Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Бюджетный механизм, его понятие
Бюджетный механизм – совок. различных форм орг-ции отношений в бюджетной сфере, особенностей концентрации и расходования бюджетных ср-ств, принципов проведения мер по планир-ю и финансир-ю, условий проведения мероприятий по финансовому контролю. Бюджетный механизм явл. составной частью общего фин-го механизма гос-ва. В стр-ре бюджетного механизма определены три звена: 1) концентрация денежных ср-в в б-ты различных уровней; 2) использование денежных ср-в б-та юр. и физ. лицами; 3) распределение бюджетных ср-в м-ду бюджетами различных уровней. Данные звенья бюджетного механизма функционируют при взаимодействии методов, способов, условий, объемов, движений бюджетных ср-в. Выделяют след. блоки бюджетного механизма: 1) блок планир-я и прогнозир-я б-та; 2) блок исполнения б-та; 3) блок бюджетного контроля. Каждый из вышеперечисленных блоков имеет свои собственные специфические методы, и сих помощью решаются поставленные задачи и достигаются желаемые цели. С помощью различных методов блока планир-я бюджета составляются планы и прогнозы по осуществлению концентрации и расходования бюджетных ср-в. Причем планы и прогнозы составляются как на государственном, так и на региональном и местном уровнях. Таким образом, бюджетный механизм явл. основным инструментом регулирования финансовой ситуации в стране, а также в отдельно взятых регионах либо на местном уровне.
Бюджетное устройство и бюдж сис-ма Бюдж сис-ма – совок всех б-тов, действующих на территории страны Бюдж сист-ма сост из 2-х ур-ней: - республ-ий - местный Местные дел-ся на: - б-ты первичн ур-ня (сельские, поселковые, городские) - б-ты базового ур-ня (районные и городск) - б-ты обл ур-ня (областн б-ты и б-т г.Минска) Бюджетное устройство хар-ет орг-цию бюдж сис-мы и принципы их построения Принципы бюдж сис-мы - пр-п единства (вся бюдж сис-ма обеспеч-ся единой законодательной базой, единой фин-вой сис-мой) - пр-п полноты отраж-я доходов и расходов б-тов (все доходы и расходы б-тов подлежат отраж-ию в б-тах в обязат порядке и в полном объеме) - пр-п сбалансир-ти б-тов (объем предусм-ых б-том расходов должен соотв-ть суммарн объему доходов б-та) - пр-п гласности (обсуждение, рассм-е и принятие закона о б-те на очередн. Финн год происх открыто) - пр-п самостоят-ти (утвержд-е республ-го осущ-ся законом РБ, местных б-тов – решениями местных советов депутатов) - пр-п эфф-ти использ-я бюдж ср-в (при составлении, рассм-ии, утвержд-ии б-тов все участники бюджетн процесса должны исходить из необх-ти достиж-я целей) - пр-п общего покрытия расходов б-тов (все расходы б-та должны обеспеч-ся общей суммой доходов б-та) - пр-п достоверности б-тов (формир-е б-та осущ-ся на основе прогнозн. Макроэк. Пок-лей соц-экон развития страны) - пр-п адресности и целев назнач-я бюдж ср-в (бюдж ср-ва выдел-ся в распоряж-ие конкретн получ-лей бюдж ср-в ) - пр-п ответств-ти
Принципы построения бюджетной системы Несмотря на большинство различий, бюджетные сис-мы современных гос-в строятся на общепризнанных принципах: единства бюдж. сис-мы, самостоят-ти бюджетов, сбалансированности, реальности (достоверности), гласности, целевого хар-ра расходов, эффективности использ-я бюдж. ср-в и др. При этом учитываются особенности нац-го бюдж устройства гос-в. Единство бюдж сис-мы необходимо для обеспеч-я единой финансовой политики. Оно достигается посредством использ-я единой законод-ной базы, бюджетной классификации, общих форм бюджетной документации и стат-кой отч-ти . Принцип самостоятельности предпол. право органов власти всех уровней самост-но осущ. бюджетный процесс. Каждый орган власти самост-но разраб., утверждает и исполняет свой б-т. Устанавливаются четкие права, регламентирующие порядок распределения доходов и расходов м-ду бюджетами разных ур-ней. Принцип сбалансированности предусм. взвешенное соотношение доходов и расходов б-та. Принцип реальности (достоверности) б-та требует соответствия показателей б-та прогнозным макроэк-ким показателем, их подтверждения достоверными расчетами, учета конкретной политич. и экономич ситуации и тенденций развития произв-ва. Принцип гласности предпол, что б-ты и отчеты об их исполнении должны публиковаться в открытой печати. Принципы целевого хар-ра и эффективности расходов означают что бюджетные ср-ва направляются их получателям с указанием конкретных целей использования и при этом ожидается достиж-е наилучших результатов. Все принципы построения бюджетной системы взаимоувязаны и дополняют друг друга. В соответствии с Законом РБ «О бюджетной системе РБ и госуд-ных внебюджетных фондах» бюджетная система гос-ва строится на принципах единства, реальности, гласности, полноты и самостоятельности б-тов.
Доходы гос-го б-та, их стр-ра и хар-ка Для выполнения своих ф-ции ГБ должен располагать устойчивой базой. В бюджетн сис-ме использ-ся единые формулировки доходов и расходов. Доходы б-та – поступающие в б-т ден ср-ва за исключ. ср-в являющихся истоуниками формир-я дефицита б-та, а также бюджетн. кредитов. Налог платежи явл основн источником формир-я б-та РБ Налог платежи – это обязат. Безвозмездные и безвозвр-е платежи в б-те, взимаемые органами гос упр-ия в соотв-ии с закон-вом РБ. Неналог доходы вкл в себя возмездные операции от прямого предоставления гос-вом услуг и продажи товаров. Кроме возмездных поступлений к неналог платежам относ также безвозмездные поступления в виде штрафов, санкций, конфискаций.
Расходы гос-го б-та, их экон-ая сущность формы проявления, структура и хар-ка Расходы гос-го б-та представл. собой процесс выдел-я и использ-я фин. рес-сов для выполнения гос-вом его ф-ций Сущ. различн. классиф-ции расходов б-та: - экономическая - функциональная - по обществен. назнач-ю По обществен. назнач-ю расходы дел. на: - экон. расходы (использ-ся с целью гос-го регулир-я реальн. сектора эк-ки. К ним относятся гос. поддержка нерентаб. но имеющих соц. значим-ти произв-в, с/хоз-во, городск. благоустройство, ЖКХ) - расходы на соц. нужды (предусм. финансир-е сферы услуг) - расходы на управление (расходы органов гос-го и муниципального управл-я, правопорядка, судебн. органов и т.д.) - военные расходы (расходы на оборону страны) - расходы на ВЭД (расходы на содерж-е дипломатич. представительств, участие в междунар. мероприятиях, выставках и т.д.) - расходы на создание гос. запасов и резервов (создаются для ликвидации последствий стихийн. бедствий, военн. действий, др. непредвиденных ситуаций) Основные направл-я сокращ-я бюджетных расходов: - сниж-е расходов на содерж-е органов гос. аппарата управления - сокращ-ие Военных расходов - повыш-е зфф-ти использ-я бюджетных ср-в -уменьш-е дотаций, отдельн. отраслям и регионам - сниж-е расходов по обслуж-ю гос. долга - усиление фин. контроля за расход-ем бюджетных ср-в на всех ур-нях управления
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |