Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соотнош-е прок. надзора с деят-тью контролир. органов.




Предмет и система курса «Прокурорский надзор».

Предмет – общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, с одной стороны и другими субъектами общественных отношений – министерствами, комитетами, органами исполнительной власти, представительными органами, органами местного самоуправления, органами военного управления и должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц и физ. лицами.

Система курса представляет собой классификацию учебного материала на 2-е части: общую и особенную.

В общей частизакреплены основные положения, раскрываются задачи связанные с укреплением законности, раскрываются полномочия и задачи прокурора, система структура органов прокуратуры, принципы деят-ти, основные направления деятельности прокуратуры, порядок формирования органов прокуратуры, требования предъявляемые к прокурорам.

В особенной части раскрыты сущность, задачи и полномочия прокуроров по осуществлению ими надзора в различных отраслях деятельности прокуратуры.

ПН – самост. отрасль права, которая определяется совокупностью прав. норм, которые регулируют структуру и систему органов прокуратуры, организацию их работы, а также правоотнош., кот. возникают при осущ-нии ген. прокурором и подчинёнными ему прокурорами надзора за точным и единообразным исполнением з-на.


 


История созданияи развития органов прокуратуры в РБ

27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о гос. суверенитете. 26 августа 1991 г. сессия Верховного Совета приняла Закон «Об обеспечении полит.иэкон.самост-ти БССР», а 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял закон, в соотв-и с которым бывшая БССР получила название «РБ».

После объявления полит.иэкон. независимости Беларуси началась работа по формированию органов власти и управления суверенного гос-ва. Новая редакция К. внесла некоторые изменения в порядок назначения и освобождения от должности Генпрокурора РБ. В соотв. с ней Генпрокурор назначается на должность П. РБ с согласия Совета Респ. и освобождается от должности также П., но уже с уведомлением Совета Респ.

Кроме того, по К. РБ, принятой 15 марта 1994 г., Генпрокурор обладал правом законод. инициативы в Верх.Совете РБ (ст. 90). Новой же редакцией от 24 нояб.1996 г. Генпрокурор лишен такого права. 29 января 1993 г. был принят З-н РБ «О Прокуратуре РБ». В этом Законе прокуратура была названа как самост. орган, осущ-ющий от имени гос-ва надзор за исполн. з-нов, определены цели и направления деят-ти прокуратуры, принципы ее организации и деят-ти, система и организация органов прокур-ры, полномочия прокуроров при осущ-нии надзора за исполнением зак-ва. 8 мая 2007 г. принят новый Закон «О прокуратуре РБ» => прежний Закон утратил силу.

В новом З-не «О прокуратуре РБ» прокуратура определена как единая и централиз. система органов, осущ-ющих от имени гос-ва надзор за точным и единообр. исполнением НПА на терит. РБ, а также выполняющих иные функции, установленные законод. актами. Существенной новацией в этом З-не является то, что в нем изложена иная система принципов организации и деят-ти прокуратуры по сравнению с системой пр-пов, которые были предусмотр. в прежнем Законе. Перечень направлений деят-ти прок-ры дополнен новым направлением – «Кординациядеят-ти по борьбе с преступностью». Увеличено число отраслей прокур. надзора с 4-х до 5 в связи с разделением ранее одной отрасли «Надзор за исполн-ем з-нов органами, осущ-ющимиоперативно-розыскнуюдеят-ть, дознание и предвар. следствие» на 2самост. отрасли: «Надзор за исполн.зак-ва при осущ-нииоператив.-розыск.деят-ти» и «Надзор за исполн. закона в ходе досуд.произ-ва, при произ-вепредвар. следствия и дознания». Новшеством в этом Законе является переименование «общего надзора» прокуратуры на «надзор за исполн.зак-ва». Введена новая глава «Особенности организации и обеспечения деят-ти военных прокуратур» (глава 16) и др. отличияот прежнего З-на.


Сущность прокурорского надзора (ПН).

