Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности..
Вопросы для повторения: 1. Сущность конструктивной деятельности педагога. 2. Технология воспитательного мероприятия. 3. Требования к современному уроку. Практические задания: 1. Основываясь на данных проведенной вами диагностики, сконструируйте какое-либо воспитательное мероприятие (беседу, диспут, классный час, игру, родительское собрание и т.д.) и представьте в группе его начало (10 минут). 2. Скорректируйте составленный вами урок в соответствии с результатами диагностики учащихся. Представьте в группе фрагмент вашего урока (объяснение нового материала, например) 3. Обоснуйте целесообразность вашего мероприятия и изменений, внесенных в урок, базируясь на структуре конструктивной деятельности (анализ-прогноз-проект). Литература: 1. Аралова М.А. Классный час играючи. Выпуск 1.- М.,2002. 2. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2.-М.,2002. 3.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.,1989. 4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – с.Пб.,2002. 5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. – М.,2001. 6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П Совсем необычный урок. – М.,2001. 7. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.,1991. 8. Сластени В.А. и др. Педагогика. – М.,1997.Гл.19. 9. Уроки добра и красоты/ Сост. Потанина Л.Г., Щуркова Н.Е. – Смоленск,1995. 10. Федорова Л.И. Игра в обучении. – Смоленск,2006. Занятие 35. Практикум Тема: Решение психолого-педагогических задач и моделирование образовательных и педагогических ситуаций.
Цель: Развитие профессионально-творческого мышления будущих учителей, формирование у них потребности в овладении основами педагогического мастерства в процессе решения образовательных и педагогических задач.
Опорные понятия: образовательная и педагогическая задача, педагогическая ситуация, моделирование, педагогическое воздействие, педагогические умения, стратегические, тактические, оперативные задачи воспитания, этапы решения педагогических задач.
Педагогический словарь: Образовательная (педагогическая) задача- это результат осознания педагогом цели образования (воспитания) и реальных условий ее достижения.
Педагогическая ситуация- это совокупность условий, в которых учитель ставит педагогические цели и задачи, принимает и реализует педагогические решения.
Моделирование- процесс построения и исследования моделей.
Вопросы для обсуждения: 1. Понятие образовательной и педагогической задачи. 2. Классификация образовательных и педагогических задач. 3. Этапы решения педагогических задач.
Литература: 1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.- Спб,2001. Глава VII. 2. Спирин Л.Ф.,СтепинскийМ.А., Фрумкин М.Л. Основы педагогического анализа.- Ярославль,1985. 3. Психолого- педагогический практикум.- под ред. В.А. Сластенина.- М.,2005. 4. Титова Е.В. Если знать, как действовать.-М.,1993.- С.63-84.
Дидактический материал к занятию: Классификация педагогических задач по заложенным воспитательным перспективам и способам решения: стратегические, тактические, оперативные. Классификация педагогических задач по характеру воздействия на учащихся: - задачи педагогической диагностики; - задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учащихся; - задачи по выбору приемов и методов воздействия на учащихся; - задачи по организации деятельности учащихся; - задачи по формированию общественного мнения коллектива; - задачи по переориентации учащихся; - задачи по закреплению привычки, интереса; - задачи по развитию самостоятельности; - задачи на развитие и проявление творчества; - задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности; - задачи по педагогическому стимулированию; - задачи по самовоспитанию.
Этапы решения педагогических задач: 1й этап. Постановка педагогической задачи. Постановку педагогической задачи можно представить как решение самостоятельных частных задач: педагогической диагностики, педагогического целеполагания, определения исходных условий и проблемы решения педагогической задачи. 2й этап. Проектирование способа педагогического воздействия. На данном этапе решаются следующие основные задачи: - выбор способа достижения педагогической цели; - проектирование деятельности воспитанников как объектов воспитания, субъектов непреднамеренного педагогического воздействия и субъектов воспитания; - проектирование профессиональной деятельности субъектов воспитания; - проектирование учебно- воспитательной информации; - составление плана решения педагогической задачи. 3й этап. Осуществление плана решения задачи на практике. На данном этапе осуществляется: - обучение воспитанников, сообщение им необходимой учебно- воспитательной информации, необходимой для стимулирования их деятельности; - педагогическое руководство как система непосредственных воздействий на воспитанников, целесообразное управление их деятельностью; - согласование своей деятельности с деятельностью других воспитателей; - материально- техническое обеспечение учебно- воспитательного процесса. 4й этап. Анализ результатов решения. Частные задачи этапа включают: - анализ практических итогов деятельности объектов воспитания; - изучение объектов воспитания и их деятельности в процессе педагогического воздействия и в результате его с целью определения факта достижения педагогической цели, а также диагностики нового состояния объектов воспитания; - анализ способа достижения цели и его оценка на основе информации, полученной в результате решения предыдущих задач данного этапа; - анализ субъектом воспитания своей деятельности в процессе решения задачи, обобщение опыта, постановка задач профессионального самообразования и самовоспитания.
