Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности..




Вопросы для повторения:

1. Сущность конструктивной деятельности педагога.

2. Технология воспитательного мероприятия.

3. Требования к современному уроку.

Практические задания:

1. Основываясь на данных проведенной вами диагностики, сконструируйте какое-либо воспитательное мероприятие (беседу, диспут, классный час, игру, родительское собрание и т.д.) и представьте в группе его начало (10 минут).

2. Скорректируйте составленный вами урок в соответствии с результатами диагностики учащихся. Представьте в группе фрагмент вашего урока (объяснение нового материала, например)

3. Обоснуйте целесообразность вашего мероприятия и изменений, внесенных в урок, базируясь на структуре конструктивной деятельности (анализ-прогноз-проект).

Литература:

1. Аралова М.А. Классный час играючи. Выпуск 1.- М.,2002.

2. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2.-М.,2002.

3.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.,1989.

4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – с.Пб.,2002.

5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. – М.,2001.

6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П Совсем необычный урок. – М.,2001.

7. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.,1991.

8. Сластени В.А. и др. Педагогика. – М.,1997.Гл.19.

9. Уроки добра и красоты/ Сост. Потанина Л.Г., Щуркова Н.Е. – Смоленск,1995.

10. Федорова Л.И. Игра в обучении. – Смоленск,2006.

Занятие 35. Практикум

Тема: Решение психолого-педагогических задач и моделирование образовательных и педагогических ситуаций.

 

Цель: Развитие профессионально-творческого мышления будущих учителей, формирование у них потребности в овладении основами педагогического мастерства в процессе решения образовательных и педагогических задач.

 

Опорные понятия: образовательная и педагогическая задача, педагогическая ситуация, моделирование, педагогическое воздействие, педагогические умения, стратегические, тактические, оперативные задачи воспитания, этапы решения педагогических задач.

 

Педагогический словарь:

Образовательная (педагогическая) задача- это результат осознания педагогом цели образования (воспитания) и реальных условий ее достижения.

 

Педагогическая ситуация- это совокупность условий, в которых учитель ставит

педагогические цели и задачи, принимает и реализует педагогические решения.

 

Моделирование- процесс построения и исследования моделей.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие образовательной и педагогической задачи.

2. Классификация образовательных и педагогических задач.

3. Этапы решения педагогических задач.

 

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.- Спб,2001. Глава VII.

2. Спирин Л.Ф.,СтепинскийМ.А., Фрумкин М.Л. Основы педагогического анализа.- Ярославль,1985.

3. Психолого- педагогический практикум.- под ред. В.А. Сластенина.- М.,2005.  

4. Титова Е.В. Если знать, как действовать.-М.,1993.- С.63-84.

 

Дидактический материал к занятию:

Классификация педагогических задач по заложенным воспитательным перспективам и способам решения: стратегические, тактические, оперативные.

Классификация педагогических задач по характеру воздействия на учащихся:

- задачи педагогической диагностики;

- задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учащихся;

- задачи по выбору приемов и методов воздействия на учащихся;

- задачи по организации деятельности учащихся;

- задачи по формированию общественного мнения коллектива;

- задачи по переориентации учащихся;

- задачи по закреплению привычки, интереса;

- задачи по развитию самостоятельности;

- задачи на развитие и проявление творчества;

- задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;

- задачи по педагогическому стимулированию;

- задачи по самовоспитанию.

 

Этапы решения педагогических задач:

1й этап. Постановка педагогической задачи. Постановку педагогической задачи можно представить как решение самостоятельных частных задач: педагогической диагностики, педагогического целеполагания, определения исходных условий и проблемы решения педагогической задачи.

2й этап. Проектирование способа педагогического воздействия. На данном этапе решаются следующие основные задачи:

- выбор способа достижения педагогической цели;

- проектирование деятельности воспитанников как объектов воспитания, субъектов непреднамеренного педагогического воздействия и субъектов воспитания;

- проектирование профессиональной деятельности субъектов воспитания;

- проектирование учебно- воспитательной информации;

- составление плана решения педагогической задачи.

3й этап. Осуществление плана решения задачи на практике.

На данном этапе осуществляется:

- обучение воспитанников, сообщение им необходимой учебно- воспитательной информации, необходимой для стимулирования их деятельности;

- педагогическое руководство как система непосредственных воздействий на воспитанников, целесообразное управление их деятельностью;

- согласование своей деятельности с деятельностью других воспитателей;

- материально- техническое обеспечение учебно- воспитательного процесса.

4й этап. Анализ результатов решения.