В соответствии с К. РБ и Законом «О прокуратуре», ПН представляет собой самостоятельную отрасль гос.деят-ти, направленный на надзор за точным и единообразным исполнением з-на. ПН это самостоятельны и специфический вид гос. деятельности, осущ-ется от имени государства. Эту деят-ть не могут.осущ-ть никакие др. гос., обществ. и иные органы, организации, учреждения, должн. или физ. лица.

Самост-тьПН определяется содержанием этой деят-ти, которая состоит в проверке точности соблюдения К. РБ и исполнения требований з-нов, соотв-я иных прав. актов з-ну и устранении выявленных нарушений.

Органы прокуратуры занимают особое место в гос. системе РБ. Имея функциональноеотнош-е к каждой ветви власти, они, тем не менее, не относятся ни к одной из них. Это специфич. Положение прокуратуры в системе гос. устройства, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность ПН как осн. вида деят-ти прокуратуры.

Рассматривая сущность ПН, следует иметь ввиду, что под термином «ПН» понимают: а) специфич. вид гос. деят-ти, б) самост. отрасль юрид. науки, в) учебную дисциплину.

Прок. надзору присущи полит., соц. и прав.природа.

Полит.природа – укрепление режима законности, что повышает авторитет закона.

Соц. природа – защита прав и свобод чела, обусловлена характером властных полномочий прокурора, которые существенно отличаются от законод. исполн. и суд.власти.

Прав.природа обусловлена специфичностью функционал.обяз-тей прокурора, пределами осуществления ПН.

Прокурорский надзор – деят-ть органов прокуратуры, направленная на обеспечение прокурорских надзоров в целях охраны прав и интересов граждан и гос-ва, субъектов хоз-я на всей территории РБ.


Прокурорская власть и её особенности.

Прокурорская власть – реализуемая воля государства направленная на соблюдение законов.

Признаки власти:

1) власть осущ-ется от имени государства,

2) независимость власти,

3) зависимость объема власти от степени соц. опасности правонарушения,

4) применение властных полномочий прокурора без вмешат-ва в производств.деят-ть предприятий, учреждений.

Органы прокуратуры занимают особое место в гос. системе РБ. Имея функциональноеотнош-е к каждой ветви власти, они, тем не менее, не относятся ни к одной из них. => Прокур. власть не входит ни в одну из ветвей власти, она самостоятельная власть. Это специфич. положение прокуратуры в системе гос. устройства, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность ПН как осн. вида деят-ти прокуратуры.

 


 

Форма правоотношений реализации прокур. власти

Соотнош-е прок. надзора с деят-тью контролир. органов.

Исходя из статуса прокуратуры и её места в гос. механизме прокур. надзор распространяется на все органы исполнит. власти, органов местного самоуправл., также на акты суд. власти, акты коммерч. и некоммерч. организаций.

Гос. контроль распространяется в основном на коммерч. и не коммерч. организации и граждан. В предмет контроля как правило не входят законод. органы власти, представит. органы местного самоуправления, суд, прокуратура.

Предметом гос. контроляявл-ся оперативная деят-ть подконтрольных субъектов по фактическому исполнению законов. Т.к. оперативная деят-ть указанных субъектов регламентируется нормативными актами, то осуществление контроля становится равнозначным вмешательством в саму эту деят-ть, практически без к/л ограничений. Предметом же прокур. надзора является исключительно исполнение законов органами власти, управления и конторля, а также коммерч. и некоммерч. организациями, и только с т.з. законности оцениваются прокуратурой и деят-ть и правовые акты поднадзорных субъектов.

Министерства и ведомства вправе наложить дисциплинр. и админ. взыскания, прокурор не наделен таким правом, он может только поставить перед соотв-щими органами вопрос об устранении нарушения з-на и причин им способствющих. Руководители и должн. лица предприятий и учреждений вправе отстранять на время от исполнения обязанностей рабочих, прокурор может отстранить должностных лиц только после возбуждения угол. дела.

Гос. органы выполняют контролир. ф-ции, кот.носят ведомств. хар-р (КГК, МВД, КГБ).

ПН по своей сути явл. и д.б. высшим надзором, кот. осущ-ся от имени гос-ва за точным и единообраз. исполн. з-на. На сегодняшний день законод-е закрепление понятия «высший орган» отсутствует.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 148.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...