Задания к занятию: 1. Какие знания и умения, приобретенные на предыдущих занятиях практикума, помогут вам в достижении цели данного занятия? 2. Как вы считаете, почему важно мысленно представлять себе то или иное педагогическое явление, ставить себя в положение воспитанника и воспитателя? 3. Существует взгляд, согласно которому квалифицированного педагога можно подготовить лишь при условии, если, обучаясь в вузе, студент « испытает свои силы» во всех или почти во всех видах и разновидностях педагогического труда. Выскажите собственную точку зрения по поводу данного утверждения. 4. Решение педагогических задач. Задача 1 На уроке литературы дети работали над составлением литературного портрета. Учительница предложила каждому описать внешность какого-нибудь хорошо знакомого человека. Ребята склонились над тетрадями. Один ученик начал по окончании читать свою работу классу, и учительница тихо ахнула: в портрете, изображенном учеником, она узнала … себя - так метко были схвачены детали ее неказистой внешности. Захотелось закричать, заставить замолчать злого мальчика, выбежать из класса...
1. Разделитесь на микрогруппы по 5-7 человек. 2. Решите педагогическую задачу в соответствии с представленными выше этапами. Каждая микрогруппа предлагает свой вариант решения. В итоге студенты находят предпочтительный способ достижения желаемого результата. Задача 2 Анализируя контрольную работу, учитель так комментирует оценки: - Капустин - четыре. Хорошая. Как всегда у тебя работа, но к сожалению, в ней обнаружилась одна грамматическая ошибка. - Владимиров - тоже четыре. Поздравляю, молодец! Так держать! - Елисеев - у тебя в этот раз только семь ошибок. Это в два раза меньше, чем в предыдущий работе. Сдвиги значительные. Осталось немного - и ты покончишь со своими двойками. Надеюсь, что сегодняшняя будет у тебя последней.
1. Проанализируйте оценочные суждения учителя. Какие задачи пытается решать учительница, давая в адрес ученика, получившего неудовлетворительную оценку, положительное оценочное суждение? 2. Приведите варианты оценочных суждений учителей (положительных, негативных, нейтральных) в адрес учеников, получивших неодинаковые отметки: а) выше, чем обычно; б) ниже, чем обычно; в) такие же, как обычно. Будет ли существенной разница в суждениях по поводу отметок сильным и слабым ученикам, при условии, что сами отметки одинаковы? Задача 3 О Надежде Федоровне я слышала задолго до знакомства с ней. Много хорошего говорили о ней и директор, и завуч школы. И вот я уже у нее на уроке в VI классе. Поразила подтянутость ребят, собранность, высокая активность. На многочисленные вопросы учительницы все готовы отвечать. Ни одного лишнего движения. Сосредоточенность, напряженное внимание. После урока спрашиваю ребят, любят ли они Надежду Федоровну и ее предмет. - Что вы! Мы ее боимся!- в один голос заговорили шестиклассники. Понимаю не сразу: как это- боимся? - А очень просто,- объясняют ребята.- что-нибудь не так - сразу накричит, обругает! - Родителям жалуется! - Вот и зубрим ее предмет,- с нескрываемой обидой заключает разговор один из мальчишек.
1. Как вы оцениваете результаты труда учителя? 2. Какими критериями оценки труда учителя пользуется руководство школы? 3. Какие просчеты в воспитании школьников допускает педагогический коллектив школы, поддерживающий методы работы таких учителей? Задача 4 Саша пришел в новую школу в 9й класс. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему. Но прошел месяц- другой. И Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обращали внимания. Но вот однажды на уроке физики…
Разделитесь на новые микрогруппы (смешанного состава) и завершите ситуацию. Предложите однокурсникам вопросы и задания к ситуации.
5. Работа по книге А.Е. Кондратенкова «Педагогика в картинах реальной жизни». Выберите заинтересовавшие вас педагогические ситуации и обсудите с однокурсниками представленные в книге варианты решения педагогических задач. На каких этапах решения педагогических задач проявилось педагогическое мастерство учителя? Работа осуществляется в микрогруппах. 6. Педагогическая рефлексия. Опишите свою деятельность на занятии. Можете назвать ее эффективной, творческой? В чем это выражается? Проанализируйте собственные мысли и переживания, размышления, сомнения. Какие умения, навыки вы приобрели на занятии? В полную ли силу работали, охотно ли слушали однокурсников? Приобрели ли вы опыт решения педагогических задач?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 284. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |