ся в том, что с её пом налогов бремя более равномерно распредел-ся во времени. Благодаря гос кредиту удаётся избежать увелич-ия налогов нагрузки на нынешнее поколение.

2. Регулирующ ф-ция гос кредита закл в том, что, вступая в кредитн отнош-ия, гос-во вольно или невольно воздействует на состояние ден обращения, уровень %-ных ставок на рынке денег и капиталов, на пр-во и занятость. Сознательно используя гос кредит как инструм-т регулир-ия эк-ки, гос-во может проводить ту или иную фин политику. Гос-во регулирует ден обращение, размещая займы среди различн групп инвесторов. Мобилизуя ср-ва физ лиц, гос-во снижает платёжеспособный спрос. Выступая на фин рынке в качестве заёмщика, гос-во увелич-ет спрос на заёмные ср-ва и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос гос-ва, тем выше при прочих равных условиях ур-нь ссудного %-та, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. До определ-ого момента этот процесс не оказывает существенного негативн влияния на пр-во. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощ-ия. Положит-ое воздействие на пр-во и занятость гос-во оказывает, предъявляя спрос на товары нац пр-ва за счёт позаимствованных за рубежом ср-в, выступая в качестве кредитора и гаранта. Гос кредит оказывает регулирующее воздействие на объём пр-ва и занятость, кот проявл-ся в следующем: а) в поддержке среднего и малого бизнеса при их кредитовании коммерч-ими банками под гос гарантии; б) кредитование экспорта отечественных товаров и др. Большую роль в стимулир-ии развития пр-ва и занятости играют кредиты, предоставляемые за счёт бюджетов территорий или внебюджетн фондов. С их пом обеспеч-ся ускоренное развитие определ-ых районов или необход-ых направлений эк-ки.

3. Контрольн ф-ция гос кредита органически вплетается в контрольн функцию финансов. Однако она имеет свои специфическ особ-ти, порождённые особенностями этой категории: 1) очень тесно связана с деят-тью гос-ва и состоянием централизован фонда ден ср-в; 2) охватывает движение ст-ти в обе стороны, поскольку предполагает возврат-ть и возмездность получ-ия ср-в; 3) осущ-ся не только фин структурами, но и кредитн институтами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...