Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие пространственного гнозиса и гнозопраксиса.




Развитие пространственных функций осуществляется в следующей последовательности:

1.уточнение схемы тела (правая - левая рука, правая - левая нога, правое - левое ухо, правый - левый глаз и т. д.);

2.ориентировка в окружающем пространстве (где что находится по отношению к ребенку);

3.дифференциация пространственных отношений на невербальном и вербальном уровнях.

С целью развития оптико-пространственного гнозиса и праксиса используются следующие виды упражнений и игр.

1. Подбор парных карточек с изображением геометрических фигур. Детям предлагается набор из 8 карточек (4 пары по 5 фигур) с геометрическими фигурами, разными по форме и цвету (например, синий круг, красный треугольник, желтый квадрат, зеленый овал, черный прямоугольник). Среди 3 - 4 фигур предлагается найти парную.

Тесты С. Борель-Мезонни. Детям предлагаются комбинации изображений полуовалов и наклонных линий в различных пространственных расположениях: по 3 элемента в ряду; по 4 элемента; по 5 элементов. Даются задания: найти предъявленный образец среди других изображений, нарисовать образец, сконструировать его из элементов. При этом образец предъявляется либо на все время выполнения задания, либо на некоторое время (1 мин.) до начала выполнения задания.

3. Дорисовывание незаконченных контуров геометрических фигур (равных и различных по величине): треугольников, кругов, овалов и др.

4. Дорисовывание симметричной половины изображений (бабочек, жука, самолета и т.д.)

5. Составление картинок из частей (разрезные картинки).

6. Игра «Ералаш». Назвать, чья голова, чье туловище, чьи лапы. Из разрезанной на части картинки животного, составить его изображение.

7. Дополнение рисунка по речевой инструкции. Детям предлагается рисунок, например, с изображением горы и предлагается дополнить рисунок, чтобы получилась картинка. Далее детям предлагается инструкция нарисовать над горой солнышко, под горой домик, справа от домика дерево, слева забор, ниже забора - тропинку и т.д.

8. Задания на определение пространственных соотношений двух или нескольких предметов. Материалом для коррекционной работы служат наборы картинок с изображением двух или нескольких предметов. Пространственные отношения уточняются сначала на невербальном уровне, затем закрепляются в импрессивной и экспрессивной речи: предлагается показать ту или иную картинку, назвать, где на ней находятся предметы.

Дифференциация пространственного соотношения впереди - сзади - между (перед - за - между). Сюжетные картинки «Семья», «Девочка, собака и кошка», «Прогулка детей».

10. Дифференциация пространственного соотношения право – лево.

11. Дифференциация предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения. Картинки «Кошка и стол», «Мышка и гриб».

12. Конструирование кубиками «Кооса».

13. Конструирование из палочек или спичек с постепенным усложнением изображения.

14. Раскладывание картинок на листе. Материалом служат картинки с изображением животных и два листа бумаги, разделенных на две части, с подписью: Л. (левая сторона), П. (правая сторона). Возможны два варианта выполнения задания.

I вариант. Педагог кладет перед ребенком один лист бумаги и картинку, например, с изображением кошки, и говорит: «Положи картинку с левой стороны вверху листа» и т. д. После того, как все картинки будут разложены, педагог задает вопросы: «Какие картинки находятся на левой стороне листа?», «Какие на правой стороне листа?», «Что нарисовано на картинке, расположенной в левом верхнем углу?» и т.д.

II вариант. Педагог дает детям инструкцию: «Перенеси картинки, которые находятся на левой стороне листа, на правую сторону другого листа».

15. Игра «Расположение мебели в комнате». Материал: схема комнаты, изображения мебели и предметов убранства комнаты. Можно предложить три варианта игры.

I вариант. Ребенку предлагается сюжетная картинка с готовым интерьером и дается инструкция: «Рассмотри внимательно картинку, постарайся запомнить

расположение мебели». Затем ребенок самостоятельно раскладывает элементы интерьера на схеме комнаты.

II вариант. Самостоятельное расположение изображений мебели на схеме комнаты, закрепление речевых обозначений в импрессивной речи. Педагог дает инструкцию: «Помести стол на середину комнаты. С правой стороны стола поставь стул, на стол поставь вазу». И так до тех пор, пока все изображения предметов не будут расставлены на схеме комнаты.

III вариант. Закрепление пространственных обозначений в экспрессивной речи. Ребенок отвечает на вопросы: «Скажи, где находится шкаф по отношению к столу?», «Где находится люстра по отношению к столу?» и т. д.

16. Игра «Маленький архитектор» В содержание игры входит составление плана улицы с разнообразными объектами.

17. Конструирование трех домиков разной величины из фигур.

18. Игра «Лабиринт».

19. Выполнение тестов Равенна с учетом постепенности их усложнения.

20. Составление узоров из мозаики.

21. Задания на развитие зрительно-моторной координации (выполнение проб Хеда).

Развитие ручной моторики

Развитие ручной моторики осуществляется в следующих направлениях:

- развитие кинестетической основы движений;

- развитие динамической организации и координации движений;

- формирование зрительно-пространственной организации движений.

1. Упражнения на развитие статики движений (праксис позы). Детям предлагается по подражанию воспроизвести то или иное положение пальцев рук. На начальном этапе работы используется игровая форма и зрительное восприятие сходного образа предметов (примеры).

2. Упражнения на развитие динамической организации движений. Используются различные виды предметно-практической деятельности, пальчиковые игры, как без сопровождения, так и в сопровождении стихотворений, счета.

А) Упражнения с использованием предметно-практической деятельности.

