Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о конкуренции и её виды.




Конкуренция – это борьба м/у производителями и поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия пр-ва и сбыта в целях достижения лучших рез-тов своей ПД.

В рыночной системе основное содержание конкуренции – это борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех кот. зависит от дешевизны и кач-ва товара.

Различают:

1)внутриотраслевую конкуренцию. Это конк-ция м/у товаропроизводителями одной отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя производительность труда, получают прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия наоборот теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и, как правило, разоряются. Внутриотраслевая конк-ция стимулирует на предприятиях развитие НТП.

2)межотраслевая конк-ция. Это конк-ция м/у предприятиями различных отраслей, выраж-ся в переливе капитала из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой нормой прибыли. Устремляет в более прибыльные сферы новые капиталы, способствует расширению наиболее необходимых товаров. Цены падают, снижается прибыль. Стимулирует НТП.

Класс-ция видов конк-ции зависит от кол-ва и удельного веса на рынке производителей. Различают совершенную(свободную) и несовершенную конк-цию.

Основные признаки свободной конк-ции:

1-неограниченное кол-во участников конк-ции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него.

2-абсолютная мобильность труд-х, материальных, финансовых и дрюресурсов.

3-полная информированность каждого участника конк-ции о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и др.

4-абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик кач-ва товара.

5-ни один участник свободной конк-ции не в состоянии оказать влияние на решение, принимаемое другими участниками.

В условиях свободной конк-ции колебания спроса и предложения периодически приводят к перепроизводству в одной отрасли и недопроизводству в другой. Рост доходов одних фирм сопровождается разорением других. Мелкие предприятия поглощаются крупными. В такой ситуации происходит концентрация и централизация производства и капитала, ведущая к образованию монополии и захвату ими рыночной власти.

Экономические последствия совершенной конк-ции:

- освоение передовой продукции, ранее не производимой,

- производство модернизир-й продукции высокого кач-ва,

- рост объёма производства и сокращение затрат,

- распределение производительных сил, расслоение общ-ва,

- анархия и кризис.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Чистая монополия сущ-ет, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего близких заменитеоей. Этой модели присущи 4 характерные группы:

*продавец выступает как единственный,

*реализуемый продукт уникален,

*монополист обладает рыночной властью, контролирует цены и поставки на рынок,

*устанавливаются непреодолимые барьеры естественного и искусственного происхождения.

Естественные монополии находятся в собственности гос-ва или действуют под строгим его контролем.

искусственным барьером могут быть патенты, лицензии, кот. выдаются другим фирмам на право функционировать на данном рынке.

Монополистическая конк-ция – рыночная ситуация, при кот. относительно большое кол-во производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

Фирмы в данной ситуации вступают в соперничество через цены, а также дифференциации продукции и услуг. Эта дифференциация затрагивает кач-во продукции, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения.

При монополистической конк-ции наблюдается относительная лёгкость вступления на рынок.

В современных условиях в Зап. странах преобладают именно рынки монополистической конк-ции.

Особенность олигополии: немногочисленность участников конк-ции – 3-5участника.

Различают ценовую конк-цию, при кот. предлагается продажа товаров(услуг) по более низким ценам конкурентам.

Недобросовестная конк-ция наблюдается, когда используются методы, связанные с нарушением норм и правил конк-ции. Она выражается в демпинговых ценах, установление контроля над деятельностью конкурента, злоупотреблении действующим положением на рынке, тайных сговорах на торгах, ложной информации и рекламе, вводящей конкурентов в заблуждение и т.д.

 

Оценка конкурентосп-сти предприятий и продукции.

Конкурентосп-сть предприятий определяется с помощью 2 групп показателей:

1)отражающих конкурентосп-сть выпускаемой продукции и эфф-сть использования ресурсов.

2)показатели, характеризующие состояние использования живого труда, ОПФ и материальных затрат, оборотных средств, а также финансовое положение предприятия.

Показатели конкурентосп-сти продукции:

*себестоимость

*цена изделия и потребления

*условия платежа и поставок

*сроки и условия гарантии

Технические параметры, кот. используются при анализе конкурентосп-сти:

- классификационные параметры, кот. определяются принадлежностью продукции к определённому классу.

- конструктивные, отражающие технико-конструктивные решения, присущие изделию.

- нормативные параметры показывают, соответствует ли продукция стандартам, нормам, правилам. К ним относятся показатели надёжности, безопасности, долговечности, ремонтосп-сти.

- эргономические параметры: гигиенические, физиологические, психологические, кот. демонстрируют соответствие товара свойствам человеческого организма и психики.

Антимонопольное регулирование – это комплекс экономических, административных и законодательных актов, осущ-х государством с целью обеспечить условия для рыночной конк-ции и ограничить возможности производителей монополизировать рынки.

Антимонопольное регулирование включает:

*регулирование уровня концентрации и монополизации производства,

*стратегии и тактики предприятия,

*ВЭД,

*ценовое и налоговое регулирование.

В РБ существует комитет по антимонопольной политике при Совете Министров.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...