Частные задачи этапа включают:

- анализ практических итогов деятельности объектов воспитания;

- изучение объектов воспитания и их деятельности в процессе педагогического воздействия и в результате его с целью определения факта достижения педагогической цели, а также диагностики нового состояния объектов воспитания;

- анализ способа достижения цели и его оценка на основе информации, полученной в результате решения предыдущих задач данного этапа;

- анализ субъектом воспитания своей деятельности в процессе решения задачи, обобщение опыта, постановка задач профессионального самообразования и самовоспитания.

 

Задания к занятию:

1. Какие знания и умения, приобретенные на предыдущих занятиях практикума, помогут вам в достижении цели данного занятия?

2. Как вы считаете, почему важно мысленно представлять себе то или иное педагогическое явление, ставить себя в положение воспитанника и воспитателя?

3. Существует взгляд, согласно которому квалифицированного педагога можно подготовить лишь при условии, если, обучаясь в вузе, студент « испытает свои силы» во всех или почти во всех видах и разновидностях педагогического труда. Выскажите собственную точку зрения по поводу данного утверждения.

4. Решение педагогических задач.

Задача 1

На уроке литературы дети работали над составлением литературного портрета. Учительница предложила каждому описать внешность какого-нибудь хорошо знакомого человека. Ребята склонились над тетрадями. Один ученик начал по окончании читать свою работу классу, и учительница тихо ахнула: в портрете, изображенном учеником, она узнала … себя - так метко были схвачены детали ее неказистой внешности. Захотелось закричать, заставить замолчать злого мальчика, выбежать из класса...

 

1. Разделитесь на микрогруппы по 5-7 человек.

2. Решите педагогическую задачу в соответствии с представленными выше этапами. Каждая микрогруппа предлагает свой вариант решения. В итоге студенты находят предпочтительный способ достижения желаемого результата.

Задача 2

Анализируя контрольную работу, учитель так комментирует оценки:

- Капустин - четыре. Хорошая. Как всегда у тебя работа, но к сожалению, в ней обнаружилась одна грамматическая ошибка.

- Владимиров - тоже четыре. Поздравляю, молодец! Так держать!

- Елисеев - у тебя в этот раз только семь ошибок. Это в два раза меньше, чем в предыдущий работе. Сдвиги значительные. Осталось немного - и ты покончишь со своими двойками. Надеюсь, что сегодняшняя будет у тебя последней.

 

 1. Проанализируйте оценочные суждения учителя. Какие задачи пытается решать учительница, давая в адрес ученика, получившего неудовлетворительную оценку, положительное оценочное суждение?

2. Приведите варианты оценочных суждений учителей (положительных, негативных, нейтральных) в адрес учеников, получивших неодинаковые отметки: а) выше, чем обычно; б) ниже, чем обычно; в) такие же, как обычно. Будет ли существенной разница в суждениях по поводу отметок сильным и слабым ученикам, при условии, что сами отметки одинаковы?

Задача 3

О Надежде Федоровне я слышала задолго до знакомства с ней. Много хорошего говорили о ней и директор, и завуч школы. И вот я уже у нее на уроке в VI классе.

Поразила подтянутость ребят, собранность, высокая активность. На многочисленные вопросы учительницы все готовы отвечать. Ни одного лишнего движения. Сосредоточенность, напряженное внимание.

После урока спрашиваю ребят, любят ли они Надежду Федоровну и ее предмет.

- Что вы! Мы ее боимся!- в один голос заговорили шестиклассники.

Понимаю не сразу: как это- боимся?

- А очень просто,- объясняют ребята.- что-нибудь не так - сразу накричит, обругает!

- Родителям жалуется!

- Вот и зубрим ее предмет,- с нескрываемой обидой заключает разговор один из мальчишек.

 

1. Как вы оцениваете результаты труда учителя?

2. Какими критериями оценки труда учителя пользуется руководство школы?

3. Какие просчеты в воспитании школьников допускает педагогический коллектив школы, поддерживающий методы работы таких учителей?

Задача 4

Саша пришел в новую школу в 9й класс. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему.

Но прошел месяц- другой. И Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обращали внимания. Но вот однажды на уроке физики…

 

Разделитесь на новые микрогруппы (смешанного состава) и завершите ситуацию. Предложите однокурсникам вопросы и задания к ситуации.

 

5. Работа по книге А.Е. Кондратенкова «Педагогика в картинах реальной жизни». Выберите заинтересовавшие вас педагогические ситуации и обсудите с однокурсниками представленные в книге варианты решения педагогических задач. На каких этапах решения педагогических задач проявилось педагогическое мастерство учителя?

Работа осуществляется в микрогруппах.

6. Педагогическая рефлексия. Опишите свою деятельность на занятии.

Можете назвать ее эффективной, творческой?

В чем это выражается?

Проанализируйте собственные мысли и переживания, размышления, сомнения.

Какие умения, навыки вы приобрели на занятии?

В полную ли силу работали, охотно ли слушали однокурсников?

Приобрели ли вы опыт решения педагогических задач?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...