Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Сущность воспитания. Базовые теории воспитания и развития личности.




Вопросы для обсуждения:

1. Понятие воспитания. Соотношение понятий "воспитание", "обучение", образование", "формирование личности".

2. Характерные особенности, движущие силы и логика воспитательного процесса.

3. Содержание воспитания.

4. Понятие самовоспитания. Организация самовоспитания школьников.

5. Критерии воспитанности личности. Диагностика воспитанности школьников.

Литература:

1. Бояренцева Л.В. Как «измерить» воспитание? // Школьные технологии.
2001, №2.

2. Кобзарь Б.С. Обучение студентов диагностике воспитательной работы.// Педагогика. 1993, № 1

3. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1986.

4. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.

5. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учебное для студ. вузов по спец. «Педагогика и психология»/ И.Н. Емельянова. – М.: Академия, 2008. – 256 с.

Задание к занятию:

1. Мысленно оцените в баллах развитость у себя чуткости, активности, скромности, образованности, благородства. Составьте план самовоспитания. Представьте, что вам нужно дать совет подростку о самовоспитании. Как вы это сделаете?

2. Подготовьте сообщение с компьютерной презентацией о культуре в соответствии со своей специальностью для какой-либо возрастной группы школьников.


Занятие 10-11.

Тема: Закономерности, принципы и направления воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания.

2. Характеристика основных принципов воспитания.

3. Гуманистический характер принципов воспитания.

4. Основные направления воспитательной деятельности.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.

2. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

3. Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. Смоленск, 1996.

4. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учебное для студ. вузов по спец. «Педагогика и психология»/ И.Н. Емельянова. – М.: Академия, 2008. – 256 с.

 

Задание к занятию:

Разработайте собственные принципы и правила общения со школьниками, основываясь на базовых культурных ценностях.

Занятие 12-13.

Тема: Система форм и методов воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «метод воспитания». Классификация методов воспитания. Методы воспитания как система.

2. Характеристика методов формирования сознания школьников, методов организации деятельности воспитанников и методов стимулирования в системе методов воспитания школьников.

3. Понятие о формах и средствах воспитания.

4. Общение, учение, игра и труд как средства воспитания.

5. Взаимосвязь методов, форм и средств воспитания. Соответствие форм и средств воспитания возрастным особенностям школьников.

 

Литература:

1. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002. – с.128-137

2. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002. – с. 63-69.

3. Воспитательная деятельность педагога / Под ред. В.А. Слатенина и И.А. Колесниковой. – М., 2005.- с. 181-187.

4. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы - М. Ростов на дону, 2004. – с. 58-66

5. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками. – М., 1999.

6. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1994. – Т.1. –с.

7. Михальская А.К. Основы риторики: мысль и слово. – М., 1996.

8. Павлова Л.Г. Спор. Дискуссия. Полемика. –М.,1991.

9. Коротов В.М. Педагогическое требование. – М., 1960.

10. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002. – с.88-107

11. Гмурман В.Е. Поощрение и наказание в школе. – М., 1962

13. Захарова Я. За что мы браним детей: для беседы с родителями //Воспитание школьников. – 2003. - №8

14. Стурова М.П. Формирование гуманной педагогической среды как оптимальное условие реализации цели наказания // Мир образования – образование в мире. – 2005. - №4. –с. 121-128.

15. Божович Л.И. Избр. псих. Тр.: Проблемы формирования личности. – М.,1995.

16. Макаренко А.С. Методы воспитания. // Собр.соч.: в 8т. – М.,19 – с.

17. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М. 1989.

18. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Смоленск, 1996.

Задания к занятию:

1. Составьте рассказ для учащихся младших классов на воспитательную тему.

2. Разработайте планы беседы, диспута.

3. Оцените роль положительных и отрицательных примеров в вашей жизни.

4. Подготовьте и проведите в своей группе дискуссию на тему: "Можно ли обойтись без наказания в современной школе?". При подготовке можно использовать следующие вопросы:

1) Считаете ли вы, что ни от поощрения, ни от наказания, как методов воспитания, отказываться нельзя, так как они выполняют сразу несколько функций: стимулирования, торможения, диагностирования?

2) Как вы относитесь к высказываниям римского ритора-педагога Квинтилиана: "Наказание мне кажется подлым" и "Детским умам вредит чрезмерная взыскательность учителя"?

3) Согласны ли вы, что эффект применения поощрения и наказания обратно пропорционален частоте их применения?

4) Согласны ли вы с утверждением А.С.Макаренко, что эффективность поощ­рения и наказания усиливается, если они исходят от коллектива школьников, а не от воспитателя?

5) Можно ли понимать слова В.Леви "По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами" как то, что от наказаний необходимо отказываться?

5. Всякое ли поощрение имеет воспитательную ценность?

6. Каково ваше отношение к словам В.А.Сухомлинского из книги «Верьте в человека»: «Девять десятых применяемых в школе наказаний являются несправедливыми" и "Как бы серьезен ни был детский проступок, но если он совершен не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание»?

7. Можно ли утверждать, что суть наказания состоит в ограничении действий ученика?

8. Б.Т.Лихачев выделяет в качестве одного из методов воспитания «обращение к стыду», « которое, направлено на возбуждение в ребенке острых отрицательных эмоций, переживания чувства униженности, заслуженной оскорбленности, неполноценности, дискомфорта, недостойности уважения из-за своего безнравственного поступка» (Педагогика. М., 1996. С. 187). Можно ли утверждать, что применение наказания основано на таком же психологическом механизме?

9. Как вы относитесь к системе наказаний в американской школе, где все проступки учащихся квалифицируются по степени тяжести (простые, средние, значительные) и им соответствуют различные наказания?

10. Какую систему поощрений (наказаний) вы хотели бы использовать в своей будущей работе? Кратко охарактеризуйте ее.

11.Приведите пример целенаправленного использования игры в воспитании. Придумайте игру для учащихся определенного возраста.

12. Составьте план первой встречи - общения классного руководителя с учащимися в 5 - 7 классах.

13. Разработайте план трудовой акции / в одном из видов труда - физического, умственного, душевного /.

 

Занятие 14.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 370.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...