1.Конструирование из кубиков домиков, башен и т. д. по образцу, затем по памяти и произвольно.

2.Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков).

3.Составление предметных разрезных картинок (сначала картинок, разрезанных на 2 части, затем на 3, 4 части и т.д.). Вначале дети складывают по образцу, затем по представлению.

4.Складывание из палочек, спичек предметных изображений, геометрических фигур, букв и цифр.

5.Работа с мозаикой.

6.Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков, самостоятельное творчество детей).

7.Наматывание ниток на катушку, клубок.

8.Расстегивание пуговиц, шнурование.

9.Вырезывание цветных полосок, фигурок, букв, цифр по контурам.

10. Раскрашивание предметных изображений цветными карандашами.

11. Раскрашивание изображений букв, цифр цветными карандашами.

12. Обведение контуров предметных изображений.

13. Обведение контуров фигур, узоров.

14. Обведение контуров прямых, ломаных, волнистых линий.

15. Дорисовывание предметных изображений.

Б) Пальчиковые игры без речевого сопровождения

1. Поочередное поднимание и опускание пальцев рук (при этом кисти лежат на столе ладонями вниз):

- правой руки;

- левой руки;

- одновременно пальцев обеих рук.

2. Разведение пальцев рук врозь и сведение вместе, при этом ладони лежат на столе.

3. Поочередная смена положений рук (ладонь-кулак): сначала обе руки на столе ладонями вниз, затем руки сжаты в кулаки. Движения повторяются несколько раз.

4. Координация различных положений кистей рук: левая рука - кулак, правая рука - ладонь; затем наоборот: правая рука - кулак, левая рука - ладонь.

5. Поочередная смена положений рук «кулак-ладонь-ребро». Сначала это упражнение выполняется только правой, потом только левой рукой, а затем двумя руками вместе.

6. «Футбол» - забивание карандашей, шариков из бумаги, пластилина в «ворота» двумя пальцами.

7. «Лесенка». К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки соединяется с кончиком большого пальца правой руки. Далее все движения повторяются. Движения начинаются на уровне груди. А затем руки поднимаются все выше и выше. Игру можно проводить также большими и средними пальцами, большими и безымянными пальцами.

8. «Пальчики здороваются»:

- кончик большого пальца левой руки «здоровается», т.е. поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев этой же руки;

- то же упражнение выполняется пальцами правой руки;

- то же упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой рук;

- пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.). Движения выполняются сначала в медленном темпе (2-3 движения за 5 секунд), затем в более быстром темпе (5-7 движений за 5 секунд).

9. «Оса»:

- поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им;

- то же упражнение проводится указательным пальцем левой руки;

- одновременные движения указательными пальцами обеих рук («осы»).

10. «Дети бегут»:

- указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу;

- то же упражнение проводится пальцами левой руки;

- то же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»).

11. «Двое разговаривают». Кисти обеих рук сжаты в кулаки; большие пальцы поднимаются вверх, при этом то сближаясь, то удаляясь.

12. «Птичка пьет водичку». Пальцы левой руки слегка согнуты в кулак, указательный палец правой руки то опускается в отверстие кулака левой руки, то поднимается.

13. «Игра на рояли». Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:

- поочередно всеми пальцами руки: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1;

- поочередно двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

14. «Шарик надувается». Кончики пальцев правой и левой рук соприкасаются, нижние части кистей рук соединены. По сигналу: «Шарик надувается» нижние части кистей рук разъединяются, пальцы раздвигаются, кончики остаются сомкнутыми.

15. «Бутон распустился». Нижние части кистей рук соединены. Кончики пальцев правой и левой рук слегка соприкасаются. По сигналу: «Бутон распустился» кончики пальцев отодвигаются друг от друга, пальцы раздвигаются.

16. «Бабочка летит». Ладони правой и левой рук скрещиваются на уровне запястья. Ладони прижаты друг к другу тыльными сторонами («бабочка сидит»). По сигналу: «Бабочка летит» ладонями имитируют полет бабочки.

17. «Веселые маляры». Кисти обеих рук - в положении висящих кулачков, затем они поднимаются с раздвинутыми в стороны пальцами и опять опускаются в исходное положение.

18. «Крючочки». Детям предлагается сцепить мизинцы обеих рук, как два крючка. Затем «крючочки» делают другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

19. «Царапки». Ладони в вертикальном положении, пальцы раздвинуты. Затем кончики пальцев сгибаются. Движения повторяются несколько раз.

5. «За работу».

Дети сгибают пальцы левой, а затем и правой руки в кулак.

Ну-ка, братцы, за работу,

Покажи свою охоту,

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить.

(Разгибают большой палец. Разгибают указательный палец и т. д.)

6. «Кто приехал?» (болгарская игра). Дети складывают пальцы обеих рук кончиками вместе.

Кто приехал? Мы, мы, мы!

Мама, мама, это ты?

Да, да, да!

Папа, папа, это ты?

Да, да, да! 32

Братец, братец, это ты?

Да, да, да!

Ах, сестричка, это ты?

Да, да, да!

Все мы вместе, да-да-да!

Быстро хлопают кончиками больших пальцев.

Кончики больших пальцев прижаты друг к другу,

а кончиками остальных пальцев одновременно быстро хлопают.

Хлопают кончиками больших пальцев.

Хлопают кончиками указательных пальцев.

Хлопают кончиками больших пальцев.

Хлопают кончиками средних пальцев.

Хлопают кончиками больших пальцев.

Хлопают кончиками безымянных пальцев.

Хлопают кончиками больших пальцев.

Хлопают кончиками мизинцев.

Хлопают всеми пальцами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 585.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...