Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типология и многообразие образовательных учреждений.




Вопросы для обсуждения:

1.Сущность содержания образования и его исторический характер.

2.Структура содержания образования.

3.Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.

4.Типология воспитательно-образовательных учреждений Российской Феде­рации.

Литература:

1. Закон РФ об образовании. Статьи 2, 7, 12, 14.

2. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М, 1999. С. 349-350.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: Академия, 2001.- С.51 – 67.

4. Осмоловская И.М. Дидактика: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2006.- С.37-56.

5. Сайман Б. Общество и образование. М., 1989. Гл. 1, 2.

6. Олейникова О. Знание, не прошедшее через сердце, - опасно. // Педагогика. 2001, №6. С.106-108.

Задание к занятию:

1. Рассмотрите различные определения понятия «содержание образования» и классифицируйте их по выбранному вами основанию:

- «система знаний, умений и навыков, в основном соответствующая современному состоянию научного знания, педагогически переработанная в общие основы наук, общественных отношений, производства» (Б.Т. Лихачев).

- «система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» (И.Ф. Харламов).

- «педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности» (И.Я. Лернер).

- «часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» (В.С. Безрукова).

- «содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности» (В.С. Леднев).

- «образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение (А.В. Хуторской).

Сконструируйте собственное определение понятия «содержание образования».

2. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии, ответив на следующие вопросы:

- Является ли образование результатом воспитания или наоборот?

- В какой степени мировые тенденции развития образования должны влиять на отбор отечественного содержания образования?

- Согласны ли вы с положением о том, что знания должны входить в систему убеждений учащегося? Могут ли быть знания противоположны убеждениям учащегося?

- Что должно быть первичным при проектировании обучения: индивидуальная образовательная программа или учебные программы, построенные на основе государственных образовательных стандартов?

 

Занятие 20.

Тема: Сущность процесса обучения.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность, движущие силы и функции процесса обучения.

2. Учение как особый вид познания. Общее и различие процессов познания и учения.

3. Этапы процесса обучения. Задачи учителя на каждом из этапов.

4. Процесс обучения как система.

Литература:

1. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999. С. 66-67, 265-269.

2. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование. // Педагогика. 1994, № 5.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001 С.20-30.

4. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002

5. Седова Л.Н., Штых И.В. Теория обучения. Пособие для сдачи экзамена. М., 2006.

Задание к занятию:

Составьте план-конспект урока по своему предмету на избранную тему. В плане отразите все этапы процесса обучения; укажите, как вы подготовите учащегося к восприятию, как обеспечите восприятие, запоминание, применение на практике усвоенного и контроль.

Занятие 21.

Тема: Закономерности и принципы обучения.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность закономерностей и принципов обучения, соотношение принципов с закономерностями и правилами обучения.

2. Характеристика принципов обучения.

3. Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов обучения.

Литература:

1.Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. М., 1989. С. 103-114.

2.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001. С.35-50.

3.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М. 1987.

Занятие 22-23.

Тема: Методы и средства обучения.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность метода и приема обучения.

2. История развития методов обучения.

3. Многомерные классификации методов обучения.

4. Оптимальный выбор учителем системы методов в учебном процессе.

5. Средства обучения и их классификация.

Литература:

1.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001. С.68-74.

2.Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988.

3.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.

Задание к занятию:

Допишите в своем плане-конспекте урока методы обучения, которые вы предполагаете использовать. Докажите, что они представляют собой оптимальную систему для предполагаемых условий.

Занятие 24-25.

Тема: Формы обучения. Современные модели организации обучения.

Вопросы для обсуждения

1. Из истории развития форм организации обучения.

2. Классно-урочная система обучения. Ее достоинства и недостатки.

3. Типология и структура урока. Нестандартные уроки.

4. Стратегия современного урока.

5. Внеурочные формы обучения.

Литература:

1. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М., 1988.

2. Татарченкова С.С. Урок на педагогический феномен. СПб., 2005.

3. Булатова О.С. Искусство современного урока. М., 2006.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. М.,2001.

5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. М.,2001.

6. Востокова Е.В. Формы обучения: категория дидактики и предметных методик// Педагогика, 2002, №4.С.33.

7. Ершова А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя/ А.П. Ершова, В.М. Букатов; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т.- 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010.-344с.

 

Задание к занятию:

1. Разработайте 2-3 варианта уроков на одну тему. Обоснуйте правильность выбора формы для предполагаемых условий. Подготовьтесь выступить в роли учителя на семинарском занятии. Оценивать ваш план и характер исполнения будут студенты, играющие роли учеников и методистов.

2. Разработайте план нестандартного урока или внеурочного мероприятия, связав учебный предмет по своей специальности с культурой.

Занятие 26-27.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...