Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие о конкуренции и её виды.
Конкуренция – это борьба м/у производителями и поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия пр-ва и сбыта в целях достижения лучших рез-тов своей ПД. В рыночной системе основное содержание конкуренции – это борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех кот. зависит от дешевизны и кач-ва товара. Различают: 1)внутриотраслевую конкуренцию. Это конк-ция м/у товаропроизводителями одной отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя производительность труда, получают прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия наоборот теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и, как правило, разоряются. Внутриотраслевая конк-ция стимулирует на предприятиях развитие НТП. 2)межотраслевая конк-ция. Это конк-ция м/у предприятиями различных отраслей, выраж-ся в переливе капитала из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой нормой прибыли. Устремляет в более прибыльные сферы новые капиталы, способствует расширению наиболее необходимых товаров. Цены падают, снижается прибыль. Стимулирует НТП. Класс-ция видов конк-ции зависит от кол-ва и удельного веса на рынке производителей. Различают совершенную(свободную) и несовершенную конк-цию. Основные признаки свободной конк-ции: 1-неограниченное кол-во участников конк-ции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него. 2-абсолютная мобильность труд-х, материальных, финансовых и дрюресурсов. 3-полная информированность каждого участника конк-ции о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и др. 4-абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик кач-ва товара. 5-ни один участник свободной конк-ции не в состоянии оказать влияние на решение, принимаемое другими участниками. В условиях свободной конк-ции колебания спроса и предложения периодически приводят к перепроизводству в одной отрасли и недопроизводству в другой. Рост доходов одних фирм сопровождается разорением других. Мелкие предприятия поглощаются крупными. В такой ситуации происходит концентрация и централизация производства и капитала, ведущая к образованию монополии и захвату ими рыночной власти. Экономические последствия совершенной конк-ции: - освоение передовой продукции, ранее не производимой, - производство модернизир-й продукции высокого кач-ва, - рост объёма производства и сокращение затрат, - распределение производительных сил, расслоение общ-ва, - анархия и кризис. Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чистая монополия сущ-ет, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего близких заменитеоей. Этой модели присущи 4 характерные группы: *продавец выступает как единственный, *реализуемый продукт уникален, *монополист обладает рыночной властью, контролирует цены и поставки на рынок, *устанавливаются непреодолимые барьеры естественного и искусственного происхождения. Естественные монополии находятся в собственности гос-ва или действуют под строгим его контролем. искусственным барьером могут быть патенты, лицензии, кот. выдаются другим фирмам на право функционировать на данном рынке. Монополистическая конк-ция – рыночная ситуация, при кот. относительно большое кол-во производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Фирмы в данной ситуации вступают в соперничество через цены, а также дифференциации продукции и услуг. Эта дифференциация затрагивает кач-во продукции, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. При монополистической конк-ции наблюдается относительная лёгкость вступления на рынок. В современных условиях в Зап. странах преобладают именно рынки монополистической конк-ции. Особенность олигополии: немногочисленность участников конк-ции – 3-5участника. Различают ценовую конк-цию, при кот. предлагается продажа товаров(услуг) по более низким ценам конкурентам. Недобросовестная конк-ция наблюдается, когда используются методы, связанные с нарушением норм и правил конк-ции. Она выражается в демпинговых ценах, установление контроля над деятельностью конкурента, злоупотреблении действующим положением на рынке, тайных сговорах на торгах, ложной информации и рекламе, вводящей конкурентов в заблуждение и т.д.
Оценка конкурентосп-сти предприятий и продукции. Конкурентосп-сть предприятий определяется с помощью 2 групп показателей: 1)отражающих конкурентосп-сть выпускаемой продукции и эфф-сть использования ресурсов. 2)показатели, характеризующие состояние использования живого труда, ОПФ и материальных затрат, оборотных средств, а также финансовое положение предприятия. Показатели конкурентосп-сти продукции: *себестоимость *цена изделия и потребления *условия платежа и поставок *сроки и условия гарантии Технические параметры, кот. используются при анализе конкурентосп-сти: - классификационные параметры, кот. определяются принадлежностью продукции к определённому классу. - конструктивные, отражающие технико-конструктивные решения, присущие изделию. - нормативные параметры показывают, соответствует ли продукция стандартам, нормам, правилам. К ним относятся показатели надёжности, безопасности, долговечности, ремонтосп-сти. - эргономические параметры: гигиенические, физиологические, психологические, кот. демонстрируют соответствие товара свойствам человеческого организма и психики. Антимонопольное регулирование – это комплекс экономических, административных и законодательных актов, осущ-х государством с целью обеспечить условия для рыночной конк-ции и ограничить возможности производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование включает: *регулирование уровня концентрации и монополизации производства, *стратегии и тактики предприятия, *ВЭД, *ценовое и налоговое регулирование. В РБ существует комитет по антимонопольной политике при Совете Министров. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 211. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |